Типичные этнические группы, участвующие в конфликте.



1. Этнические группы в государстве, которое признает себя полиэтническим или многонациональным.

Практика «национальной государственности»:

а) нациями объявляются этнические общности, вернее та часть этнических групп, которая проживает в пределах республик, носящих название этой группы (они называются титульными национальностями);

б) эти этно-нации официально квалифицируются как обладатели собственной государственности (“коренные нации”), в то время как остальное население относится к категории “некоренного”, “русскоязычного” или “меньшинств”, проживающих на территории “не своей” государственности.

2. Этнические группы в государстве, которое официально не признает себя полиэтническим, как, например, Франция, Япония, Индонезия, Турция, Португалия, многие африканские страны.

3. Этнические меньшинства, которые идентифицируют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве, где она может составлять большинство населения (как венгры в Румынии, турки в Болгарии, албанцы в Югославии, чиканос в Соединенных Штатах).

4. Многочисленные этнические группы в государстве, где ни одна из них не занимает особого доминирующего положения. Такая ситуация преобладает в Африке к югу от Сахары, в некоторых странах Азии.

5. Этнические иммигранты и беженцы, появляющиеся в результате массовой миграции из одних стран в другие, в основном из слаборазвитых стран в индустриально развитые государства (африканцы в Англии и Франции, курды в ФРГ).

Технологии урегулирования этнополитических конфликтов

1. Эффективная национальная политика

2. Экономические рычаги для нормализации этнополитической ситуации - преодоление резких различий между регионами и республиками по уровню жизни, по условиям развития, обеспечение территориальной справедливости (ни один регион не должен получать каких-либо неоправданных привилегий).

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, двуязычие, национально-культурная автономия и т.п.). Важно соблюдать принцип паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей в органы власти и управления. Этнические признаки человека не должны быть основанием ни для льгот и привилегий, ни для дискриминации и притеснений.

По мнению Л. Дробижевой, сегодня в РФ прослеживаются три типа конфликтов этнополитического характера:

1)конституционные конфликты. Некоторые республики приняли конституции, которые противоречат конституции РФ: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан, другие.

2) территориальные конфликты. Спорных зон час на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.

3) межгрупповые конфликты - социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром.

 

Конфликтогенность этнической миграции

Миграционные процессы, начиная со второй половины ХХ века, обрели глобальные масштабы. В 21 веке Западу пришлось столкнуться с опасным вызовом, порожденным масштабной иммиграцией из стран «третьего» мира. О значимости этого факта свидетельствуют данные статистики: численность международных мигрантов, то есть людей, живущих вне страны своего происхождения, возросла с 75 млн. в 1965 году до 120 млн. в 1990 году, что составило 2 процента всего населения земного шара.

       Приток мигрантов на новое место, безусловно, порождает ряд проблем, как для принимающего государства, так и для них самих. Представляется, что особенно остро этот вопрос стоит перед Россией, так как с подобным явлением мы столкнулись только в последнее десятилетие, не имея ни практического опыта, ни серьезной научно-теоретической базы по данной проблематике. В данный момент, Россия превратилась в третий (после США и Германии) мировой центр миграции. Что приводит к обострению и усложнению межэтнических отношений. Большинство мигрантов сейчас прибывает в страну в качестве иностранной рабочей силы (ИРС), то есть на заработки и, соответственно, является временным.

       Основную массу мигрантов составляют нелегалы. Этому способствуют транспарентность (прозрачность) границ, неурегулированность вопросов въезда в страну, экономические, политические и другие интересы соседних государств в отношении российской территории.

       Совершенно очевидно, что наплыв трудовой миграции, особенно нелегальной, несет потенциальную угрозу конфликтных ситуаций, имеющих под собой не только экономическую, но и этническую, а так же конфессиональную подоплеку. Одна из главных причин межэтнических проблем, возникающих в системе «мигрант – резидент» - сложности в процессе адаптации и аккультурации.

       На новом месте жительства мигранту предстоит выдержать большую адаптивную нагрузку, столкнуться со значительными трудностями и заботами. Ему необходимо интегрироваться в инокультурную среду, преодолеть недоверие и предвзятость местного населения, выстроить взаимоотношения с окружающими, то есть необходимо измениться под влиянием новых условий. Жизнь в условиях чужой, инородной среды они воспринимают как выживание, что затрудняет процесс аккультурации – важнейшего механизма адаптационного процесса. Одновременно такая ситуация делает их более жизнеспособными.

       Представляется, что большую психологическую нагрузку и, как следствие, стресс, испытывает местное население, которое рассматривает мигрантов как конкурентов во всех сферах деятельности. Это приводит к росту этноцентризма, который, исходя из нынешней ситуации в России, приводит «к разрушению позитивной групповой идентичности.… Происходит размывание чувства «мы» у членов автохтонной (местной, коренной) этнической группы, которые переносят причину духовной слабости на соседние этносы… Ослабление позитивной этнической идентичности, вызывающее у них чувство тревоги и неуверенности, они объясняют не слабостью своей группы, а негативными качествами этноконтактных групп, которым они приписывают причины собственных трудностей».

       Проведенное социологическое исследование выявило так же и ряд других проблем, возникающих в связи с прибытием трудовых мигрантов:

       - бытовое загрязнение территории;

       - нехватка жилья;

       - рост преступности;

       - рост числа инфекционных заболеваний;

       - снижение качества школьного образования.

       Одной из самых острых проблем является безработица. Естественно, что приток ИРС только усиливает ее. Гастарбайтеры прибывают на заработки. Разница в заработной плате иммигранта (особенно нелегального) и местного рабочего, делает чрезвычайно выгодным для работодателя привлечение ИРС, так как последняя дешевле, легче управляема (менее организована, не имеет профсоюзов и не требует каких-либо дополнительных социальных гарантий). «Борьба за выживание» делает мигрантов более конкурентоспособными по сравнению с коренными жителями, что так же является конфликтогенным фактором.

С одной стороны администрации городов и районов края стараются вовлечь в трудовую деятельность больше безработного местного населения. С другой стороны, бизнес действует преимущественно в своих интересах и находит привлекательным использование иностранных рабочих, даже в ущерб интересам автохтонного (местного) населения. это так же может обострить межнациональные отношения

       Чтобы достичь стабильной обстановки представляется необходимым решить следующие первоочередные задачи:

       - ужесточить контроль за мигрантами со стороны МВД, ПВС, таможни;

       - обеспечить рабочими местами сначала местное население, потом          приезжее;

       - приглашать в Россию ИРС только с высоким уровнем квалификации и

    потенциальных инвесторов;

       - создать приемлемые условия для проживания ИРС;

     - активизировать работу с национальными диаспорами.

       Общепризнано, что для преодоления неблагоприятных тенденций в межнациональных отношениях необходимо воспитывать взаимную культуру толерантного поведения. Между тем, опыт всемирной истории показывает, что эти конфликты могли приобретать значительные масштабы, и что любой этнический конфликт прежде всего явление политическое. только укрепление государственности является естественным и эффективным механизмом противодействия негативным сторонам миграции.

       Управление конфликтом, канализирование (направление в определ. русло) и урегулирование

 его должны включать институционализацию конфликта, определение его субъектов и выработку стратегии и технологии его урегулирования.

       Этнополитические конфликты нельзя ретушировать, скрывать от общественности, в противном случае они могут приобрести латентные формы.

       К механизмам предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов можно отнести:

       - раннее прогнозирование, которое дает возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел;

       - оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат;

       - налаживание диалога, организация дискуссий противостоящих сторон, что уже способствует снижению напряженности;

       - содействие третьей стороны взаимному проявлению доброй воли;

       - выработка проектов взаимных соглашений в процессе переговоров и совместного разрешения конфликтов;

       - применение санкций – экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного применения силы органами охраны общественного порядка;

       - организация соответствующих государственных, общественных, научных институтов, институтов «Третейского суда» и арбитража, неправительственных организаций по предотвращению межэтнических конфликтов;

       - создание инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма, спорта и т.д.

       Последствия миграции разнообразны и неоднозначны. Считать положение, связанное с этнической миграцией катастрофичным преждевременно. Так известный отечественный специалист в области конфликтологии А.В. Дмитриев, признавая тревогу многих авторов за будущее России, констатирует следующее.

       Во-первых, что касается внешних мигрантов, то существует вероятность возврата многих наших соотечественников с приобретенным на Западе материальным и духовным капиталом. Нельзя исключить и ту помощь, которую они сейчас оказывают своим родственникам, оставшимся на родине.

       Во-вторых, внутренние мигранты зачастую выполняют ту работу, которую коренные жители многих российских городов не могут или не хотят делать (торговля, строительство, транспорт и т.д.).

       В-третьих, временное «освобождение» регионов Севера некоренным населением означает, при всех негативных последствиях этого процесса, и одновременное оздоровление условий для проживания местного населения

       В заключение необходимо подчеркнуть, что нетерпимость к этническим мигрантам ставит под угрозу стабильность, безопасность существования всего социума. Возникновение данного явления в полиэтничной, поликонфессиональной стране, жители которой всегда обладали высоким уровнем положительной комплиментарности – тревожный факт. Данная проблема должна находиться на особом контроле у государства и местной власти.

       22. религиозно-полит к-ты

Из лекции

Подходы к взаимодействию религии и политики

1. Культуроцентристский (важна религия)

2. Инструменталистский (высока роль религиозн деятелей)

3. Модернистский (обмирщение)

4. Трансформационный (религия адаптируется к жизни)

 

Типы религиозн войн:

1. Автономистские в. – брьба за независимость под религиозн флагом

2. Национально-иредентистские в. – объединение одинаковых религиозн групп, кот разбросаны по миру (иудеи)

3. Религиозно-общинные конфессиональные к-ты. Внутрирелигиозн. к-т, борьба за власть (сунниты, шииты)

4. Религиозно-абсолютистские (идея уникальности к-л религии, кот должна править миром)

5. Миаленаристские к-ты. Вызваны появлением миссиИ, который концентрирует вокруг себя власть и пытается завоевать власть.

Не лекция):

все граждане современных государств относятся так или иначе не только к различным этническим общностям, но и к общностям религиозно-духовным — конфессиональным. Однако, поскольку религиозно-духовные общности, так же, как и этнические, с одной стороны, способны выходить за рамки отдельных государств, а, с другой— религия в силу ее многовекового исторического исповедания различными народами (этносами) глубоко срослась с их традиционными культурами, постольку и религиозно-политические конфликты способны выходить за рамки внутригосударственных и приобретать международный и межгосударственный характер.

Анализ литературы позволяет составить следующую общую классификацию основных видов религиозного экстремизма (= конфликтов):

1. Межконфессиональный. Направлен против представителей других религиозных конфессий (например борьба исламских, индуистских и сикхских религиозных экстремистских группировок в Индии).

2. Внутриконфессиональный. Направлен против единоверцев, принадлежащих другим течениям или сектам в рамках одной конфессии(например, суннитские экстремистские группы, действующие против шиитского населения, или экстремистские еврейские организации, действующие в Палестине). К последнего рода экстремизму можно отнести также борьбу низовых религиозных общин против официальных религиозных лидеров и официальной религиозной элиты в целом.

3. Антимодернизационный. Направлен против принятия современной международной светской духовной и правовой системы ценностей, противоречащих традиционным религиозным идеалам и нормам. Этот тип экстремизма особенно характерен для стран с традиционно исламской религиозной духовностью (Иран, Афганистан, Судан).

4. Антисистемный религиозно-политический (в узком смысле). Направлен против идеологии светских режимов, не признающих за религиозными организациями статуса легитимной политической силы (Алжир, частично Узбекистан, Турция).

5. Международный религиозно-политический. Направлен против внешних государств и правительств, а также против международных организаций (Аль-Каеда и другие аналогичные политизированные религиозные организации).

Хотя в современном мире просвещенческая идеология уже в значительной степени и потеснила в сознании большинства граждан идеологию традиционную, религиозную, тем не менее, длительное историческое существование многих народов в рамках последней привело к глубокому проникновению религиозных представлений и норм в самые недра народной культуры, в повседневный быт и, что особенно важно, — в нормы брачно-семейных отношений. Исторические религии приобрели для многих народов характер неотъемлемой бытовой и повседневной этнической культуры. Поэтому без особых натяжек можно говорить сегодня о христианских народах, исламских народах, буддистских народах, конфуцианских народах, иудейском народе (евреях) и т.д.

Несомненно, в истории имело место и обратное влияние — влияние этнической культуры на религиозные представления и нормы. В этом отношении русское православие, например, значительно отличается от православия грузинского, армянского или греческого, а также еще более — от христианства западных европейцев (католиков и протестантов). Ислам российских народов также значительно отличается от ислама арабского и других ближневосточных и азиатских народов. Тем не менее, общие представления и нормы, характерные для различных мировых конфессий, сохраняются в культуре соответствующих народов и поныне, хотя и в этнически адаптированном виде. Поэтому многие межэтнические и этнополитические конфликты, как правило, приобретают еще и духовно-религиоз­ную окраску, особенно, в тех случаях, когда конфликтующие этносы являются носителями разных религиозно-духовных традиций. Классическим историческим примером таких конфликтов являются войны крестоносцев с арабским Востоком и паладинами ислама в XII-XIIIвеках.

С другой стороны, основные мировые религии несут в себе и разный «политический заряд», приводящий к конфликтам с современной светской трактовкой основ государственной жизни, что во многом объясняется особенностями их первоначального формирования и исторического развития. Христианство, например, как и буддизм, формировались в условиях уже сложившейся и достаточно развитой государственности (соответственно, — в Римской империи и Древнеиндийских монархиях), в то время, как конфуцианство, иудаизм и, особенно, ислам формировались практически одновременно с первоначальным формированием государственности у китайцев, евреев и арабов. Поэтому христианство и буддизм в его основных догматах отличает некоторая отстраненность от политической жизни («Отдайте кесарю кесарево»), тогда как конфуцианство (религия государственных чиновников) и ислам (религия купцов-караванщиков и воинов-основателей халифата) отличают резко политизированный подход к предписаниям духовных обязанностей верующим. Правоверный мусульманин, например, призывается к непрерывному джихаду за веру, к борьбе за торжество своей веры среди тех, которые еще не уверовали. При этом ислам соединяет в себе и религию, и политику, и право в некотором нерасторжимом синкретическом единстве.

В этом отношении именно ислам находится в наиболее конфликтом отношении с современными (западными) чисто светскими подходами к государственно-правовому регулированию общественной жизни. А в самом исламе наиболее конфликтогенны в этом отношении его фундаменталистские течения (в частности, ваххабизм, салафизм и т.д.). Именно они и дают в настоящее время наибольшее число приверженцев экстремистской деятельности.

Хотя христианская религия после превращения ее в государственное вероучение в поздней Римской империи и, особенно, в Средневековой Европе, и вобрала в себя многие государственно-политические представления и установки, но в своих исконных догматах оно не содержит почти никакой политической парадигмы поведения, и именно поэтому оно и было столь легко деполитизировано на Западе в эпоху Просвещения. В этом отношении ислам деполитизации поддается в значительно меньшей степени, что мы и наблюдаем в современном мире. Этим же объясняется и особая роль этой религии в современных политических процессах с участием исламских народов, а, следовательно, — и в экстремистских формах проявления их политической активности. Экстремизм как духовное устремление к крайности, к трансцендентному свойственен любой религии, но в исламе этот духовный порыв очень сильно связан еще и с политическими чувствами и представлениями верующих, и именно это и способствует так называемому исламскому политическому экстремизму.

Однако не следует преуменьшать политического влияния и традиционных христианских представлений на современную политику. Даже и в США, например, отделивших церковь от государства с самого начала установления своей государственности, на деле вовсе не отказались от поддержки религии (и ее исповедания). Каждый президент этой страны до сих пор приносит клятву на Библии. Официальным девизом США является лозунг: «Мы полагаемся на Бога». Правительство США содержит капелланов в Конгрессе, в армии и на флоте, а также в тюрьмах. Церковная собственность в этой стране освобождена от налогов. Многие церковные программы субсидируются государством. Опросы в США показывают, что 98% респондентов на вопрос: «Верите ли вы в бога?», неизменно отвечают положительно. Еженедельно церковь посещают около 40% населения, официально членами церковных общин числятся 68% американцев, но отождествляют себя с той или иной конфессией 91% граждан США. При этом господствующими конфессиями в Америке являются протестантизм (57% населения), католицизм (28% населения) и иудаизм (2% населения)

Аналогичную или еще более политизированную роль играют христианские церкви и в других западных странах. Поэтому межнациональные конфликты в этих странах (например, в Великобритании) тоже несут достаточно сильную религиозную окраску. И в еще большей степени это относится к конфликтам международным (межгосударственным).

23. социальное неравенство и ПК. Тут всего по чуть-чуть))

Политическому конфликту, как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую.

конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. источники возникновения политического конфликта:

  • сами общественные отношения — отношения неравенства;
  • расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;
  • идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);
  • недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
  • социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:

  • кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества;
  • кризис распределения материальных и культурных благ, заключающийся в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния населения;
  • кризис участия — уровень вовлеченности граждан в управление;
  • кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни;
  • кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения социально-политического конфликта рассматривает относительную депривацию, которая «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать».

Истоки теории относительной депривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П.А.Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Определенный вклад в развитие этой теории внесли К. Боулдинг, Г. Мид, Р. Мертон. Они рассматривали теорию относительной депривации в единстве с теорией референтных групп (Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: образа жизни;престижа;дохода;статуса.). Суть теории заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действия не потому, что преследуют политические цели, а потому, что они находятся в неудовлетворительном (фрустрированном) состоянии. Ключевым понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». По мнению Р. Гарра, «механизмы фрустрации-агрессии и связанные с ними механизмы угрозы-агрессии лают базовую мотивационную связь между относительной депривацией и потенциалом коллективного насилия».

Неудовлетворенность (по Т. Р. Гарру) служит базовым, побуждающим условием для участников коллективного насилия. Она формируется преимущественно в ходе сравнения (сопоставления) положения фрустрированных групп с более благополучными (референтными) группами. При этом «казуальная последовательность в политическом насилии» проходит следующие стадии:

  • развитие неудовлетворенности;
  • политизация этой неудовлетворенности;
  • реализация неудовлетворенности в насильственном действии, направленном против политических объектов и деятелей.

Теория относительной депривации являетсяэффективной при анализе социально-политических конфликтов в условиях значительного расслоения общества, когда разрыв в доходах и уровне жизни между бедными (фрустрированными) слоями общества и богатыми (референтными) весьма велик, например, как в современном российском обществе. Аналогичное положение и повод для фрустрации-агрессии сложилось и на международной арене между «бедными» и «богатыми» странами.

Относительная депривация как причина возникновения социально-политического конфликта является актуальной для современного российского общества. В народе зреет массовый протест против крайне неравномерного (несправедливого) распределения общественных ресурсов. Экономика страны, обладая огромными возможностями, в основном работает на незначительную часть общества — политическую и экономическую элиту и коррумпированное чиновничество. Поэтому противоречие между тем, на что могут претендовать граждане, и тем, что им предлагает (выделяет) существующая система отношений, для России одно из самых актуальных.

На проблемы экономического и социального неравенства накладываются проблемы ограничения политических прав и свобод простых граждан.

Все многообразие причин возникновения внутригосударственных политических конфликтов, по нашему мнению, можно свести к четырем основным:

1. ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Вследствие этого могут возникнуть следующие виды социально-политических конфликтов:

  • конфликт легитимности власти, в основе которого лежат социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами (слоями);
  • конфликт легитимности власти, в основе которого лежат политико-правовые причины, например нарушение политических прав и свобод граждан; нарушение существующих законов; введение новых законов, не отвечающих интересам определенных политических субъектов и социальных групп;

2. различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур);

3. борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов);

4. процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к определенным социальным, этническим, религиозным и другим общностям и конфронтация с «чужими» группами (конфликт идентичности).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективными факторами являются:

  • кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
  • трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;
  • 3) результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

К субъективным факторам относятся:

  • явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
  • нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;
  • осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Такой режимный политический конфликт предполагает конфронтацию между правящей элитой и обществом. Сегодня в России, по данным социологических исследований, 79 % россиян не удовлетворены своими жизненными условиями, 70 % респондентов оценивают российское общество как несправедливое. Но в силу различных причин неудовлетворенность сложившейся системой в основном носит латентный характер.

Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях о необходимом (идеальном) устройстве общества и государства могут стать причиной идеологического социально-политического конфликта или конфликта ценностей. Такие конфликты также называют конфликтами политических культур, однако, по нашему мнению, последний может включать более широкий круг проблем, например противоречия по поводу средств достижения целей.

Борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы является наиболее распространенным основанием для политического конфликта, а в условиях отсутствия гражданского общества — основным. По- лобные конфликты происходят в рамках существующей политической системы. Их причины, цели и задачи не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни обычных граждан. Такая «политика» и такие «политические конфликты» весьма характерны для сегодняшней России с ее теневой политикой и теневой экономикой

 

Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В той или иной мере эти особенности отражены в социально-классовой структуре общества, фиксирующей неравенство в отношениях между социальными группами, вплоть до индивида. В связи с социально-политическим и социально-экономическим неравенством находятся и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов.

Социальные действия, имеющие целью создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях – к открытому конфликту.

Обычно в основе непосредственного столкновения интересов больших социальных групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним несправедливо ограничен противоположной стороной. Именно осознание незаслуженного социального «прессинга» со стороны противника имеет мотивационное значение для поведения масс людей.

Социальное неравенство порождает широкое многообразие конфликтов, поскольку образует питательную базу для формирования противоречивых интересов, ценностей и образов жизни. Каким бы ни было нежелательным явлением для большинства народа неравенство, оно реальность. Человечество всегда стремилось ограничить неравенство. Свою мечту оно выразило в религиозном веровании о равенстве всех перед богом, в социалистической идее уничтожения эксплуатации человека человеком и замены отношений господства сотрудничеством и взаимопомощью свободных людей. К сожалению, пока эти мечты и идеи до сих пор остаются нереализованными. В странах госсоциализма вместо одного типа господства (имущего класса) сформировался другой тип — господство государственно-партийной бюрократии. Неравенство стремились заменить уравниловкой, вульгарно понятым равенством. Сказанное не означает, что социально-классовому неравенству вообще нет альтернативы, как считают либералы. Она, по-видимому, есть. По крайней мере одна из форм равенства найдена давно — это равенство всех перед законом, что зафиксировано в норме «социальная справедливость».

Если минусы социального неравенства очевидны, то неверно отрицать и его плюсы. Противоречивость интересов, связанная с неравенством, порождает соревновательность между людьми, перерастающую в конкуренцию. Последняя выступала и выступает мощной движущей силой технического и экономического прогресса. Печальный опыт госсоциализма показал, что «товарищеское» соревнование во многом уступает по своему движущему эффекту и потенциалу конкуренции, хотя ее разрушительное влияние, особенно на духовную культуру, велико.

Социальное неравенство и связанные с ним отношения господства в обществе в какой-то степени уравновешиваются демократическими принципами организации власти и управления. Однако сами эти принципы и реальные демократические структуры также являются базой конфликтов. Возьмем, к примеру, принцип большинства, составляющий сердцевину демократии. Подчинение большинства меньшинству вовсе не бесконфликтно. Меньшинство может согласиться с волей большинства, а может и не согласиться. Решение большинства нередко превращается в диктат его, в тиранию массы, что умело используют тоталитарные режимы. Даже, если демократия реализуется как система и учитываются интересы меньшинства, она остается формой осуществления власти, а стало быть, известного принуждения. Сочетание, согласия и принуждения — ядро властеотношений.

Демократия — это определенное состояние взаимодействия государства и гражданского общества, опять-таки основано на противоречиях. Политическая власть стремится распространить свое влияние на все общественные отношения, включая институты гражданского общества. Вместе с тем последние сохраняют свое качество, пока действуют самостоятельно, вне сферы непосредственного влияния государства. В перекрестке этого противоречия постоянно зарождаются конфликты. Полем противоборства в данном случае являются гражданские права человека. А.Турен пишет, что по мере того, как реальность классовой борьбы становится все слабее на Западе, «тема человеческих прав вновь обретает свое значение, возрождая традиционную борьбу гражданского общества ... против государства...». Борьба «гражданина против государства превалирует сегодня над борьбой рабочего против своего босса».

В настоящее время, по мнению ряда исследователей, «яблоком раздора», источником конфликтов выступает политическая власть. Через власть, при ее помощи защищаются и реализуются интересы одних групп населения и подавляются интересы других. Роль государственной власти не уменьшается, а возрастает.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!