Women in the Russian Revolutionary Movement, 1881-1917. 5 страница
1900 гг. Разница заключалось лишь в степени важности - все, что касалось освободительного движения, казалось более значи тельным, более героическим и более многообещающим, чем в предыдущем поколении. Кроме того, мужчины и женщины больше контактировали друг с другом в университетах, на рабо те, в разного рода добровольных организациях. Пример обраще ния С.И.Гусевым своей невесты из абстрактного народничества
конкретный марксизм был типичен и для других2. Ассистент ка врача Людмила Громозова в своих показаниях на судебном процессе в 1904 г. рассказала о том, как была вдохновлена рас сказами Салтыкова-Щедрина и Успенского и, будучи деревен ской учительницей, видела ужасы русского деревенского быта, как почувствовала горькое разочарование в малых делах и прие хала в столицу уже сформировавшейся революционеркой. И только здесь она открыла для себя марксизм, который научил ее бороться3. Марксизм привлек к себе огромное множество пре данных молодых женщин, которые уже были психологически готовы к протесту и видели в марксизме нечто более реальное и заслуживающее уважения, чем туманный романтизм народни ков. Некоторые из них, обладавшие сильным характером, тяго тели к большевизму.
|
|
|
|
|
|
Как и раньше, женщины в революционном движении игра ли различные роли. Богатые дилетантки жертвовали деньги и устанавливали необходимые контакты благодаря своим свя зям в обществе. Те, кто был более глубоко предан делу рево люции, как правило, начинали политическую работу в качест ве организаторов и пропагандисток, перейдя в середине 1890-х гг. от узкой деятельности в «кружках» к массовой аги тации (этот переход нашел отражение и в изменении подсоб ной литературы - от таких объемных книг, как «Овод» и «Спартак», к листовкам в одну страницу). Некоторые женщи
|
|
См. Главу V, 3; KnigfitA. Women in the Russian Revolutionary Movement, 1881— 1917.
Обращение см.: Ленинградки: Воспоминания, очерки, документы. Л„ 1968. С. 100.
3 Громозова Л. Речь. Женева, 1904.
378
ны пропустили эту ступень и стали заниматься налаживанием связей, работая в качестве курьеров и контрабандисток, фор мируя звенья цепи, которая связывала рабочие центры друг с другом и с эмиграцией. В других случаях они содержали кон спиративные квартиры, в которых хранили оружие и литера туру. Тем, у кого обнаруживались организаторские способно сти, партийные лидеры, находившиеся в эмиграции, поручали проводить собрания, передавать указания, производить назна чения и смещения с должностей, избавляться от нежелатель ных лиц и разрабатывать операции. Когда планировались воо руженные выступления (как например в 1905 г.), женщины оказывали медицинскую и материально-техническую помощь,
когда это было необходимо - сражались на баррикадах. Во времена Гражданской войны большевики были вынуждены обратиться именно к этому резерву женских организаторских и военных способностей.
Большинство радикалок выходили замуж за мужчин, при держивавшихся тех же политических убеждений. Такие браки, как например между Сухановым и Флаксерман (меньшевиком и большевичкой), были редкостью. Свадебные церемонии за частую проходили за решеткой или в Сибири. Ева Бройдо с иронией вспоминает, как на ее свадьбу в каторжном поселе нии был собран minyan*. Одна революционерка родила и вы растила сына в тюремной камере; когда их выпустили, пяти летний сын испугался открытого пространства. Дети подполь щиков были вынуждены усваивать особенности нелегального образа жизни, учиться прятать при появлении жандармов изо бличающие материалы. Маленькая дочь курьера большевиков Драбкина удивлялась, зачем ее мать вшивала в свой бюстгаль тер ртутные капсулы и фитили и почему она, уходя и возвра щаясь, казалось, худела и вновь поправлялась. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее родители, учив шие ее всегда говорить правду, постоянно лгали о своих при ходах и уходах.^Среди радикалок сексуальная распущенность была такой же редкостью, как и измена. И несмотря на то что были такие, как например Инна Смидович, «матросская деви ца» из Одессы, которая притворялась проституткой для того, чтобы получить доступ в казармы, мы не найдем подтвержде ний извечной легенде о революционерках, торговавших собой
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!