ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ - «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ»



Солевой эффект.

Для создания живописного эффекта при помощи соли ею произвольно посыпают влажную роспись. Кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. На месте скопления кристаллов образуются темные пятна, так как здесь наибольшая концентрация красителя.

Результат напрямую зависит от величины используемых кристаллов. Так, например, крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, а мелкие создают оригинальный рисунок оживляющий роспись.

Мочевина

Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому, однако, если соль, притягивая к себе краситель, точечно концентрируя его на ткани, то мочевина, наоборот, точечно выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень простой и доступный, а главное, он дает широкий простор для экспериментов. Держать сухую мочевину нужно 15-30 минут, в зависимости от того, какой эффект необходим, затем мочевину тщательно стряхивают с ткани. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (одна чайная ложка мочевины на 50 мл воды), который наносят кистью на ткань в манере точечной или штриховой графики или от пятна, но для закрепления эффекта ткань затем нужно прополоскать.

ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ И СТИЛИЗАЦИИ В БАТИКЕ.

Батик относится к декоративным видам искусства и имеет свою текстильную стилистику. Декоративная композиция в батике не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение - эмоциональное воздействие. Декоративная композиция в батике не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение - эмоциональное воздействие. Независимо оттого, что вы хотите изобразить, все строится по законам текстильной графики:

1. Плоскостное решение,

2. Отсутствие планов,

3. Сочетание орнамента и декоративной живописи,

4. Сочетание графического пятна и линии.

Батик имеет широкое поле деятельности - от живописи до орнамента. Очень важно найти грань между реализмом и стилизацией. Каждый художник, работающий в этих техниках, определяет себе эту грань сам.

Колорит

Колорит (итальянское colorito, от латинского color -- цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи), система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Колорит в декоративном текстильном изделии - неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений…

Итак, луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета. На цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов - красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг.  Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, - зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого или синего цветов, а теплыми - примесь желтого и красного. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато - зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого - желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.

Кроме того существующие в природе и использующиеся в художественной практике цвета разделяют на две большие группы - ахроматические и хроматические (от греческого слова «хромо» - цвет.)

К группе ахроматических цветов относятся белый, черный и промежуточные между ними чисто-серые цвета, т. е. такие серые, которые не имеют никакого оттенка, никакой примеси (даже самой малой) какого-либо другого цвета. Ахроматические цвета различают между собой только по светлоте. Группа хроматических цветов включает в себя все цвета спектра, а также цвета, каких в спектре нет, -- коричневые, золотистые, терракотовые, табачные и т. д. Любой цвет этой группы имеет три основные характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность, каждая из которых имеет свои параметры, например, цветовой тон определяется длиной волны. В художественной практике преимущественно применяют другие определения цвета, например такие термины, как простота или открытость, а также сложность цвета. Открытый или простой цвет приближается по яркости и чистоте цветового тона к спектральному цвету.

Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековом искусстве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона и рефлекса. Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета -- ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок.

 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Ткань.

Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён , вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.

Рамы.

Большинство росписей выполняется по ткани, натянутой на раму, которая растягивает шелк и способствует равномерному распределению красителей. Рама может представлять собой и обыкновенную старую деревянную рамку от картины или четыре деревянных планки, скреплённые в форме правильного квадрата или прямоугольника, и специальные рамы (раздвижные или нет) для батика. Для изготовления рамы под ткань для батика используют не слишком твёрдую древесину, чтобы в нее легко втыкались кнопки. Раздвижные рамы разных конструкций, которые можно подгонять под нужный размер, более эффективны как для растягивания шелка, так и для работы с кусками ткани различного размера.  Рамы для батика бывают из дерева, пластика или металла. Можно использовать разного размера и формы пяльца, также из дерева, пластика или металла.

Краски.

Для росписи по ткани можно использовать природные (индиго и прочие), анилиновые и акриловые краски. В соответствии с используемыми красками применяется необходимый процесс фиксации красок - паром или утюгом. На натуральных тканях для окраски используются все доступные красители.

На синтетических тканях, в частности шифонах и атласах следует использовать только акриловые краски, и прежде чем приступить к росписи большой работы, лучше всего сделать маленький образец, т.к. на большинстве синтетических материалах закрепить краску не удается никаким способом, она просто смывается во время первой же стирки.

В настоящее время существует большой выбор красок для росписи ткани. Краски для росписи в технике батик - жидкие. Они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь между собой. Умело подобрав различные оттенки цвета можно получить великолепные переливы, игру красок на ткани. Существуют еще текстильные краски. Эти краски - густые, плотно покрывающие ткань. С их помощью можно делать роспись на плотных, темного цвета тканях. Они применяются также для росписи в трафаретной или набивной технике. Анилиновые краски нуждаются в закреплении паром, акриловые краски достаточно прогладить утюгом. В каждой группе красок существует много цветов, которые хорошо смешиваются между собой и дают широкую палитру новых оттенков. Все краски можно разводить водой до нужного тона. Воду лучше брать дистиллированную, но можно и отстоявшуюся, отфильтрованную водопроводную.

Резерв в «холодном» батике.

Для работы в технике «холодный батик» необходим резерв. Он представляет собой раствор резинового клея в очищенном бензине. Чаще всего мастера готовят его самостоятельно по своим рецептам, но хороший резерв выпускает и отечественная промышленность. Этот резерв подходит для работы с любыми типами красок. Есть цветные резервы - черный, красный, синий. Но в основном используется бесцветный резерв. Хранить резерв нужно в плотно закрытой посуде. Для нанесения рисунка на ткань резервом используется специальная стеклянная трубочка или емкость со специальным наконечником.

Восковой и парафиновый резерв.

Воск и парафин используется для создания резервных или барьерных линий и требует специального оборудования. Смесь растапливают в специальной кастрюле с термостатом или в водяной бане. Воск наносится на ткань чантингом. Они бывают разнообразных типов и размеров, резервуар для воска может быть круглым или заостренной формы. Как правило, резервуары чантингов делаются из латуни или меди, которые удерживают тепло и помогают сохранять воск расплавленным. Тонкие носики различаются по диаметру для нанесения линий различной ширины, а также существуют двойные и тройные чантинги, которыми наносят несколько линий одновременно.

Загуститель красителей.

Добавляется к красителю или краске для изменения способа её растекания.

Грунтовочный состав.

Наносится на ткань для того, чтобы изменить способность ткани впитывать краситель. Грунтовочный состав бывает разный, можно использовать поваренную соль, крахмал, агар-агар, желатин и прочие.

Сухие красители.

Рассыпаются по влажной окрашенной ткани для получения эффектных фактурных пятен.

Кисти.

Кисти лучше взять мягкие и упругие - белка, колонок.  Минимум три штуки разных размеров. Но лучше иметь несколько круглых кистей №6 (по одной для каждого цвета в росписи), одну № 1-2 для росписи мелких деталей и несколько плоских, разной ширины, кистей-флейцев для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они также мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Еще хорошо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную хозяйственную губку для мытья посуды, правда, придется надеть перчатки при работе с краской. Кисти никогда не оставляйте в воде даже на пару минут: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и ею в дальнейшем нельзя работать. По окончании работы кисти хорошенько промойте в проточной воде с мылом, отожмите волос кистей сухой тряпочкой и придайте ему коническую правильную форму, чтобы волоски не топорщились в разные стороны. Сушить кисти нужно в горизонтальном положении, а хранить можно и в вертикальном положении, волосом вверх.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!