Вопрос. Литературный процесс  в  США на рубеже 19-20 вв.



Развитие литературы США в последней трети XIX века и в первые десятилетия XX века характеризуется ускоренными тем­пами и быстрой сменой литературных направлений и тенденций. Вслед за романтиками Купером и Ирвингом, По и Лонгфелло, Мелвиллом и Готорном выдвигаются великие Мастера реалистиче­ского искусства — Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер. Их творчество определяет главную линию литературного процесса в США. Эти писатели представляют американскую лите­ратуру в глазах читателей других стран, им принадлежала честь прокладывать новые пути, которые вели на магистрали мировой литературы.

Окончание гражданской войны привело к важным переменам в политическом климате США. Победа Севера способствовала бурному развитию в США капитализма и ускорила выявление его противоречий. На смену аболиционистским лозунгам борьбы про­тив рабства негров и романтическому протесту против буржуазной цивилизации пришли лозунги борьбы против капиталистического рабства, отвратительные черты которого выявлялись теперь с осо­бой наглядностью. Вместе с тем распространялись и буржуазно-демократические иллюзии об американской «исключительности», о возможности для каждого американца пробить себе дорогу к богатству. Реалистическая литература в США развивалась в трудной борьбе с этими иллюзиями, мешавшими познанию американ­ской действительности. События, в ходе которых развенчивались иллюзии и выявлялась. Вся острота и непримиримость классовых противоречий в США,— это прежде всего общенациональные выступлений рабочих в 1886 году и испано-американская война 1898 года. Буржуазно-демократические иллюзии в США были особенно живучи вследствие того, что па протяжении некоторого времени они опирались и на определенные Предпосылки экономического порядка.

Вопрос. Новелла «Тонио Крегер» Т. Манна.

Новелла «Тонио Крегер»(1903) —выдающееся про­изведение раннего Т. Манна. В ней полнее всего отражается комп­лекс раздумий молодого писателя о судьбах цивилизации и искус­ства, о будущем человеческой культуры. В новелле с блеском про­явилось мастерство писателя: тонкий психологизм, лиризм, изобре­тательность в отборе деталей и умение сочетать глубокую проблематику с яркой живописностью. Типичные конфликты современности писатель подмечает в самых, казалось бы, простых явлениях и карти­нах жизни. Великолепно начало новеллы: восторженное преклоне­ние юного Тонио Крегера, художника и поэта в душе, перед своим одноклассником «златоволосым и голубоглазым Гансом».

Новелла замечательна тем, что в ней непосредственно проявля­ется любовь писателя к здоровой жизни, к простым людям. В новел­ле — осуждение искусства. Непременный признак настоящего искус­ства,  по Т. Манну,— любовь к обыкновенному, земному, здоровому.  Такова лю­бовь Токио к Гансу. Но столь же важным признаком современного художника предстает в новелле и жизненная драма его: неудав­шаяся дружба, безответная любовь к Инге. В финале возмужавший Тонио Крегер напрасно будет ждать задушевной беседы с Гансом. «Голубоглазые и златоволосые» не примут художника в свой круг, между ними пропасть. Стремление преодолеть этот разрыв, сделать искусство здоровым, жизненным, а жизнь полнокровной и богатой — глубо­кий философско-психологический подтекст новеллы Т. Манна.

В поисках культуры интеллектуально глубокой, но вместе с тем здоровой и жизненно полнокровной Т. Манн обращается к традициям русского искусства. Оппонентом, проницательным кри­тиком и духовным наставником Тонио является в новелле русская женщина Лизавета Ивановна. Она в равной степени порицает Крегера и за шопенгауэровский пессимизм и за консервативную привя­занность к бюргерству. Но именно Лизавета Ивановна побуждает Тонио Крегера преодолевать вечные колебания, идти гораздо дальше. В этой маленькой, но глубокой по смыслу новелле Манн со всей проницательностью вскрывает процесс оскудевания искусст­ва в эпоху империализма. Он критикует не только проявление декаданса, но и ограниченность художественных тен­денций. Так, Крегера привлекает мысль сделать искусство безличным, абсолютно созерцательным, изгнать из книг индивидуальную заинтересованность художника. Приводя слова Лизаветы Ивановны о величии русских писателей, о значительности их индивидуальностей, Т. Манн указывает Тонио Крегеру и вообще художнику значительно более плодотворный путь. Преодолеть в себе обывателя и подняться в сферу чистого со­зерцания — еще очень мало, главное — воспитать в себе настоящего человека, «чистоту нравственного чувства». Новеллу «Тонио Крегер» справедливо считают автобиографической.

Вопрос. Критический реализм.

Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака, во Франции, Ч.Диккенса, У Теккерея, в Англии, в России - А.С.Пушкина ("Капитанкая дочка"), Н.В.Гоголя ("Мертвые души", "Ревизор"), И.С.Тургенева ("Записки охотнка"), Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л.Н.Толстого ("Воскресенье", "Война и мир"), А.П.Чехова (рассказы, пьесы).

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!