ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»



Природа человека и нравственное начало общественной жизни

Существо должного, полагает Франк, определяет человеческую жизнь и выражается в нравственно-правовом характере общест­венного бытия. Поэтому общество немыслимо без права.

Франк был убежден, что власть только тогда может быть ис­точником права, когда она воспринимается не как голый факт или сила, а как нечто правомерное, как инстанция, которой человек дол­жен подчиняться. Власть неправомерная, как уже было отмечено, по учению Франка вообще не есть власть (с. 334). Поэтому и воз­можное соглашение с разбойником о выдаче ему денег вовсе не обя­зательно и при первом случае будет нарушено.

Если следовать этой логике, развивал свою мысль ученый, то право вообще ниоткуда не выводимо (ни из какой внешней прину­дительности), оно первично, ибо свою авторитетность черпает только из самого себя (из лежащей в его основе идеи должного).

В первичном своем смысле, отмечал философ, право есть просто должное в человеческих отношениях, то, что определяется не эмпи­рической волей, а велением высшей правды, т. е. того, что само по себе правильно, должно быть (с. 336). Лишь в производном, чисто юриди­ческом смысле под правом разумеется и совокупность норм, которые сами по себе лишены первичной внутренней авторитетности и заим­ствуют свою обязательность из авторитетности, власти, их издающей.

Напомним, что таким же образом Франк интерпретировал и власть. Власть для Франка — начало столь же первичное, как и право. Не сила и не грубое принуждение является конституирующим признаком власти. Власть есть та инстанция, которой имманентно присуща дейст­венная авторитетность или, иначе, веления которой сами по себе обязательны для членов общества.

В основе всякого действия, основанного на приказе, осознава­емом как приказ законный, лежит, по мысли Франка, добровольное внутреннее согласие. Поэтому и весь аппарат государственного при­нуждения есть лишь внешняя механическая оболочка, за которой скрывается «живое, основанное на внутреннем приятии и одобрении, ядро самого отношения» (с. 337). В этом положении правового учения мыслителя можно увидеть связь идеи правовой коммуникации с идеей социальной легитимации правовых текстов, без которой самого права не существует.

810


ИДЕАЛ-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА С. Л. ФРАНКА

Двуединство права и власти соответствует в теории Франка двуединству абстрактно-общего и конкретно-индивидуального в че­ловеческой жизни, которые должны быть охвачены должным и под­чиняться ему. При этом следует еще раз отметить, что для Франка момент должного, который всегда присутствует в праве и власти, есть выражение нравственной, идеальной, т. е. богочеловеческой, природы общественной жизни. Когда исчезает сознание автори­тетности власти или нормы права (наступает кризис леги­тимации), соответствующий правовой институт или соответству­ющая инстанция власти, например, монархия при республиканской революции, рушится, и никакой внешний аппарат принуждения не может ее спасти.

Право и нравственность

Дуализм права и нравственности Франк воспринимает как за­гадку, которую необходимо разрешить. Попытки ее разрешения за счет отрицания какого-либо компонента привести к успеху не могут. Любые попытки отменить право (как, например, в большевистской России, пытавшейся поначалу обойтись без права как «буржуазного пережитка») приводят к результатам еще более худшим, чем самое неудовлетворительное правовое состояние.

Рассматривая эту проблему, мыслитель также исходил из кон­цепции всеединства. С этой позиции право и нравственность про­истекают в конечном счете из совести человека, из сознания долж­ного и потому не различимы друг от друга ни по своему предмету, ни по своему происхождению. «Должное», с одной стороны, непосредственно дано человеческому духу. С другой стороны, оно является началом трансцендентным, извне обращенным к человеку и требующим от него повиновения. Для того чтобы понять это раз­личие, Франк привлекал христианские понятия «закона» и «благо­дати» (с. 342).

Поскольку, по мнению Франка, существо человека лишь в по­следней глубине своей потенциально «обожено», поскольку чело­век остается природным существом, в нем обнаруживается дуализм между эмпирически существующим и истинно сущим. Поэтому дей­ствие нравственной жизни в наружной сфере человеческой деятель­ности может осуществляться лишь как сознание «закона» должного.

811


Раздел XI


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!