Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 21 страница
Женское дело. 1913. Март 15. C. 21; Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935. P. 234-237; Dodge N. Women in the Soviet Economy. Baltimore, 1966.
444
партия представляла собой сеть местных комитетов, управляемых из центра небольшой группой людей при помощи газеты (для из ложения основных идей) и внештатных агентов (для особых инст рукций); обратная связь с центром осуществлялась через коррес понденцию, а также редко проходившие съезды и конференции. После 1917 г. большевики использовали те же средства политиче ской организации и коммуникации (отныне усиленные железной дорогой, телеграфом и радио) для социальной мобилизации стра ны, точно так же как раньше использовали их для уничтожения предыдущего строя. Все «новые» способы социальной коммуника ции имели предшествующие им образцы в истории революцион ного подполья. Не были исключением и методы работы Женотде ла - послереволюционного органа Советской России, ответствен ного за освобождение женщин. Все они были сформулированы еще задолго до возникновения Женотдела в перечне инструкций, данных работницам Клавдией Николаевой в мае 1917 г.: создавать на своих фабриках социал-демократические группы; устанавли вать связи с журналом «Работница»; проводить собрания1. В этом заключались все основные черты будущей организации - выбор руководителей, ответственность перед центром (редакторским со ветом), обратная связь с рядовыми членами через газету, выработ ка решений на местных собраниях.
|
|
|
|
|
|
Но как следует этот механизм использовать? И с какой це лью? Для лидеров большевиков было само собой разумеющимся, что «пролетарское женское движение» продолжится и после ре волюции; кроме того, это было необходимо и самому революци онному движению. В 1921 г. Коллонтай, оглядываясь назад, гово рила о взлелеянной в душах огромной массы женщин враждебно сти по отношению к новому режиму, об их опасениях, чтр он полностью уничтожит семью, провозгласит «бессердечное» отчу ждение детей от родителей и разрушит церковь. Уже в 1918 г. она осознавала опасность разочарования женщин в новом строе, а *гакже необходимость проведения среди них терпеливой, с расче том на будущее, работы.
|
|
Хотя у Ленина в первые годы советской власти было мало времени, чтобы сформулировать свое мнение по данному вопро су, он тем не менее полностью соглашался с Коллонтай, Арманд
другими, говорившими о необходимости активного освобожде ния русских женщин, как в правовой сфере, так и в самой жизни. Таким образом, официальная, законодательная эмансипация (единственная, обычно отмечаемая историками) получила значе
1 Работница. 1917. Май 20. С. 3-4. См. Главу IX, 2.
445
ние социальной революции снизу. Таков был истинный истори ческий контекст возникновения Женотдела1.
После Октябрьского переворота ло вполне понятным причи нам последовал год неудачных начинаний и бессистемной рабо ты. Первым пробным шагом стала конференция работниц пет роградского региона, проведенная в середине ноября 1917 г. Председательствовала на ней ветеранка антифеминистской про паганды 1905-1908 гг. Николаева, помогали ей Коллонтай и другие интеллигентки. Некоторые из принятых на конферен ции самостоятельных резолюций (например, о защите материн ства) послужили черновыми набросками для последовавших вскоре советских декретов, касавшихся женщин. Однако попыт ки создать внутри партийных комитетов женские группы ни к чему не привели. Национальный съезд, запланированный на Женский день в 1918 г., не состоялся. К некоторым результатам привели местные собрания, прошедшие весной 1918 г. По сви детельству Коллонтай, идея о новом проведении Всероссийско го женского съезда была предложена ей старой ткачихой во вре мя агитационного визита в Иваново. Ленин выразил свое согла сие, но с обычной оговоркой, что этот съезд не должен вылиться
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!