Когнитивный слой психического воздействия в сфере медиа



Изучив материал этого раздела, Вы узнаете:

- из каких психических процессов состоит когнитивный слой психики;

- каким образом процессы этого слоя психики организуют готовность к поведению;

- как следует использовать когнитивные процессы в журналистике.

 

Визуально, взаимосвязь психических процессов входящих в когнитивный слой воздействия медиа-информации представлена на рисунке 3. Я рекомендую, в процессе чтения текста, время от времени, обращаться к этому рисунку – рассматривать его. Это позволит вам сформировать целостное представление о том, в какой последовательности «включаются в работу» процессы этого слоя и, впоследствии, при планировании медиа-воздействий, внутренним взором как бы «просматривать» трансформацию создаваемого медиа-продукта в психике.

 

Рисунок 3. Когнитивный слой воздействия

 

Ощущение и восприятие, описанные выше, в научной литературе относятся к этому слою. Однако мы рассмотрели их отдельно в силу и особого значения для медиа. Действительно, результат работы восприятия (целостный образ объекта, предмета или явления внешнего мира) может быть использован как высшими формами мышления, с целью принятия осознанного решения о поведении, но также может вызвать определенную эмоцию или актуализировать потребность. Иными словами, чтобы «процесс пошел» в любом случае нужен «входной» образ с которым будут работать другие психические процессы. Поэтому, формирование этого образа есть важнейшая задача журналиста. Медиа-продукт должен быть доставлен потребителю таким образом, чтобы образ мог сформироваться. Иначе, все остальное не имеет смысла.

Сейчас, когда я пишу эти строки, идет мировая компания многопользовательской игры дополненной реальности Pokemon Go. Замечу, что геолакационные игры, к которым относится и Pokemon Go, были известны еще до эры смартфонов. Более того, в последнее время стартовала пара десятков таких игр. Но многие ли о них знают? Пока неизвестно «взлетит» ли игра Pokemon Go, но то, что она уже прочно вошла в общественное сознание очевидно. При этом живет она в индивидуальном и общественном сознании не виде геймплея, а, преимущественно, в виде визуальных образов странных зверушек и людей, ходящих с поднятым на уровень глаз смартфоном. Этот пример показывает исключительную важность формирования целостных образов восприятия продукта у целевой аудитории, причем вне зависимости от того, в каком слое психики затем будет обрабатываться этот образ.

Ощущение, как отражение отдельных свойств объектов также активно используется в медиа-сфере. Например, оригинальное цветовое решение в оформлении студии, это тоже ощущение. Однако об ощущении и восприятии можно говорить лишь когда имеется внешний сигнал от органов чувств. За сохранение и дальнейшее использование результатов работы ощущения и восприятия отвечает память.

Память это познавательный психический процесс, направленный на запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение информации. Человеческая память, благодаря нашему большому мозгу, уникальна. Мы запоминаем и воспроизводим из памяти больше и лучше чем другие животные.

В самом общем виде память принято разделять на кратковременную и долговременную. Кратковременная (не более 30 секунд по времени и до 9 объектов по содержанию), сохраняет информацию, так как она поступила из ощущения и восприятия. Чтобы эта информация перешла в долговременную память, она должна быть перекодирована; говоря компьютерным языком – архивирована. Способами архивации информации выступают обобщение и индексирование, структурирование, ассоциация с уже известным и проч. Здесь собственно и кроется проблема запоминания, с которой сталкивается любой школьник. В действительности, проблема запоминания это проблема припоминания – извлечения из долговременной памяти того, что там уже есть.

Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. Для медиа важнее второе. Использование произвольного запоминания, т.е. основанного на самопринуждении уместно лишь в случаях когда вы безусловно обеспечили высокую мотивацию клиента (об этом см. раздел «мотивация»), а это возможно далеко не всегда.

Облегчить непроизвольное припоминание медиа-объекта, можно опираясь на следующие принципы:

- привлеките внимание, т.е. обеспечьте уверенное формирование образа восприятия;

- вызовите интерес и другие положительные эмоции (об этом см. раздел «эмоции»);

- подключите воображение (об этом см. «воображение»);

- используйте слова вызывающие вторичные образы (об этом см. «представление»);

- используйте ассоциации с прошлым опытом целевой аудитории;

- навязывайте ассоциации между словом и образом медиа-объекта («ключевые слова»);

- обеспечьте легкость понимания и предельную ясность (об этом см. «мышление»);

- используйте ритм (открытые и скрыты рифмы)

- используйте несколько повторений (наилучшей считается пауза 24 часа)

Информация, извлеченная из памяти, может быть представлена в двух формах: как образ, подобный образу восприятия (представление) и как слово (подробнее см. «речь»).

Представление это процесс формирования «вторичных» образов предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе памяти. Основными характеристиками представлений принято считать следующие.

  1. Наглядность, и в этом они похожи на образы восприятия. Вторичные образы, подобно образам восприятия могут быть и зрительными, и слуховыми, и телесными и комплексными.
  2. Фрагментарность, т.е. во «вторичном» образе мы воспроизводим лишь некоторые черты и особенности объекта и теряем детали.
  3. Обобщенность, т.е. в наглядном образе представления мы на самом деле воспроизводим характеристики целой группы схожих предметов.

Представление исключительно важно для медиа, маркетинга и продаж. Собственно говоря, в большинстве случаев визуальный медиа-продукт и формирует образы представления, извлекаемые – по мере надобности – из памяти, что прямо следует из принципа «двойной проекции». Поскольку психика работает целостно, потребитель при встрече с продвигаемым объектом (образ восприятия) в своей оценке вполне будет опираться на имеющиеся у него «знания», почерпнутые из медиа (образ представления). Если медиа-сообщение было составлено верно, то потребитель будет испытывать чувство: «Я знаю, что это и зачем мне это нужно».

Следует знать, что образы представления и воображения сохраняются в памяти, также как и образы восприятия. И, порой, человеку трудно различить основан ли актуальный («здесь и сейчас») образ представления на образах восприятия или на других образах представления.

Воображение. В психологии это процесс понимается каксоздание субъективно новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки вторичных образов (представлений). Именно с помощью воображения мы осуществляем мысленное преобразование реальности. Воображение «работает» с образами представления и это надо учитывать в медиа. Если мы рассчитываем на то, что медиа-продукт сподвигнет потребителя на действие, мы должны сначала озаботиться тем, чтобы у него был ясный вторичный образ объекта медиа. Только после этого мы можем помочь клиенту создать серию последовательных образов действия, результатом которых будет удовлетворение актом покупки и использования. Обратите внимание, это вполне укладывается в последовательность восприятие ® представление ® воображение ® переживание (см. «эмоция»).

Для того чтобы полностью использовать возможности воображения попробуйте технический прием, который я эффективно использовала и при консультировании создателей медиа-продукта, и в тренингах специалистов по продажам. Рассмотрите медиа- сообщение с позиции, можно ли туда вставить слова: «Представьте (вообразите) себе, что…», обращенных к потребителю. Эти слова не обязательно вставлять в реальный текст. Важно понять, можно ли их вставить. Если да, то вы обращаетесь к воображению, а в противном случае, нет.

Что можно представлять? Обладание объектом; его полезное действие; результат этого действия; хорошие чувства, переживания и даже ощущения (например, тепло, мягкость и шелковистость, приятный запах и проч.); позитивные изменения в себе, в ситуации, в жизни вообще; изменение отношения других людей, да много чего… Поверьте, это весьма эффективно в плане убеждения.

Также журналисту следует понимать, что воображение «работает» с образами восприятия, а «запускается» эмоциями, потребностями и мотивами, а также речью и мышлением. Иными словами, если рассмотренные выше психические процессы работают всегда, то воображение может и не запуститься. Для этого нужно создать специальные условия.

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В психологической науке изучается, прежде всего, речь как психический процесс. В широком смысле, язык не относится к сфере психологии, поскольку существует в обществе, а не в психике. Когда человек приходит в мир он осваивает уже готовый язык, хотя конечно, освоив язык, человек становится его творцом, видоизменяя его и дополняя. И, тем не менее, к психическим процессам относится именно речь, а язык изучает лингвистика, сама являющаяся частью науки о знаках – семиотики.

В основе речи лежат механизмы памяти. Как описано выше, для того, чтобы сохранить (архивировать) информацию в долговременной памяти мозг производит сложные процедуры классификации, обобщения и индексации информации. Проще говоря, выделяет общие признаки многих предметов, соединяет эти признаки с другими, объединяет их в разные группы и маркирует. Т.е. любой признак «записывается» лишь один раз, но поскольку он входит в разные группы, то используется многократно. Для извлечения из памяти мозг сначала активизирует маркер группы признаков, и через это обнаруживает отдельные признаки. Не трудно понять, что если приписать этим внутренним маркерам, какие-то последовательности звуков, то эту информацию можно передавать другим людям. Это и есть устная речь. Главное, чтобы у других была схожая система внутренних маркеров и их звуковых значений. Именно эту систему изучает ребенок, осваивая речь. И именно поэтому, любое, даже самое конкретное слово это всегда обобщение. Добавим, что сами эти маркеры составляют группы, маркируемые обобщенным индексом. И этих уровней обобщения достаточно много. Например: яблоня – дерево – растение – живое.

Чтобы точно передать информацию, нам необходимо много слов. Понимание речи другого человека возникает через сравнение смыслов разных слов, что приводит к конкретизации их значений. Сравните: машина; эта машина; эта красная машина; эта красная машина без колеса. Помимо вербальной (словесной) речи (устной и письменной), принято выделять паравербальную (интонация, тембр, темп и проч.) и невербальную (мимика, жесты) речь. Несловесная речь предназначена преимущественно для передачи эмоций и чувств, а также отношения к тем или иным объектам действительности. Иначе говоря, мы передаем друг другу информацию не только с помощью слов, но по другим каналам.

Феномен речи многообразен и объем работы не позволяет детально описать его. Но можно указать на основные аспекты темы, которые должен знать, понимать и использовать профессиональный журналист. Изучать и детализировать эти аспекты вам придется самостоятельно.

Одной из наиболее известных попыток практического объединения семиотики и психологии речи является подход получивший название «нейро-лингвистическое программирование» (НЛП). НЛП хорошо известен журналистам и они, зачастую с гордостью, заявляют, что используют его в своей работе. Однако, замечу, что НЛП создавалось как психотехнология индивидуального консультирования и гипноза. И в этой сфере успехи НЛП довольно заметны.

В то же время, перенос консультационных психотехник в принципиально другие сферы общественной жизни, в частности в маркетинг и журналистику, показал, что здесь успехи НЛП существенно слабее. Основной проблемой является то, что специалист по НЛП строит свое воздействие исходя из наблюдаемых реакций клиента – подстраивается под него (принцип «присоединение и ведение»). Но при работе с массовой аудиторией и информацией опосредованной различными техническими средствами такой подход неприменим. Отсюда и сомнительный успех НЛП в медиа-пространстве. Представляется, что классические исследования целевой аудитории с помощью углубленных интервью и фокус-групп, а также использование современных психологических методов исследования потребностей и мотивов (экспериментальная психосемантика) значительно полезнее для построения эффективного медиа-сообщения, чем лингвистические ухищрения.

В целом, можно сказать, что проблема объединения концепций психологии речи и семиотики на сегодняшний день не решена. Поэтому, в работе журналиста всегда есть место творчеству, с помощью которого можно объединить разнородные концепции и создать шедевр.

Мышление, этопсихический процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Обратите внимание, мышление устанавливает связи и отношения. То есть нельзя помыслить, например, дождь. Это будет либо восприятие, если вы наблюдаете дождь непосредственно, либо представление, если вы извлекли образ дождя из памяти. А вот если вы увидели мокрые крыши и подумали, что, наверное, прошел дождь, то это мышление – установление связи между образом восприятия (мокрые крыши) и образом, извлеченным из памяти (дождь). И если вы сравнили сегодняшний дождь (восприятие) и вчерашний (представление) и решили что сегодня дождь сильнее, то это тоже мышление (сравнение как установление отношения). Таким образом, для того чтобы мышление осуществилось необходимо два или больше объектов или явлений.

В определении крайне важным является слово «существенный». Это слово следует понимать как неслучайный, закономерный, важный, постоянный, и кроме того, объективно существующий и указывающий на причинно-следственную связь событий и явлений.

Не будет преувеличением сказать, что развитая способность к мышлению обеспечивает и наше выживание в окружающей среде, и победу в конкурентной борьбе с более сильными, но «глупыми» биологическими видами. Биологический смысл мышления в том, что устанавливая большее, чем другие виды, количество существенных связей и отношений между объектами и явлениями, мы можем лучше прогнозировать будущее. Мощный мозг позволяет нам выстраивать очень длинные цепочки этих связей (они называются суждения) и на этой основе не только предсказывать реальность, но и создавать новую. Если вы прямо сейчас оглянитесь вокруг, то обнаружите немного природных объектов. Скорее всего, вас окружают объекты созданные человеком специально – с заранее заданными свойствами, – которые сначала появились в психике создателя как результат мышления и воображения, а затем произведены по определенной технологии, которая тоже есть результат мышления.

В качестве объектов для установления связей мышление использует результаты «работы» других психических процессов: образы, слова, воспоминания, эмоции и чувства, потребности, отношения, а также результаты своей собственной работы, подобно тому, как простые арифметические действия используются в сложных уравнениях. Основными операциями мышления являются анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Еще раз напомню, что на практике психика работает целостно, т.е. мышление присутствует почти всегда. Другое дело, что есть разные виды мышления и журналисту важно понимать, какой вид мышления он задействует в своем сообщении. Принято выделять четыре вида мышления, которые также называют уровнями развития мышления (интеллекта).

Наглядно-действенное (ручное) мышление. Этот вид мышления вполне формируется к 2-м годам. Маленький ребенок может установить связи и отношения, только если он физически манипулирует предметами. Например, понять какое из его игрушечных ведерок больше, он должен манипулировать ими. Думаю, многие видели, как ребенок упорно пытается запихнуть что-то большое во что-то маленькое. Именно в этот момент он и осуществляет процесс наглядно-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление это когда ребенок способен установить отношения между предметами, не трогая, а лишь глядя на них. При этом мышление остается наглядным. Если ребенку показать большой рисунок, где изображена, например, кружка и маленький рисунок, где изображено ведро, то он скажет, что ведро меньше кружки.

Обобщенно-образное мышление. Здесь ребенку становятся доступны обобщения. В нашем примере с ведром и кружкой ребенок уверенно скажет, что ведро больше кружки. Это происходит потому, что ребенок уже приобрел достаточный опыт взаимодействия с подобными предметами и ему доступна операция обобщения. В нашем примере, это понимание того, что «обобщенное ведро», больше «обобщенной кружки»

Словесно-логическое (понятийное) мышление, это мышление знаками, т.е. словами и речевыми конструкциями. Этот вид мышления в целом формируется к 13-14 годам. Не трудно понять, что способность к этому виду мышления зависит от того, как человек овладел языком. Высшей формой словесно-логического мышления считается абстрактно-логическое мышление. Это способность устанавливать отношения и связи между знаками, которым нет соответствия в реальности (абстракции).

Хороший пример это математика, где используются знаки количества (числа и их письменные знаки – цифры). «Количество» это абстракция никак не представленная в реальности и понять эту абстракцию сложно. Именно поэтому изучение математики детьми начинается с использования палочек (наглядно-действенное мышление) и картинок с конкретными и одинаковыми предметами (наглядно-образное мышление).

Еще одной высшей формой понятийного мышления считается гипотетико-дедуктивное мышление: способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная инициатива.

Почему журналисту так важно знать о видах мышления? Прежде всего, потому, что люди существенно различаются своей способностью к мышлению. Особенно это касается обобщенно-образного и понятийного (абстрактного) мышления. Кроме того, мышление очень энергоемкий процесс. Поэтому, любой, даже умный человек, будет «экономить мышление». Проще всего человеку мыслить на уровнях наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Специфика журналистского мышления, как свидетельствуют резуль­таты проведенных нами опросов более 300 журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии прежде всего как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыден­ном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуаль­ных усилий».

Прежде всего следует, видимо, сказать о так называемой способности к «сцеп­лению», то есть к объединению новых сведений с уже имеющимся багажом знаний. Так, более половины опрошенных нами журналистов (напомню, что всего участво­вало в исследовании около трехсот человек) отметили, что в практической деятель­ности в редакции у них отсутствует возможность специализироваться на какой-то одной узкой теме, а более 40 % из числа всех ответивших вообще убеждены, что для сегодняшней журналистики не характерен принцип узкой специализации ра­ботников СМИ. Всякое мышление включает в себя функцию получения нового знания путем выведения из знания уже имеющегося. Но широта предметного поля в журналистике обуславливает концептуально-ориентировочный (термин Р. Г. Бухарцева) характер специальной подготовки журналиста, когда вершинные знания изучаемого предмета (порой мы путаем их с «верхушечными» знаниями) дают ему своеобразный ключ к пониманию, оценке той или иной проблемы или ситуации.

Что касается «авторских технологий» стимуляции подобной деятельности, то здесь можно выделить два подхода. Во-первых, подбор «концептуальных материа­лов в личном архиве». Около трети ответивших сообщили, что именно подобного рода книги, вырезки и копии, выписки и т. д. хранятся у них. Подбор чаще всего определяется принципом «то, что дает идеи, а не конкретную информацию». И, во-вторых, фиксирование каким-либо образом (в личном дневнике, блокноте, а при­мерно каждый двадцатый из ответивших осуществляет сегодня эту работу на спе­циальных компьютерных файлах) эксклюзивно полученных сведений, личных впе­чатлений, размышлений по какому-то поводу и т. п. Разумеется, фиксирование не «для истории», а по какой-либо системе, помогающей принеобходимости быстро найти этот исходный материал и применить его в повседневной практической дея­тельности.

Высокая мобильность журналистского мышления, подвижность умственной ориентировки личности предполагает и цельность восприятия. Людям сугубо ло­гического склада ума, тем, чья профессия предполагает «мыслительный» характер повседневной деятельности, свойственно как бы дробить предмет восприятия, де­тально изучать, а уж затем, по выражению знаменитого физиолога И. П. Павлова, пытаться «оживить» для мыслительной деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало диалектически соединяет. Происходит это непроиз­вольно, таким образом проблема или ситуация словно бы вписывается в более ши­рокие контексты.

У большинства из участвовавших в нашем опросе журналистов, как правило, существовали свои подходы к анализируемому явлению. Но почти каждый второй вместе с тем отметил, что, допустим, при подготовке проблемного материала «главное - найти точный образ того, о чем собираешься писать или рассказывать». Еще более показательно это, конечно, для таких жанров, как очерк, фельетон. Но поня­тие «образ» в данном случае не подразумевает (или не только подразумевает) так сказать художественно-выразительное его значение. Образ — это еще и «упрощен­ное для себя понятие», и «то, как я вижу развертывание ситуации, процесс», и «та тональность, которая, в конечном итоге, определит суть моего материала».

То есть можно сделать вывод: эмоционально-образная окраска неких абстрактных схем и понятий существенна не только для передачи журналистом всего комплекса информационно-логических связей, но важна и для стимуля­ции процесса творческой деятельности.

Гибкость мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного клас­са явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является од­ной из примечательных характеристик для людей этой профессии. У журналистов он тесно связан с так называемым боковым мышлением, лучше всех которое охарактери­зовал французский психолог Сурье, писавший: «Чтобы творить — надо думать око­ло». В нашем исследовании мы, помимо традиционных тестов «на сообразительность» (решаемость задач которых, по сравнению с контрольной группой, состоящей из людей «нетворческих» профессий, как правило, превышалась журналистами более чем на 60 %), проводили эксперименты на способность увидеть путь к решению, ис­пользуя «постороннюю» информацию. Причем таковой для участников чаще всего была информация, приобретенная, усвоенная в результате собственной профессио­нальной деятельности, полученная от ближайшего окружения, то есть, строго гово­ря, не всегда точная, полная, но позволяющая «пойти» по достаточно нетрадицион­ному пути. Специфичным было и то, что знания из области точных наук, естествен­нонаучных дисциплин использовались журналистами обычно в метафоричной форме или как ссылка на авторитетное мнение.

Легкость генерирования идей является еще одной важной составляющей твор­ческой личности. Повседневная деятельность в сфере средств массовой информа­ции предполагает достаточно напряженный ритм, причем журналист в силу спе­цифики своей работы вынужден охватывать и объяснять несметное число разно­родных фактов, явлений, соединять понятия и т. д. Нередко именно он (может быть, даже в какой-то мере интуитивно) описывает явления, становящиеся своеобраз­ным фундаментом для общетеоретических исследований. Особенно это примеча­тельно для последних лет, когда часто в СМИ «обкатываются» или прогнозируют­ся многие экономические, политические, юридические модели деятельности. По мнению участников нашего опроса, это происходит чаще всего потому, что «в меру "поверхностные" представления журналиста о том или ином явлении дей­ствительности понятнее аудитории»; «журналист, не обремененный грузом стерео­типов, взаимных обязательств, разного рода условностей, выступает в роли чело­века со свежим взглядом»; «он зачастую выполняет обязанности некоего третей­ского судьи, оценивающего ситуацию на уровне здравого смысла». В связи с этим важна и способность к оценочным действиям, а по-другому говоря — к выбору од­ной из многих альтернатив.

Способность к ассоциативному мышлению, умение сближать понятия легче всего рассмотреть на примере остроумия. Конечно же, оно свойственно многим журна­листам, особенно в письменной речи, но мы в своих экспериментах попытались выявить особые способности журналистов к ассоциативному мышлению, анали­зируя проводимые интервью. Так, в пяти экспериментальных группах журналистов, в которые входили по пять представителей периодической печати и электронных СМИ, мы проводили следующий тест: через короткий промежуток времени зачи­тывали отрывки из десяти различных журналистских интервью, проводившихся работниками местных и центральных периодических изданий, радио и телевиде­ния. Затем просили испытуемых записать как можно быстрее пять любых слов, ассоциирующихся у них с данным текстом, и тут же пять, которые, как им кажется, могли бы логически продолжить смысловой ряд в следующем сразу же по тексту отрывке данного интервью. Таким образом, 50 из более чем 200 участвовавших в эксперименте журналистов назвали пять тысяч слов.

Затем тот же самый ассоциативный эксперимент мы проводили с участниками из нескольких контрольных групп: школьниками, студентами философского фа­культета университета, представителями «нетворческих» профессий (точнее, тех, кто не связан с ежедневной работой над словом).

При обработке полученных данных мы подсчитывали слова, сгруппированные относительно одной идеи или одного объекта. К примеру, интервью с Леонидом Ярмольником «уложилось» у группы «нежурналистов» всего в две тематические группы — «развлечения», «киноискусство», у «журналистов» — в пять: к вышеназван­ным добавились еще «яркая личность», «сценография», «звездная болезнь». А вот ин­тервью с Муслимом Магомаевым соответственно в четыре и девять групп. Многое, кстати, зависело и от профессионализма автора. Так, разрыв между «лидером», чье интервью вызвало наибольшее число ассоциативных связей, и «аутсайдером» был огромным — в 12 тематических групп. И именно в этом случае показательным было качественное и количественное различие (в среднем в 2-4 раза) процессов свобод­ного течения ассоциаций.

То есть на основании этих результатов можно сделать вывод, что способность к ассоциативному мышлению является достаточно четким показателем, характеризу­ющим в целом предрасположенность человека к журналистскому труду. Этот вывод тем более важен, что в традиционной психологии большое количество группировок нередко связывается со случайностью образов, возникающих в сознании.

Наш же эксперимент свидетельствует, что в группе «журналистов» эти образы были объединены метафорическими связями, в отличие от результатов группы «нежурналистов». И еще. «Журналисты», как правило, на 80 % «улавливали» логический смысловой ряд, который характеризовал следующий по тексту авторс­кий отрезок интервью. «Нежурналисты» же в подавляющем числе случаев (их по­казатель был равен лишь 12 %), что называется, уходили в сторону от авторской логики. Как нам кажется, данная методика и подобный подсчет позволяют дать дополнительную характеристику внешней или внутренней направленности созна­ния, а также могут быть использованы при профессиональном тестировании ра­ботников СМИ и абитуриентов, поступающих в вузы творческого профиля.

Что же касается более привычного анализа способности творческой личности к ассоциативному мышлению через понятие «остроумие», то, мы думаем, здесь боль­ше известного. На этом принципе зиждутся многие анекдоты, бытовые шутки, мет­кие высказывания. Самый распространенный прием — использование многознач­ного слова или неожиданной концовки.

Заканчивая разговор о мышлении уместно задаться вопросом: может ли мышление сформировать готовность к поведению? Ответ на этот вопрос – отрицательный. Думаю, у каждого в опыте есть случай, когда вы осмысленно принимали решение действовать определенным образом, например, ложиться спасть не позднее 23 часов, делать зарядку, поговорить с начальником о повышении зарплаты и проч., но в действие это решение не воплощалось. Это нормально. Дело в том, что организация готовности к действию не является функцией мышления. К слову, это касается и других когнитивных процессов рассмотренных выше. Этим занимается особый регуляционный процесс, который носит название «воля».

Воля это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Препятствия такого рода возникают в случаях, когда человек вынужден действовать под влиянием двух противоположно направленных тенденций, одна из которых обусловлена непосредственным побуждением, а другая – значимой для человека, но внутренне не побуждающей целью. Иными словами, волевой процесс это всегда внутренняя борьба двух мотивов, один из которых можно назвать словом «хочу», а другой словом «надо». «Хочу» это результат эмоций и актуализированных потребностей (см. соответствующие разделы ниже), а «надо» это процесс самопринуждения (волевой процесс), основанный, обычно, на результатах мышления.

Воля это процесс, формирующийся в результате воспитания. Благодаря ему мы можем выполнять действия, биологический смысл которых не очевиден. Более того, мы можем действовать даже против своих «хочу». Это, конечно очень расширяет диапазон нашего поведения, что, в конечном счете, способствует нашему выживанию как биологического вида.

Легче всего продемонстрировать, как работает воля, на примере утреннего пробуждения и сборов на работу или учебу. Звенит будильник, и вы просыпаетесь. В это момент и начинается борьба побуждений. Тело кричит: «Подожди, не вставай, отдохни еще…», а высшие формы мышления указывают: «Надо вставать! Надо!» И волевой процесс организует готовность к подъему с постели, хотя вставать совсем не хочется.

Журналисту крайне важно учитывать наличие волевых процессов у своей аудитории. Он воздействует на формирование позиции и точки зрения. В данном случае важно, чтобы позиция аудитории совпадала с позицией журналиста, а для этого нужны доверие со стороны аудитории и аргументы со стороны журналиста. Также, желательно, чтобы ваш продукт вызывал у аудитории позитивное отношение и положительные эмоции.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!