Основные зарубежные политические теории ХХ вв.



Макс Вебер (1864-1920) получил широкое признание в западных странах как разработчик теории государственной бюрократии. Вебер пришел к выводу, что бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - это «концентрированное выражение рациональности». В современном обществе бюрократическая система государственной организации по своей надежности и дисциплиной превосходит любую другую общественную систему. Если в государстве функционирует развитый бюрократический механизм, то такой механизм имеет вид машины

Значительный вклад в развитие политической мысли ХХ века сделали представители теории элиты. Как отмечал В. Парето, в любом обществе реально правит определенная элита, есть отборная часть населения. Ей противостоят все остальные. По мнению ученого, существование «правящей элиты» вытекает из психологических черт людей, их способности властвовать и навязывать свою волю подчиненным классам. Разделение общества на господствующую меньшинство и политически зависимое большинство (массу) также является непременным условием существования цивилизации.

Р. Даль, например, разработал теорию плюралистической элиты. Современную политическую власть он понимает, как правление лидеров нескольких элитарных групп, достигших стабильного взаимопонимания между собой. Роль политической системы состоит в том, чтобы каждой элите дать альтернативу и возможность соревноваться между собой, тогда как центральная власть противостоять им и уравновешивать их. Кроме того, соответствующие институты и механизмы должны защищать общество от тяжелых последствий борьбы между элитами.

Бихевиористская политология: научная нейтральность, опора на результаты выборочных эмпирических исследований,    выполненных на базе систематических и математических обработок, точное формулирование и эмпирическая проверка гипотез.

Классиком политического бихевиоризма считают Гарольда Лассвелла (1902-1979). Широко использовал фрейдистский подход и сформулировал на его основе теорию «политического психоанализа». Согласно этой теории одним из главных факторов, из-за действия которого проявляется отношение индивида к политике, является психологический механизм его личности. Из исследований Г. Лассвелла следует, что существует определенная связь между психологическим типом личности и выполнением ею соответствующих политических ролей.

Значительное влияние на политическую мысль нашего века произвел фрейдизм. Хотя большинство политологов считают спорным объяснение всех социально-политических отношений преобразованием форм сексуальных импульсов, но психоаналитическая методология безусловно дает много полезного, если ее использовать для исследования проблем «лидер - масса», «лидер - группа» и другие.

Идеи Фрейда нашли продолжение в работах Э. Фромма (1900-1980). Фромм исходит из тезиса о первобытном существование в человеческом обществе социализированного индивида. На читателей произвел большое впечатление психологический анализ предпосылок становления и формирования фашистской системы в Германии. Люди «не могут без конца пребывать в состоянии« свободы от »; если они не в состоянии перейти от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются избавиться от свободы вообще». В Германии 20-30 гг. психологические желания иметь сильную власть и жесткий порядок, вызревшие в массах, были удовлетворены обещаниями нацистов, лидеры которых умело руководили массами, играя на низких человеческих инстинктах и «освобождая» массы от ответственности за идеи и действия тоталитарного государства.

Одним из самых влиятельных представителей американской политической науки был также Ганс Моргентау (1904-1980). Обосновывая концепцию национальных интересов, Г. Моргентау большое значение придавал силе. Политика, по мнению американского ученого, никогда не сможет быть эффективной, если ее не подкреплено экономической, военной и политической силой. Вот почему достижение могущества и силы, по Моргентау, является главной задачей, определяющей чертой государства.

Теория конфликтов. Л. Козер утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и социальные конфликты имеют положительное значение для функционирования общественных систем и их изменения. «Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, то сложным является его деление на группы, и соответственно труднее создать единый фронт, который разделял бы членов общества на два лагеря, которые не имеют никаких общих ценностей и норм». Р. Дарендорф - рассматривает конфликт как перманентное состояние социального организма. Не наличие, а отсутствие конфликта является чем-то странным и ненормальным. В человеческих обществах не существует стабильности, поскольку нет в них ничего устойчивого. А потому именно в конфликте можно найти творческое ядро любых сообществ и возможность свободы. К. Боулдинг, автор «общей теории конфликта», отметил, что« все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития, и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении ». Это положение несет основную методологическую нагрузку в общей теории конфликта.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!