Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 15 страница



 

Как много женщин сражалось в Гражданской войне? И кто они были? Цифры, если они верны, впечатляют, какими бы незначи­ тельными они не казались на фоне количества участвовавших в войне мужчин. По безусловно заниженным данным А.П.Богата на 1920 г., их было 73858, из них в списках погибших значилось 1854 (по подсчетам Коллонтай), и 55 - награжденных орденом Красно­ го Знамени. Малочисленность сведений о набранных на военную службу женщинах, их социальном составе, осуществляемых функ­ циях и происхождении, вновь указывают на то, что Гражданская война была той же революцией только в военном обличье. Жен­ щины, находившиеся на высоких ответственных постах, в боль­ шинстве своем, были того же происхождения, что и игравшие ве­ дущую роль в рабочем революционном движении: студентки, ин­ теллигентки и политически подготовленные работницы, причем в первых двух группах было довольно много евреек. Рядовой жен­ ский состав состоял из работниц, прислуги, солдаток или вдов по­ гибших. По сравнению с мужчинами женщины большей частью

 

Waliszewski К. La femme russe. Paris, 1926. P. 205; Hodgson J.L. With Denikin’sArmy. London, 1932. P. 73; Дидрикул E. Ксения Ге / / Коммунистка. 1921. 8-9, C. 38-40. О Яковлевой см.: Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. LXV. С. 464. Женщины, служившие в подразделениях «специального назначения», иногда использовались для казни бандитов (Правда, ставшая легендой).


435


находились на среднем уровне армейской иерархии, осуществля­ ли скорее материально-технические и политические функции, не­ жели боевые, а в качестве офицеров находились чаще при штабе, чем на передовой. В общих чертах это было характерно и для всего революционного движения с момента его существования. Лег­ кость продвижения по службе, а также частые переводы в отда­ ленные места сделали русских женщин той эпохи более мобиль­ ными (как в социальном отношении, так и географическом смыс­ ле), нежели женщин всего остального мира1.

 

 суровых испытаниях этой кровавой войны сохранился и еще более усилился образ революционерки с несгибаемой волей, кото­ рая ни в чем не уступает мужчине. «В те годы под счастьем, - вспо­ минала бывшая медсестра Уральского фронта, - понималось не хо­ рошее платье, удачный брак или уютная квартира с граммофоном; счастьем была работа на фронте среди раненых и умирающих». Как мы заметим позже, сексуальная жизнь всецело не игнорировалась, однако элемент дефеминизации среди революционерок, берущий начало со времен нигилистов, отразился в стиле одежды и следова­ нии воинским добродетелям. Когда боевые товарищи назвали мо­ лодую женщину, одетую в огромную папаху, кожаный плащ и воо­ руженную браунингом, «дивчиной», она с достоинством ответила: «Сейчас я не девчина; я солдат Революции». Этих женщин возму­ щали разговоры об их женственности, и они решительно и успешно опровергали мужскую точку зрения о том, что военная служба - не женское дело. Личность большевистской «комиссарши», любопыт­ но, но совершенно неверно представленная западными журналиста­ ми и режиссерами первых советских фильмов, была сформирована не столько Гражданской войной, сколько полувековым участием женщин в революционном движении2.

 

Данные Богата: Октябрем рожденные. М., 1967. С. 112. Данные Коллонтай: Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. С. 11.

2 Правда, ставшая легендой. С. 204; Октябрем рожденные. М., 1967. С. 134. Неле­ пые костюмы амазонок, наподобие того, что описан в книге Лавренева «Ветер» (1926) - «штаны калифе нежно-розового цвета с серебряным галуном гусарским, сапоги лакированные со шпорами; сбоку шашка висит в серебре, на другой стороне парабеллум в чехле, на голове папаха черная с красным бантом» - вряд ли были правилом среди реальных женщин, воевавших в Гражданскую войну. См.: Gasiorowska X. Woman in the Soviet Fiction, 1917-1964. Madison, 1968. P. 144. Ещедаже до начала большевистской революции товарищ министра социального призре­ ния Временного правительства, кадетка графиня Панина, предпочитала носить «ра­ бочую блузу и кожаную юбку». См.: Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935. Western Reserve University, 1961. P. 25. Иконография данного периода свидетельствует о том, что большинство женщин носили простые солдатские кители или кожаные пиджаки, а также брюки, сапоги и шинели.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!