ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА: Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
ГлалаЗ
и глубиной, со свойственной этому ученому исключительным проникновением в стихию права».22
Эту оценку в целом разделял и Н. Н. Алексеев. Он также усматривал особую близость концепции Петражицкого с феноменологической теорией права. «...Эмоционализм Л. И. Петражицкого, несмотря на его идейную связь с натурализмом, гораздо ближе по своему духу стоит к современной феноменологии, чем это предполагает общераспространенное воззрение. И для нас совершенно несомненно, что стремление слиться с объектом, получить его адекватный образ, "вы-разуметь" его в его подлинном существе, положительным результатом своим имело тот критический пересмотр основных юридических понятий, который составляет неоценимую заслугу психологической теории права. Пересмотр этот удался не только потому, что Л. И. Петражицкий был хорошим юристом, как это иногда говорят, он удался, главным образом, вследствие непосредственного соприкосновения с самим предметом права и с основными правовыми данностями».23
Действительно, правильно связав право с субъектом, Петражицкий эту связь абсолютизировал, не сумев в полной мере «навести мосты» с другими субъектами, без признания которых говорить о праве просто не имело смысла. И хотя Петражицкому не чужда была идея коммуникации, она входила в противоречие с его субъективистским видением права. Между тем, именно в социолого-коммуника-тивном направлении развивали теорию Петражицкого его ученики. Например, Г. Д. Гурвич в этой связи писал; «Разграничение между интуитивным и позитивным правом, предложенное Л. И. Петражицким, будучи вполне справедливым и проливая много света на обсуждаемый вопрос, не исчерпывает собой того содержания, которое мыслится юристом, когда он говорит о положительном праве. Проф. Петражицкий исходит из индивидуального психологического сознания, а разграничение, им предложенное, всецело укладывается в рамки этого сознания. Если какое-либо лицо будет переживать какую-либо норму как обязательную на основании известного нормативного факта, то налицо будет, с точки зрения Петражицкого, положительное право; оно будет, следовательно, налицо независимо от того, существует или не существует социальное общение, в состоянии ли в данном общении данный тип фактов быть нормативным, т. е. служить основанием
|
|
22 Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. № 4. Париж, 1926. С.102.
23 Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 64.
757
Раздел X |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX i
обязательности правовой нормы, наконец, перестал или не перестал данный конкретный нормативный факт производить мотивирующее действие в социальной среде, например, когда в чьем-либо индивидуальном сознании какая-либо отпавшая правовая норма или отмененный кодекс и конституция продолжают переживаться как право вследствие их установленности нормативным фактом, потерявшим силу в данной социальной среде, с точки зрения Петражицкого, налицо положительное право. Между тем, когда юрист говорит о положительном праве, он всегда имеет в виду объективную норму социального поведения, обязательную в данной социальной среде, а не только в индивидуальном сознании; в понятие положительного права входит его обязательная сила в данном общении; отмененное право перестает быть положительным, хотя содержит ссылку на нормоустанавливающий факт, но именно такой, который потерял силу в данной среде. Отсюда ясно, что понятие положительного права, установленное Петражицким, нуждается в существенном восполнении, в связи с преодолением его психологической односторонности; не ссылка на любой нормативный факт в состоянии породить положительное право в смысле обязательной в данной среде нормы поведения, а лишь указание на такой тип нормативных фактов, который в данной социальной среде признается в данное время способным быть основанием правовой обязательности. Понятие положительного права в этом общепринятом смысле слова предполагает действительно существующую, эпирическую, реальную среду, в которой нормативные факты, на каковые ссылается данная положительно-правовая норма, проявляют свою мотивирующую силу, производят положительный эффект (выделено мною. —А. Я.)».24
|
|
|
|
Выявление атрибутивной, управомочивающей составляющей права и определение его коммуникативной структуры как связки правомочия и обязанности, также как и актуализация субъектной составляющей права, — составляют непреходящую заслугу ученого. Но абсолютизация субъективных начал его теории не позволили сделать из его гениальных научных прозрений корректные выводы. Право фактически сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался искаженный образ права, а за счет асоциального «права» сама сфера правового непомерно расширялась.
24 Гурвич Г. Д. Введение в общую теорию международного права. Конспект лекций. Прага, 1923. С. 95-96.
758
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!