Глава 3 К вопросу о противоречиях афро-азиатского движения солидарности



Среди большого количества стран, состоящих в ОСНАА не могло не найтись тех, кто выражал оппозиционное мнение. Каирская конференция собрала не правительства, а партии и движения, как стоящие у власти, так и находящиеся в оппозиции. Она потребовала немедленной независимости стран, еще находившихся под колониальным гнетом, и более резко заявила о своем осуждении империализма.

Она создала сеть «комитетов афро-азиатской солидарности», которые проводили антиколониальную пропаганду при материальной помощи СССР и Китая. Однако начиная с 1962 г. открытый идеологический конфликт между СССР и Китаем (его вождь Мао Цзедун обвинял СССР в «ревизионизме» и предательстве идеалов коммунизма) привел к расколу афро-азиатского движения и его ослаблению.

Русские утверждали, что главными опасностями для международного коммунистического движения являются догматизм и ревизионизм (в частности, китайский); китайцы же подчеркивали, что опасность эта заключается только в ревизионизме (в частности, русском). Резкое обострение китайско-советской полемики после подписания договора о запрещении ядерных испытаний в июле 1963 года привело как в Москве, так и в Пекине к обнародованию важных фактов из предыстории этого конфликта.

Противоречия между странами ОСНАА перерастают в войны:

1)Китайцы готовились к пограничной войне с Индией, которая с 1959 года пыталась вернуть территории, в частности в Ладакхе, оккупированные китайцами в 1955— 1959 годах. В течение 1962 года китайцы официально преду* преждали индийцев, что будут сопротивляться попыткам последних вытеснить их. 12 октября Неру заявил, что Индия намерена изгнать китайцев силой оружия, но фактически ничего не сделал, пока 20 октября китайские войска не перешли в наступление в Ладакхе и не напали на 'северо-восточные пограничные посты. Итоги китайского нападения в Индии оказались почти целиком благоприятными для китайцев. В результате этого нападения индийская коммунистическая партия раскололась, и ее прокитайская фракция стала приобретать все большее влияние. После некоторых колебаний, вызванных кубинским кризисом, Советский Союз занял с виду нейтральную, но фактически (как справедливо отмечали китайцы) проиндийокую позицию. Наконец, китайское нападение на Индию привело к значительному обострению китайско-советского конфликта, и особенно потому, что оно совпало по времени с кубинским кризисом.

Одновременно, ухудшение китайско-индийских отношений сопровождалось сближением Китая с Пакистаном и резким обострением с 1963 г. отношений КНР и СССР. Вызванное в основном внутренними событиями в Китае (особенно знаменитой «культурной революцией» 1966–1975 гг.), это обострение было также связано с разногласиями в мировом коммунистическом движении и в тактике борьбы с США, но особенно – со стремлением Китая стать супердержавой наряду с СССР и США. В 1969 г. кризис привел к военному конфликту между СССР и КНР на пограничном острове Даманский. Это было первое вооруженное столкновение между социалистическими странами.

2) Движение афро-азиатской солидарности объективно ослаблялось также и афгано-пакистанскими противоречиями. Пакистан активно вмешался в дела Афганистана после апрельской революции 1978 г. в этой стране, и особенно после ввода в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан. Дело было не только в «антиисламском», с точки зрения пакистанцев, характере установившейся в Афганистане власти, опиравшейся на помощь СССР. Пакистан был заинтересован в поддержании нестабильности в Афганистане, так как сильное афганское правительство могло поставить вопрос о принадлежности его северо-западных территорий, населенных пуштунами (или патанами), т. е. афганцами. Пакистан охотно вмешался в афганские события. Они дали ему возможность задействовать вне своей территории многих недовольных «лишних людей», переключить внимание хотя бы части народа с внутренних проблем на внешние, получить огромные денежные и материальные средства на вооружение; дипломатическую, политическую и иную поддержку от США, Саудовской Аравии, многих исламских стран.

Война в Афганистане, помимо пагубных последствий для самой этой страны и для СССР (в дальнейшем), самым негативным образом сказалась на афро-азиатской солидарности. К началу 1980-х гг. уже умерли основатели этого движения (Тито, Неру, Чжоу Эньлай, Сухарто), и в Азии и Африке не было, за редкими исключениями (вроде Ганди), авторитетных международных лидеров, способных погасить пламя межгосударственных, религиозных, этнических и политических конфликтов. Более того, столь заметная в 1950—1960-е гг. антиимпериалистическая солидарность стран Востока стала подменяться их объединением по этническому («все арабы», «все тюрки», «все китайцы», включая хуацяо, т. е. многочисленные китайские общины в различных странах), религиозному («все мусульмане», «все католики», «все шииты») или конъюнктурно-политическому принципу. Ярким примером последнего и было сплочение в борьбе против вмешательства СССР в Афганистане, кроме разных группировок афганской оппозиции, также Пакистана и его союзника Китая (тем самым «успокаивавшего» мусульман Синцзяна), Саудовской Аравии и ожесточенно соперничавшего с ней за гегемонию в мире ислама (более конкретно – в зоне Персидского залива) хомейнистского Ирана, США и во многом не согласной с ними Западной Европы, а также десятков тысяч мусульманских добровольцев, отнюдь не симпатизировавших США и Европе. Эти добровольцы буквально из всех стран ислама (например, Алжира, Марокко, Йемена), часто вопреки воле своих правительств, добирались до Пакистана, проходили там обучение в специальных лагерях и на военных базах, после чего сражались в Афганистане. Все это, как и их содержание (не менее 1,5 тыс. долларов в месяц на человека), оплачивалось в основном американскими и саудовскими фондами, а также за счет специальных пожертвований и сборов среди мусульман, в том числе многочисленной и в основном зажиточной диаспоры в Европе.

Только из арабских стран были переправлены и вооружены до 30 тыс. моджахедов. После вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. большинство моджахедов фактически стали профессиональными наемниками и участвовали в военных действиях на стороне мусульманских боевиков в Алжире, Боснии, Египте, Косово, Таджикистане и Чечне. Силу их агрессивного напора, фанатизма и привычки решать все проблемы путем вооруженного насилия испытали на себе и европейцы, и американцы. Правда, в США акты вооруженного террора исламо-экстремистов носили единичный характер. Однако в Европе, особенно во Франции, где проживает свыше 4 млн мусульман, взрывы в метро и угоны самолетов были в 1990-е гг. яркой приметой времени и одной из причин социальной напряженности.

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!