Формы и особенности средневековой науки.



Эпоха Средних веков характеризуется в Европе закатом классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на жизнь общества. Важнейшей чертой мировоззрения в этот период становится теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Главные усилия лучших умов были направлены на обоснование существования Бога, а высшей формой деятельности считалась та, которая была связана с религиозно-нравственной сферой бытия. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Считалось, что «без веры нет знания, нет истины».

                                       Средневековая мысль

Патристика                          Схоластика

(от слова «патер» — отец) — I этап в развитии средневековой философии (I-VI вв.). Основным содержанием данного этапа явились разработка и защита христианского учения «отцами церкви». «Отцами церкви» считаются мыслители, внёсшие определяющий вклад в доктринальное оформление христианского учения. Как правило, разработчики и апологеты догматов христианства одновременно являлись известными философами (Аврелий Августин,Тертуллиан и др.). II этап в развитии средневековой философии (IX — XV в.в.), во время которого происходит дальнейшее уточнение, конкретизация христианского учения с привлечением возможностей философии. Традиционно схоластическую философию называют школьной философией (лат. Scholastics — школьный ), поскольку она, во-первых, изучалась и развивалась в школах при монастырях, во- вторых, изложение в ней христианской философии доводилось до уровня, доступного как для популярного её усвоения, так и для широкого распространения (Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентерберийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274); четвертый - В. Оккам, Р. Бэкон (ок. 1285-1349).

Поскольку наиболее почитаемым текстом было Священное писание, его истолкование было важнейшим методом познания мира. За ним по авторитету среди средневековых мыслителей шли сочинения отцов церкви и некоторых античных мыслителей, прежде всего Аристотеля. Ссылка на их сочинения служила самым веским аргументом в любом философском или научном споре.

В связи с этим любимой формой научных сочинений в Средние века были комментарии, энциклопедии, а также сборники высказываний признанных мыслителей по разным вопросам.

Все эти особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в то время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать истины Священного писания и в основном использовалась для решения чисто практических задач. Математика и астрономия, в частности, служили для вычисления дат религиозных праздников. Развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. В рамках алхимии и ятрохимии были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Огромную роль в утверждении экспериментального метода познания сыграли работы ученого монаха-францисканца XIII в. Р. Бэкона.

Период раннего Средневековья был для науки временем упадка. Сохранялись лишь жалкие остатки того конгломерата знаний, которым обладала античность. Очень многое погибло в период кризиса и разрушения Римской империи. Немало было целенаправленно уничтожено христианскими идеологами как противоречащее истинам новой религии.

В XII в. ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему. В научный обиход вошло все наследие Аристотеля, ставшее известным в результате контактов с арабским Востоком. Немалую роль в подъеме западноевропейской науки сыграли открывшиеся университеты (Парижский, Болонский, Кембриджский) – светские учебные заведения, в которых наряду с богословием преподавались математические и естественнонаучные знания.

Большое значение для дальнейшего развития науки имела и технологическая революция, вызвавшая динамичное развитие сферы материального производства. В ходе нее сформировалось уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателя и инженера, появилось стремление к совершенствованию техники, использованию ее для облегчения физического труда. Хотя средневековая наука, в отличие от античности, не предложила новых фундаментальных программ, она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. В этот период появились новые методы исследования, позволившие уйти от созерцательного отношения к действительности, характерного для античной эпохи, и подготовившие почву для экспериментальной науки Нового времени.

Средневековая культура была в своей основе канонической в отличие от современного мышления и культуры , главной чертой ко­торых можно назвать проектность.

Понять характер средневековой науки можно, лишь раскрывая всю систему средневекового теологического миросозерцания, конституирующими элементами которого выступали универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.

Особенности Средневекового мировоззрения:

1. Теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности.

2. Цензура библейских концепций, поскольку считалось, что «без веры нет знания, нет истины».

3. Формой научных сочинений были комментарии, энциклопедии, а также сборники высказываний признанных мыслителей по разным вопросам.

 

Причины торможения развития научного мировоззрения эпоху Средневековья:

1. Средневековая культура не знала идеи самодостаточности природы, управляемой естественными объективными законами: поскольку природа есть нечто сотворенное, она управляется волей творца.

2. Созерцательный, теологически-текстовой характер познавательной деятельности, который был настолько самодовлеющим, прочно укорененным в культуре, что даже во времена Галилея выступал мощным мировоззренческим фактором, сдерживающим прогресс опытной науки.

3. Полумистический, поскольку акты опытного познания развертывались как ритуальные действа, направленные на контакт с потусторонним миром.

4. Основу картины мира средневековья составляла онтология — теория неоднородного и анизотропного пространства Аристотеля, качественная гносеология -доктрина наивного реализма, некритически отождествлявшего субъективное с объективным (формула esse in intellectus — esse in re) и в конечном счете препятствовавшего адекватному познанию. Качественный характер науки, разделение сущности — essentia и существования — existential обусловливали невозможность образования понятия закона, подменяя представление о естественно-объективно-необходимо-связанной действительности телеологическим представлением об антропоморфической каузальности (учение Аристотеля о четырех причинах).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!