КУЛЬТУРА И ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ 5 страница



Диета зависит от экологии (что доступно в этой среде) и культу­ры (традиции питания). Многие бедные страны имеют более полез­ную диету, так как жирность пищи способствует развитию атеро­склероза.

Например, в последние 25 лет греки стали больше потреб-

лять масла и уровень сердечных заболеваний также возрос. В бо­лее богатых странах пища более калорийная, в более бедных бо­гаче овощами. Поэтому продолжительность жизни в богатых странах больше связана с пропагандой здорового образа жизни и уровнем медицины, чем с диетой. В Швеции, Норвегии и Нидер­ландах продолжительность жизни выше, чем в США, т. к. в этих странах развита практика ежегодного медицинского обследова­ния, что также является элементом культуры.

Также много различий в уровне стрессогенности жизни в разных культурах. Культуры, подвергающиеся резким и быстрым изменени­ям, и культуры, в которых индивид чувствует себя одиноким, без со­циальной поддержки родственников и друзей, характеризуются бо­лее высоким уровнем стресса.

Было установлено, что кровяное давление в среднем ниже в традиционных обществах, чем в современных. Быстрые социаль­ные изменения и недостаточность социальной поддержки - два главных фактора увеличения средних показателей давления у по­пуляции. Было выявлено также, что напряженность работы не

35

обязательно связана с ростом кровяного давления. Исследования летчиков показали, что обычно они не имеют высокого давления - к условиям напряженности организм может адаптироваться. Вы­сокое давление обычно связано с высокой фрустрацией в резуль­тате невозможности контролировать свою среду (Triandis Н..

1994).

Психическое здоровье также тесно связано с культурой. В США, например, ежегодно подвергаются госпитализации около 10 тыс. человек с психическими нарушениями, в Панаме - 121 человек, в Финляндии - 99, в Бирме и Танзании - 1 человек в год. Здесь могут играть роль следующие культурные факторы: определение типов поведения, которые требуют госпитализации, степень стрессогенно­сти среды, вероятность получения социальной поддержки, доступ­ность альтернативных способов лечения (шаманы, хилеры и т. д.) и другие факторы. Важным культурным фактором является степень, в которой человек чувствует себя способным контролировать свою среду. Некоторые психические нарушения, например депрессия, вы­званы именно утратой контроля над своей средой и острым чувством беспомощности вследствие этого.

Существует много способов усилить чувство контроля. На­пример, молитва, сопровождаемая глубоким погружением в ре­лигиозные переживания, приводит к росту ощущения контроля над своей жизнью. С научной точки зрения это может рассматри­ваться как вариант самовнушения, но если это помогает на инди­видуальном уровне - это положительный факт. Так, во многих ре­лигиях люди уверены, что духи предков участвуют в их жизни и традиционные врачеватели могут их вызвать па помощь в момент болезни человека. Некоторые известные психиатры считают, что научно обоснованная психиатрия эффективна не больше, чем традиционное врачевательство. Если это так, то нс удивительно. что люди, верящие в традиционную медицину, не прибегают к ус­лугам врачей, что также отражается на медицинской статистике. Другая серьезная проблема развитых стран мира - алкоголизм. Сравнительная статистика потребления алкоголя на душу населения показывает, что лидеры потребления - Португалия и Франция - в семь раз больше потребляют алкогольной продукции, чем, напри­мер, Израиль. В середине этого списка - США и бывший СССР.

Существует такая зависимость - чем выше требования культуры

к ребенку в плане личных достижений, тем ниже эмоциональная за­висимость взрослого от других людей и тем выше частота потребле­ния алкоголя. Исследования также показали, что в культурах, поощ­ряющих людей в их эмоциональной зависимости от других, ниже уровень потребления алкоголя, чем в культурах, поощряющих лю­дей в одиночку справляться со своими проблемами.

Некоторые типы социализации являются источником большего стресса, чем другие. Стресс скорее будет сопровождать социализа­цию, если сигналы правильного социального поведения, поступаю-

36

щие от взрослых, будут путаны и противоречивы. Социальное при­соединение (т. е. доступность социальной поддержки) - фактор. уменьшающий влияние неблагоприятных жизненных событий.

Культуры различаются тем. противостоят ли люди своим проблемам в одиночку (индивидуалистические культуры) или они справляются с ними с помощью других людей (коллективистские культуры). В таких культурах люди часто советуются друг с дру­гом, решения принимаются путем согласования и ответствен­ность делится на всех поровну. В индивидуалистических культу­рах неудача, неуспех - источник большего стресса, чем в коллек­тивистских, где неудачу можно разделить с другими (вспомните русскую поговорку <на миру и смерть красна> - страх смерти, разделенный с другими, почти исчезает).

Негативные жизненные события являются более или менее стрессогенными в зависимости от того, как культура учит личность относиться к ним. Например, безработица более стрессогенна, когда человек знает, что она - следствие его собственного поведения, чем если она является результатом социальных переустройств и может коснуться каждого. Особенно она является источником стресса, ес­ли человек должен выживать на основе своих собственных ресур­сов, чем в тех случаях, когда он может рассчитывать на помощь род­ственников и друзей в ситуации кризиса. Во многих традиционных культурах заработки идут в общий котел, из которого оплачиваются все нужды большой семьи, и когда один из добытчиков выбывает, общие ресурсы уменьшаются, но не настолько трагически, как если бы это был единственный кормилец семьи. Более того, личность че­ловека также может влиять на восприятие негативных жизненных событий: некоторые люди смотрят на них с оптимизмом, а другие - с пессимизмом.

Известно, что стресс предшествует болезни, т. к. снижает эффе­ктивность иммунной системы и приводит к риску сердечно-сосуди­стых заболеваний, раку, осложнениям беременности и другим проб­лемам со здоровьем. Уровень давления повышается с возрастом в тех популяциях, где происходят быстрые социальные изменения и идет процесс вестернизации. В традиционных культурах до 60 лет уровень давления не связан с возрастом, что объясняется низким уровнем стресса. Исследования свидетельствуют, что чем больше человеку приходится принимать решений, тем выше уровень сер­дечно-сосудистых заболеваний.

Изучение японцев, живущих в Америке, показало, что чем больше американизирован японец (следует американским, а не японским нормам поведения), тем выше уровень сердечно-сосу­дистых заболеваний. Объясняется это тем, что сильный акцент на вежливости (стремлении не <уронить> чье-то <лицо>), пред­сказуемости социального поведения, на групповой гармонии в японской культуре создают такую социальную среду, которая не вызывает высокого уровня стресса. Американская же культура

основана на стремлении выделиться, быть отличным, неноптори­мым и демонстрировать свои личные достижения. 410 чрепато высоким уровнем стресса. Это подтверждается не только и слу­чае сердечно-сосудистых заСю.чеваний, но и в случаях с раком, на­рушением беременности, психическими нарушениями и т. д. Культура и неравенство половых ролей. Очень интересно проис­хождение неравенства полов в разных культурах. Общим для всех культур является то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины.

Уровень неравенства полов иллюстрируется следующими цифра-

ми: женщины составляют 1/2 населения мира, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют менее 1/100 мировой собственности.

Откуда идут эти различия? Даже в культурах, провозглашающих равенство полов, на практике жизнь расходится с идеалом. Мужчи­на и женщина больше равны в простых охотничьих и собиратель­ских сообществах, чем в сложных и стратифицированных общест­вах. В простых сообществах чаще встречается мужская и женская взаимозаменяемость, чем иерархия. В стратифицированных обще­ствах женщину обычно ставят на ее <место>. Социоэкономическое и сексуальное неравенство часто коррелируют, и сексуальная экс­плуатация сопровождает экономическую.

Например, в Африке, в немусульманских культурах, статус женщины был почти равен мужскому до прихода колонизаторов. После их прихода возросла экономическая эксплуатация и поло­вое неравенство. В дополнение, авторитет религии часто узако­нивает неравенство через религиозные догмы и иерархию, на верху которой мужчина-священнослужитель (особенно неравен­ство полов поддерживается в мусульманстве и католицизме). В чем мужчины и женщины наиболее неравны? Первый показа­тель - процент неграмотности: в целом он выше среди женщин. Дру­гие показатели - женщины на управляющих должностях и их инди­видуальный доход (эти показатели намного ниже у женщин, чем у мужчин). С другой стороны, мужчины чаще, чем женщины, подвер­гаются риску погибнуть в автомобильной катастрофе или в резуль­тате тяжелой и опасной работы.

Главным фактором, лежащим в основе неравенства является, возможно, то, что существуют традиционные виды занятий для муж­чин и женщин.

Домашняя работа женщин традиционно считается менее пре­стижной, чем публичная работа мужчин. Мужчины чаще, чем женщины, вовлечены в опасные виды работ, где есть возмож­ность выбора и принятия решений (например, ловить рыбу в от­крытом море или в безопасной лагуне). Когда людям приходи­лось самостоятельно добывать пищу, беременность делала опас­ные виды работ неприемлемыми для женщин и общества прида­вали честь некоторым занятиям (ловля рыбы в открытом море)

ii считали менее престижными другие (например, приготовление пищи). К этому надо подходить с функциональной точки зрения - если опасные виды деятельности нс позпести в честь, ими никто не будет заниматься. Так. традиции возведения в славу деятельно­сти мужчин (воНна. охота) развивались во всех ооществах и дош­ли до наших времен.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному: мальчиков растят независимыми, уверенными в себе, агрессивными и стремящимися к достижениям, а девочек - ответственными, заботливыми, мягкими.

Существует значительная согласованность между мужчина-

ми и женщинами в половых стереотипах во многих культурах: мужчины воспринимаются как авантюристы, агрессивные, авто­кратичные. дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые и мудрые: женщины как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, впечатлительные, покорные и суеверные. Таким образом, стереотипы и модели полоролевой социализации в большинстве культур очень сходны.

Было проведено исследование в 14 культурах самовосприятия - активного <Я>, идеала <Я> и того, какими должны быть мужчи­ны и женщины - своеобразной идеологии пола. Были найдены не­значительные культурные различия в активном и идеальном <Я>, но довольно большие различия в идеологии пола. В странах с вы­соким социоэкономическим развитием идеология пола - это ра­венство, в более традиционных культурах (особенно в мусульман­ских странах - Индия. Пакистан. Нигерия) идеология пола обос­новывает желательность половых различий.

Интересен пример Японии - современной страны с традици­онной гендерной идеологией. Но, как показали исследования, гендерная идеология значительно отличается у разных поколе­ний: более старшие японцы придерживаются идеологии неравен­ства, более молодые - равенства, но специфического типа. Так, например, двести лет назад японские женщины не отвечали за воспитание своих детей и большинство семейных решений при­нималось иерархией во главе со старшими мужчинами. Сейчас забота о детях - главная работа японской женщины, которая об­разованна настолько, что может обучать своих детей от школы до университета. В опросе японских мальчиков о том, сколько времени они проводят с отцами, они в три раза чаще, чем их аме­риканские сверстники ответили <нисколько>. Исследователи от­мечают, что это плохо для воспитания мужчины, т. к. они стано­вятся слишком зависимы от матери - например, нередки ситуа­ции, когда мать звонит каждое утро 40-летнему сыну, чтобы убе­диться, что он встал. Мужчины при этом карикатурно восприни­маются как тираны или дети. Женщин в Японии часто нс привле­кает работа потому, что это - мужское царство, и женщины могут играть лишь вспомогательные роли. Кроме того. в Японии не­редки случаи смертей в результате слишком усердной работы

(30% людей в Японии, согласно опросам, боятся умереть от ра­боты). Многие японские женщины предпочитают быть <образо­ванными мамами>, хотя на их плечах вся домашняя работа, вос­питание детей, контроль за расходами, принятие решении по всем семейным вопросам. Японские мужчины зарабатывают деньги, занимаются политикой и водят автомобиль. Но. с другой сторо­ны. 85% японских женщин - выпускниц университетов хотели бы после окончания иметь работу.

Культура и мораль. В коллективистских культурах морально то,

что хорошо для коллектива, а в индивидуалистических главное - пра­ва отдельного человека. В коллективистских культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуалисти­ческих обществах разрешается с абстрактных позиций типа <наи­большая польза для большинства>. В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутыми обществом, тогда как в коллективистских культурах люди за это не­редко подвергаются остракизму.

В одном из исследований в Индии людей спрашивали, может

ли вдова есть рыбу. и они ответили, что нет и что это очень опас­но. Испытуемые в США отвечали, что она, конечно же, имеет право есть рыбу - почему бы нет? Под этими ответами скрыва­ются культурные различия: индусы верят, что вдова связана с му­жем в вечности. Если она ест рыбу, это может вызвать сексуаль­ное возбуждение, она может вступить в связь с другим мужчиной и это разорвет ее вечную связь с мужем после смерти. Аналогич­ный пример - индийцы осуждают отказ в помощи другому чело­веку в любой ситуации, а американцы - только в условиях опас­ности для жизни этого человека. Это - также расхождения меж­ду ценностями индивидуализма (главное - личные цели индивида) и коллективизма (главное - гармония в обществе).

Таким образом, культура - это неуловимое абстрактное понятие, которое лежит в основе нашего понимания жизни. Это - сумма всех способов жизни, которые передавались от поколения к поколению в форме ритуалов, традиций, культурного наследия и моделей поведе­ния. Культура - это совокупность запрограммированных ответов, ко­торыми наши предки учились адаптироваться к среде и другим лю­дям в повседневной жизни, и с этой точки зрения - это программа на­шего мозга.

Поскольку культура является одной из важнейших детерминант нашей жизни, ее надо знать и стремиться понимать. Мы не можем думать о ней ежедневно и не можем ее наблюдать, но мы видим про­явления культурной принадлежности в себе и окружающих. Так как культура невидима, мы часто прибегаем к другим, более пригодным к наблюдению понятиям, которые помогают в повседневной жизни постигать и объяснять различия в поведении людей. Иногда мы мо­жем обращаться к понятию расы или национальности, чтобы они

40

помогли нам понять культурно-окрашенное поведение. Эти понятия легче использовать, так как они наблюдаемы, а наш мозг легче опе­рирует такого рода информацией.

Однако фокусирование на видимом в ущерб невидимому имеет

свои ограничения. Опираясь на понятие расы или национальности.

мы заключаем себя в схему, которая чревата ошибками, так как ни­когда раса или национальность не могут объяснить богатство поня­тия <культура>.

Наблюдая за собой в повседневной жизни, мы не можем игнори­ровать факт, что многое в нашем поведении основано на традициях нашей собственной культуры. Для людей, которые отрицают поня­тие культуры, удобнее считать, что в их сознании нет культурного наследия. Интересно, что, отрицая культуру, эти люди на самом деле живут в соответствии со своими ценностями, которые тоже являют­ся продуктом культуры.

Задача понимания культуры и се влияния на наше собственное поведение - не из легких. Надо всегда помнить, что, оценивая куль­турные влияния, мы смотрим на них с позиций собственной культу­ры. Невидимый культурный фильтр существует и всегда влияет на то, как мы воспринимаем и оцениваем вещи и явления, вне зависи­мости от того, осознаем мы это или нет. Мы выносим суждения о се­бе и других, которые имеют культурный оттенок, даже если мы счи­таем, что эти суждения абсолютно независимы от культуры.

Необходимо помнить, что мы думаем о культурных различиях с позиций своей культуры и внутреннних, присущих ей стандартов. Много лет назад Э. Дюркгейм написал, что воздух не становится не­весомым от того, что мы не чувствуем его веса. Или вода не стано­вится менее важной для рыб от того, что они не подозревают о ее су­ществовании. Культура - как воздух для нас или вода для рыб (Matsumoto D., 1996).

 

ГЛАВА 3

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ИЗМЕРЕНИЕ

КУЛЬТУР

 

В начале XX века в культурной антропологии процветала иссле-

довательская стратегия, впоследствии названная <историческим

партикуляризмом>. Она возникла в ответ на спекулятивные эволю-

ционистские теории и была основана на приоритете объективных

данных перед субъективными умозрениями в этнографических ис-

следованиях. Его родоначальник - известный американский антро-

полог Ф. Боас вместе со своими учениками пытался собрать обшир-

ную документацию об основных элементах культур американских

индейцев и их точном географическом положении.

 

Ценность этого подхода заключалась в том, что он позволил со-

брать большое количество объективных данных о культурах. В свою

очередь, это дало возможность разграничения культур и культурных

ареалов, проведения исторической реконструкции, детальных иссле-

дований культурной трансмиссии и т. д. Естественная ограничен-

ность его заключалась в том, что метод сводился к механическому

перечислению <культурных черт> и констатации их присутствия или

отсутствия в различных культурных общностях. Например, типич-

ный <лист черт> представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

столбцы:

Культурная черта; Племена(А; B; C; Д).

 

Каменные топоры;+;+;-;+;

Деревянные жилища;+;+;-;-;

Кожаная одежда;+;-;-;+;

 

Пользование стрелами;+;-;+;-;

Каменный очаг;+;+;-;+;

Ловля рыбы;-;+;+;+;

 

Экзогамность;+;+;-;+;

Тотемные верования;+;+;+;+;

Мужские пубертатные ритуалы;+;+;-;-;

 

Слева перечислены черты материальной культуры, особенно-

сти поведения и элементы духовной культуры, а сверху племена:

знак + или - на пересечении показывает наличие или отсутствие

культурных черт в данных племенах. При всей своей четкости и

наглядности <лист черт> не может дать представление о процес-

сах культурного развития и о причинах культурного разнообразия.

Черты ранжированы начиная с тем по материальной культуре

(тип жилища, одежцы, инструментов), через особенности поведе-

ния (типы стрельбы из лука, техники приготовления пищи) к ти-

пам социальной организации или религиозным верованиям (экзо-

гамные кланы, тотемизм, ритуалы пубертатиых периодов).

 

Каждая черта могла быть определена как присутствующая или

отсутствующая в данном обществе часто на основе мнений одного

или двух, старейших по возрасту, информантов. <Лист черт> внут-


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!