Поэтика романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

История мировой литературы, 2019

Специальность «Педагогическое образование»

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

Содержание работы Прим.
Семинар 1 Сопоставление барокко и классицизма Работаем с моими материалами, подготовка не требуется, план не даю
Семинар 2 Расин «Федра»  
Семинар 3 Сопоставление культуры 17 и 18 веков Работаем с моими материалами, подготовка не требуется, план не даю
Семинар 4 Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»  
Семинар 5 Вольтер «Кандид, или Оптимизм»
Семинар 6 Л. Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»
Семинар 7 Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или НоваяЭлоиза»
Семинар 8 И.-В. Гете «Фауст»

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ


                                                                                                                                   Семинар 2.

Поэтика драматургии классицизма. Ж. Расин «Федра»

 

1. Сопоставьте структурно-композиционные особенности пьес Расина с теоретическими требованиями классицизма. Нарушает ли драматург их? Если нарушает, то где и как?

2. Что и почему меняет Расин в сравнении с античными источниками сюжета «Федры»?

3. Проследите этапы внутреннего конфликта Федры (этапы развития сюжета). Соотнесите их с особенностями времени в классицистической трагедии.

4. Федра как трагическая героиня. В чем трагическая вина Федры? Вина и «невольная вина».

5. Монологи Федры. Как переплетается в них эмоциональное и логическое, аналитическое?

6. Жанровое своеобразие любовно-психологической трагедии Расина.

 

Литература

Расин Ж. Федра. Пер. М. Донского.

Бахмутский В. Театр слова: Время и пространство во французской классицистической трагедии 17 века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994. (Конспект!! файл выложен в группе)

Кадышев В. Расин. М., 1990 (глава о «Федре»)

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. (Глава о Расине) – вышлю на почту группе, если напомните.

 

                                                                                                                                   Семинар 4.

Просветительская концепция «естественного человека»

И роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1. Просветительская концепция человека и образ Робинзона Крузо.

2. История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка). Понятие робинзонады.

3. Своеобразие повествовательной манеры Дефо.

4. Жанровая природа романа «Робинзон Крузо». Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.

5. Тематическое своеобразие романа.

6. Концепция образа Робинзона Крузо.

7. Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?

8. Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).

 

Литература

Дефо Д. Робинзон Крузо.

История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0462.htm (Конспект!)

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. (глава о Дефо)

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.

Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

 

 

                                                                                                                                   Семинар 5.

Поэтика жанра философской повести.

Вольтер «Кандид, или Оптимизм»

 

1. Истоки жанра философской повести.

2. Основные черты жанра. Какое значение для философской повести XVIII века имеет идея Разума?

3.Философские повести Вольтера. Место философских повестей Вольтера в ряду произведений этого жанра.

4.  «Кандид» как философская повесть

- Теория Лейбница–Вольфа и ее отражение в повести.

- Проблема мирового зла в повести.

-Критика современности в повести.

-Смысл образа Эльдорадо.

-Функция фантастики и гротеска.

-Смысл финального эпизода

 

Литература

Вольтер. Кандид, или Оптимизм.

Бахмутский ВЯ. В поисках истины (Философские повести Вольтера)// Бахмутский В.Я. Пороги культуры. (выкладываю в группу сканы) – (конспект!)!

Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. М.: Издательство УРАО, 1999. (в инетер по адресу: http://natapa.msk.ru/frantsuzskaya-literatura/frantsuzskiy-filosofskiy-roman-xviii-veka-samosoznanie-zhanra.html )

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3. (http://ec-dejavu.ru/e/Encyclopaedia.html )

Артамонов С. Вольтер и его век. М. 1990. (факультативно)

 

                                                                                                                                   Семинар 6.

Л. Стерн и английский сентиментализм

1. Сентиментализм как литературное направление и мироощущение. Осознание недостаточности и однобокости идей Просвещения в оценке сентименталистов.

2. Творческий путь Стерна. Сущность литературного новаторства Стерна.

3. «Сентиментальное путешествие». Жанровое своеобразие. Пародирование жанра путевых заметок. «СП» – это путешествие куда?

4. Новаторство в образе Йорика. Типичный ли сентименталистский герой – Йорик? Саморефлексия Йорика (привести эпизоды, демонстрирующие особенности мышления героя). Йорик – «положительный» или «отрицательный» герой?

5. Особенности композиции и стиля (обратите внимание на игру с «типовыми» элементами композиции, - например, предисловие, финал текста и проч.). Литературные аллюзии в романе.

6. «СП» как «сентиментально-юмористический» роман.

 

Литература

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М, 1988.

История всемирной литературы в 8 т. Т. 5. – статья о сентиментализме и Стерне. (Историю всем. литературы можно найти в интернете, адрес: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0682.htm) (Конспект!)

Елистратова А. Лоренс Стерн. (Предисловие к книге Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие. - М., 1968) – адрес в инете:  http://www.philology.ru/literature3/elistratova-68.htm

Е. Краснощекова «Сентиментальное путешествие». Проблематика жанра (http://ideashistory.org.ru/pdfs/21krasnoshchekova.pdf)

 

                                                                                                                                   Семинар 7.

Поэтика романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

1. Место Руссо в просветительском движении: мировоззрение Русо как пример полемики Просвещения с самим собой. Руссо и руссоизм. Антитеза «естественного» (человека) и «противоестественного» (общества) как основа взглядов Руссо.

2. Роман «Юлия, или Новая Элоиза». Смысл заглавия. Проблемность романа, соц.-психологический смысл основного конфликта.

3. Образы главных героев. Мастерство Руссо-психолога в их изображении.

4. Духовная драма героев. Этапы любовно-психологического и этического конфликта. Взгляд Руссо на «страсти».

5. Художественное новаторство Руссо. Оправданность и необходимость эпистолярной формы. Специфика сентименталистского психологизма.

Литература

Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

Пахсарьян Н.Т. Жан-Жак Руссо. http://natapa.msk.ru/biografii/zhan-zhak-russo.html  (Конспект!)

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976 (глава о «Новой Элоизе») – оч хорошая работа, единственный недостаток которой, на мой взгляд, – ее отсутствие в сети. 

Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы М., 1987 (посмотреть главы о Руссо) (если кто качает с рутрекера, то там книга есть http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3617381)

Занадворова Т. Л. Жан-Жак Руссо и «сентиментальные революционеры» http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/zanadvorova-russo-i-revolyucionery.htm (больше о взглядах Руссо, чем о романе, однако посмотреть можно)

                                                                                                                                   Семинар 8.

Гете "Фауст"

 

1. Эволюция замысла пpоизведения, истоки фаустовской темы. Эволюция обpаза Фауста.

2. Структура произведения. Роль Прологов.

- Какие три точки зрения на творчество выражены в «Прологе в театре»? Как характеризуется жанр «Фауста» в заключительной реплике директора?

- Спор между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небесах» как отправная точка в споре о природе человека. Какую точку зрения на человеческую природу выражает каждый из них? Смысл метафорического образа кузнечика.

3. "Споp о человеке" в тpагедии. Смысл обpаза Фауста, идейно-философская наполненность этого обpаза.

 4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля. Условия договора между Фаустом и Мефистофелем.

5. Система персонажей в трагедии

- Бог и Мефистофель;

- Фауст и Вагнер;

- Фауст и Мефистофель;

- Фауст и Маргарита.

6. Просветительская апология «дела» в произведении.

- Что ищет Фауст в Евангелии?

- Значение финальной сцены второй части. Почему душа Фауста не достается Мефистофелю?

7. Идейно-художественное своеобpазие "Фауста".

 

Литеpатуpа

Прочитать и предоставить конспект одной из указанных критических работ

Жиpмунский В.М. Истоpия легенды о Фаусте // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972.

Жиpмунский В.М. Твоpческая истоpия "Фауста" Гете // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972. Пп. 1 и 2 скачать можно здесь: http://www.twirpx.com/file/1425496/ 

Аникст А."Фауст" Гете. Литеpатуpный комментаpий. - М., 1979. Можно скачать здесь: http://www.twirpx.com/file/256454/

Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М., 1983. http://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf

Волков И.Ф. "Фауст" Гете и пpоблема художественного метода.- М., 1970 (факультативно).


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!