Теория «столкновения цивилизаций».



 

Цивилизационная парадигма Самюэля Хантингтона представляет собой схему для понимания того, что происходит в мире в начале XXI века. Эта модель обеспечивает упрощенную систему понимания мира: современный мировой порядок определяется взаимоотношениями между цивилизациями, среди которых Хантингтон выделяет такие: западная, индуистская, исламская, латино-американская, православно-славянская, конфуцианская, японская и африканская (как возможная) цивилизации. Страны группируются вокруг ведущих государств своих цивилизаций. В глобальной политике интересы своей цивилизации представляет ее стержневая страна.

Хантингтон считает, что в новом, нарождающемся мире основным источником кровопролитных боев будут не экономические и политические интересы, а разногласия между культурами. Культурами не стран или городов, а культурами цивилизаций. На протяжении полутора веков после Вестфальского мира конфликты были первым делом между государями. В 1793 году войны между королями прекратились, и начались войны между нациями-государствами. Эта модель продолжалась в течение всего 19 века. Конец ей положила первая мировая война, а после русской революции конфликт наций уступил место конфликту идеологий. С окончанием холодной войны в центр выдвигается взаимодействие между западом и незападными цивилизациями.

По Хантингтону, цивилизация - это некая культурная сущность. Цивилизации определяются наличием общих черт: язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей.

Конфликты, говорит автор будут вестись вдоль разлома линий цивилизаций. Во-первых, потому что цивилизации очень разные. У них разный язык, история,

культура, традиции, религия и т.д. Во-вторых, мир становится более тесным, что способствует культурному сплочению людей внутри цивилизаций. Также рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. Ну и в-четвертых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.

Группы или страны, принадлежащие к одной цивилизации, оказавшись вовлеченными в войну с людьми другой цивилизации, пытаются заручиться поддержкой представителей своей цивилизации. О постепенном возникновении синдрома «братских стран» свидетельствуют все конфликты последнего времени — в Персидском заливе, на Кавказе, в Боснии.

Проблемой является роль Запада в современном мире. На поверхностном уровне многое из западной культуры действительно пропитало остальной мир. Но на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. Также в незападных странах происходит деамериканизация и возврат их к своим культурным корням, что ослабляет влияние Запада. Поэтому, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между Западом и остальным миром.

В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой самоидентификации людей, страны, в населении которых представлено несколько цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены на распад. Сейчас мы можем увидеть расколотые изнутри страны, например, Турция, Мексика и Россия. Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную идентичность, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, необходимо, чтобы элита этой страны поддерживала такой шаг. Во-вторых, ее народ должен быть согласен на принятие новой идентичности. В-третьих, господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна пытается влиться, должны быть готовы принять ее. В случае Мексики, по мнению Хантингтона, соблюдены все три условия. В случае Турции — первые два. И совсем неясно, как же обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу.

В мире на сегодня, говорит автор, сложился конфуцианско-исламский военный блок, целью которого является содействие своим членам в приобретении оружия и военных технологий, необходимых для создания противовеса военной мощи Запада. Между исламско-конфуцианскими странами и Западом разворачивается новая гонка вооружений. На предыдущем этапе каждая сторона разрабатывала и производила оружие с целью добиться равновесия или превосходства над другой стороной. Сейчас же одна сторона разрабатывает и производит новые виды оружия, а другая пытается ограничить и предотвратить такое наращивание вооружений, одновременно сокращая собственный военный потенциал.

Таким образом, противоречия между цивилизациями важны и реальны. В международных отношениях незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица наравне с Западом, а конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации. И в интересах Запада, подчеркивает Хантингтон, необходимо укрепление и развитие сотрудничества как внутри западной цивилизации с целью предотвратить возможный распад, так и с другими цивилизациями с целью профилактики межцивилизационных конфликтов, которые также могут погубить США.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!