Аристотель. Афинская полития. VI. 16.



…А руководил государственными делами Писистрат, как сказано, с умеренностью и скорее в духе гражданского равноправия, чем тиранически. Он был вообще гуманным и кротким человеком, снисходительным к провинившимся: бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские работы, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием. Это он делал по двум соображениям: с одной стороны, для того чтобы они не находились в городе, но были рассеяны по всей стране, с другой – для того чтобы, пользуясь средним достатком и занятые своими личными делами, они не имели ни желания, ни досуга заниматься общественными. А вместе с тем и доходов поступало к нему больше при условии, если обрабатывалась земля, так как Писистрат взимал десятину с получавшихся доходов.

По этим же соображениям он учредил и «судей по демам»[223], да и сам часто ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся, чтобы они не запускали своих работ, отправляясь в город ...

Вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие ... Но самым важным из всего сказанного было то, что он по своему характеру был демократичным и обходительным человеком. Во всех вообще случаях он хотел руководить всеми делами по законам, не допуская для себя никакого преимущества.

 

Надпись о выведении колонии на Саламин

Постановил народ: разрешить саламинским клерухам жить на Саламине постоянно. Разве что они окажутся не в состоянии исполнять повинности гражданские и военные; в других же случаях им не разрешается сдавать свою землю в аренду. Если же клерух не будет жить там, а землю сдаст в аренду, то пусть заплатит и арендатор и сдающий в аренду в казну (столько-то драхм) штрафа.

Пусть взыскивает архонт; а если не взыщет, подвергнется ответственности. Они (клерухи) должны иметь оружие ценой в 30 драхм; а оружие это выдаст им архонт. Это постановлено в архонство Б... (имя).

Аристотель. Политика. V. 12. 23 р. 1315. в 29-34.

Третьей по продолжительности была тирания Писистратидов в Афинах, но она не была непрерывной. Дважды во время своей тирании Писистрату приходилось удаляться в изгнание, так что за время в тридцать три года он был тираном только семнадцать лет; кроме того, восемнадцать лет правили его сыновья, так что, в общем, это длилось тридцать пять лет.

 

Павсаний. Описание Эллады. XIV. 1.

Поблизости (от Одеона – Л.К.) есть источник, называют его «Эннеакрунос» (с девятью трубами) – так оборудован он был Писистратом.

 

Павсаний. Описание Эллады. VII. 26. 13.

Когда же Писистрат собирал поэмы Гомера, рассеянные по разным местам и сохранившиеся то там, то здесь в устном предании, тогда, говорят или сам Писистрат, или кто-либо из его товарищей по незнанию изменил это имя[224].

 

Павсаний. Описание Эллады. IX. 6. 1.

... они[225], по-видимому, тогда предпочли союз с царем Ксерксом делу всей Эллады. Вина за это падает не на весь фиванский народ, потому что тогда в Фивах была олигархия, а не прежняя, бывшая при отцах и дедах, форма правления: если бы варвары пришли в Элладу тогда, когда в Афинах правил Писистрат или его сыновья, то вполне вероятно, и афиняне подверглись бы обвинению в принадлежности к мидийской партии (в медизме).

 

Павсаний. Описание Эллады. XXIII. 1- 2.

1. Между прочим эллины рассказывают, что у них было семь мудрецов. По их словам, в их числе был и лесбосский тиран[226] и Периандр, сын Кипсела. А ведь Писистрат и его сын Гиппий были и человеколюбивее и мудрее Периандра и искуснее как в военных предприятиях, так и в устройстве культурной, красивой жизни для граждан, до тех пор, пока Гиппий, вследствие убийства Гиппарха, не стал жестоко относиться к афинянам и, между прочим, к женщине по имени Леэна (Львица). 2. Когда был убит Гиппарх – я рассказываю то, что попало в прежние записи, но вообще считается достоверным у большинства афинян, – Гиппий подверг ее всяким издевательствам, пока она не умерла, так как он знал, что она была подругой Аристогитона, и полагал, что ни в коем случае не могла не знать его замысла. За это, когда писистратиды потеряли свою власть, афинянами была воздвигнута медная львица в память этой женщины, а рядом с ней стоит изображение Афродиты, как говорят, дар Калия, творение рук Калламида.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!