ГЛАВА III . ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
И РУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX – СЕРЕДИНЕ XIII ВВ.
Образование восточно-славянских государств
Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX – XI веках Киевская Русь. В отличие от других стран как восточных, так и западных, процесс формирования русской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало срединное положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. Постепенно Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме этого, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории сплачивала народы с различным уровнем развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., заставляла создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
Вопрос об образовании восточно-славянской государственности является важнейшей проблемой истории России. Возникновение государства – закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже на века, процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, весьма условна.
|
|
Переход общества от догосударственных к государственным формам организации жизни происходит при наличии следующих факторов:
1. Экономическая деятельность людей: рост производительности труда, возникновение излишков продуктов, разделение труда и – как следствие – развитие меновой, а потом и денежной торговли.
2. Изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и усложнившиеся межплеменные отношения требовали более сложной, основанной не на традиции, а на законе организации общества. На первых порах основными функциями государственной власти были суд (разрешение межродовых и межличностных конфликтов) и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговли; грабительские набеги на дальних и ближних соседей).
Государство не может быть навязано обществу ни внешней силой, ни какой-либо возвысившейся над родом социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития, причем на это развитие влияют самые разнообразные обстоятельства. На процесс формирования восточно-славянского государства серьезное воздействие оказывали внешние факторы: постоянная угроза нападения с севера – варягов, с юга – кочевых племен (хазары, печенеги, половцы).
|
|
Таким образом, и на севере, и на юге существовала настоятельная необходимость в создании серьезных оборонительных союзов, располагавших большими людскими ресурсами и действующих не время от времени, а регулярно.
В предыдущей главе говорилось, что восточные славяне были готовы к созданию государства, но набеги кочевых племен нарушали этот процесс. Арабские историки, например, описывают ранние государственные образования с Божем и Маджаном во главе, имевшие место в VI и даже в IV веках. В VIII веке существовало три государственных образования: Куяба (Киевская земля), Славия (Новгородская земля) и Артания или Артсания (вероятно, Рязань или Ростов Великий). Эти княжества были сильно обособлены друг от друга. Таким образом, существовали два пути создания государства: первый – образование трех, четырех и более славянских государств; второй – создание единого государства. Выбор пути связан с ответом на вопрос – кто были первые русские князья?
Первая версия. Согласно «Повести временных лет» объединение Древнерусского государства началось варягами с севера. За 859 год в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере – чудь, славяне, меря и кривичи – варягам. Далее летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов «за море», но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде мира не было, и пришлось приглашать трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. После смерти братьев Рюрик стал княжить один. Когда он в 879 году умер, воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь, и в 882 году они захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве. Итак, по мнению летописца, Рюрик был варяжского происхождения. Название славянского государства Нестор возводил к названию варяжского племени «русь» и не видел в этом ничего обидного.
|
|
Опираясь на данные летописца, в 30 – 40-е годы XVIII века немецкие ученые Иоганн Готефрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, впервые попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало так называемой норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.
|
|
Вторую версию о том, что восточно-славянское государство создано славянами без участия варягов, высказывали противники норманистов, которых стали называть антинорманистами. Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Приверженцы крайнего антинорманизма отрицают историчность фигуры Рюрика и летописного сообщения о призвании варягов. Первыми киевскими князьями Б.А. Рыбаков называет Кия, Аскольда и Дира. В качестве доказательства приводится «Повесть временных лет», в которой есть места, противоречащие легенде о призвании трех братьев-варягов княжить. За 852 год в летописи есть указание о том, что при царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные славянские племена, в том числе и русь. Согласно исследованиям А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью только после того, как перешли на юг.
Третья версия возникла в Новгороде в XV веке. Согласно ей Рюрик был приглашен в Новгород по совету тамошнего старейшины Гостомысла, так как Рюрик был его внуком, сыном его дочери Умилы.
В настоящее время позиции норманистов и антинорманистов сблизились. Большинство ученых признает историчность прихода варягов в земли восточных славян в IX веке. В этой связи интерес представляет позиция археолога М. Алешковского, который в 70-е годы высказал мысль о том, что призвание варяжского князя в Приильменье явилось следствием довольно сложной этнической ситуации в этом регионе, где проживало несколько племен разного происхождения: славяне, финно-угры, балты, и ни одно из них не желало бы передать верховную власть представителю соседнего племени. Следовательно, логично было бы пригласить чужеземца. Им и стал Рюрик.
Однако по вопросу о национальности Рюрика точки зрения диаметрально противоположны. С точки зрения норманистов, Рюрик – варяг, то есть скандинав, норманн. Однако существует и другая версия. Ее высказал ученый А.Г. Кузьмин. Он считает, что под варягами следует понимать племя на южном берегу Балтики, принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся. Слово «варяги» происходит от индоевропейского «вар» – море, вода. Варягами, следовательно, называли жителей поморья, и искать их надо не на северном берегу Балтики, где жили норманны, а на южном. Принятие этого тезиса многое объясняет. Становится понятным, почему свободолюбивые славяне не поднимали восстаний против пришельцев, почему им был понятен их язык, почему варяги давали городам славянские названия: Изборск, Псков, а не «хальма», «бург», «штадт». Поэтому, возможно, и произошло образование единого русского государства, а не нескольких: варяги объединили родственные народы, а не подчинили их. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности.
Образование русского государства имело две особенности: во-первых, оно шло медленнее, чем в южной и западной Европе. Это было связано с тем, что в Европе оно опиралось на государственные традиции, а отчасти и общественные структуры поздней античности. Славянам же путь создания государственности надо было пройти самостоятельно. Во-вторых, история России – это история страны, заполняющей неосвоенные пространства, ассимилирующей с местным населением, прежде всего с финно-угорскими племенами.
Древнерусские князья
Согласно летописному сказанию, основателем Киевского княжества после объединения Новгородских и Киевских земель был князь Олег.
В 907 году Олег предпринимает поход на Византию. Греки не смогли защититься от его огромного войска и вынуждены были пойти в 911 году на подписание невыгодного для себя мирного договора.
Характеризуя Олега, С.М. Соловьев называет его великим, хитрым (умным) князем, хорошим управителем земли: он распределяет дани, строит города, при нем впервые все племена, живущие на территории Киевского княжества, собираются в дружину для похода на Царьград.
В 912 году Олега не стало. Уже в зрелом возрасте власть принял Игорь (912 – 945 гг.). Это был князь менее талантливый и храбрый, более корыстолюбивый. На его долю выпало закрепление власти Киева над племенами, борьба с кочевниками. Он предпринимает два похода на Византию (в 941 и 944 годах), результатом которых были новые мирные договоры, хотя и не столь благоприятные для славянского государства, как договор 911 года.
После убийства Игоря древлянами, во главе государства встал его юный сын Святослав (945 – 972 г.).
Пока он был мал, многие организационно-хозяйственные вопросы жизни государства решала его мать, княгиня Ольга. В 946 году она проводит ряд мероприятий, направленных на укрепление княжеской власти на подвластных террториях: нормирование повинностей, получивших регулярный характер, устройство погостов как постоянных центров сбора дани.
Святослав вошел в историю как выдающийся военачальник, хорошо известный на Западе и на Востоке. Он, по словам летописца, был необыкновенно вынослив в походах. Неприхотлив в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в своих движениях, нападал на врага не неожиданно, а предупредив его: «Хочу на Вы идти».
У Святослава Игоревича было два главных направления внешнеполитической деятельности: восточное и юго-западное. На востоке его главным противником был Хазарский каганат, на юго-западе – Болгария.
Военные действия Святослава начались, согласно русской летописи, с его походов на Оку и Волгу в 964 году. Существуют разные подходы к описанию военных действий князя, но, в любом случае, он разгромил Хазарию, взяв многие города каганата: Белую Вежу, Итиль и т.д. Он разбил также давних союзников Хазарии – волжских болгар и буртусов, а на Северном Кавказе покорил ясов и косогов.
Как известно, подчинение Северного Причерноморья и района восточных торговых путей было в центре внимания еще Олега и особенно Игоря. Однако политика Святослава на завоеванных территориях отличалась от политики его предшественников. Во времена Святослава русы стремились не просто разбить противника, а закрепиться на завоеванных землях, установить на покоренных территориях прочный порядок, ввести свою систему управления. Так, в Хазарии был разрушен только город Саркел, другие города пострадали мало. Большинство жителей вернулось в родные края, и с ними был заключен договор, определен характер русской власти. Аналогичную политику, видимо, Святослав проводил и в отношении ясов и косогов.
Завоевания Святослава Игоревича в районах Крыма и Северного Причерноморья поставили под угрозу византийские территории, в частности Херсонес, что вызвало конфликт между Русью и Византией. Византия стала предпринимать шаги для ослабления влияния Руси в этом районе. Этой ситуацией искусно воспользовался Святослав. Он заручился нейтралитетом Византии во время своего похода на Болгарию. Причиной перенесения военных действий на Дунай были антирусские действия болгарских правителей еще с 30 – 40-х годах X века. Целью похода Святослава была поддержка сторонников Руси и превращение страны вновь в дружественное Руси государство. Конечно, ни о каком завоевании Русью Болгарии не могло быть и речи.
Основным объектом внимания Святослава было Подунавье и город Переяславец, древний центр русской торговли на юго-западе и западе. Свой первый поход на Болгарию Святослав осуществил в 967 году. Он, вероятно, закончился мирным договором между Русью и Болгарией. Святослав обосновывается в Переяславце, рассматривая его как «середу» своей земли, где осуществляется торговля между многими странами.
Однако Византия и антирусская группировка в болгарском правительстве не могла примириться с таким положением дел, следовательно, начинается болгаро-византийское сближение. Видимо, не без участия Византии организуется поход печенегов на Киев, что заставляет Святослава покинуть Болгарию и идти на защиту Родины.
В 969 – 970 годах начинается второй поход Святослава на Дунай, который вскоре перерос в русско-византийскую войну. Как сообщает русская летопись, Святослав, убедившись в малочисленности своей дружины, в развале антивизантийской коалиции и враждебности печенегов, направил своих послов к византийскому императору Цимисхию с просьбой о мире. В июле 971 года был подписан мирный договор. Он по-разному оценивался историками. По нему, видимо, Русь теряла свои политические позиции на территории Византии и Болгарии, но закрепляла результаты своего продвижения в Северном Причерноморье, Приазовье, Поволжье, в районах Нижнего Поднепровья, Поднестровья, вплоть до границ с Болгарией.
Святослав погиб от рук печенегов, вероятно, не без участия Византии, весной 972 года.
Подводя итоги деятельности первых киевских князей, можно сделать вывод, что главным предметом их забот и усилий были: 1) объединение всех восточно-славянских и финских племен под властью киевского князя; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской земли от нападения степных кочевников.
В 980 году киевский престол после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, занял Владимир (980 – 1014 гг.), он продолжает старую традиционную политику: укрепляет боярство, держит в своих руках власть над присоединенными народами, взимая с них дань, защищает страну от нападения врагов, прежде всего печенегов. Главным делом его правления было официальное крещение Руси. За это он был прозван в народе Святым. Ряд ученых считает введение христианства на Руси очень важным событием в истории нашей страны, так как, по их мнению, православие явилось той идеологией, которая могла объединить разрозненные племена, входившие в состав Киевской Руси и способствовало развитию культуры, нравственности, быта славян; провозглашение великого князя помазанником Бога усиливало его власть, что способствовало сплочению государства; новая вера повышала авторитет Руси, укрепляла международные и торговые связи славянского государства со странами Европы.
Однако в целом положительно оценивая роль христианства в истории нашего государства, современный ленинградский ученый И.Я. Фроянов предостерегает от переоценки этого события. Он считает, что с точки зрения поступательного развития Руси введение христианства в конце Х века является в некотором роде опережением событий, забеганием вперед. На Руси в это время еще не завершился процесс складывания классов, страна еще не пережила периода феодальной раздробленности, следовательно, язычество еще не изжило себя. Введенная сверху религия не имела под собой твердой социальной почвы и ближайшей политической перспективы, считает ученый. По его мнению, христианство окончательно утвердилось только в XIV – XV веках, в период складывания централизованного государства.
После смерти Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол. Святополк Владимирович, получивший в народе прозвище Окаянный, убивает своих братьев Бориса, Глеба, Святослава. Порядок в стране установился только с вокняжением Ярослава Владимировича (1019 – 1054 гг.), княжившего до Киева в Новгороде. В народе Ярослава прозвали Мудрым.
Его княжение отмечено не столько ратными подвигами, сколько успешной внутренней политикой. При нем каменными стенами был укреплен Киев, построен Софийский собор. В 1051 году впервые на Руси он поставил митрополитом, вопреки константинопольскому патриарху, русского священнослужителя Иллариона. Будучи человеком просвещенным, Ярослав Мудрый любил книги, создал большую библиотеку, а в Новгороде открыл первое народное училище. При нем впервые были записаны на славянском языке законы. Этот свод законов получил название «Русская Правда».
Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь государством будет управлять не один человек, а весь княжеский род. Но усобицы не стихали, каждый из сыновей стремился завладеть Киевским княжеством.
Союз Ярославичей в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.) на Любечском съезде (1097 г.) была признана полная самостоятельность местных феодальных центров: «каждый содержит вотчину свою». С этого времени русская земля перестала быть империей Рюриковичей – совокупным владением целого рода, практическим средством осуществления которого было право каждого родича на временное владение частью земли по очереди старшинства владельцев-родичей. Владения каждой вотчиной становились наследственной собственностью. Это решение явилось юридической основой феодальной раздробленности.
С начала XI века до 30-х годов XII века важнейшие вопросы внешней и внутренней политики решались на княжеских съездах: в 1100 году – в г. Витичеве, в 1103 – в г. Долобске.
Владимир Мономах пытался сохранить и укрепить международный авторитет Руси. При нем издается «Устав Владимира Мономаха», улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. В период его правления была составлена начальная русская летопись – «Повесть временных лет», введена на Руси корона русских царей – шапка Мономаха. Сын Владимира Мономаха – Мстислав Владимирович (1076 – 1132 гг.) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но затем страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII века Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала. Период феодальной раздробленности продлился с 30-х годов XII до конца XV веков.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!