Герой и действительность в рассказах А. П. Чехова о русской интеллигенции. Изучение рассказов писателя в школе.



Экзаменационный билет № 19

Былины. Определение жанра, классификация, характеристика основных сборников былин.

Былины— народные песни о подвигах богатырей, сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказителей. Эпические песни, в которых воспеты героические события. Былины художественно обобщили действительность 11- 16 веков. Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. В народе былины называли «стАринами», «старИнками», «старИнушками».

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич. В 12в. В Новгороде жил купец по имени Сотко. Садко – герой новгородских былин.

Классификация былин:

Былины богатырские от Б.-новелл, как их уже давно Вс. Миллер различал по содержанию. В былинах богатырских движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу — богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы (Илья, вопреки предостерегающей надписи на распутье трех дорог, едет по ним и своими действиями опровергает эти предостережения). Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов.

Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для к-рой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. — он в значительной мере двигает действие в Б.

Былины объединяются в циклы еще и:

· По времени

· По территории

· По героям

· Киевский и новгородский циклы

От середины XVIII в. дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен. Открытие богатств русского Б. эпоса падает на 60—70-е гг. XIX в. В 1861—1867 вышли в свет «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (224 номера Б.), а в 1872 — «Онежские Б.», записанные в 1871 А. Ф. Гильфердингом (318 номеров). В течение 1862—1874 выходили выпуски посмертного труда «Песни, собранные П. В. Киреевским» (всего 11 тт.). Известный русский писатель для детей и юношества Василий Петрович Авенариус (1839–1923) являлся автором-составителем ряда фольклорных сборников. К их числу относится его первый дебютный сборник «Книга о киевских богатырях» (1876). Книга содержит переложенные в приспособленном для детей виде русские былины. Издание было чрезвычайно популярно и много раз переиздавалось.Записи Гильфердинга целиком вошли в его знаменитый сборник «Онежские былины», первое издание которого вышло в свет в г. До сих пор он является настольной книгой каждого фольклориста. Велик к нему и читательский интерес. Многочисленные любители русского народного творчества находят в нем великолепный материал, свидетельствующий о талантливости нашего народа, его героической истории, устремленности в счастливое будущее.

Анализ

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

 

Герой и действительность в рассказах А. П. Чехова о русской интеллигенции. Изучение рассказов писателя в школе.

В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Вопросы, поднятые Чеховым, общечеловечны. В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции. Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине. Эпиграфом к “Попрыгунье” могут служить слова профессора из “Скучной истории”: “Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей”.

Большинство чеховских героев — люди с высокими идеалами. Они ставят перед собой трудные вопросы, но внутренняя нерешительность не позволяет им достичь цели и решить эти вопросы. Они обречены на одиночество в помыслах и делах. Интеллигенты Чехова не могут изменить что-либо в своей жизни, но писатель отмечает две причины такой беспомощности. Первая — собственная лень, неприспособленность героев к жизни, их нежелание понять источник собственных несчастий.

 

В большинстве своем такова провинциальная дворянская интеллигенция. Это Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев из «Вишневого сада» — люди с лирическим, очень своеобразным складом ума, однако решившие, что в их жизни все само собой образуется. Ни банкротство, ни горе от расставания с родными местами не заставляют их хотя бы пальцем пошевелить для своего спасения. Они настолько увлечены смакованием собственных страданий, что забывают о тех, за кого они в ответе и оставляют старого лакея в заколоченной усадьбе.

Вторая причина беспомощности — отупляющий «труд без поэзии, без мысли». Акт самопожертвования интеллигенции: ее отречение от личных благ, самоотверженная работа для народа — народом принят не был.

Наиболее ярко это проявляется в мыслях главного героя рассказа «Жена» Павла Асорина. Инженер все чаще думает о бессмысленности своей работы. Неосознанная вина перед народом приводит его к мысли о зависимости произведения от личности автора. Герой, сравнивая шкап крепостного столяра и свои проекты мостов, делает вывод: столяр «имел в виду бессмертного человека, инженер же Асорин не любил ни людей, ни жизни». Чехов вновь и вновь сравнивает сложившийся образ жизни с тюремным застенком, футляром. Эта тема начинается с рассказа «Человек в футляре», где рассказчик называет тесным футляром сложившийся, традиционный быт; продолжает ее рассказ «Палата № 6», где врач говорит о чистейшей случайности нахождения человека в сумасшедшем доме или вне его. Наиболее прямо эту мысль высказывает Дмитрий Гуров, герой повести «Дама с собачкой»: «остается какая-то куцая, бескрылая жизнь... и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах».

 

Лишь в некоторых героях Чехова сочетаются и душевная красота, и трудолюбие, и решимость. Наиболее яркие образы — доктор Астров («Дядя Виня») и Нина Заречная («Чайка»). Они нашли снос призвание, смогли вырваться из своего окружения, запрещающего неординарные личности, не потеряли ни трудолюбия, ни жажды поиска и деятельности. Близки к ним по духу Аня Раневская и Петр Трофимов из «Вишневого сада».

При изучении художественной литературы в 5-11 классах решается множество задач:

· Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы;

· Осознание своеобразия литературы как словесного искусства;

· Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений;

· Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность.

Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев.

В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов.

Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы - пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.

4 класс - «Мальчики»

5 класст - « Хирургия», юмористические рассказы (на выбор)

6 класс - «Толстый и тонкий»

7 класс - «Хамелеон»

8 класс - «О любви» , «Злоумышленник» (внеклассное чтение)

9 класс - «Тоска»

10 класс - рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Дом с мезонином», комедия «Вишневый сад».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!