ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Н. Н. АЛЕКСЕЕВА



Глава!

Государство, полагал ученый, — не просто централизованная система отношений, но и система властных отношений между

личностями. Однако власть нельзя уподоблять художнику, лепяще­му статую по своему произволу, так как в этом случае, подчеркивает философ, будет отсутствовать «общение» (коммуникация) и «харак­терный для социальных явлений момент взаимодействия» (с. 180).

Другим характерным признаком организации власти в государ­стве является ее иерархический порядок, воплощенный в высшем суверенном органе. Причем такая власть необходимо имеет харак­тер всеобщий и универсальный. Алексеев особо подчеркивал, что государственная власть (ввиду ее коммуникативной природы) есть власть «социального служения» (с. 201).

Таким образом, государство, по Алексееву, это социальный союз личностей (субъектов права), в котором через общение (коммуника­цию) устанавливается правопорядок как организованное (легитими­рованное) подчинение власти.

Поскольку главными моментами в общении являются наличие общего (общих интересов и ценностей) и наличие частного, индиви­дуального (уникальности каждого человека, делающей необходимым и возможным общение), государство, по мысли Алексеева, должно совмещать общие ценности с частными, так как иначе государство уничтожает само себя, свою суть.4 Таким образом, у Алексеева мы видим развитие концепции коммуникативного баланса личного и общественного, которая проходит красной нитью через всю историю правовых учений России.

Н. Н. Алексеев и евразийство

Находясь в эмиграции, Алексеев был озабочен будущим России. В условиях послереволюционной ломки судеб, характеров и миро­воззрений ученый предпочел, не отрекаясь от духовного наследия своего отечества, принять самое непосредственное участие в создании новой русской идеологии, которая была бы реальной альтернативой большевизму. Одним из вариантов такой идеологии, разрабатывав­шейся целой группой мыслителей, стало евразийство.

4 Овчинников А. И., Овчинникова С. П. Евразийское правовое мышление Н. Н. Алексеева. Ростов н/Д, 2002. С. 64.

797


Раздел XI

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

В разработке евразийского учения, помимо Алексеева, деятельное участие приняли такие мыслители, как Н. С. Трубецкой, П. Н. Савиц­кий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский, а позднее — Л. П. Карсавин, В. Н. Ильин, Г. В. Вернадский, Д. С. Святополк-Мирский, С. Л. Франк. Манифестом нового течения явился сборник «Исход к Востоку. Пред­чувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (1921). Затем, уже в Берлине, выходят сборники «На путях. Утверждение евразийцев» (1922) и «Россия и латинство» (1923). Позднее были опубликованы «Евразийство. Опыт систематического изложения» (1926), «Евразий­ский сборник» (1929) и «Тридцатые годы» (1931). Несколько лет выходили и периодические издания евразийства («Евразийский вре­менник», «Евразийские хроники», газета «Евразия»).

Евразийство исходило из того, что Россия есть особый, само­бытный, «серединный» культурно-географический мир, отличный и от Европы, и от Азии, которому начертаны свой исторический путь и своя миссия. Русский народ, согласно евразийской концепции, включает в себя славян, а также сходных с ними по психологическо­му типу народов Евразии (прежде всего, тюркские и угро-финские племена), образуя единую, многонародную евразийскую нацию. Отсюда вытекало отрицание евразийцами европоцентризма и резко критическое отношение к Западу, враждебному евразийской культу­ре. Евразийцы обосновывали теоретическую и практическую несо­стоятельность западной либеральной демократии и разрабатывали концепцию идеократического государства, в котором были бы прео­долены политические крайности, присущие как западным демокра­тиям, так и фашизму наряду с большевизмом.

Алексеев разрабатывал правовые и политико-социальные воп­росы евразийства. Этим аспектам евразийской теории был посвя­щен ряд его работ: «На путях к будущей России. Советский строй и его политические возможности» (1927); «Евразийцы и государство» (1927); «Народное право и задачи нашей правовой политики» (1927);

«Советский федерализм» (1927); «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства» (1928);

«Обязанность и право» (1928); «Евразийство и марксизм» (1929);

«Религия, право и нравственность» (1930) и др.

Евразийское государство, согласно Алексееву, — это новое го­сударство, государство «гарантийное», т. е. обеспечивающее осу­ществление некоторых постоянных целей и задач и в этом смысле противостоящее либеральному государству, ограничивающему свою

798


Глава!


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!