Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 98 страница
/Знаменская коммуна просуществовала около четырех лет и устала общеизвестным и любимым местом петербургских интел лектуалов - Лаврова, Сеченова и Панаева .^енни ухаживал за ^СЪптевойГ а экономист Юлий Жуковскии добился руки Цени-ной. Между тем, разногласия в коммуне росли, отчасти потому что никто из женщин не желал принимать участие в домашней работе, но в основном из-за глубокой вражды между двумя группировками: Коптева и Ценина с одной стороны, все осталь ные - с другой. Первые две смотрели с презрением на очевидно искреннюю попытку социального экспериментирования Слеп цова. К тому же они сохраняли светские манеры в одежде и
|
|
Чуковский К.И. Указ. соч. С. 171-172, 228-231; Панаева АЯ. Указ. соч. С. 436; Жуковская Е. Записки. Л., 1930. С. 154,156,167.
2 Чуковский К.И. Указ. соч. С. 230; Жуковская Е. Записки. Л., 1930. С. 19-165 (ее столкновение со Слепцовым, 158-165). Воспоминания необъективны, были на писаны 40 лет спустя.
|
|
162
привычки, привитые им с детства, в то время как две другие женщины имели более обычный для нигилисток внешний вид. Поэтому Ценина назвала себя и Коптеву «аристократическими нигилистками», а Маркелову и «княжну» - «неряшливыми ни гилистками». Чтобы осознать фундаментальное различие их взглядов, достаточно вспомнить, что Чуковский характеризовал их как «меньшевиков и большевиков нигилизма». К тому же коммуна вызывала в городе различные сплетни. Николай Ус пенский прозвал ее «магометовым раем» султана Слепцова; Салтыков-Щедрин провел соответствующие аналогии с Ме-нильмонтаном и Анфантеном. Лесков утверждал, что Слепцов входил в комнату Коптевой полуодетым. Однако исследовате ли, так же как и некоторые современники, без сомнения были правы в том, что на самом деле коммуна была монашеской. Ре альная причина ее распада заключалась в личной вражде, вына-шевании разного рода матримониальных планов, а также в обычных слухах о полицейском облавах1.
|
|
|
|
Иным социальным экспериментом, также осуществленным под воздействием романа «Что делать?», стала артель-прачечная для женщин, организованная весной 1864 г. мадам Гаршиной. Полная энтузиазма патронесса, видимо, стремясь превзойти Веру Павловну, переплачивала женщинам (и платила если даже они вообще не работали) и принимала в штат проституток с тем, чтобы перевоспитать их с помощью полезного труда. Результаты оказались столь же плачевными, как и комичными. Ее работни цы, подозрительно отнесясь к высокой заработной плате и хоро шему обращению, отказались слушать проповеди Гаршиной о взаимопомощи, потребовали окончательного уравнения зарплат и, подражая проституткам, стали пьянствовать и кутить с солда тами в помещениях артели. Кроме того мадам Гаршина столкну лась с лицемерием либеральных интеллигентов, которые симпа тизировали женским правам, но никогда при этом не оплачивали счетов из прачечной. Подобные социальные эксперименты отме чались и в других частях России2.
Жуковская Е. Указ. соч. С. 188-224; Чуковский К.И. Указ. соч. С. 232-266. Це-нина-Жуковская, хотя и идентифицировала себя как нигилистку, близкую ради кальным кругам, но никогда таковой не была. При этом она использовала ниги листские практики в своей жизни. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 3. С. 353-354; Панаева АЯ. Указ. соч. С. 335; Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т. 2. Салты ков-Щедрин цитируется по: Базанов В. Из истории литературной полемики 60-х годов. Петрозаводск, 1941. С. 121.
Почему иногда плохо удаются женские артели? / / Современник. 1865. Апр. CVII. С. 259-272.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!