Этапы развития русского балета.



Оглавление

 

Введение.

Основная часть.

Глава 1 «АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ»

Причины возникновения танца, его развитие в первобытном обществе, древнем Египте, в древней Греции, в древнем Риме.

История развития русского народного танца.

Этапы развития русского балета.

Сравнительная характеристика классического балета и русского народного танца.

Влияние танца на виды спорта.

Влияние танца на здоровье.

Глава 2. «ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ И ХОДА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИСЛЕДОВАНИЯ»

Анализ социологического опроса «Танец в моей жизни».

Разработка и распространение рекламных объявлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

1

Введение

 

Вот уже 3 года я посещаю танцевальную студию « Мой путь». Летом 2016 года я увидел на празднике в честь «Дня молодежи», как танцевали ребята из этой студии, и мне очень понравилось. Я загорелся желанием стать участником танцевального коллектива «Мой путь». В сентябре 2016 года я увидел объявление о наборе в эту студию и решил туда записаться. Мама мой выбор одобрила. Тем более, что плата за посещение была не высокой, всего 70 рублей.

 Почти каждую неделю я приходил в КДЦ, где ждали меня мои друзья и Лыскова Вероника Олеговна, которая руководит студией.

Мне нравилось там всё: творческая атмосфера, непринужденность, общение с Вероникой Олеговной и ребятами, выступление на сцене и, конечно, наши поездки в разные города, где мы участвовали в общероссийских, областных и международных конкурсах. Куда мы только не ездили! Это Карпинск, Североуральск, Серов, Краснотурьинск, в Нижний Тагил, Екатеринбург. Не раз в составе группы «Тossu Dolls» я становился лауреатом различных хореографических конкурсов, например, «Талантливая Россия», «Танцевальная весна». Из этих поездок мы с ребятами привозили дипломы и памятные подарки.

Но в классе мое увлечение танцами ребята не понимали, и когда я звал одноклассников последовать моему примеру, они не спешили это делать. Я понял, что не могу убедить ребят начать заниматься танцами, у меня не хватало на это аргументов. А как было бы здорово танцевать вместе с одноклассниками! Я понял, что мне надо глубже изучить эту тему, чтобы убедить ребят в нужности и полезности танцев, а заодно и разрекламировать танцевальную студию «Мой путь».

Поэтому я решил написать исследовательский проект «Танец как вид исскуства». Считаю для себя эту тему актуальной. Однако тема моего проекта актуальна в целом и для общества, особенно для молодежи. Считаю, что

 Россия – это танцующая страна. Мой вывод подтверждают различные телевизионные передачи, такие как: «Танцы», «Синяя птица», «Большие танцы», а также ролики в интернете, где молодежь танцует на улице, участвует в флэш-мобах и в праздничных концертах.

Поэтому целью моей работы стало определить значение танца как вида искусства в жизни людей и в истории России. Для этого я поставил перед собой следующие задачи:

1) исследовать историю возникновения танца в человеческом обществе;

2) определить, чем полезны занятия танцами;

3) выявить какие виды танцев получили наибольшее развитие в России;

4) определить влияние танца на спорт;

5) провести социологический опрос среди 7- 9 ых классов на тему «Танец в моей жизни»;

6) разрекламировать танцевальную студию « Мой путь».

Для этого я использовал следующие научно–исследовательские методы:

1) анализ;

2) синтез;

3) сравнение;

4) социологический опрос.

Объектом моего проекта стало искусство, а предметом изучения – танец.

Перед тем как начать исследование я выдвинул следующие гипотезы:

1) танец возник в первобытном обществе, связан с религией;

2) Россия во всем мире ассоциируется с балетом, народными танцами;

3) танцы положительно влияют на здоровье человека;

4) среди молодежи популярны « уличные танцы»;

5) многие ребята не посещают танцевальные кружки, но любят танцевать;

6) танец оказал влияние на спорт.

Для своего исследования я определил следующие этапы:

1) сбор и изучение информации из интернет-источников по данной теме;

2) анализ данных источников, поиск ответов на поставленные мной вопросы;

3) проведение сравнения классического балета и русского народного танца;

4) проведение социологического опроса среди 7-9 ых классов «Танец в моей жизни»;

5) формулировка выводов.

Сделав анализ различных интернет-источников, я могу сказать, что вопросы, поставленные в моем исследовании достаточно изучены научным сообществом и искусствоведами, но для меня, как исследователя вопроса значения танцев в жизни людей и в истории России, важней была, конечно, практическая часть. Большинство авторов статей по этому вопросу отмечают огромную роль танцев в человеческом обществе, подчеркивая, что танцы возникли еще в первобытном обществе и всегда имели практическое назначение. Это не только развлечение, но и полезная необходимость для людей, особенно для тех, кто хочет научиться легко общаться, быть красивым и здоровым.

Единого мнения о причинах возникновения танцев нет, однако большинство ученых склоняется к тому, что танцы возникли из-за религии и были обусловлены человеческими инстинктами.

Анализ литературы по истории русского народного танца и русского балета подводит к выводу, что Россия издревле была танцующей страной, в нашей культуре сегодня существовали богатые хореографические традиции, поэтому к нам едут учиться со всего мира классическому балету. Мы сохранили традиции классического танца, который пришел к нам из Франции и Италии.

Отвечая на вопрос, почему классический балет прижился в России и получил у нас дальнейшее развитие, можно с уверенностью сказать, что этому способствовали традиции русского народного танца. Русский народ имел и имеет самобытную танцевальную культуру, наши предки умели и любили танцевать. Поэтому так любят русский танец во всем мире.

Но танцевальная культура России не ограничилась одним балетом и возникновением русского народного сценического танца, она повлияла очень сильно на спорт. Россия внесла большой вклад в развитие фигурного катания, синхронного плавания, именно у нас, а точнее в СССР возник такой новый вид спорта как художественная гимнастика.

Еще хочется сказать несколько слов о многочисленных интернет-роликах, показывающих нам, как принимают наши прославленные хореографические коллективы за рубежом. Принимают восторженно везде, будь то Италия, Китай, Франция, Германия, США или Мексика с Кореей. А творчество ансамбля народного танца имени Моисеева был объявлено международной организацией Юнеско мировым достоянием. Он подарил миру замечательные национальные танцы разных народов, поставленные именно в России.

 

 

Глава 1 «Анализ литературы»

1.1  Причины возникновения танца, его развитие в первобытном обществе, древнем Египте, в древней Греции, в древнем Риме.

 

До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни или музыки. Но ясно лишь одно - появление танца связанно с осознанием ритма в качестве сопровождения определенной последовательности телодвижений.

Они могли нести в себе различное содержание, что послужило поводом к созданию множества теорий о происхождении танца. Его предшественниками называли игру, магию, религию, инстинкты.

Для человека первобытного общества танец это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатывались охотничьи приемы. Танцем выражались моления о плодородии, о дожде и других нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощались в танцевальных движениях. Первобытные танцы выполнялись группами. Их целью было изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени.

Самым распространённым движением в этих танцах было топанье, возможно, потому, что оно заставляло землю трепетать и покоряться человеку. Также были распространены танцы на корточках. Танцующие любили кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводили танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носили одежды, зато носили маски, сложные головные уборы и часто раскрашивали свое тело.

В качестве аккомпанемента использовалось топанье, хлопки в ладоши, а так же игра на барабанах и дудках из природных материалов. У первобытных племен не было регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла танцующим полностью отдаться танцам и плясать до исступления. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем другое значение.

Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пения, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда был связан с жизнью и бытом людей, поэтому каждый танец отвечает характеру и духу народа, от которого он зародился. С изменением социального строя менялись характер и тематика исскуства, изменялся и танец.

 

Теперь рассмотрим развитие танца в древних государствах.

Важные наглядные сведения о развитии танца в древнем Египте можно подчерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений высеченных на камне, скульптуры и разных предметов древних гробниц.

В Абидосе – месте, где по верованиям египтян, был похоронен бог мертвых Осирис, проводились обряды с танцами и музыкой. Группы певцов и танцовщиков жили при храмах и участвовали в поклонении богам. Одним из главных праздников был обряд, посвященный быку Апису, с тайными танцами, исполняемыми « служителями» быка.

Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества и патриотизма у юношей. Обычно военные, пиррические пляски исполняли двое. Существовали такие массовые пиррихии, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные военные перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, факелы, мечи, копья. В сюжетах героических танцев отражались мифы и предания о героях.

Еще у греков были сценические танцы. Они были частью театральных представлений. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт рукам с помощью надетых на средние пальцы устричных раковин.

Еще в Древней Греции были общественно-бытовые танцы. Они сопровождали семейные и личные торжества, городские и общегосударственные праздники. Различались танцы домашние, городские и сельские. Они были разнообразны по тематике и композиционному рисунку, по составу исполнителей. Именно они оказали большое влияние на появление сценического танца.

В Древнем Риме суровые римские воины первых веков нашей эры особенно любили воинственный танец в память о похищении сабинянок. Его, по преданию, ввел Ромул. Были и танцы жрецов, напоминающие скорее торжественное шествие. Во время упадка Римской империи танцы превратились в безнравственные зрелища, и почетные граждане Рима относились к ним с презрением.

В древний период танец имел важное значение в общественной жизни человека. Уже на этом этапе своего существования танец пытался отображать действительность, отбирать наиболее типические ее черты, придавать им определенный образ.

1.2. История развития русского народного танца.

Когда иностранцев просят привести ассоциации со словом Россия, они часто называют такие понятия как балет и народный танец. На- верно, это связано с тем, что в нашей стране сложились уникальные условия для развития этих жанров танцевального искусства. Мы смогли сохранить и пронести через века традиции русского народного танца. Изначально так случилось, что в России возникло много замечательных хореографических коллективов народного искусства, которые впитали в себя обычаи, связанные с русским танцем. И не только впитали, но и творчески переработали на свой лад народное достояние, которое мы получили от предков. Во времена железного занавеса, именно наши прославленные народные коллективы представляли русское, советское искусство за рубежом. Сами иностранцы потом признавались, что в их странах они не смогли сохранить настолько хорошо свою национальную культуру. Восхищения, овации, благодарность вызывали выступления ансамбля имени Моисеева, русского народного хора имени Митрофана Пятницкого, ансамбля «Березка», Кубанского казачьего хора. Именно фольклорные коллективы создавали образ России за рубежом. Все то же самое в полной мере относится и к русскому классическому балету. Большой театр, Мариинский театр, Михайловский театр, балет Эйфмана прославляют сегодня русское искусство.

 

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси  [2].

Не поддаётся счету, сколько различных танцев бытовало на Руси. В V-VII веках народные танцы исполнялись на лоне природы в празднествах «народных игрищ». На их характер налагали отпечаток древние ведические представления о мире.

 

Для древних арийцев, в основе своей связанных с ведическими представлениями мироздания, танец являлся выражением медитаций, единения с природой, высоких чувств любви и вечного стремления к красоте.

В древних русских обрядовых танцах проявлялись формы мышления, свойственные ведическому представлению мира. Одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается определённый дух и что каждый предмет - живой. Вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать определённые результаты. Гармонизация всех природных сил, понимание единства и общего проникновения всего сущего во всём мироздании.

До нашего времени дошло совсем немного, это уже довольно поздние календарные и бытовые обряды, которые в своё время естественно влияли на всё творчество русского народа.

Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий.

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека - рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью.

Трудно судить какими энергетическими силами обладали русичи, как они мыслили, что чувствовали. Одно понятно, что они не были подвержены той основной болезни человечества: деньги и власть, власть и деньги.

 

В дохристианской Руси были широко распространены яркие народные игрища, которые приурочивались к календарным ведическим праздникам, например: Ярилин день - праздник Солнца, Таусень - Новый год, Обжинки (Овсень) - сбор урожая, Коляда - зимний праздник и разные другие.

Древнерусский танец был тесно связан с боевым искусством. Древнерусские системы боя (каждая из систем, насколько можно судить сегодня) имели по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих боевых плясок, они менялись и трансформировались с годами. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением - «вприсядку». Присядка и плюс сумма боевых движений, применяемых в плясе, были основой боевого танца. Для «рождённых для добра» (русских воинов) боевой пляс был подобен месту сосредоточения света, для «защиты добра от зла».

Пляска вприсядку была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность русичей не превышала и миллиона, язык был единым, а общение внутри воинского сословия был дружественным. Но рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы. Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях: 1 Как способ боя; 2 Как боевой танец.

Руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли. Удары стоя наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием. Именно поэтому в пляске «вприсядку» работе ногами уделяется больше внимания. Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, умели бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стреляли из-за коня и из-под его брюха, умели джигитовать и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов) [3].

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации. В них танцоры не были скованны определенной танцевальной хореографической композицией. Каждому исполнителю давалась возможность выразить себя, показать, на что он способен.

Среди таких танцев, дошедших до нашего времени, но появившихся позднее языческих и ставших известными, были следующие: «Барыня», «Весел уха», «Топотуха», «Плескач», «Вензеля», «Казачий пляс», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Чеботуха», «Сибирская потеха», «Полянка», «Журавель», «Гусачок», «Тимоня», «Валенки», «Болтушки», «Во саду ли», «Круговая-плясовая», «Матрёшки», «Северные заковырки» и другие.

Среди народа были всегда популярны танцы-игры. В своих движениях танцующий не просто подражал повадкам зверей или птиц, а старался придать им черты человеческого характера.

Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, то остается только набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для русского народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки животных. Но это не просто изображение, допустим, птицы, а игра-пляска, где условием ее является «перепляс», в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли.

Этапы развития русского балета.

Первым хореографическим спектаклем в России был «Балет об Орфее», показанный в «комедийной хоромине» царя Алексея Михайловича в его вотчине — подмосковном селе Преображенском (13 февраля 1675). С 1-й половины 18 в. балет прививался балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

В 1738 году открылась Петербургская балетная школа (ныне Санкт-Петербургская академия танца им. А.Я.Вагановой), создателем и руководителем которой был Ланде. В 1773 году в московском Воспитательном доме открылось балетное отделение - предтеча и основа Московского хореографического училища. Начиная с 1760-х гг. русский балет развивался в общем русле театра классицизма. Идеалом эстетики классицизма была «облагороженная природа», а нормой художественного произведения - строгая соразмерность, выраженная в форме трех единств - места, времени и действия. В пределах этих нормативных требований центром действия становился человек, его судьба, его поступки и переживания, посвященные одной цели, отмеченные единой всепоглощающей страстью.

На рубеже 18-19 вв. русский балет вступил в пору расцвета. Появились отечественные композиторы - А.Н.Титов, С.И.Давыдов и обрусевшие композиторы-иностранцы - К.А.Кавос, Ф.Е.Шульц. Русский танцовщик и балетмейстер И.И.Вальберх наметил путь к синтезу русского исполнительского стиля с драматической пантомимой и виртуозной техникой танца итальянского балета, а также со структурными формами французской школы, драматургии балетного спектакля.

В 1-й трети 19 в. русское балетное искусство достигло творческой зрелости, сложилось как национальная школа. Точнее всего особенность исполнительского искусства русских танцовщиц определил А.С.Пушкин, когда охарактеризовал танец своей современницы А.И.Истоминой как «душой исполненный полет». Балет занял привилегированное положение среди других видов театра. Власти уделяли ему пристальное внимание, обеспечивали государственными субсидиями. В 1825 в Москве был открыт Большой театр. В репертуар русского театра вошли все наиболее известные романтические балеты Западной Европы: «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Наяда и рыбак», «Катарина, дочь разбойника».

В 1860-е годы в России начался распад романтического спектакля. В годы, когда русская литература и искусство приобрели реалистическую направленность, балет оставался придворным театром с обилием эффектов феерии, дивертисментных номеров. Исторически сложилось так, что именно русскому балету предстояло возродить балетное искусство в новом качестве. Балетмейстер М.И.Петипа начинал творческую деятельность в канонах изживавшей себя эстетики романтизма. Но он продолжил процесс обогащения танца, начатый в эту эпоху. В его балетах на музыку штатных композиторов императорских театров Ц.Пуни («Царь Кандавл», 1868) и Л.Минкуса («Баядерка», 1877) содержательной основой и кульминацией действия являлись виртуозно разработанные ансамбли классического танца, где развивались и контрастно противопоставлялись темы кордебалетного и сольного танца. Благодаря Петипа сложилась эстетика «большого», академического балета. Поиски Петипа нашли завершение в его сотрудничестве с П.И. Чайковским («Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895) и А.К.Глазуновым («Раймонда», 1898; «Времена года», 1900). Творчество балетмейстера Л.И.Иванова, помощника Петипа («Щелкунчик», 1892; сцены лебедей «Лебединого озера», 1895), уже предвещало новую образность танца начала 20 в. В балетах Петипа и Иванова выступали Е.О.Вазем, Е.П.Соколова, В. А. Никитина, П.А.Гердт, Н.Г.Легат, М.Ф.Кшесинская.

К началу 20 в. русский балет занял ведущее место в мировом балетном театре. Балетмейстер-реформатор М.М.Фокин обновил содержание и форму балетного спектакля, создав новый тип спектакля - одноактный балет, («Шопениана», «Петрушка», «Шехеразада»). А.А.Горский («Дочь Гудулы» по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», 1902; «Саламбо» по роману Г.Флобера, 1910) тоже выступил за целостность балетного действия, историческую достоверность стиля, естественность пластики. Спектакли Фокина оформляли Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, Н.К.Рерих; Горского - К.А.Коровин. С 1909 С.П.Дягилев организовал гастроли русского балета в Париже, известные под названием «Русские сезоны». Они открыли миру композитора И.Ф.Стравинского и хореографа Фокина («Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911), танцовщика и балетмейстера В.Ф.Нижинского («Послеполуденный отдых фавна», 1912; «Весна священная», 1913) и других, привлекли в балетный театр прославленных музыкантов и художников.

После октября 1917, когда многие артисты эмигрировали, русский балет за рубежом развивался особенно интенсивно. На протяжении 1920-40-х гг. русские артисты (А.П.Павлова со своей труппой), балетмейстеры (Фокин. Л.Ф.Мясин, Б.Ф.Нижинская, Дж.Баланчин, Б.Г.Романов, С.М.Лифарь) возглавляли коллективы («Балле рюс де Монте-Карло», «Орижиналь балле рюс», «Русский романтический театр» и многие другие), создавали школы и труппы во многих странах Европы и Америки, оказав огромное влияние на мировой балет. Долгие годы, сохраняя традиции русской школы танца, эти коллективы одновременно испытывали влияние искусства тех регионов, где они работали, и постепенно ассимилировались им.

В России после 1917 балет остался крупным центром общенационального искусства.

В советской России, а потом в СССР стал формироваться метод социалистического реализма в хореографии, где на первый план вышли спектакли, в которых форма «большого балета» 19 в. сочеталась с новым содержанием («Красный мак», 1927). Официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию на сцене спектаклей, созданных в жанре так называемого драмбалета. Балеты этого типа — многоактные, обычно основанные на сюжете известного литературного произведения, строились по законам драматического спектакля. Наиболее известными мастерами этого жанра были Р.В. ахаров («Бахчисарайский фонтан», 1934; «Утраченные иллюзии», 1935) и Л.М.Лавровский («Кавказский пленник», 1938; «Ромео и Джульетта», 1940). К большей танцевальности в пределах драмбалета стремились В.И.Вайнонен («Пламя Парижа», 1932), В.М.Чабукиани («Лауренсия», 1939). В 1930-х гг. сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина (в творчестве Г.С.Улановой, К.М.Сергеева, М.М.Габовича), с другой, — героическая манера танца, экспрессия и динамика (в творчестве М.Т.Семеновой и многих танцовщиков-мужчин, в частности Чабукиани, А.Н.Ермолаева). В числе ведущих артисток конца 20-х — начала 30-х гг. также Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, О.В.Лепешинская.

Однако, несмотря на успехи, монополия одного направления в балетном театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. Но в конце 1940-х — начале 1950-х гг. наступил кризис драмбалета. Перелом наступил в конце 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили ленинградские хореографы Ю.Н.Григорович («Каменный цветок», 1957; «Легенда о любви», 1961; позднее «Спартак», 1968) и И.Д.Бельский («Берег надежды», 1959; «Ленинградская симфония», 1961. На балетные сцены России вышло новое поколение исполнителей М.Н.Барышников, Н.И.Бессмертнова, В.В.Васильев, И.А.Колпакова, М.Л.Лавровский, М.Лиепа, Н.Р.Макарова, Е.С.Максимова, Р.X.Нуреев. После интенсивного подъема балетного искусства в 1960 — начале 1970-х гг. начался спад.

В конце 80-х — начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом. Начиная с 1970-х гг. русские артисты стали все чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. До сих пор в составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения. [4].


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!