Архаический период развития науки.



Переход от вербальной трансляции знаний к абстрактным (умопостигаемым) доказательствам было впервые осуществлено в «физике». Физика греков — нечто совсем иное, нежели современная дисциплина. Древние греки физику рассматривали как науку о природе в целом, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Античные физики искали первоосновы сущего — архе, и его элементов — стихий.

Ионийская школа

Первыми учеными (философы) искавшие причины и формы создания мироздания были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Для Фалеса (VII - VI вв. до н. э.) этим первоначалом была вода. Анаксимандр (610 - 546 до н. э.) также считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала. Это первоначало он назвал «апейрон», что значит «беспредельное»; он считал его материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из алейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Животные, по мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу; чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, животные начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга, так что в учении Анаксимандра нет и намека на генетическую связь между видами, на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека Анаксимандр допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Он считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин. Третий ионийский философ Анаксимен (ок. 588 - 525 до н. э.) считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно.                                                                                                                                      Величайшим из ионийских натурфилософов был Гераклит Эфесский (544 - 483 до н. э.). Его учение не содержит каких-либо специальных положений о живой природе, тем не менее оно имело огромное значение как в истории биологии, так и в истории естествознания и философии в целом, ибо в нем был выражен стихийно-диалектический подход к пониманию природы. Гераклит впервые ввел в философию и в науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Он считал, что материальным первоначалом мира является огонь, который в силу необходимости закономерно воспламеняется и снова закономерно угасает. Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы.

Пифагорская школа.

Во второй половине VI в. до н. э. в Южной Италии возникла философская школа, основанная легендарным Пифагором и имевшая по сравнению с ионийцами совсем иную направленность. Пифагорейцы стремились прежде всего установить господствующие в мире числовые закономерности; в связи с этим они много занимались арифметикой, геометрией, астрономией; им принадлежат также первые важные открытия в области музыкальной акустики. Большим уважением у пифагорейцев пользовалась медицина.

В математике они разработали теорию логического доказательства. Так, первоначально ненаучные эмпирические математические знания, древних греков и египтян, подверглись теоретической переработке, логической систематизации, дедуктивизации. Можно говорить, что именно ими была оформлена теория доказательства.                                                                                                                           Близко к пифагорейцам стоял врач, астроном и философ Алкмеон Кротонский, живший предположительно в конце VI — начале V в. до н. э. Его по справедливости считают основоположником анатомии и физиологии в древней Греции. Сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей, что позволило ему сделать ряд важных заключений о роли отдельных органов. Алкмеон признал мозг средоточием ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз и ушей) к мозгу. На основе своих физиологических наблюдений он развил обстоятельную теорию ощущений. Различие между животными и человеком он усматривал в том, что животные обладают только ощущениями, человек же не только ощущает, но и мыслит. Как и все пифагорейцы, Алкмеон признавал бессмертие души.

Философы-натуралисты

Основы материализма, заложенные в VI в. до н. э. ионийскими натурфилософами, в дальнейшем успешно развивали древнегреческие философы-натуралисты, которые пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций античной атомистической теории.                                                                                                            В тесной связи с атомистическими представлениями находилось учение Анаксагора (500 - 428 до н. э.). Он считал, что материя состоит из мельчайших частиц, которые он сам называл «семенами». Согласно Анаксагору, семена различных встречающихся в природе веществ — земли, воды, воздуха, огня, золота, железа, мяса, костей, крови и т.д. — подобны по своим свойствам телам, в состав которых они входят.               В соответствии со своим общефилософским учением Анаксагор объяснял и процессы питания и роста живых организмов. По его мнению, пища (например, хлеб или вода) только по виду кажется однородной, на самом же деле представляет собою смесь всевозможных семян, в том числе и таких, из которых состоят ткани нашего тела. В процессе пищеварения эти семена разделяются, причем частички мышц соединяются с мышцами тела, частички крови попадают в кровь и т. д.                                                               Анаксагор полагал, что первоначально организмы образовались из соединения семян, увлеченных каплями дождя с неба на землю, с семенами, находившимися в земле. При этом во влаге возникли зародыши, из которых развились живые существа; в дальнейшем последние приобрели способность рождаться друг от друга. Различие полов заключено уже в семени, причем семя исходит от самца; самка же лишь предоставляет для него место. Зародыши мужского пола попадают в правую сторону матки, женского же - в левую. В ходе развития у зародыша прежде всего формируется мозг, с которым связаны чувства зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.                                                                        Анаксагор не проводил принципиального различия между животными и растениями; в частности, он утверждал, что растения способны ощущать, радоваться и печалиться и что у них, как и у животных, есть ум и знание. Человек — самое разумное из всех животных вследствие того, что у него имеются руки.                                                            

 Эмпедокл (ок. 490 - 430 до н. э.) положил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Эти четыре элемента мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют тела природы (живую и неживую материю).

Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Сначала частицы четырех элементов, соединяясь, образовали органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем из отдельных членов и частей тела возникли разного рода уродливые неполноценные существа, нежизнеспособные по той причине, что у них не было всех органов, необходимых для жизни и размножения; лишь в дальнейшем, также в результате случайных сочетаний, возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем.                                                                                                       В отличие от Анаксагора, Эмпедокл считал, что зародыш образуется из смешения мужского семени с женским, причем пол зародыша зависит от температуры, в которой он развивается. При развитии зародыша прежде всего образуется сердце как главный орган жизни. Ребенок больше похож на того из родителей, чье семя при зачатии было более горячим и обильным.

Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Атомы вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены. Все состоит из атомов, рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение.                                                     Живые существа произошли, по мнению Демокрита, в тот период развития нашего мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникло гниение, давшее начало образованию оболочек, или пузырей, внутри которых зародились первые животные.

Гиппократ. Современником Демокрита был величайший врач античного мира Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.). Гиппократа и его последователи окончательно порвали с религией и мистикой в медицине, отказавшись от объяснения происхождения и сущности болезней вмешательством сверхъестественных сил. Они учили, что медицина должна основываться не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на тщательном наблюдении и изучении больных, на накоплении и обобщении практического опыта. В гиппократовской медицине были заложены первые основы метода эмпирической индукции.                                                                                                         Гиппократ и его последователи разработали представление о естественных причинах болезней, причем они различали факторы, исходящие от внешней среды, и наряду с ними учитывали возраст, наследственность, образ жизни больного и т. п. Важнейший принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а данного больного; поэтому все назначения врача должны быть строго индивидуализированы.             Гиппократ был создателем учения о четырех жидкостях тела — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи, количественное и качественное соотношения которых лежат якобы в основе всех нормальных и патологических процессов в организме человека.                                                                                                                                          К сожалению, большинство трудов этого времени по медицине подписывались или признавались за Гиппкратом, однако сейчас считается, что это были труды его учеников и последователей. Поэтому, чтобы быть более точным, мы будем говорить, что в трудах того периода было хорошо известно о строение скелета человека, всех костей конечности и их сочеления, некоторых внутренних органов, желудка, тонкой и толстой кишки, печень с ее долями, желчный пузырь, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь. Были описано строение сердца, различали желудочки и предсердия и полулунные клапана.       Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной сферы Древней Греции явилось формирование аппарата логического обоснования. Истина, у греков, воспринималась не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, а как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание.      Первые философы изучали вопросы бытия, зарождение жизни, объясняли происхождение видов животных и растений, исследовали вопросы познания, что подтолкнуло к изучению вопросов функционирования мозга (а следовательно и его анатомии) и органов чувств.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!