Русское искусство 1970-х – начала 1980 гг.



       Сформировать представление о расширении диапазона творческих исканий в искусстве 1970 - начала 1980 годов. Познакомить с переосмыслением классических традиций, приемов народного творчества, усложнением и заострением образного начала, пластических средств на примере анализа произведений Т. Назаренко, Н. Нестеровой, К. Нечитайло и др. Рассмотреть развитие жанра портрета в творчестве Д. Жилинского. Выявить особенности развития пейзажной живописи и натюрморта; увидеть новые черты в отечественной скульптуре. Рассмотреть проблему синтеза искусств. Познакомить с созданием мемориальных комплексов.

Появление в 70-х нового поколения художников, отказавшихся от жесткого единства целей, характерного для 1960-х годов. Тематическое разнообразие, стремление охватить новые, традиционные пласты жизни. Появление индивидуальной позиции, творческого выбора. Новая проблематика: искусство и мироздание, человек и планета, художник и мир, жизнь и время. Высоконравственный пафос Ольги Булгаковой (род. 1951) «Театр. Актриса Марина Неелова» (1976); Татьяны Григорьевны Назаренко (род. 1944) – «Встреча Нового года» (1976), «Московский вечер» (1978), «Казнь народовольцев» (1972); Ксении Нечитайло (род. 1944) – «Автопортрет с дочками Марией и Анастасией» (1976), «Птичий рынок» (1970-1980). Использование в творчестве художников разнообразных традиций искусства. Традиция Высокого Возрождения в искусстве Олега Филатчева – «Автопортрет с семьей» (1976), «Рождение песни» (1979). Традиция неопримитивизма в произведениях Евгения Струлева (род. 1937) – «Когда б имел златые горы…» (1970), «Пора сенокоса» (1974), Наталии Нестеровой (род. 1944) «Метро» и др. Следование русскому демократическому искусству второй половины XIX века в работах Вадима Дементьева (род. 1941) «Облачный день. Московский дворик» (1972 – 1976).

       Натюрморт. Звучные краски В. Стожарова «Чай с калачами» (1972), тонкая лирика Е. Романовой «Земляника» (1977), основательность, связь с русской традицией Ю. Семенюка «Лук, чеснок, соль» (1980).

       Портретный жанр. Д. Жилинский «Разговор о Дюрере и Кранахе» (1978), двойной портрет сына Василия и его беременной жены (1978), «Играет Рихтер» (1984).

       Пейзаж. А. М. Грицай «В заросшем парке» (1976), «Летят журавли» (1968 – 1980).

       Самостоятельная работа: подготовить сообщения по творчеству ярких представителей этого периода.

Русское искусство конца 1980 – 1990-х годов

       Сформировать представление об искусстве рубежа переломной эпохи. Познакомить с проблемами отечественного искусства конца 1980 – 1990-х годов. Рассказать об искусстве андеграунда и русского постмодернизма. Выявить новые концепции и направления в искусстве. Познакомить с историей нонконформистского движения (закрытые и “бульдозерные” выставки). Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм,       акционизм.

       Анализ республиканской выставки Союза художников России на Крымском валу к 850-летию Москвы.

       Образы столицы. Э. Выржиковский (Санкт-Петербург) «Храм возрождается» (1997) – тема праздничного воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве. Суровая, закованная в камень и бетон, столица в акварелях Г. Травникова (Курган) «Мосты Москвы». Слава городу в картине С. Андрияки «Кремлевские купола». Будни огромного города в графической серии А. Любавина (Подольск) «В Москве».

       Натюрмортный жанр. П. Елкин (Ижевск) «Материнский стол» (1997) – радость встречи с национальной кухней. В. Шумилов (Тверь) «Тверское пиво» - в каждом предмете частица быта уходящего, но еще существующего.

       Исторический жанр. В. Штаркин (Московская область) «Москва. Октябрь» - суровые будни революции 1917 года. Г. Незнайкин «Минин и Пожарский» (1997) - момент торжества русской истории. Тема яркого праздника в полотне Ю. Грищенко «Народное гуляние» и скульптуре А. Цигаля «Масленица». Картина-портрет «Дионисий в Феропонтовом монастыре» Е. Воскобойникова (Брянск). Скульптуры В. Курочкина «Великий князь И.Д. Калита» (1997) и М. Переяславца «Михаил Тверской». Проект памятника «Ивану Бунину» (1996) А. Ковальчука.

       Библейские темы. Тема предательства, отступничества в картине Г. Коржева «Иуда» (1997). Ю. Орлов «Крещение» (1997) - отражение нового входа христианских обрядов в действительность, следование академическим традициям. Разное толкование библейской темы в творчестве художников. Икона «Богородица, благоуханный свет» В. Филинина (Сергиев Посад). Скульптура Н. Филатова (Саранск) печального, заземленного Христа. Полотно-видение «Святой Георгий» Ш. Бедоева (Владикавказ).

       Пейзажная живопись. Стремление создать полотна о вечном, непреходящем, устоявшемся. Полотна А. Грицая, В. Сидорова, В. Щербакова. Б. Домашников (Уфа) «Ночной романс», Ю. Махотин (Брянск) «И светла от берез Россия», А. Монгуш (Кызыл) «Весна», У. Бадмаев (Элиста) «Благопожелание».

       Декоративно-прикладное искусство. Мажорный характер произведений. Новое в гобеленах М. Нечипорука – соединение фотокадров с ткацким орнаментом.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве ярких представителей этого периода; подобрать иллюстративный материал.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!