Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 61 страница
Но основные нападки Ленин направил на теоретическое обос нование такого поведения - так называемую теорию «стакана воды». «Вы должны знать из известной теории, - говорил он Цеткин, - что в коммунистическом обществе удовлетворение
1 Zetkin С. Lenin on the Woman Question. N.Y., 1934.
507
сексуальных желаний, любви будет таким же простым и незначи тельным делом, как выпить стакан воды. Эта теория “стакана воды” свела нашу молодежь с ума. Она оказалась пагубной для многих молодых людей и девушек. Ее приверженцы утверждают, что она марксистская». Поскольку Ленин не указал происхожде ние этой «известной теории», и поскольку ее часто и неправиль но приписывают Коллонтай, то в этом вопросе необходимо разо браться. Описания этой теории нигде не найдено, кроме как в беседе Ленина с Цеткин, но ее основная идея прослеживается в русской интеллектуальной традиции по поводу секса и любви. Примером тому может служить как взгляд с психологической точки зрения на данную проблему Гиероглифова времен ниги лизма, так и разнообразные сравнения сексуального наслажде ния с дегустацией, поглощением обеда, смакованием десерта, питьем, дыханием, принятые в декадентской литературе 1905-1914 гг. (см. Гл. VI, 2). Образ утоления жажды не был но вым в утопических теориях о сексуальных правах. «У меня нет права владеть фонтаном, который лежит на моем пути, - писал маркиз де Сад в начале 1795 г., - у меня есть безусловно право пользоваться им; у меня есть право наслаждаться прозрачной во дой, чтобы утолить жажду; точно так же я не претендую на то, чтобы обладать той или иной женщиной, но у меня есть неоспо римое право наслаждаться ею»1. В своей широко известной рабо те «Женщина и социализм» Бебель писал, что «из всех естест венных потребностей человека половая потребность после потребности есть и пить самая сильная»2. Вероятно, теория «ста кана воды» была вовсе не теорией и, конечно же, она не была но вой, скорее это была довольно-таки вульгаризованная идея со ссылкой на Бебеля и естественные потребности. Возможно, она была когда-то сформулирована настолько неудачно, что вызвала возмущенный протест Ленина.
|
|
|
|
|
|
|
|
«Я считаю, что теория “стакана воды” совершенно не маркси стская», - недовольно говорил Ленин. «Конечно! Жажду необхо димо удовлетворить. Но разве нормальный человек при нормаль ных условиях ляжет в уличную грязь и будет пить из лужи? Или из стакана, края которого засалены множеством губ? Но важнее всего социальная сторона. Питье воды - это дело действительно индивидуальное. Любовь же - дело двоих, и может возникнуть третья жизнь. В этих фактах есть общественный интерес, обязан
1 Marquis de Sade. Bedroom Discourses, 1795.
Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. С. 142; Коммунистка. 1921. Май-июнь. 1^—13. С. 31.
508
ность по отношению к обществу»1. Ленин не прослеживал проис хождение этой идеи, но с иронией высказался об эпохе «эманси пации сердца» и «эмансипации тела» (то есть эпохе Жорж Санд
Анфантена), добавив, что это учение тогда было «более талант ливым, чем сегодня». Здесь и ранее цитируемые замечания Лени на о недоверии «к женщинам, которые смешивают любовные дела с политикой», возможно, были всего лишь намеком на Кол лонтай (которую он никогда не упоминает). В любом случае, он совершенно определенно говорил, что откуда бы не происходила идея коммунистического промискуитета и кто бы не проповедо вал ее, «ей не место в партии, в классовом сознании борющегося пролетариата».
Ленин допускал, что революционный переворот заставил мо лодых людей и девушек «восстать со всей пылкостью их лет». Он признавал, что «поощрять монашеский аскетизм и святость грязной буржуазной морали» было бы неправильно. Как же то гда предотвратить опасность сексуальной распущенности среди молодежи? Как сохранить то огромное количество энергии, ко торое растрачивалось в необузданном удовлетворении сексу альных желаний? Выход, конечно же, был в том, чтобы напра вить эту энергию на что-либо другое - на самосовершенствова ние или на революцию. «Молодежи, - говорил Ленин, - особен но нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гим настика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов». Эта теория поро дила другую - знаменитую теорию революционной сублима ции. Между тем Ленин не устанавливал каких-либо критериев оценки сексуального поведения мужчин и женщин. В беседе с Цеткин он выступал за «чистоту, чистоту и еще раз чистоту» в сексуальном вопросе. Недостаточность чистоты обусловила его краткое негативное высказывание по поводу сексуальной доб родетели: «не монах, не Дон Жуан, но и не германский фили стер как нечто среднее».
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!