Источники теории «Третьего Рима» в византийской литературе



Основой исторической концепции Филофея послужила теория четырех мировых монархий (империй), которая в Средние века воспринималась христианскими экзегетами (толкователями Св. Пи­сания) как богословский канон христианской философии истории. Данная теория основывалась на толковании ветхозаветной книги пророка Даниила, в которой содержалось пророчество о преемственном существовании четырех мировых империй. В соответствии с указа­ниями пророчества первые три царства были идентифицированы с последовательно сменявшими друг друга вавилонским, мидо-пер-сидским и македонским (греческим) царствами.

Идентификация последнего, четвертого царства вызывала наи­больший интерес и была особенно важной, ибо с ним связывался конец земной истории человечества. В последующих толкованиях это последнее царство было отождествлено с Римской империей:

согласно пророчеству в пределах последней империи должно было

15 Там же. С. 117-118.

16 Изложение теории «Третьего Рима» дается в соответствии с трактовкой данной теории Н. В. Синицыной (см.: Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эво­люция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998).

524


Глава 3


«ФИЛОФЕЕВЦИКЛ»



 


тгооизойти рождение Христа и основание Им Церкви, а также рож­дение антихриста, после победы над которым и наступит вечное Цар­ство Божие. Однако неразрушимое «Ромейское царство», с которым филофей идентифицировал царство Василия III, не тождественно языческой Римской империи. Христианское, или Ромейское, царство возникает с рождением Христа, в эпоху Боговоплощения: «Ромейское царство неразрушимо, ибо Христос в римскую область записался», — поясняет Филофей.17 Псковский монах опирается здесь на идею, сформировавшуюся в византийской литературе, — идею «вечного» в пределах земной истории «Ромейского царства», призванного волею божественного промысла до второго пришествия быть «вместили­щем» основанной Христом Церкви.

Рассматривая византийские источники идеи «Третьего Рима», прежде всего следует признать также ее укорененность в византий­ской теории симфонии священства и царства, выражавшей при­звание христианской империи быть защитницей и покровительни­цей Церкви. Из принципов симфонии следует, что без христианской Церкви нет христианской империи, точно так же как гибель импе­рии угрожает благополучию земной Церкви. Таким образом, такое явление, как христианская империя, конституируется именно симфо­нией священства и царства.

Концепция симфонии предполагала также принцип универ­сализма, вселенского распространения, империи и Церкви, в соответ­ствии с которым предполагалось, что в Церковь постепенно должно войти все человечество, и если до сих пор кто-то остается вне ее ограды, то это такая же историческая случайность, как и то, что не­которые народы не находятся под властью римского императора. В согласии с принципом универсализма римский, т. е. византийский, император, под защитой которого находится вселенская Церковь, рассматривался как правитель всех христиан. В связи с этим визан­тийская политическая идеология отрицала за своими христианскими соседями, прежде всего славянскими, сформировавшими самостоя­тельные государства, право иметь собственных царей.

В корпус идей, вдохновивших теорию Филофея, входит также и принцип translatio imperil, т. е. принцип пространственно-временного перемещения «Ромейского царства». Согласно разрабатывавшимся в Восточной Римской империи концепциям ответственная историческая

17 Имеется в виду, что перепись населения, для участия в которой Св. Се-еиство пришло в Вифлеем (Лк. II, 1-5), проходила в пределах Римской империи и по римским законам.

525


Раздел VI         ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

миссия последнего в земной истории «Ромейского», христианского царства, предваряющего вечное Царство Божие, перешла теперь к Византии, столица которого— Константинополь уже в 381 г. (т. е. задолго до падения Римской империи, последовавшего в 476 г.) офи­циально получила почетный титул «Нового Рима». Византия стала вторым конкретно-историческим воплощением «неразрушимого» «Ромейского царства»; именно ей теперь была «вверена судьба христ­ианского царства и христианской Церкви, возникших с пришествием Христа и долженствующих пребывать до второго Его пришествия».18 Греки не желали проводить далее принцип передвижения «Ромейс­кого царства» и верили, что скипетр вселенской церковно-государ-ственной власти никогда не выпадет из их рук. Однако этому не суж­дено было сбыться: в 1453 г. Византия погибла под натиском турок. Таким образом, странствующее «Ромейское царство» интерпрети­ровалось как феномен, выходящий за границы эмпирической поли­тической реальности, не имеющий единственной и постоянной про­странственно-временной локализации. Оно неразрушимо в пределах земной истории, несмотря на временный и преходящий характер его конкретно-исторических воплощений. Его провиденциальная мис­сия в истории — защита основанной Христом Церкви.

Библейская теория мировых империй в последующем истол­ковании последнего земного царства как «Ромейского», возникше­го с рождением Христа, византийская концепция симфонии и выте­кающий из нее принцип имперского универсализма, а также принцип translatio imperil образуют тот сложный комплекс идей, ко­торые нашли свое выражение и творческое развитие в афористично сформулированной теории Филофея Псковского, созданной им под влиянием трагических событий церковно-политической истории XV в.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!