Так, очевидно, решили те, НАВЕРХУ, КОТОРЫЕ УЖЕ СНЯЛИ КИНО НА ЗЕМЛЕ И КРУТЯТ ЕГО ИЗ БУДУЩЕГО. 2 страница



Интересное изобретение человечества – форма. Раньше он как-то не задумывался над этим, а сейчас... На подходе знаменитый возраст – Иисуса Христа...
Форма – это нечто совсем другое, чем цивильная одежда, особенно милицейская форма. Это и власть, но и обязанность, это некий вакуум вокруг тебя – когда ты не нужен, и даже иногда в спину: «мент», «мусор», «легавый»... Но это и: «куда смотрит милиция!», «помогите!» – когда в тебе возникает острая необходимость.

Форма – это одно из самых, пожалуй, странных изобретений, подчеркивающее некоторую роботизированность человека, его заданность и запрограммированность, линию его поведения и судьбы.        Надел форму – и вот ты уже железнодорожник, моряк, военный, милиционер, и твои мысли уже идут в определённом направлении...
Он так и не привык к тому лёгкому удивлению, возникающему всегда, когда надев форму, он смотрит на себя в зеркало. Форма – это не только доверие, не только табель о рангах и твоё место на служебной лестнице – количество нашивок, звёзд и эполетов, но это ещё и некоторый дополнительный самогипноз, придающий уверенности в себе. Ты в форме – и бросаешься под пули и ножи, как будто эта тонкая материя делает тебя бессмертным, как будто ты не такой, как все. Ты в форме – и идёшь на трёх-четырех здоровенных жлобов-подонков, как будто ты чемпион мира по каратэ...
Впрочем, милицейская форма особая, отличающаяся от всех остальных. Она обладает способностью «прирастать» к телу. И заставляет быть в форме всегда и везде...
И всегда не по себе, когда узнаёшь, что кто-то из надевших форму испоганил её, нарушив её устав, нормы человечности, став преступником в форме.
Потому что форма – это то изобретение человечества, которое входит в его законы и даже в психику, и нарушивший посягает на слишком многое... Значит, и отвечать должен вдвойне,» – так думает старший лейтенант Сергей Карнаухов, пока с пересадками добирается до своего района.

                      Опрос соседей.

– Тормози возле первого подъезда. Начну с этих старушек, –Дежурный следователь Морского РОВД, капитан Виктор Ковалев, вышел из «газика», машина отъехала, а Виктор, будучи в форме, достал ещё и удостоверение – подчеркивая законность и уважение к старушкам, обсевшим, словно воробьи провод, приподьездную скамеечку.
– Скажите, пожалуйста, кто первый её обнаружил, во сколько?
– Ой, милок, часа в три или в половине. В половине, пожалуй. Я пошла чайку попить, гляжу – лежит, бедная... Так я скоро назад, суседок кликнуть! Вот, мы все тутотка..., – Евдокия Петровна обвела рукой, показывая на остальных.
– Да-да, – подтвердили те, – упала, ногу, наверное, подвернула...
– А вы ничего не слышали? Может быть, какие-то голоса в
подъезде, крики?
– Нет, милок, ничего. И не видели ничего. Да тут машина стояла возле дверей, загораживала.
– Какая машина? Легковая или грузовая?
– Большая, самосвал красный.
– Камаз, милок, новый такой, оранжевый. Он нам под нос своим дымом вонял. Ездють тут и ездють без конца. А то вон и дети на мотиках японских гоняют – никакого воздуху нету!
– Сколько он стоял? Когда подъехал и уехал?
Старушки переглянулись, вспоминая.
– Да скольки? Минут двадцать. Или тридцать.
- Он уехал, милок, ещё газанул на нас черным дымом, а потом я пошла чай пить, – вспомнила Евдокия Петровна.
– А кто был в кабине, вы видели?
Старушки опять переглянулись. Нет, они не видели, кабина была дальше. Камаз стоял к ним левой стороной и дверцу кабины с их стороны никто не открывал как будто. А со стороны подъезда если кто и открывал, то они не видели и не слышали – мотор работал.
– Ну, номер, конечно, никто не запомнил. Но, может быть, было что-то такое в машине, в кузове, или на машине? Что-нибудь нарисовано, написано?
– Да, было, – в разговор вступила дородная женщина с умными цепкими глазами. – На той дверце, которая к нам, значит, это, значит, которая со стороны шофера, так на ней царапина. А я почему – смотрю, машина новая, а царапина и вмятина, значит, из угла в угол. Так, щас, дай бог памяти... Из верхнего левого в правый нижний, значит, царапина...
– А что вы могли бы сказать о соседке вашей, о пострадавшей?
– Да что ж, милок? Знаем, что в торговле работает. Одна живет, без мужика. Её и видно-то бывает редко. Мы же с разных этажей все. Я вот с пятого, Маша вот с седьмого, она вон с девятого. Бабоньки, а Захаровна?! Она же тоже с нами сидела. И ушла домой как раз перед тем самым... Иди, милок, в восьмую квартиру, Захаровна на одной лестничной площадке с Аллой живет. Захаровна – она всё знаить...

Виктор позвонил в восьмую квартиру. На него долго смотрели в дверной глазок. Потом, наконец, женский сварливый и раздраженный голос спросил: – Кто там?!
– Следователь Ковалев из райотдела, – бодро ответил Виктор. Замок щелкнул, дверь приоткрылась, на пороге стояла пожилая женщина, внешность и выражение лица которой соответствовали её мизантропическому голосу.
– Я по поводу вашей соседки, – Виктор поспешил сделать шаг через порог, одновременно протягивая под нос хозяйке свое удостоверение.
– А что, я ничего не знаю, ничего не видела...
– А что именно вы должны знать или видеть? – Виктор слегка улыбнулся, но спросил довольно строго, стараясь сразу же пресечь строптивость этой недовольной жизнью тётки.
– Ну-у... – Захаровна несколько смутилась.
– Ваше имя-отчество, пожалуйста?
– Екатерина Захаровна.
– Екатерина Захаровна, ваши соседки говорят, что вы сегодня днём сидели вместе с ними на лавке возле дома, а потом первая из всей компании встали и пошли домой?
– Да, пошла идолу своему укол делать...
Словно в ответ на её слова из комнаты выползло существо – согнутое, едва влачащее ноги, но тем не менее – с сигаретой в зубах, правда, ещё незажженной.
– Вот он, идол, допился, докурился, полюбуйтесь на него! – развела руками Захаровна и тут же, при «идоле» брякнула: – Рак позвоночника... – так, как будто сообщила простейший безобидный диагноз – ОРЗ.
Виктор мысленно ойкнул и поежился.
– Пыты – помэрты и не пыты – помэрты, – провякал «идол», проволокся на кухню и оттуда ещё раз, уже назло и жизнерадостно, ответил звуком смачно зажженной спички...
– Не могли бы вы вспомнить время, во сколько вы пошли домой?
– Пошла? В два сорок.
– Вы смотрели на часы?
– Конечно. Мне же в три идолу укол делать.
– Не заметили ли вы в подъезде что-нибудь или кого-нибудь?
– В подъезде – нет. А перед подъездом стоял «камаз», дымил, дым даже в подъезд шел. Я хотела их отругать, да поленилась возвращаться.
– Вы сказали – «их»? А кого – «их»?
– Ну, тех, что в машине сидели.
– Виктор, сохраняя внешнее спокойствие, вытащил из кармана пиджака блокнот и ручку.
– Вы  и х  видели?
– Не то, чтоб хорошо видела... Когда я заходила в подъезд, глянула на кабину, а там сидел мужчина – справа, и разговаривал с кем-то, то есть, значит, наверное, с шофером. Мужчина на меня взглянул и отвернулся.
– Вы его разглядели? Какого он, примерно, возраста? – Виктор быстро писал в блокноте.
– Разглядеть – не разглядела, но молодой. У него такая кепка на голове, знаете, как молодежь сейчас носит, с длинным козырьком.
– А стекло в кабине опущено было или поднято?
– Нет, я не через стекло видела, опущено, значит.
– Постарайтесь вспомнить – может, что-то ещё вы заметили у него на лице? Усы, борода или шрам? Может, он похож на кого-нибудь из тех, кого вы знаете? Или бывает такое – посмотришь на лицо и оно запоминается тем, что в это время мысль какая-то промелькнула... это очень важно, Екатерина Захаровна.
– Глаза у него сердитые. Фулюганские глаза... А мысль была, была мысль! Я посмотрела – козырек на кепке у него длинный. И подумала: «Козырёк длинный и лицо длинное.» А у него точно – лицо длинное...
– Прекрасно, Екатерина Захаровна. А про соседку из шестой квартиры что бы вы могли сказать? Вы её давно видели?
– А что я могу сказать? В торговле Алла работает, народ дурачит. Денег, небось, куры не клюют, а в квартиру к ней зайдёшь – шаром покати! Вот уж жадность.
– А почему вы считаете, что она народ дурачит?
– А то я их не знаю! Сама ж в торговле работала когда-то. Там честные не держатся. Или станешь таким, как они, или уйдёшь. Вот, одни катаются как сыр в масле, а тут на сто восемьдесят вдвоем, а надо ему и лекарства дорогие, и питание, и за квартиру... Я у неё брала как-то с чёрного хода раз курицу, раз – красную рыбу. Так она своим же соседям и знакомым третий сорт продаёт как за первый... А видела я её перед тем, как ... ей разбиться.
– Во сколько это было?
– Да во столько же, во сколько я домой пошла – в два сорок. Я в свою дверь заходила, а она из своей выходила. Квартиру кудай-то на запад сменяла, так ни к кому даже не зашла, не попрощалась.
– Итак, вы, значит, заходили в свою квартиру, а она выходила? Вы с ней поздоровались?
– И не подумала! Она уезжает, не прощается, а я буду здороваться. Я уже дверь закрывала, смотрю, выходит с чемоданами.
– С чемоданами? А сколько у неё было чемоданов?
– Не знаю, сколько, может, у неё и десять их было, а я видела два в руках у неё.
– Вы свою дверь захлопнули и сразу пошли на кухню?
– Да, сразу. Вытерла ноги о половик – я в тапочках ходила на улицу, и пошла на кухню.
– А не слышали вы, как проходила мимо вашей двери соседка?
– Как проходила – не слушала. Я свою дверь захлопнула и она сразу же свою захлопнула и ключ провернула – это я слышала.
– Значит, у неё всё-таки не могло быть десять чемоданов? Она же назад в квартиру не возвращалась? Вынесла два чемодана, поставила их, захлопнула дверь, провернула ключ и пошла?
– Ну, значит, так...
– Екатерина Захаровна, а когда вы узнали, что с вашей соседкой приключилось несчастье?
– Да когда, когда... Вот, пошла в магазин, возле хлебного Евдокию встренула, она и рассказала, что Алла упала, что скорую вызывали...
– А вы знаете, что н и к а к и х чемоданов при пострадавшей не было обнаружено? – он смотрит ей в глаза. Глаза её, уже выцветшие, с наплывами катаракты, неспокойно съезжают. Конечно, она узнала, что чемоданов при Алле не было. И не заявила...
– Ну, хорошо. Вот, прочитайте и распишитесь, пожалуйста.
Захаровна прошла в комнату, вернулась в очках. Долго читала протокол, расписалась и, очевидно, довольная тем, что в бумаге ничего не сказано про то, что она не заявила о пропавших чемоданах, сказала:
– А вы зайдите к соседке напротив, к учительнице Елене Петровне. Она, может, что вам про Аллу расскажет.
– Они что, подруги?
– Не то, чтоб подруги... Одинокие обе. У Елены, правда, сын взрослый. Но захаживают друг к дружке...

                    Андрей-Арик

... Весь день на работе, на ногах, в дыму, в чаду, в грязной робе. Потом домой, десять минут в ванне, чай. И вновь молод и свеж. И кто поверит, кто узнает, что весь день это молодое бодрое тело томилось в грубой промасленной робе и что-то делало такое же некрасивое, несоразмерное силам и способностям. И слова, весь день слова – тоже грязные, пустые, не соответствующие юности, молодому восприятию мира...
Но вперед, в красивую вечернюю жизнь! Сейчас он натянет джинсы, чистые носки, свежую рубашку. Подойдет к зеркалу, что-то сделает с лицом. И всё. Не будет больше Андрея. Будет Арик. Смешно...

Так думает Андрей, одеваясь и представляя, как он пойдет сейчас по центральной улице, создавая вокруг себя некоторое и даже, что скромничать, ослепительное сияние молодости и внешности. С желтым, «подсоломленным» отливом волосы, легкий загар на розовых щеках, ну и так далее и тому подобное. И всё это отнюдь не застывшая маска. Всё это играет, переливается, искрится и создает тот самый ослепительный ореол, который нельзя не заметить и не запомнить...
Конечно, он встретит много знакомых, с каждым постоит, поговорит. Разговоры эти не отличаются разнообразием. Здесь можно годами встречаться с человеком и ни разу не услышать от него ни слова о его профессии и работе, так же, как и об истинных интересах или привязанностях. Часто, с увлечением, подробно или, наоборот, отрывками и намеками, с большой претензией на романтическую необычность, описываются недавние приключения. Арик в таких случаях слушает в пол уха, потому что давно понял, что все эти «приключения» необычны только для их участников. А на самом деле, собери их, эти истории, поставь в ряд – и получится бесконечное множество серых близнецов. Потому, как суть одна – кто, с кем и как познакомился, выпил, переспал, подрался и прочее. Ещё говорят о музыке. На дилетантском уровне, но с апломбом знатоков-меломанов. Ансамбли растут как грибы – только успевай запоминать названия...

А чаще, просто молча стоят, облокотившись на парапет и глазеют на бесконечную толпу, скользящую мимо. Смотрят на заграничные тряпки, выискивая симпатичные женские мордашки, фигурные задницы и зажигательные ноги...

  В этот вечный Круг вход свободен для всех – лет до двадцати пяти. Также, как и выход. Состав постепенно обновляется. Женятся, заканчивают институты и уезжают, уходят в моря или в армию, взрослеют в конце концов и исчезают. Сходят с Круга. А на их место заступает новая «толпа», чтобы пройти всё сначала. И новенькие также стоят у парапета, «торчат», «тащатся», «балдеют», «базарят» ни о чём, наивно предполагая, что это они выдумали подобный образ жизни, что их молодежный «кайф» и «лайф» лучше всех прежних, существовавших до них, что только им принадлежит центр, город, мир... Они также глазеют на текущую мимо толпу, не задумываясь над тем, что в этой толпе идут люди, пять, десять, двадцать лет назад стоявшие на их месте. Идут бывшие «знаменитости»: «арики», «Гарики», «лорды», «серые», «колюни»... Идут, и кто с любопытством, кто со скрытой завистью, а кто и с неприкрытой иронией наблюдают за «новенькими» у парапета...

  Андрей поначалу не воспринимал свою вечернюю жизнь слишком серьезно. Но постепенно втянулся в этот круг, стал завсегдатаем, прекратил читать книги, бросил писать стихи... Превратился в «знаменитость». В двадцать пять лет...
Два года назад он поступил на заочные подготовительные курсы в университет, собираясь сдавать экзамены на только что открывшийся факультет журналистики. Ему присылали на дом задания, он зубрил английский, историю, учил правила по русскому языку, читал литературу. И делал всё без натуги, не принуждая себя, с удовольствием, осознавая, что это его будущее.
Он написал сочинение. Тема была о поэте Блоке. И он взял эпиграфом четыре строки:

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Сочинение о поэте он каким-то образом обернул в рассказ, в котором присутствовал и он сам, матрос второго класса большого океанского танкера, и штормовые моря, и первая любовь...
Он взял за основу тот случай, когда они спасали «Свирь» в Тихом океане. Они тянули ее на капроновом тросе. Был одиннадцатибальный шторм, трос лопнул, «Свирь» с отказавшей машиной и поломанным рулем могла погибнуть. И на ней сто человек.
Они стреляли в «Свирь» из специального ракетного пистолета, подающего линь, но шквальным штормовым ветром снаряд сносило в сторону. И тогда послали несколько человек на мотоботе – завести на «Свирь» конец выброски, к которой привязан новый трос на танкере. Пошли только добровольцы. Андрей умолял старпома послать и его, и тот в конце концов уступил.
Каким-то чудом они смогли сбросить мотобот со шлюпбалки на воду и не разбить его о собственный борт. Удачно попрыгали в бот с низкой танковой палубы. На громадных провалах волн бот выглядел даже не щепкой, а словно одним из пенящихся воздушных лопающихся пузырьков, с которым в каждое мгновение может произойти любое непредсказуемое событие.
Но они все-таки добрались до «Свири» и успели подать выброску. Потом дизель на боте, залитый водой, вдруг заглох, моторист Малышкин чуть приподнялся, его вышвырнуло из бота, с огромной силой ударило о борт «Свири» и как будто какая-то морская пасть тут же поглотила тело. Оставшиеся трое бросились в кипящий водяной ад, и следующая волна-убийца вдребезги разнесла мотобот всё о тот же борт.
Их троих разбросало в стороны. В ярких оранжевых надувных жилетах их вздымало на гигантских волнах как поплавки на какой-то фантастической рыбалке великанов. Горы-волны скрывали их друг от друга и от кораблей, и они казались себе потерянными и погибшими...
Андрея крутило, бросало лицом в пену, сапоги тянули ко дну, вместе с воздухом он хватал носом воду. Его кидало вверх, в высокое пустое и страшное сейчас небо, а потом вниз, как будто на самое дно, тоже страшное. Вода и небо, небо и вода – только две последний стихии, остались в конечные минуты, да злые ждущие зрачки чаек и еще каких-то черных траурных жутких птиц, целящих прямо в голову. И всё, всё! Всего восемнадцать лет, так мало! Но память, чувства, его жизнь – сейчас, сейчас это исчезнет в кошмарном водяном хаосе! Но почему же именно здесь, сейчас, с ним?! Нет-нет, держаться, стянуть сапоги, дышать, добираться до танкера, там низкая вторая палуба, волны перекатываются по ней и...
Без мыслей, без слов – только ощущением прошлого и настоящего словно держало его что-то на поверхности и двигало, и смывало водяными смерчами мелкое и ничтожное.
Без слов, без времени, в застывшие мгновения, соединившиеся в несколько часов, когда в кипящей воде под ногами пять километров неизвестности и чужой жизни с призраками акул и морских чудовищ, в его мозгу пропелось всё основное, лучшее и высшее, что с ним случалось или должно было случиться в несостоявшемся будущем.
«Ни в бога, ни в черта не верит матрос, – да, это его любимая морская песня, её часто крутили по судовой трансляции, - А верит в простой талисман, он карточку милой по свету пронёс, за тридевять милей и стран...» – да, он слушал эту песню лёжа по вечерам в кубрике, закинув руки за голову, вспоминая ЕЁ, потом доставал фотокарточку и долго смотрел. А она, клявшаяся в любви, вышла замуж. Выгодно вышла...
Вперёд, вперёд, к танковой палубе!
И впечатления от жизни в образе матроса второго класса – они тоже с ним. С ним утраченная романтическая розовость, в которой нет места уборке судовых гальюнов и чистке унитазов, ежедневной борьбы с ржавчиной и покраске, тяжеленным мешкам с мукой по вертикальным трапам, двенадцатибальной полумесячной качке и блевотине за борт...
Вперед, вперед! К танковой палубе! «Что же делать, если обманула та мечта, как всякая мечта...»
Но как страшно и просто погиб Малышкин! Как проста и сложна жизнь! Вперёд, впеёед к танковой палубе! Он предчувствует своё будущее! Романтика – это сама жизнь, какой бы она ни была! Вперёд, он не погибнет...
Ему удалось в сочинении пробиться к этому будущему, стянуть с себя «грубую веревку кнута». Именно потому, что он верит в лучшее, что романтика всё-таки есть, есть во всём, только она глубоко, не на поверхности, он-то теперь это точно знает. Именно поэтому он очень хочет поступить на факультет журналистики. Так кончалось его сочинение.
Он получил за него пятерку. И письмо от преподавательницы. По каждому её предложению он чувствовал, что сочинение ей понравилось. Даже что-то большее прорывалось в её словах. То ли одобрительная скрываемая зависть, то ли непонятное ему, сдерживаемое волнение. Но в конце она приписала открыто: «Вы должны обязательно поступить на факультет журналистики или филологии. Обязательно!»
И Андрей готовился. Но чувствовал, что не успевает всё выучить. За пять лет многое подзабыл. И в это самое время открыли на филологическом нулевой курс – рабфак, для таких, как он, с рабочим стажем. Для него это был самый лучший вариант. Там он основательно подготовится, познакомится с университетскими порядками, не будет на следующий год робеть на экзаменах.
И он пошёл сдавать документы. Две характеристики – производственная и комсомольская, аттестат, выписка из трудовой, направление на рабфак. Всё в ажуре. Плюс пять лет трудового стажа. Два года морячил. Три года на заводе слесарем-наладчиком в цехе холодной штамповки. И сейчас вот слесарем-аккумуляторщиком в «Росмясорыбторге» устроился. Сутки через трое. Работа, конечно, не сахар. Тяжёлые сутки. Газ, испарения от щёлочи, свинца и кислоты. Бригада всего четыре человека. Сами ремонтируют погрузчики, заливают электролитом банки, заряжают. Очень напряжённые сутки. Но ничего, зато остаётся время для учебы.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!