АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: Г. ХАРТ
„щей враждебной или критической реакции, не требующей применения физических санкций. Оно может ограничиваться словесным порицанием или призывами к уважению нарушенного правила; оно может сильно зависеть от наличия чувств стыда, раскаяния или вины. «Если формы давления будут именно такими, мы, вероятно, классифицируем эти правила как часть морали данной социальной группы и обязательства, ими налагаемые, — как нравственные обязанности. Напротив, когда физические санкции ярко выражены или обычны среди форм давления, даже если они четко не определены и осуществляются не официальными лицами, а большей частью сообщества, мы будем склонны к тому, чтобы классифицировать эти правила как примитивную или рудиментарную форму права» (р. 84).
По Харту, именно физическое социальное принуждение к соблюдению признанных правил поведения является отличительным признаком права. Именно такие правила рассматриваются им как необходимое условие жизни общества.
Как уже было отмечено, в правовой теории Харта важную роль играет выделение «внешней» и «внутренней» точек зрения на право, «внешних» и «внутренних» аспектов норм. Ученый пояснял свою позицию следующим образом: «...Можно относиться к правилам либо с позиции наблюдателя, который не принимает их, либо с позиции члена группы, который принимает и использует их как руководство к поведению. Мы можем назвать их соответственно "внешней" и "внутренней" точками зрения. Заявления, сделанные с внешней точки зрения, могут быть различного рода. Внешний наблюдатель может, не принимая данные правила, утверждать, что группа признает их, а следовательно, извне воспринимать их как правила, которые они используют со своей внутренней точки зрения» (р. 86-87). Такой наблюдатель не исходит из внутренней точки зрения, которая при-"ята в группе. Данная позиция вообще не дает представления о сути социальных правил и вытекающих из них обязанностях и обязательствах. «Его точка зрения подобна точке зрения того, кто, наблюдая за ^гналами светофора на оживленной улице, ограничивается выска-^ванием о том, что, когда загорится красный свет, высока вероятность того, что движение остановится. Он воспринимает свет свето-Ф°ра исключительно как знак того, что люди будут вести себя Пределенным образом, как облака являются знаком того, что придается дождь. Поступая подобным образом, он упускает из виду Целое измерение социальной жизни — тех, кого он наблюдает; ведь
|
|
403
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBElf^
стереотипного поведения (например, посещения по субботам кинотеатра), нормы предполагают, что поведение, отклоняющееся от установленного правила, есть ошибка или вина. На не соблюдающего правило будет оказано давление со стороны группы с тем, чтобы он вернулся к соблюдению нормы. Формы давления или критики могут быть различными в зависимости от нарушенной нормы.
|
|
Но это еще не все. Когда нарушается норма, отклоняющееся поведение не просто критикуется. Окружающие не просто недовольны им. Они считают, что есть законные основания для критики что они правы, когда требуют исполнения нормы. Из этого следует, по Харту, что у нормы есть не только внешний, но и «внутренний аспект», который отсутствует у обыкновений. Это значит, что если существует социальная норма, то по крайней мере некоторые члены группы будут рассматривать ее как образец поведения, которому должна следовать вся группа. Например, при игре в шахматы никто не допустит того, чтобы слоном ходили как ладьей или пешкой как слоном. Внутренний аспект определяет наличие сознательных, рациональных мотивов, следуя которым люди подчиняются норме. Именно правила конституируют обязанности.
Понятие правовой нормы
Анализируя понятие обязанности, Харт приходит к выводу, что их налагает не каждая норма. Например, нормы этикета, нормы правильной речи — это правила, за несоблюдение которых критикуют: шапку в помещении необходимо снимать, ударения в словах необходимо ставить правильно и т. д. Но использовать применительно к этим правилам понятия «обязанность», «долг» Харт считает в принципе невозможным и неправильным. Эти нормы, по Харту, носят рекомендательный характер.
|
|
Между рекомендательными нормами и нормами, налагающими обязанности, имеется принципиальная разница. Правила налагают обязанности тогда, когда общая потребность в их соблюдении значительна и социальное давление на тех, кто им не подчиняется или собирается не подчиниться, велико. Такие нормы могут быть по своему происхождению полностью нормами обычного права, при этом может отсутствовать централизованная система наказаний за нарушение норм. Социальное давление может принимать форму только
402
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!