ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
занимается видимостью, она постигает сущность явлений. То, что частные интересы движут миром, — лишь иллюзия. На самом деле «эта неизмеримая масса желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того чтобы достигнуть ими его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее» (с. 77).
Каждый народ в истории привносит что-то свое в процесс познания свободы. Так, восточные народы знали, что один (т. е. правитель) свободен, греки и римляне знали, что некоторые свободны, так как сохраняли рабство, германцы же знают, что человек свободен как человек. Говоря словами Гегеля, происходит постепенное осознание духом своей свободы. Субъективное и объективное, особенное и всеобщее, воля и интеллект должны предстать в единстве. Этот процесс завершается созданием правильно организованного государства. Государство «оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частный интерес граждан соединяется с его общей целью... нужна борьба с частным интересом и страстями, трудная и продолжительная дисциплина, пока не станет осуществимым вышеупомянутое соединение» (с. 77).
Разум и ведет людей к этому состоянию. Это он заставляет их стремиться к частным целям, а общий результат оказывается таким, которого не ждал ни один из них. «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред. Ибо речь идет о явлении, часть которого ничтожна, а часть положительна. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов» (с. 84).
|
|
Таким образом, люди становятся материалом и средством достижения свободы. Человек делается поистине свободным, подчиняя свой частный интерес общему. Это происходит только в государстве, которое является нравственным целым. «Ведь нужно знать, что государство является осуществлением свободы, т. е. абсолютно конечной цели, что оно существует для самого себя; далее нужно знать, что вся ценность человека, вся его духовная действительность, ^шествует исключительно благодаря государству» (с. 90).
Итак, государство у Гегеля, так же как и полис у древних греков, является высшей ценностью, оно как бы «окультуривает человека».
291
Раздел IV |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX BFk-A
Оно создает нацию, выражает ее дух, оно — средоточие всех культурных ценностей: искусства, права, нравов, религии, науки. «Начало эпохи свободы» Гегель увидел в деятельности Фридриха II, короля Пруссии. «Он постигнул мыслью всеобщую цель государства и первый из правителей отстаивал всеобщее в государстве, а частное устранял, если оно противоречило государственной цели» (с. 442). Окончательное установление свободы произошло в современной ему Пруссии. Не следует спешить обвинять Гегеля в верноподданстве и в неоправданном восхвалении прусского королевства. Действительно в деятельности Фридриха II в середине XVIII в., а затем в Пруссии после поражения Наполеона сложился такой порядок, который Гегель искренно считал истинной свободой.
|
|
В условиях феодализма свободы не было. Ему свойственно многовластие, при котором в каждом пункте господствуют насилие и произвол. Государства периода Реформации и Просвещения сложились в качестве противовеса этому произволу. Но не все смогли эту задачу выполнить. Так называемые либеральные государства, которые отстаивали принцип формальной свободы и, таким образом, противопоставляли особенную волю всеобщей, оказались несостоятельными. Сказанное касается Франции, Испании, Италии и Англии. Либерализм обанкротился повсюду. Гегель в этом не сомневается. Значит, идея свободы там не нашла полной реализации. Поэтому опыт этих стран не интересен. Остается Пруссия.
|
|
Философия права
Философия права имеет свои предметом идею права, а само право есть свобода как идея. Но все же для окончательного определения предмета сделаем некоторые уточнения. Во-первых, юридические законы, «законы, идущие от людей», к идее права непосредственного отношения не имеют. Эти законы полны противоречий, и они оцениваются людьми субъективно. Поэтому коллизии между тем, что есть, и тем, что должно быть с точки зрения того или иного человека, — обычное явление. В этом случае сам факт эмпирического существования закона ему авторитета не придает. Философская же наука о праве занимается другим. «В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции,
292
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!