Архангельску напомнили о культуре республик СССР



Встреча в рамках проекта «Во имя мира и согласия» состоялась в библиотеке №10 Централизованной библиотечной системы города Архангельска.

Главным событием стала презентация выставки «Книги – мосты дружбы», которая представляет творчество выдающихся писателей и поэтов бывших советских республик.

Среди книг – произведения Тараса Шевченко, Василя Быкова, Олеся Гончара, Мусы Джалиля, Серо Ханзадяна, Нодара Думбадзе, Чингиза Айтматова…

– Наша задача – познакомить читателей с культурой народов республик бывшего Советского Союза, через книги донести до ребят саму идею межнациональных отношений, – говорит сотрудник библиотеки, представитель армянской диаспоры Архангельска и постоянный участник акции «Большой круг» Жанна Беликова. – Мы считаем, что книги – это и есть те самые мосты дружбы, которые объединяют людей разных национальностей.

В этот день в библиотеке прошли мастер-классы, выступления коллективов города и национально-культурных объединений региона. Гости смогли попробовать национальные блюда Армении и Украины.

Мероприятие состоялось в рамках проекта «Во имя мира и согласия» Ресурсного центра в сфере национальных отношений Архангельской области и Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России», который реализуется при поддержке гранта губернатора Архангельской области с октября 2018 года.

По словам консультанта департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации региона Вероники Шехониной, проекты, ориентированные на развитие межнациональных отношений, проводятся в Архангельской области регулярно, они получают поддержку на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Директор департамента Юрий Попелышев считает, что главная задача – донести идею межнационального сотрудничества до каждого муниципального образования Архангельской области, до каждого жителя: «Мы работаем в этом направлении вместе с представителями землячеств, национальных диаспор и видим хорошие результаты. Все больше жителей Поморья становятся участниками или гостями акции ʺБольшой кругʺ, нового проекта ʺВо имя мира и согласияʺ».

Руководитель Ресурсного центра в сфере национальных отношений Елена Орлова отметила, что в рамках проекта «Во имя мира и согласия» состоялось уже 20 мероприятий. Его участники побывали в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Онеге, Пинеге, Суре. Проект включает в себя обучающие мастер-классы и семинары для общественных организаций, учреждений культуры и образования, национальных объединений по написанию проектов в сфере межнациональных отношений; музыкальные лектории для молодежной аудитории, где исполняются песни на 15 языках; а также дни национальных культур, которые проходят в разных формах – это интерактивные площадки, дискуссионные клубы, концерты, экскурсии.

– Работу по межнациональным проектам мы ведём давно. Когда люди разных национальностей общаются, они знакомятся с культурой, лучше понимают особенности менталитета друг друга, становятся сильнее и умнее, – рассказал заместитель председателя Общественной палаты Архангельской области, председатель регионального отделения Союза армян России Мамикон Гекчян. – Проекты мы делаем в первую очередь для того, чтобы молодые люди понимали, насколько представителям разных национальностей важно жить в дружбе, потому что Россия – многонациональная страна. Будем продолжать эту работу, и сейчас я говорю от имени всех национальностей, всех людей, которые живут в Поморье.

 

(По материалам еженедельника «Курьер Беломорья»)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Обратите внимание на его заголовок. Как вы думаете, что отражено в заглавии: тема текста или его идея? Аргументируйте свой ответ.

2. Как известно, публицистический стиль объединяет две функции языка: информативную (сообщение) и экспрессивную (воздействие). Найдите в тексте примеры, подтверждающие эту особенность публицистического стиля речи.

3. Публицистический стиль представлен множеством жанров: репортаж, интервью, очерк, фельетон, статья, информационная заметка, эссе, памфлет, обзор, рецензия, хроника… К какому из жанров публицистического стиля речи вы могли бы отнести этот текст? Свою точку зрения аргументируйте.

4. Хотели бы вы принять участие в каком-либо проекте сферы межнациональных отношений? Какие преимущества проектов обозначены в тексте, а какие преимущества выделили вы?

 

Текст 9

Музей истории ГУЛАГа

Основная цель образовательно-просветительского проекта Государственного музея истории ГУЛАГа, который реализуется в регионах, – распространение знаний об истории репрессий и сохранение памяти о жертвах.

На открытии монумента жертвам массовых репрессий «Стена скорби» 30 октября 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, его корням, культуре, самосознанию. Последствия мы ощущаем до сих пор. Наш долг – не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения». Эти слова приводит пресс-служба властей Поморья.

Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти проводят масштабную региональную программу в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. В 2019 году мероприятия программы пройдут в Ульяновске, Архангельске, Норильске и Сыктывкаре.

В программе запланированы выставки, кинопоказы, мастер-классы и другие события. В Архангельске будет задействовано сразу несколько площадок.

Так, 17 мая в 18:00 в научной библиотеке САФУ имени Е.И. Овсянкина (ул. Смольный буян, 1, каб. 401.1) состоится презентация проекта «Мой ГУЛАГ». Его цель – создание архива видеоинтервью людей, прошедших через репрессии и ГУЛАГ. Сотрудники музея записывают интервью узников лагерей, членов их семей, на которых непосредственно отразились репрессии, сотрудников системы ГУЛАГа, а также тех, до кого память о ГУЛАГе дошла через документы, вещи, семейные воспоминания и архивные материалы.

Региональный координатор Анна Ветрова покажет наиболее интересные фрагменты рабочих материалов и расскажет о том, как можно принять участие в развитии проекта.

В Архангельском краеведческом музее будет работать выставка «Вещдок: папка с эскизами». Она представит эскизы детских игрушек, спроектированных в лагере художником Борисом Крейцером (1905–1979). Борис Крейцер был талантливым архитектором, книжным иллюстратором, плакатистом. В 1937 году его контакты с зарубежными коллегами привлекли внимание НКВД. По сфабрикованному делу он был приговорен к расстрелу как немецкий и японский шпион, но чудом избежал казни и был отправлен в лагерь.

Находясь в заключении в Республике Коми, Крейцер по заказу НКВД создал серию эскизов игрушек. Папка с эскизами сейчас хранится в фондах Музея истории ГУЛАГа. На выставке, посвященной памяти Бориса Крейцера, представлены его эскизы, книги с иллюстрациями, фотографии из личного архива.

Открытие выставки состоится в рамках программы «Ночь музеев» в Гостином дворе 18 мая в 20:00.

20 мая в 16:00 в Музее истории САФУ (ул. Смольный буян, 1) состоится занятие в мастерской «Что помнит город». В центре внимания – формы сохранения памяти в пространстве города. Руководитель образовательного центра Музея истории ГУЛАГа Константин Андреев расскажет о том, как узнать о прошлом улицы, дома или какого-то городского объекта, как сохранить память о событии, человеке, объекте, как изучать город и как о нем рассказывать и т.д.

В этот же день в 17:00 в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова пройдет мастер-класс «Основы поиска информации о репрессированных родственниках». Здесь все желающие смогут узнать о практике поиска информации о репрессированных родственниках в архивах России и стран бывшего СССР, об опыте взаимодействия с органами власти, отделами записи актов гражданского состояния и другими структурами, которые могут помочь в восстановлении истории семьи.

Завершит программу Музея истории ГУЛАГа в Архангельске «Урок Памяти», который пройдет в городской гимназии № 3 имени К.П. Гемп 21 мая с 9:00. Он предполагает знакомство школьников с наиболее сложными страницами истории XX века.

 

(По материалам еженедельника «Курьер Беломорья»)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Расшифруйте аббревиатуру ГУЛАГ. Объясните значение слова «репрессия» (варианты: «репрессии», «политические репрессии», «жертвы политических репрессий»).

2. Какие элементы («приметы») этого текста сближают его с таким публицистическим жанром, как хроника?

3. «Наш долг – не допустить забвения», – утверждает Президент Российской Федерации В.В. Путин. Почему, по вашему мнению, нельзя забывать о трагедии политических репрессий?

Текст 10

 

Семнадцать волнений весны

 

23 апреля, во Всемирный день книги и авторского права, в Добролюбовке прошла уже семнадцатая церемония награждения победителей областного конкурса «Книга года».

Мне показалось, что шорт-лист нынче немного куцеват, хотя из представленных на конкурс все книги интересны и «читабельны». Летописи северных монастырей и воспоминания о комсомольской юности, исторические исследования, посвященные интервенции и коллективизации, судьбы знаменитых фамилий и забытых деревень…

Однако назовем победителей. «Лучшая книга о Русском Севере» (издательство) и «Лучшее полиграфическое исполнение» – у «Калевалы» литературного музея в прекрасном исполнении Северодвинской типографии. Увесистый том почти в пять килограммов на трех языках в переводе Василия Ледкова и большой труд по подготовке его к изданию Бориса Егорова.

Среди номинантов – авторов лучшей книги о Русском Севере – известный врач Виктор Рехачев, собравший целую энциклопедию по истории архангельской хирургии, и историк Татьяна Санакина, нашедшая и изучившая документы и факты о жизни и деятельности Артемиево-Веркольского монастыря.

А лауреатом признана художник-реставратор, сотрудник Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Галина Григорьева. Ее многолетний труд – «Головные уборы Русского Севера» – это увлекательный рассказ о тысяче повязок, кокошников, сорок, шляпок и прочих покровов наших поморок – уникальной коллекции, собранной сотрудниками музеев со всей области.

– В каждой волости губернии были свои головные уборы, по которым можно было угадать, откуда эта женщина или девушка, – поделилась Галина Алексеевна. – Среди самых редких экспонатов – обнаруженная в Сольвычегодском музее плачея для свадебного обряда. Еще одну нашли в Государственном историческом музее после изучения моей книги.

– Я как архивист часто использую в своей работе такие издания, – заметил заместитель министра культуры Игорь Репневский. – Приятно, что творчество их авторов по изучению богатейшего исторического наследия представлено на конкурсе и оценено по достоинству!

Лучшим художником стал Алексей Григорьев за оформление нового издания «Детства в Соломбале». Примечательно, что его отец дружил с Евгением Коковиным и тоже делал иллюстрации к его книгам.

А в номинации «Родная сторона» победила книга известного краеведа Александра Тунгусова «Мой Верхнетоемский район». Свыше семидесяти лет он отдал изучению истории родного края, выпуская книги о районе и его людях. Александр Александрович любил повторять: «Это я подарил Тойме день рождения», вспоминая, как разыскал первое датированное упоминание села в летописях.

Его сын Вениамин говорит, что отец был для него примером настойчивости и терпения.

– Он столько сидел в архивах, но как живо откликался на происходящее в стране – Ельцину аж двадцать писем написал! И осталось-то всего две неисполненные мечты, – сказал, принимая диплом, Вениамин Александрович, – дожить до ста лет (не дотянул полтора года) и написать книгу о себе…

Сразу два победителя в номинации «Книга для всей семьи» – и это здорово! «Девочка на острове» Виктора Толкачева и «Хиза и Бромбуляка» Дмитрия Трубина. Есть что почитать детям на ночь – о приключениях маленькой Катушки на полярной станции и занимательные истории про двух лесных чудиков, придуманные художником для своей дочери и собственноручно проиллюстрированные.

– Для меня «Книга года» – это семнадцать волнений весны, – заметил Виктор Толкачев. – Вспоминаю тех, кто стоял на этой сцене, – Алексей Сухановский – «Сын Полярной звезды» о Тыко Вылке, Михаил Попов – «Свиток» о Ломоносове, Александр Лысков – «Красный закат в конце июня», где описана повседневная жизнь 14 поколений русских людей. Какие авторы и какие книги! Спасибо за эти праздники!

Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Патриот» отметил специальными дипломами «Служу Отечеству!» Вениамина Меньшикова за книгу «Шла дивизия вперед» и Федора Бешенкина, написавшего «Подвиги героев-лешуконцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

– Интернет в Лешуконии не везде, – отметил Федор Федорович, – потому бумажная книга очень ценится, ее читают.

Впервые вручен специальный диплом «За вклад в развитие равных возможностей детей в творчестве» от центра социальных технологий «Гарант». Его получила Полина Мусихина, руководитель организации «Время добра», за книгу «Северные истории особенных детей».

А фаворитом конкурса неожиданно стала «совсем не писатель», как она о себе говорит, Елена Корницкая со своей книгой «Сказы недосказанные» про Ксению Гемп, победившая в номинации «Именитые земляки» и получившая поддержку от поклонников в «Выборе читателя».

– Главный побудительный мотив – записки о Ксении Петровне моего отца фотографа Николая Георгиевича Блохина, – рассказала Елена Николаевна. – Отнесла их писателю Василию Матонину, а он вдохновил написать все самой. Очень помогли в архангельском архиве, в Пушкинском Доме Санкт-Петербурга, и другие необыкновенные люди поддержали. И все переживали за книгу и очень ее ждали.

Вот так. Еще одно волнение позади. Ждем новых. А они будут! Потому что книги пишутся, а главное – читаются!

(Людмила Ашиток, газета «Архангельск», № 17, 02.05.2019)

 

 

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

2. Сформулируйте идею текста. Найдите в тексте предложение, отражающее идею.

3. Сформулируйте отличительные признаки такого жанра публицистического стиля, как интервью.

4. О чем бы вы хотели спросить «фаворита» областного конкурса «Книга года» Елену Корницкую? Представьте себя корреспондентом и подготовьте вопросы для встречи и интервью с ней.

 

Текст 11

История одного разрушения

 

Академик Грабарь считал дореволюционный Архангельск одним из 13 городов-музеев, «архитектурный ландшафт которого был в своем роде единственным в мире». Спустя всего несколько десятилетий профессор  П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства...»

Архитектурной доминантой города, которого еще не коснулась рука большевиков, его самым высоким сооружением был Свято-Троицкий кафедральный собор. Он стоял примерно на месте современного Архангельского драмтеатра. Настоящий красавец высотой 51 метр, он был ориентиром для кораблей, входивших в архангельский порт, культурным и духовным центром жизни горожан. На площади у собора проходили городские праздники, смотры войск. Около него служили торжественные молебны, встречали почетных гостей, провожали арктические экспедиции. «Самый красивый и светлый храм России», так было написано о нем в Памятной книжке Архангельской губернии (газета «Архангельск», 1913). Неоднократно собор посещали русские государи и члены царских семей. В прежнем деревянном храме, стоявшем на месте каменного, дважды побывал император Петр I в 1693 г. и в 1702 г. По преданию царь пел басом вместе с хором певчих на литургии. В1819 г. каменный собор посетил Александр I. Император был поражен красотой иконостаса и царских врат: «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел». В1858 году в храме был Александр II. В1913 г. собор посетила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Свято-Троицкий собор хранил в себе множество реликвий. Одной из значительных был сосновый крест, сделанный Петром I в память спасения его от гибели в Унских Рогах в 1694 г. при возвращении из Соловецкого монастыря. На подножии креста его создатель написал по-голландски надпись: «Сей крест соорудил Капитан Петр в лето от Христа 1694» (сейчас этот крест хранится в краеведческом музее). Среди других ценностей были штандарт и палестинский флаг со струга, на котором Пётр I совершал морское путешествие к берегам Поноя и Семи островов, три пушки с разбитых шведских судов.

В 1920 году в Архангельске, после короткого периода правления белогвардейского правительства, окончательно установилась советская власть. С этого времени в городе разрушаются и передаются под разные «хознужды» многие храмы.

В 1928 году в газете «Волна» развернулась кампания за снос или переоборудование Свято-Троицкого кафедрального собора в дом культуры: «В центре города, на Октябрьской площади, стоит собор, который уродует площадь... Таких соборов, как наш, да ещё и получше и подревнее, сотнями разбросано по СССР. И мы можем пожертвовать не ахти какую ценность для такого большого культурного дела»; «Октябрьскую площадь до сих пор уродует неуклюже стоящий собор. Это „достопочтенное" учреждение не на своем месте»; «Лучше построить в Архангельске дом культуры, чем иметь из года в год перед глазами кафедральный собор. Купола намозолили глаза».

В газету писали рабочие и служащие, перечисляя деньги для постройки дома культуры. Защитников храма оказалось немного. 6 октября 1928 г. заведующая Северным краевым музеем Т.С. Бурлакина обратилась в редакцию газеты «Волна»: «Вряд ли было бы целесообразно для одного культурного начинания, для нового памятника современной архитектуры губить архитектурный памятник двухсотлетней давности».

В комиссию содействия постройке дома культуры 12 октября 1928 г. обратился Иустин Михайлович Сибирцев, член-корреспондент Академии наук, с предложением «принять все меры к неприкосновенному хранению собора как историко-художественной ценности, оставленной нам предками».

Против сноса собора выступил даже Наркомпрос. В ноябре 1928 г. в губисполком пришло письмо из Главнауки Наркомпроса: «Здание собора представляет собой большую архитектурно-художественную ценность, как грандиозное и выдающееся по декоративной обработке здание первой половины XVIII века...»

Но ничего не помогло. На заседании президиума Архангельского губисполкома 2 апреля 1929 г. принято решение об использовании храма под дом культуры.

Но переделка требовала больших затрат. И Свято-Троицкий собор решено было снести. Уже 2 апреля в его сторожку вселился сотрудник строительного управления «Северолес», «имеющий своей задачей подготовительную работу к сносу здания собора».

20 апреля 1929 г. в газете «Волна» было опубликовано сообщение о том, что Архангельский кафедральный собор закрыт: «Центральный очаг дурмана Архангельской губернии, в последнее время обслуживающий горсточку верующих, будет разрушен».

В июле 1929 г. разборка здания подходила к концу.

Если сегодня встать рядом с драматическим театром и представить, что когда-то здесь стоял белоснежный собор высотой 51 метр, захватывает дух. Мы многое потеряли в архитектурном облике Архангельска за XX век. Ушла красота и гармония. С разрушением Свято-Троицкого собора разрушалось то, что раньше было дорого целым поколениям архангелогородцев, разрушался и сам человек. Это требует осмысления, восстановления культурной и исторической памяти, возрождения лучшего начала в людях. Но, может быть, зная всё прекрасное, что было в архитектуре и истории Архангельска раньше, мы сможем этим вдохновляться и бережнее относиться к своему городу, просто его любить.

Татьяна Пархомович,

журнал «Ла Плюс. Архангельский городской журнал», № 3 (113), 2019

Задания к тексту

1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

2. Сформулируйте идею текста. Найдите в тексте предложение (-я), отражающее (-ие) идею.

3. Как известно, основным назначением изобразительно-выразительных средств в публицистическом стиле речи является воздействие на читателя (слушателя), убеждение его в чём-либо, информирование (передача сведений). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы раскрыть идею текста?

4. Попытайтесь определить проблемное поле текста. Сформулируйте своё читательское мнение по одной из проблем, заявленных в тексте.

Текст 12

Не Гулливер, но похож:


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!