Благородство человека по Данте.



 Мысль Данте довольно проста: привычное понимание благородства (генеалогическое, сословное, финансовое) он называет «ересью» и корнем всех этических заблуждений. Благородство – это совершенство собственной природы (в человеке так же, как в камне или лошади: благородная лошадь – «больше лошадь», чем плохая). Ни предки, ни тем более, имущество этого совершенства не создают и не гарантируют (богатство – угроза благородству, по Данте). Это личный дар и плод личного труда. Таким образом, вопрос состоит в том, что такое природа человека, иначе говоря: когда человек – вполне человек? Для Данте, наследника античной (аристотелевой) этики, – тогда, когда он обладает даром разумения и, потому, устойчивой привычкой выбирать благо. Выбирая благо, он счастлив. Все другие выборы обрекают его на несчастье. Данте сравнивает благородство души с небом, а добродетели – со звездами на этом небе. Из одной добродетели самой по себе еще не следует благородства.
Почему неверное представление о благородстве Данте называет корнем всех этических заблуждений? Потому что это вопрос практический: как создавать и сохранять благородство в обществе. Прибегая к ботаническим образам, Данте говорит о воспитании благородства в изначально благородном ростке – и о «прививке» благородного растения к неблагородному побегу. Здесь – продолжая ботанические метафоры – мы находим зерно той системы гуманитарного воспитания и образования, которая развилась и действовала в Европе и которой теперь, как утверждают многие, приходит конец («конец просвещенческого проекта», «конец ренессансного проекта»): конец человека благородного.

Идеология Гражданского гуманизма

 Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме.

Основные принципы: Труд на благо общества, превосходство общественных интересов над личными, полит свобода.

Билет №33

Как Кузанский объясняет непостижимость Бога?

 Кузанский считал, что подлинным делом философа является охота за мудростью, при этом под мудростью он подразумевал не то, что постижимо, не то, что доступно разуму, но бесконечную мудрость. Шествие ума к истине рассматривается Кузанским как процесс постоянного совершенствования, расширения (наполнения) знаний и именуется им «ученым незнанием». В основе «ученого незнания» лежит та простая мысль, что у нас есть знание о существовании бесконечности и сознание непостижимости этой бесконечности. Математический пример этого: если постоянно увеличивать количество сторон многоугольника, вписанного в круг, то многоугольник будет все больше стремиться совпасть с кругом, однако он никогда не совпадет с ним, сколько бы сторон мы ни добавляли. Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: во-первых, он серьезно занимался этой наукой, во-вторых, по его мнению, математика — наиболее достоверная из всех наук и, в-третьих, математическое бесконечное может символизировать божественную бесконечность. Все, что мы говорим о недоступности бесконечного и трансцендентного понятию, о невозможности рационального, основывающегося на законе тождества, познания Божественной жизни, есть также познание, хотя и апофатическое, т. е. знание о незнании.

Пытаясь хоть как-то охарактеризовать природу Бога, Кузанский развивает центральную идею своей философии — идею синтеза, или тождества противоположностей. Во всех вещах мира мы находим различия и противоположности, во всем оформленном и конечном сущем сущность и существование различны, тогда как в бесконечном, неоформленном сущем, Боге, они совпадают. Бог не может быть больше того, что он есть, но Он же не может быть и меньше того, что Он есть. Если Он есть максимум, то он также и минимум. Бог есть и то и другое в совершенном «совпадении противоположностей». Приводя математическую аналогию, Кузанский поясняет вышеизложенное так, что в бесконечном круге любая точка будет центром и вместе с тем также крайним пределом, и, то же самое, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадает со всем.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!