Обоснование метафизики и теория идей
Необходимость метафизики – преодоление ограниченности натурфилософии («вторая навигация»), выход за пределы чувственно-воспринимаемого.
Объяснить мир невозможно из него самого. Суть мира – вне его.
Суть «физики» - в метафизике.
Своеобразие метафизики Платона в том, что он помещает всю совокупность сверхчувственных объектов отдельно от мира видимого, — в «область занебесную» («гиперуранию»).
Тем самым Платон приходит к заключению о существовании двух миров – мира вещей и мира идей.
Основные положения метафизики Платона:
1. Идея — это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец — эйдос. 2. Все идеи существуют в идеальном мире в своем совершенном образе.
3. Мир идей является иерархически организованной системой. Идеи соподчинены друг другу. Высшая идея – идея блага.
4. Реальный мир имеет соответствующую иерархию.
5. Высшая идея (благо) - ничем не обусловлена. Она же есть порождающее начало – принцип единства, Единое.
6. В Едином, понятом как Благо, заключается смысл всего идеального мира, мира чувственно воспринимаемого, и высший смысл каждой вещи.
Единое – основной принцип существования мира.
7. Еще одно начало — начало множественности. Этот второй принцип получил название Диады или Дуальности (двойственности).
8. Двойственность есть принцип множественности, которая включает в себя идею бесконечно большого и идею бесконечно малого.
|
|
9. Сочетания двух принципов Единого и Дуальности, достаточно, чтобы возникло все многообразие мира идей.
Следовательно, каждая из идей и весь мир идей суть сочетания двух принципов — ограничения и безграничного.
Структура мира по Платону:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Мир идей вечен, не подвержен воздействию времени.
Мир идей есть план, мир чувственно воспринимаемый — реализация.
Идея Бога (Демиурга)
Основные понятия: Демиург и Мировая душа.
1. Демиург необходим для создания чувственного мира по образцу идеального.
2. Демиург не творит ни материи, ни мира идей. Он лишь оформляет материю по образцу идеального мира, по идеальному плану. Он вселяет в мир душу — душу принципиально логическую, «умную».
3. Основноймотив работы Демиурга – эстетический. Демиург творит мир из любви к красоте, к прекрасным созданиям.
|
|
Учение о познании
Человек не участвует в творении мира. Поэтому человеку остается только познавать мир.
Суть познания – при помощи ума разгадывать заключенный в мире божественный план.
Познание есть процесс извлечения истины из собственной души посредством концентрации ума
Учение о человеке
Платон развивает понимание человека из двух основных составляющих: души и тела. В душе основную роль играет ум.
1. Отношения души и тела мыслятся Платоном как противоречивые. Благодаря душе тело живет, но оно является «темницей души»,
2. Тело — корень всех зол, ибо оно источник страстей.
3.Катарсис – очищение души от страстей. Путь к нему – наука.
4. Душа человека бессмертна, т.к. имеет ту же природу, что идеальный мир.
5. Душа имеет трехчастностное строение: состоит из разумной, волевой и вождел еющей (желающей) частей.
Учение о государстве
В идеальном государстве три функции души должны быть закреплены за определенными группами людей.
1) класс философов – преобладает разумная часть души
2) класс воинов, или стражей - отличаются волей.
3) класс ремесленников, земледельцев и рабочих – преобладает вожделеющая, чувственная часть.
|
|
Идеальное государство есть по сути увеличенная фотография души.
Формы государства
|
| ||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Лучшей формой является аристократия — поскольку она может стать
правлением «лучших».
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 2277; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!