ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН
основная норма, вводящая обычай межгосударственных отношений в качестве правотворческого фактора.
Эта основная норма гласит: «Государства, т. е. их правительства в своих взаимоотношениях должны вести себя в соответствии с существующим в международных отношениях обычаем» или «Принуждение одного государства по отношению к другому должно осуществляться при таких условиях и таким образом, которые соответствуют существующему в международных отношениях обычаю» (2,96).
Эти нормы Кельзен называл «логико-правовой конституцией международного права». Из данных норм обычая мыслитель выводил последующие нормы, в частности, норму, уполномочивающую государства регулировать свои взаимоотношения посредством договоров.
Следует отметить, что те нормы международного права, о которых говорит Кельзен, имели и имеют мало общего с правовыми нормами как порядком принуждения. Представляется, что и в этом теоретическом аспекте Кельзен не смог до конца согласовать основные посылки собственного правового учения.
Социальный порядок и санкции
Понятие социального порядка является одним из ключевых в учении Кельзена. Мыслитель и право рассматривал прежде всего как нормативный порядок, пытаясь именно через категорию порядка обосновать специфику права. Для него «нормативный порядок, регулирующий человеческое поведение, непосредственно или опосредованно касающееся других людей, есть социальный порядок» (1,38). Видами последнего являются моральный и правовой порядки.
|
|
Ученый отмечал, что с «психологически-социологической точки зрения» функция всякого социального порядка заключается в том, чтобы добиться определенного поведения людей, подчиненных этому порядку: «Побудить их отказаться от некоторых действий, почему-либо считающимися вредными для общества... и, напротив, совершать определенные действия, считающиеся полезными для общества» ^ > 38-39). Причем, по мнению Кельзена, мотивирующую функцию
таких действий выполняют представления о нормах, предписыва-ющих чли запрещающих человеку определенные действия.
Здесь заслуживают внимания несколько моментов. Во-первых, метим, что Кельзен использует «психолого-социологический подход»,
387
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХХВДюл
усматривающий причинно-следственные связи между факторами стимулирующими поведение человека, и самим его поведением. «Чис^ тая» теория права не может обойтись лишь сферой чистого нормативного долженствования. Ученый вынужден вводить в свою теорию и психологическую, и социологическую аргументацию.
Во-вторых, Кельзен убежден, что определенного поведения людей надо «добиваться» и «подчинять» поведение правопорядку, причем подчинение ученый трактует как результат внешних актов принуждения. Такая исходная позиция создает искаженную картину социальной реальности. Возникает иллюзия, что только внешнее, рационально организованное принуждение может привести к социальному порядку. Отсюда — и стремление все средства такого принуждения свести к нормам, предписывающим или запрещающим такие действия. Понятно, что, следуя этой логике (которая отнюдь не вытекает из «чистой» теории долженствования), легко сделать вывод, что единственными стимулами нормативного поведения являются положительные и отрицательные санкции (наказание). Такой вывод и делает Кельзен.
|
|
Ученый рассуждает следующим образом. Существуют различные социальные порядки. Одни из них предписывают определенные правила поведения, не связывая с их соблюдением или несоблюдением каких-либо последствий. Другие социальные порядки связывают с определенным поведением предоставление выгод (вознаграждений) или невыгод (наказаний в широком смысле слова). Такой порядок действует по принципу воздаяния.
Награду и наказание можно объединить понятием «санкция». При этом Кельзен замечает, что «обычно санкцией называют только наказание, т. е. зло, которое должно быть причинено как последствие известного поведения. Это зло выражается в лишении определенных благ: жизни, здоровья, свободы, чести, материальных ценностей» (1, 39).
|
|
Из этих посылок Кельзен делает вывод, который, как представляется, не является логически необходимым. Он констатирует, что социальный порядок может предписывать определенное поведение, «связывая противоположное поведение с причинением вреда... т. е. с наказанием в самом широком смысле слова. Таким образом, определенное поведение может считаться предписанным в рамках этого социального порядка (и юридически предписанным в случае правопорядка) лишь постольку, поскольку противоположное поведение обусловливает санкцию (в узком смысле)» (1, 39).
388
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!