Оценка синдромов коллективизма и индивидуализма



Чтобы вы не думали о полезности экстремального коллективиза или индивидуализма, позволю себе ясно высказаться: обе экстремальные позиции являются нежелательными. Этническая чистка (включая массовые насилия, которые вынудили большие массы людей покинуть свои дома в 1992-1993 годах), практиковавшаяся боснийскими сербами в отношении представителей исламского населения Боснии, требовала экстремального коллективизма («Моя группа во всем хороша; другая – во всем плоха»). Высокие показатели по таким параметрам как отклоняющееся поведение, преступность, бездомность, бродяжничество и сердечные заболевания, по-видимому, связаны с экстремальным индивидуализмом. Ослабление семейных уз, выражаемых в высоких показателях уровня разводов (Bradbar, Jay, (1986), многочисленные примеры эгоистического поведения детей (Pilisuk, Parks, 1985), а также насильственное поведение в отношении детей (например, употребление родителями наркотиков, пренебрегая интересами своих детей), нежелание платить налоги и пренебрежение социальными инфраструктурами в 1990-х годах в большинстве стран индивидуалистического типа, по-видимому, имеют то же самое отношение к экстремальным формам проявления индивидуализма, которые возникли в последнюю четверть 20 века. Необходимо более глубокое осмысление и понимание этих представлений и синдромов, чтобы двигаться в направлении формирования таких культурных норм, которые бы вбирали в себя лучшие элементы каждой культурной модели и отбрасывали худшие.

Динамические изменения культурных синдромов

Многие современные культуры, которые в прошлом являлсь асолютно коллективистическими, движутся в направлении индивидуализма. Наиболее интересный пример в этом отношении представляет Япония, где женщины, родившиеся в 1960-х годах, возглавляют изменения в направлении индивидуализма (Ивао, 1993). Он отмечает: «Женщины меньше заинтересованы следованию мужским нормам поведения, соответствующим групповым стандартам в корпоративном контексте» (с. 207). Одним из симптомов этого изменения является то, что женщины сохраняют свои фамилии после замужества (с.272). «Деньги позволили им (женщинам) следовать своим собственным целям, начиная с получения докторских степеней до свободы поведения в сексуальной жизни» (с. 28).

Естественно, не следует ожидать драматических и быстрых изменений. Подавляющая часть японских женщин, как молодых, так и пожилых во многих отношениях остаются традиционными, как свидетельствуют данные исследований Ивао. Она скорее выберет работу, которую посоветуют и предложат ее родители, чем ту, которая предоставляет лучшие шансы для профессионального продвижения и карьерного роста, чтобы соответствовать «структуре межличностных взаимоотношений, одобряемых ее родителями» (с. 181).

 

Взаимосвязи между культурными синдромами

На рисунке 6-7 показано, что, по крайней мере, три синдрома – жесткость, сложность и индивидуализм – могут быть взаимосвязаны. Ось х отражает уровень жесткости культуры – жесткие санкции, когда человек не ведет себя в соответствии ожидаемыми культурными нормами. Чтобы общество было жестким, необходима схожесть поведения людей с точки зрения соответствия нормам правильного поведения в любой социальной ситуации. Когда плотность населения высокая, то в обществе, скорее всего, будет большое количество вполне определенных и ясных норм, регулирующих поведение людей, чтобы они не вступали в ненужные столкновения друг с другом. Вместе с тем, когда деятельность требует выполнения взаимозависимых функций (например, когда люди должны возводить большой ирригационный канал), необходимо наличие многих норм, а их нарушение является большим грехом (например, в Древнем Египте пользование водой из канала соседа считалось одним из самых тяжких грехов). Когда деятельность имеет индивидуальный характер (например, собирание ягод), норм, регулирующих этих формы активности, не так много, а к их нарушению относятся более или менее терпимо. Жесткость связана с коллективизмом.

Кроме этого, чем более сложным и стратифицированным является общество, тем более разнообразными являются в нем социальные позиции, группы и роли, выполняемые его членами. Сложность связана с изобилием и богатством. Современные индустриальные общества – это сложные и богатые общества. Чем больше в обществе различных групп со своими отличными нормами, тем больше людей должны сами решать как себя вести. Если они принимают решение, которое не соответствует целям других людей, они обычно не наказываются. В более простых обществах, когда люди являются членами небольшого количества групп и уровень изобилия в обществе низок, существует осознание общей судьбы, и люди чувствуют сильную взаимозависимость. В этих условиях формируется взаимозависимая личность.

____________________

Далее ксерокс Рис.6-7, стр. 178 и перевод обозначений:

1 – Рисунок 6-7. Возможные корреляции жесткости (культурной однородности, высокой плотности населения, многих видов индивидуальной активности, необходимой для выживания) и культурной сложности (множество рабочих профессий, ролей, высокий уровень стратификации, богатства). Уровень индивидуализма является максимальным, когда общество одновременно является и сложным, и рыхлым. Уровень коллективизма максимален тогда, когда общество является простым и жестким.

2 – большое количество профессий, ролей. Высокий уровень стратификации, богатства

3 – максимум индивидуализма

Соединенные Штаты, Германия, Франция, Англия

4 – Япония

5 – низкий уровень плотности населения

6 – Южная Европа

7 – Культурная гомогенность (однородность)

8 – Аграрные страны

9 – Большое количество взаимозависимых видов трудовой деятельности

10 – Общества, занимающиеся промыслом рыбы, охотой, сбором растений и   плодов

       11 – Теократии, монастыри

       12 – Максимум коллективизма

       13 – Бедность

                   Низкий уровень стратификации

                   Небольшое количество профессий, ролей

__________________________

В этой концептуализации можно ожидать максимум коллективизма в простых, бедных обществах с низким уровнем стратификации, которые являются гомогенными, с взаимозависимыми формами активности и относительно высоким уровнем плотности населения. Это, например, общества с теократическими режимам, монастыри и культы (например, секта Джима Джонса, в которой было совершенно массовое самоубийство). Можно ожидать максимум индивидуализма в обществах, которые являются сложными и рыхлыми.

Положение неразвитых обществ на рисунке основывается на информации о стилях воспитания детей в этих культурах (например, Berry, 1967, 1976, 1979; Hendrix, 1985) и личностных характеристиках детей (например, Bolton et al., 1976). В целом, охотники и собиратели пищи более индивидуалистичны, чем члены скотоводческих и аграрных обществ. Эдгертон (Edgerton, 1971) сообщает, что среди четырех африканских племен, скотоводы были более независимы, чем аграрии, но в то же время имели более высокие показатели по уровню уважительного отношения к власти. Это означает, что они одновременно имеют более высокие показатели по переменным индивидуализма и властной дистанции. Совершенно очевидно, что нам нужны дальнейшие исследования, чтобы глубже понять расположение каждой группы на этой схеме.

Ряд исследований позволяет предполагать, что Япония является коллективистской культурой по отношению к Европе и Северной Америке, но более индивидуалистичной, чем неразвитые культуры. Она также быстро становится индивидуалистичной страной (Iwao, 1990).

 

Заключение

В этой главе мы проанализировали четыре элементарные формы социального поведения (совместное владение ресурсами, распределение в соответствии со статусом власти, на основе равенства и рыночных отношений) и связали их с тремя культурными синдромами (сложностью, жесткостью и индивидуализмом). В коллективистических культурах люди с большей вероятностью, чем в индивидуалистических культурах:

· характеризуют себя как представителями групп;

· приобретают характеристики, основанные на внутригрупповых нормах;

· больше знают о других, чем о себе;

· больше помнят о других людях;

· отдают приоритет достижению групповых целей;

· фактически не испытывают диссонанса, когда ведут себя корректно, хотя не согласованно со своими установками;

· подчиняют свои личные цели целям ин-групп;

· больше используют эмоции, сфокусированные на других людях;

· отдают предпочтение установкам и ценностям, в которых делается акцент на взаимозависимости, безопасности, долге, внутригрупповой гармонии и иерархии; 

· чувствительны к групповому остракизму;

· по разному взаимодействуют с человеком в зависимости от того, является он членом своей или внешней группы;

· принимают иерархические взаимоотношения;

· достаточно сдержанны в отношении вступления в другие группы;

· проявляют большую открытость после того, как они действительно становятся членами других групп;

· стремятся спасти как свое лицо, так и лицо другого человека;

· регулируют свое поведение в соответствии с внутригрупповыми нормами;

·  уделяют больше внимания контексту общения;

· проявляют сдержанность;

·   в социальном поведении придерживаются принципа «отвечать взаимностью».

 

Вопросы и упражнения

1. Рассмотрите три поведенческие ситуации/условия, рассмотренные в главе 1. Какие, по вашему мнению, формы социального поведения вероятнее всего будут иметь место в каждой ситуации? Насколько сильно эти формы поведения можно классифицировать как связанные с совместным владением, дистанцией власти, с равенством или рыночным/эквивалентным поведением?

2. Анализируя свой ответ на предыдущий вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются ассоциативными (например, помогающими) или диссоциативными (например, агрессивными)?

3. Анализируя свой ответ на 1-й вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются доминирующими (например, явное доминирование) или подчиненными (например, конформность)?

4. Анализируя свой ответ на 1-й вопрос, ответьте – насколько сильно эти формы поведения являются близкими (самораскрытие) или формальными (поведение в соответствии с нормами этикета)?

5. Выявили ли вы какие-либо взаимосвязи между четырьмя формами ориентаций Фиске и поведенческими ориентациями? Если так, то вы понимаете, что конкретные поведенческие ситуации с большей вероятностью способствуют проявлению одной из этих ориентаций. Обнаружили ли вы, что некоторые формы социального поведения с большей вероятностью проявляются в той или иной поведенческой ситуации?

 

Глава 7

Культура и коммуникация

 

Коллективизм (контекстуальная зависимость) и коммуникация * Статус * Тория вежливости * Содержание * Изменение установок через передачу информации * Надежные источники сообщений * Среда * Структура сообщений * Цели * Коммуникация и социальное поведение * Идеологизм против прагматизма * Ассоциативная  и абстрактная коммуникация * Паралингвистическая коммуникация * Эмоции * Глазной контакт, дистанция, движение тела, жесты * Заключение

 

В жаркий августовский полдень в девятнадцатом веке где-то в Китае два англичанина покрывались испариной и тяжело пыхтели во время игры в теннис. Когда они закончили игру, их симпатичный китайский друг спросил: «Разве вы не могли приобрести себе двух слуг, которые бы делали это вместо вас?». Это удивительный пример трудностей взаимодействия, которые возникают между культурами. Если вы намерены быть эффективным во взаимодействии с людьми, вам необходимо знать субъективную культуру людей, с которыми вступаете в общение. Простое знание того, как они категоризируют свой жизненный опыт, какие ассоциации у них возникают в связи с этими категориями и какие у них есть нормы, роли и ценности будет недостаточным для избежания ошибок общения.

Точность и правильность общения означает, что оба субъекта - и источник, и реципиент сообщения – приписывают ему одинаковое значение.

Гудикунст (Gudyкunst, 1991) отмечал, что мы общаемся, опираясь на обычай / привычку, и сами себе даем инструкцию как общаться. Мы следуем нормам, и наше общение зависит от наших умений и того, как мы категоризуем партнеров по общению – являются ли они членами собственной или внешней группы (Gudyкunst, Gao, Schmidt et al., 1992)? Наши собственные стереотипы также играют важную роль в нашем общении.

Если мы хотим улучшить навыки общения, необходимо четко осознавать уровень своей компетенции. Хоуэлл (Howell, 1982) выделил четыре стадии компетенции: (1) неосознаваемое отсутствие компетентности, когда мы ошибочно интерпретируем поведение других, но не осознаем этого (как, например, в случае с китайским другом двух теннисистов, приведенном выше); (2) осознаваемое отсутствие компетентности, когда мы понимаем, что неправильно интерпретируем поведение других, но не знаем что с этим делать; (3) осознаваемая компетентность, когда мы изменяем свое поведение, чтобы принять во внимание тот факт, что взаимодействуем с представителем другой культуры; и (4) неосознаваемая компетентность, когда правильная модель общения стала частью привычной структуры нашего общения. И нам не нужно думать об использовании другой модели при общении с людьми из другой культуры.

Многое в общении является паралингвистическим (невербальным). Эта компонента общения не включает в себя использование языка, а больше эмоциональную экспрессию, жесты, движения тела по отношению к телу собеседника, глазной контакт, громкость голоса. В процессе общения с представителем иной культуры его можно ранить совершенно ненамеренно, как бывшей президент Никсон во время визита в Бразилию. Он использовал привычный в американской культуре сигнал «ОК» (жест большого и указательного пальцев в форме кольца), который в некоторых подгруппах в Бразилии используется как приглашение «давай займемся сексом»!

Жесты – это весьма ненадежные способы коммуникации. Так жест, означающий «да» в одной культуре, может иметь значение «нет» в другой. Например, в Болгарии и южной Индии кивок означает «нет», а повороты головы в стороны – «да». Для меня было трудно смотреть на своего местного помощника в южной Индии, когда его жесты говорим «нет», а голос – «да».

Когда люди общаются, они формируют для себя предположения в отношении своего воздействия на партнеров по общению. Они выбирают стратегии общения таким образом, чтобы извлечь для себя максимальную пользу. Эффективное общение означает, что мы приписываем поведению других людей такое же значение, какое они сами приписывают ему.

В этом случае говорят, что мы осуществляем изоморфную атрибуцию (Triandis, 1975, 1977). Вспомним, что атрибуция – это осознаваемая причина поведения (приписывание явлению определенного значения – В.С.). Например, у древних самураев существует такая форма выражения доверия: «Я не против спать вместе с тобой». Теперь, если самурай скажет это мне, и я восприму это как комплимент, по существу означающий «Я доверяю тебе до такой степени, что могу спать с тобой в одной комнате, поскольку я знаю, что ты не убьешь меня во время моего сна» - это будет означать, что я осуществил изоморфную атрибуцию. Атрибуция самурая может точно не совпадать с той, которая возникла у меня (именно поэтому она называется изоморфной, а не идентичной). Возможно, самурай подумал: «Мне необходимо сказать Триадису, что с ним я чувствую себя в полной безопасности». Это значение достаточно точно совпадает с тем, которое я приписал его высказыванию. В этом случае мы продолжаем говорить на одном языке (об одном и том же). Однако если бы я подумал, что самурай делает мне сексуальное предложение, в этом случае я скорее использовал неизоморфную атрибуцию – секс, чем изоморфную – доверие.

Другой пример проявления неизоморфных атрибуций рассказал мой друг, греческий психиатр Георгий Вассилиоу (Triandis, 1975, с. 42-43). Участниками инцидента были американский руководитель (А) и греческий подчиненный (Г). Руководитель хотел, чтобы подчиненный принимал участие в принятии решений (широко распространенная и эффективная практика управления в Соединенных Штатах). Однако подчиненный ничего не знал о такой форме управления и просто ожидал от босса, что он будет «заправлять всем».

 

Поведение                                               Невысказанные мысли и атрибуции

А: Сколько времени вам потребуется        А: Приглашение к участию в   

для составления доклада?                           обсуждении

Г: Замешательство. Почему он мне              не скажет, в какой срок его необходимо выполнить?

Г: Я не знаю. А сколько                              А: Он не хочет взять на себя

времени следует на него                                 ответственность

потратить?                                                      Г: Я попросил его самого отдать распоряжение

А: Вам самим лучше оценить необходимое   А: Я поддержал его суждение.

время выполнения задания                               Г: Какая бессмыслица!

Лучше я просто скажу ему какой-то срок.                                                    

Г: 10 дней.                                                                      Г: Он не очень-то силен в оценке возможности и времени. Давай-ка я лучше позволю ему почувствовать это из собственного опыта!

А: Возьмите 15 дней.                                         А: Я предлагаю ему контракт.

Вы согласны, что выполните

его в течение 15 дней?                                      Г: Он отдает мне распоряжение.              

Фактически, выполнение задания требовало значительно больше времени. Подчиненный работал день и ночь, но по истечении 15 дней его завершение потребовало еще один день упорной работы.

А: Где доклад?                                               А: Я пытаюсь научить его определять конечные сроки.

                                                                  Г: Он требует отчет.

 

Г: Он будет готов завтра.                 А: Отчет не готов.

А: Но мы ведь договорились,               А: Я должен научить его понимать

 что он будет готов к                              важность заключенных контрактов.

сегодняшнему числу.                                                                    

После этих слов подчиненный взрывается «Глупый, неблагодарный босс! Я работал день и ночь на протяжении 15 дней, и он еще смеет нервировать и критиковать меня». После этого он подает заявление о своем увольнении. Американец полностью обескуражен. Грек говорит себе, что он просто не может работать с таким «глупым» боссом.

 

Как видно из примера, все атрибуции, которые они приписывали высказываниям, были в целом неизоморфными. Они оба находились на неосознаваемом уровне некомпетенции общения!

Из этих примеров видно, что обычно мы не знаем мыслей и чувств других людей. И в этом отношении мы зависим от них – они сами являются источником информации о том, что они думают и чувствуют. Мы используем свою собственную основу интерпретации в отношении их действий и высказываний, и часто она совершенно не совпадает с их собственной. Также грустно констатировать и то, что мы часто не сообщаем партнерам, на сколько полно и точно мы их понимаем в процессе общения.

Культуры отличаются по способам коммуникации. В последующих разделах будет рассмотрен ряд основных различий в коммуникационных культурных моделях.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!