От моды к моде : содержание и природа модных изменений 12 страница



В то же время, выступая под флагом антимассовости, подобные «творцы» самой своей непопулярности склонны приписывать свое­образную прелесть, мотивируя эту непризпанность своим презре­нием к моде, успеху у публики с ее низкопробными вкусами и т. д. Соответственно, главной задачей провозглашается не совершенство­вание собственного творчества, а перевоспитание этой неразумной массы, развращенной массовой культурой. Низкое качество собствен­ных произведений таким «творцам» удобно прикрывать и компенси­ровать не только осуждением массовости и модности, но и неустанной

' С целью освободить термин «массовая культура» от стереотипных отри­цательных ассоциаций социолог М. Риэл предложил заменить его более нейт­ральным термином «культура, распространяемая средствами массовой ком­муникации» ( Real М. Mass mediated culture. — Englcwood Cliffs, N.J., 1977). Однако этот термин также нельзя признать удачным, так как массовая куль­тура распространяется не только средствами массовой коммуникации.

96

апелляцией к классическим, традиционным, народным, высоким, веч­ным ценностям (как будто массовость сама но себе решительно про­тивостоит им и способна подорвать их величие). Подобные авторы склонны провозглашать себя представителями, защитниками, держа­телями, хранителями, продолжателями этих ценностей.

Существует даже целый слой деятелей культуры, основное занятие которых — громкое воспевание (не исследование!) классики, с одной стороны, и причисление или отлучение от классики тех или иных про­изведений — с другой'.

И то и другое призвано обычно компенсировать их собственную творческую немощь.

Вообще для развития культуры было бы весьма полезно от регу­лярного исполнения гимнов и од во славу классики, широко распро­страненного в отечественной литературной и художественной крити­ке, перейти к серьезному социологическому и историко-культурному исследованию этого явления, источников его формирования и спосо­бов существования в культуре. (Отдельные успешные работы такого рода существуют, но они часто теряются в общем потоке славословий.) Известно, что отношение самих классиков к классическому (для них) наследию и друг к другу было отнюдь не простым и однозначным. Впол­не возможно, что (да простят автору каламбур) если бы сами классики постоянно ориентировались на классику, то никакой классики у нас бы сегодня не было.

1 Достоверное сатирическое описание этого типа мы находим в романе американского писателя Р. Сильвестра, воплотившего его в образе «Прослав­ленного», влиятельного театрального критика Э. Уолтопа Уайлдера, который длинно и нудно писал о классике и не признавал никаких нововведений ни в театре, ни в других видах искусства. Поскольку этот тип актуален не только для Америки 1950 г.. когда вышел роман, приводим некоторые характеристи­ки, данные автором своему герою. «Прежде всего, он неизменно отдавал пред­почтение мертвым драматургам перед живыми. Или, на худой конец, драма­тургам старым. Драматургам, которые так или иначе уже зарекомендовали себя. Сумасбродные новаторы, ломавшие сценические каноны, населявшие сцепу необычными характерами и оглашавшие зрительный зал непривычны­ми новомодными словечками, новаторы, чьи идеи были одновременно ради­кальны, возмутительны и гуманны, вселяли в Э. Уолтопа глубокую ненависть и... острый страх». «С точки зрения Прославленного театральный сезон мог быть удачным в том случае, если бы во всех театрах шли пьесы только Шекспи­ра или Конгрива, Еврипида или Софокла, Джонсона или Шоу» (Сильвестр Р. Вторая древнейшая профессия. — М.. 1957. — С. 272-273).

97

Именно с позиций «классической», «высокой», «антимассовой» культуры некоторые коллеги третировали творчество Б. Окуджавы и В. Высоцкого, «Машины времени» и «Аквариума», «неофициальную» живопись и т. д., в то время когда они уже получили широкое призна­ние, причем средства массовой информации либо игнорировали, либо также третировали творчество этих художников: оно активно отлуча­лось от высоких и подлинных ценностей жизни и искусства и объяв­лялось принадлежностью низменной массовой культуры. Однако вопреки, а иногда благодаря замалчиванию или же разносной и недо­бросовестной критике, магнитофон, концерт или выставка в непри­способленных помещениях без всяких афиш и рекламы служили доволь­но эффективным средством коммуникации с массовым слушателем и зрителем, которые находили в этих произведениях серьезные отве­ты на важнейшие вопросы жизни человека и общества.

Разумеется, массовое признание в определенный промежуток вре­мени отнюдь не означает непременно высоких достоинств произведе­ний, а критическая оценка слабых произведений, пользующихся мас­совым успехом, крайне необходима. Формирование высоких критериев массового вкуса — важнейшая и всегда актуальная задача, но ее осу­ществление реально достигается прежде всего самими культурными творениями, а не заклинаниями во имя высокого, необоснованно про­тивопоставляемого массовому как таковому. Уровень массового вку­са, этот некий усредненный социальный уровень, бывает весьма ни­зок, и массы далеко не всегда готовы воспринять идеи «творца», который в той мере, в какой он именно «творец», а не отражение, так или иначе находится «вне» («над», «впереди» и т. п.) своей эпохи. Известно, что именем «народа» в XX в. совершено немало преступлений против че­ловечества и культуры. Выдающиеся произведения уничтожались или запрещались под тем предлогом, что массы это «не поймут», что им это «не нужно». Вольное или невольное стремление угодить массе пли тем, кто выступает от ее имени, обычно пагубно сказывается па твор­честве. Вообще художник не обязательно должен обращаться к широ­ким массам, не обязательно должен быть попят и принят всеми и сразу.

Вполне естественно, если он адресуется к небольшой группе едино­мышленников, близких ему почему-либо людей.

Особенность нынешней ситуации состоит в том, что среди отверга­ющих массовую культуру оказываются и такие «творцы», которые ниже среднего уровня той массы, для которой они творят. II таких не­мало, что как раз и объясняется массовпзацией культурных процес­сов. Подобная «критика снизу», в основе которой сегодня зачастую

98

лежит ооыкновенная зависть, не такое уж редкое, а главное, оезооид-ное явление. Громко обращаясь к массам с критикой массовой культу­ры, такого рода «творцы» способны доводить ее до своего уровня. Если же они оказываются в роли «властителей дум» (а такое тоже случает­ся), то это признак и фактор деградации общего уровня культуры об­щества.

Культурная элита в конечном счете определяется не тем, ко многим или немногим обращена ее продукция, тем более что произведение, созданное для немногих, с течением времени может получить массо­вое признание. Дело прежде всего в том, какие именно ценности ста­новятся массовыми, а не в массовости как таковой. Ответственность «творцов» перед обществом велика, по для того чтобы они могли вы­полнять свою миссию по-настоящему, общество обязано создавать ус­ловия для свободного соревнования умов и талантов, т. е. для есте­ственного формирования культурной элиты. Именно такая элита, формирующаяся не посредством распределяемых бюрократией долж­ностей, званий и наград, а по заслугам, может утверждать в обществе подлинные жизненные и культурные ценности.

Представим себе заведомо низкопробное произведение искусства, не распространяемое средствами массовой коммуникации и «потреб­ляемое» в рамках небольшой социальной группы. Отнесем ли мы его к массовой культуре? Отрицательный ответ подразумевается сам со­бой. С другой стороны, шедевры мировой культуры могут одновремен­но или последовательно принадлежать обоим намерениям: массовому и вне-массовому. Произведения И.-С. Баха сами по себе, конечно, не возникли в сфере массовой культуры. Однако записанные на грам­пластинку, магнитофонную ленту или же, кроме того, используемые в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигур­ному катанию, которые транслируются по телевидению, они, несом­ненно, уже принадлежат массовой культуре. При этом, что особенно важно подчеркнуть, они не перестают принадлежать своему гениаль­ному автору и никоим образом не могут его скомпрометировать. То же самое относится и к часто упоминаемой «профанированной» Моне Лизе на упаковке туалетного мыла, и к «Неизвестной» И. Н. Крамско­го на женских брошках и т. п.'

Распространенный мотив критики массовой культуры — стандар­тизация, неизбежно сопровождающая ее «продукцию». Такая крити-

' Зоркая Я. М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой инфор­мации и репродуцированное искусство. — М., 1981.

99

ка всегда явно или неявно исходит лиоо из идеализации традицион­ной культуры, якобы не знавшей стандарта, либо из сведения куль­турных ценностей прошлого только к высшим, классическим образ­цам (при этом забывают о том, что «средние» и «нижние» этажи зачастую просто канули в Лету). Нередко современную массовую куль­туру критикуют за стандартизацию с позиций высших и уникальных культурных творений. Уместно заметить, что заниматься такой кри­тикой — значит уподобляться человеку, который стал бы сравнивать, к примеру, современный типовой жилой дом, построенный массовым индустриальным методом, с каким-нибудь флорентийским палаццо XV в. и энергично доказывать очевидные эстетические дефекты пер­вого в сравнении со вторым, неявно подразумевая при этом, что хи­жин во Флоренции того времени просто не существовало.

Тиражированное отнюдь не обязательно является «опошлением» высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). В современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры нередко ведет в дальнейшем к глубокому эстетическому про­никновению в их уникальную сущность '.

Стандартизация представляет собой универсальны]! социальный процесс, способствующий массовому производству, распространению и потреблению культурных благ. Задача поэтому состоит отнюдь не в том, чтобы «разоблачать» стандартизацию как таковую. Необходи­мо, безусловно, всемерно поддерживать и культивировать ценность уникального и неповторимого, особенно в художественном творчестве (без чего оно просто не существует), но при этом важно помнить, что уникальное постоянно может (а иногда и должно) становиться стан­дартом, хотя и не обязательно вечным и повсеместным.

Важнейшее значение в функционировании культуры имеет созда­ние оригинальных, новых и разнообразных культурных стандартов, как ни парадоксально на первый взгляд выглядит это утверждение. С те­чением времени стандартное может стать (и становилось в истории) уникальным. И наконец, требуется повышение уровня содержания уже существующих стандартов массовой культуры.

Бесспорно, в процессе массовизации возможно и даже неизбежно определенное снижение качества выдающихся культурных творений. Но исторический процесс диалектичен по своей природе, любые приоб­ретения сопровождаются какими-то потерями, ибо, как заметил

1 Зоркая Н. М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой инфор­мации и репродуцированное искусство. — М., 1981.

100

О. Хаксли, обсуждая теорию прогресса, невозможно нечто обменивать на ничто. Точно так же, например, развитие техники, породившее ряд благотворных для человечества изменений, несет с собой и загрязне­ние окружающей среды, и возможность дегуманизации труда и т. д. Задача состоит в минимизации отрицательных последствий положи­тельных в целом процессов массовизации культурных достижений.

Известный этнолог С. А. Арутюнов, один из немногих, кто объек­тивно оценивает историческое значение массовой культуры, пишет: «Развившись на основе урбанизации, роста крупной промышленно­сти, всеобщего начального образования, успехов в технике коммуни­кации, массовая культура стала явлением общепланетарного масшта­ба. В нее входит вся совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых промышленным способом, таких, как книги, фильмы, радио и телевизионные приемники, консервиро­ванная пища, одежда, мебель, а также всемирно распространенные виды досуга — танцы, спорт, туризм, любительское собирательство. Массовая культура помогает изжить массовую неграмотность, лик­видирует культурную изоляцию отдельных районов. Возникновение массовой культуры исторически было шагом вперед в культурном раз­витии народных масс»'.

Дилеммы типа «массовая или народная?», «массовая или класси­ческая?» и т. п. в высшей степени искусственны и лишены логических и исторических оснований. Более уместно и ближе к реальности соот­несение и сопоставление массовой культуры с элитарной, традицион­ной и специализированной культурами. Но и здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения.

В современных обществах элитарное, традиционное и массовое со­ставляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элемен­ты культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Необходимо также учитывать сложность таких будто бы понятных явлений, как элита и традиция. Понятие культурной элиты весьма не­определенно: во-первых, оно, очевидно, не совпадает с понятием соци­альной элиты, во-вторых, оно не совпадает с понятием «творцов» культуры. Поэтому даже серьезные исследователи вынуждены вво­дить в истолкование дихотомии «элитарное/массовое» оценочный компонент. Отнесение чего-либо к массовой культуре нередко одно­временно подразумевает существование элитарной (обозначаемой как

' Арутюнов С. А. Этнографическая паука и изучение культурной динами­ки // Исследования по общей этнографии. — .VI., 1979. — С. 34.

101

«высокая», «подлинная» и т. д.). Когда же критики, искусствоведы или литературоведы зачисляют какое-либо произведение в разряд «высо­кой» («немассовой») культуры, они, естественно, руководствуются своими, весьма различными ценностными и вкусовыми ориентация-ми. В результате к сфере элитарного (так же, впрочем, как и народно­го) могут отнести и пустой, бесцветный, к тому же никем не читаемый роман, и произведение, ставшее классическим, и современный шедевр.

Что касается традиционной культуры, то здесь мы имеем дело еще с одной псевдоочевидностью. Дело не только в том, что массовая куль­тура часто опирается и па фольклорную традицию, и на профессио­нальную, в частности на классику. Сама по себе традиция не воздей­ствует однозначно, однонаправлепно и автоматически на последующее развитие культурных форм. Культурное наследие многообразно, про­тиворечиво и составляет объект постоянного выбора для каждого по­коления; в этом смысле, как уже говорилось, мы всегда выбираем не только свое будущее, но и прошлое. Традиционная культура, будучи не более однородной, чем элитарная и массовая, не только влияет на эти последние, но п постоянно в них осмысляется и интерпретирует­ся. И это служит фактором ее воспроизводства, так как без постоян­ной интерпретации, прочтения каждым поколением традиция суще­ствовать не может.

Сопоставление массовой культуры с различными специализирован­ными культурами представляется более универсальным и однознач­ным, чем сопоставление ее с элитарной и традиционной культурами. К ним относятся такие культуры, образцы которых не получают ши­рокого распространения и постоянно функционируют в более пли ме­нее ограниченных, частных социальных группах и категориях (соци-ально-демографических, coin ктлыю-профессиональных, любительских и т. п.) с особой системой знании, ценностей, норм и ритуалов, по тем или иным причинам воспроизводящихся только в пределах своей груп­пы и не распространяющихся вовне. Но и здесь зачастую происходят разнообразные взаимопревращения. С одной стороны, образцы мас­совой культуры дифференцируются в соответствии с социально-груп­повой и прочей дифференциацией, с другой — культурные образцы отдельных социальных групп массовизпруются, становясь всеобщим достоянием.

Пока теоретики упорно, хотя и не очень успешно разоблачают мас­совую культуру, изредка нехотя признавая право на существование таких «низменных» жанров, как эстрада, цирк пли оперетта, жизнь

102

демонстрирует нам, что самые разнообразные виды человеческой дея­тельности и ее результаты оказываются так или иначе вовлеченными в сферу массовой культуры. Некоторые из них лишь частично или вре­мя от времени «включаются» в массовую культуру, другие существу­ют в ней изначально и целиком и вне ее существовать не могут. К чис­лу последних относится и промышленный дизайн, проектирование предметной среды в соответствии с потребностями человека и опреде­ленными социальными идеалами'.

В отличие, скажем, от станковой живописи, которая лишь «включа­ется» в массовую культуру, в частности благодаря тиражированию изначально уникальных произведений, дизайн непосредственно при­надлежит сфере массовой культуры. Как правило, массовым является адресат дизайнерской деятельности — потребитель. Нередко массовый характер носит использование продуктов этой деятельности. Многие объекты дизайна основаны на массовом характере производства и без него не существуют. Другие, например, городская среда, даже будучи уникальными в своем воплощении, также адресованы массовому, хотя и разнородному потребителю.

Вполне понятно, что сама идея произведения дизайна, его замысел, проект создаются индивидуальными «творцами» или небольшими группами единомышленников-профессионалов. Однако проект — еще не изделие. И здесь опять-таки сказывается отличие дизайна от дру­гих видов пластических искусств или, к примеру, от литературного творчества. Художник-станковист создает уникальное произведение, тиражирование которого является его дополнением или не существу­ет вовсе. Для дизайнера же тиражирование, т. е. массовое производ­ство изделия, становится неотъемлемой частью создания его собствен­ного произведения2.

Дизайнерская идея, если она остается уникальной, гибнет. Она дол­жна воспроизводиться, тиражироваться, превращаться в стандарт, хотя отнюдь не обязательно вечный и повсеместный. Причем временная дистанция от уникального в виде макета или опытного образца до массово-производимого и потребляемого здесь должна быть мини­мальной.

1 Дизайн в системе культуры. — М., 1982.

2 Известный итальянский дизайнер Э. Сотсас говорил: «Знаете, я никогдане берусь за работу над изделием, если мне кажется, что его не смогут выпу­скать серийно» (Король дизайн // За рубежом, 1988. — № 27. — С. 19).

103

Если уникальность, т. е. единственность и неповторимость, всегда считается обязательным признаком живописного произведения, то в дизайне это скорее недостаток, хотя и далеко не всегда его собствен­ный (возможности технологии и т. п.). Уникальное произведение ди­зайна часто равнозначно нереализованному проекту. Но уникальность произведения, с одной стороны, и воплощенной в нем творческой идеи, с другой, — это разные вещи. Произведение живописи, как правило, уникально уже просто потому, что оно изготовляется в одном, иногда в нескольких экземплярах. Но при этом оно может быть слабым и не­оригинальным. Напротив, произведение дизайна, будучи массовым и аб­солютно не уникальным, может быть выдающимся и оригинальным темп идеями, которые в нем заложены '.

Таким образом, оригинальность в дизайне, несмотря на массовость и стандартизованность его продукции, — такой же важнейший элемент творчества, как и в тех видах художественного творчества, в которых создается «уникальное».

Автор отнюдь не собирается доказывать художественные, нравствен­ные и прочие достоинства произведений, ими не обладающих, или же выступать в защиту дурного вкуса. Однако важно осознать, что массо­вая культура — явление более сложное и укорененное в социально-исторической действительности, чем это представляется ее многочис­ленным критикам и у нас в стране, и на Западе.

Если от негативно-оценочного истолкования этого явления перей­ти к его объективному историко-культурному и социологическому анализу, если перестать часть (заведомо или не заведомо негативную) выдавать за целое, то окажется, что массовая культура — не особое, жестко фиксированное образование с определенным набором призна­ков, а некоторое состояние, обусловленное современным этапом исто­рического развития. Специфика массовой культуры состоит не в том, что она в целом «плохая» но своему содержанию, а в том, что, как ни три­виально выглядит это утверждение, она массовая. Стало быть, в сфере, а точнее, в состоянии массовой культуры в разное время и с большей ил и меньшей степенью вероятности могут оказываться и оказываются раз­личные и даже противостоящие друг другу образцы культуры, стили, художественные произведения и т. д., в том числе и классические, и фольклорные, и элитарные.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!