Правосознание как форма общественного сознания.



 

Как отмечалось выше, будучи целостным духовным образованием, общественное сознание по-разному отражает различные стороны общественного бытия. В философской, социологической, психологической и юридической литературе принято выделять следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, этическое, эстетическое, философское и религиозное. Обосновывается выделение и других форм общественного сознания: экономического, исторического, экологического.

Основаниями для выделения форм общественного сознания служат: предмет отражения сознанием окружающей действительности, специфический способ отражения, выполнение определенной социальной функции, уровень и способы связи с базисом общества.

Формы общественного сознания представляют собой определенные аспекты отражения общественным сознанием окружающей действительности, общественного бытия, с учетом потребностей развития общества. Они отражают в своем содержании практическую деятельность людей, их поведение.

Отмечая относительную самостоятельность различных форм общественного сознания, важно подчеркнуть их внутреннее единство, вытекающее из единства их материальной обусловленности, а также активного взаимодействия.

С позиций отражения правовых явлений, определения потребностей дальнейшего правового развития правовому сознанию среди других форм общественного сознания принадлежит координирующая и интегрирующая роль.

Поскольку общественное сознание носит целостный характер, его взаимодействие с правовыми явлениями выступает в правовом сознании наиболее отчетливо, как бы в сфокусированном виде. Правовое сознание – это целостная система общественного сознания, сориентированная на потребности правового развития общества. Отсюда становится понятной зависимость правового сознания не только от экономических факторов, но и от степени развитости других форм общественного сознания.

Среди всех форм общественного сознания исключительно важная роль принадлежит политическому сознанию, которое отражает отношения между различными социальными группами: классами, партиями, нациями и другими по поводу осуществления политической власти. Взгляды общества и его социальных групп на политическую систему и ее функционирование наиболее непосредственно выражают экономические отношения и различные формы взаимодействия классов и других социальных слоев и групп.

Роль политического сознания в развитии правового объясняется тем местом, которое занимают политические отношения в общественной жизни. Политика составляет ключевой промежуточный слой между материальными отношениями и правом. Для того, чтобы найти свое законодательное признание, материальные потребности общественной жизни должны предварительно пройти через сферу политического сознания, что и определяет ведущую его роль среди других форм общественного сознания. Вот почему большинство юридических явлений имеет, как правило, в своей основе политическую природу.

Значительные возможности эффективного воздействия политического сознания на правовое заключены также в том, что оно выступает, прежде всего, как идеология больших социальных групп. Этим объясняется большая динамика политического сознания по сравнению с другими формами общественного сознания, включая правовое.

Поэтому вслед за сформулированными в политическом сознании целями и задачами возникает, как правило, вопрос о необходимости юридического оформления интересов общества, классов или иных социальных групп, внесения изменений в правовое регулирование, правоприменительную практику.

Сегодня имеет место усиление взаимодействия правового и политического сознания, увеличения в нем удельного веса «юридических составляющих». Это связано с тем, что многие правовые явления, например, борьба с преступностью приобретают большое политическое значение.

В свою очередь законность, правопорядок, практическая деятельность правоохранительных органов и других юридических учреждений, является не только объективной предпосылкой, но и важным фактором развития общества, права, действенным фактором и инструментом становления правового государства.

Политические идеи и взгляды отражаются в правовом сознании не прямо, а опосредованно. Предварительно происходит их перевод на юридический язык, в категории прав и обязанностей. Уровень «ассимиляции» поступающей в сферу правового сознания политической информации зависит от целого ряда обстоятельств: содержания политической идеи и формы ее выражения, степени заинтересованности в ее реализации различных социальных групп, уровня политической культуры общества, степени правовой разработки решаемой политической проблемы, соответствия новых политических идей действующему законодательству, устоявшимся правовым представлениям.

На содержание правосознания активно воздействует и нравственное сознание. Во многом это объясняется всеобщностью нравственных требований, их проникновением во все сферы человеческой деятельности, включая юридическую. В правовом сознании в категориях «добра» и «зла», «чести» и «долга», «справедливости» содержатся наиболее общие принципы человеческого поведения. Вместе с тем мораль может быть связанной и отражать интересы тех или иных социальных групп.

Правосознание дополняет и развивает требования нравственности, способствует закреплению их в нормах законов, претворению в жизнь в процессе юридической практики. Так, в п.3 ст.10 Гражданского кодекса РФ, посвященной пределам осуществления гражданских прав закреплена следующая презумпция: «В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается».

По мере развития общества его правовое сознание все больше и больше учитывает элементарные общечеловеческие моральные требования. Содержащиеся в нравственном сознании общества требования находят выражение в правовом сознании, подкрепляются и защищаются им. Так, гуманистическая направленность общественной морали отражается в таких принципах правосознания как справедливость, опора на убеждение, ответственность за вину, презумпция невиновности и др.

Политическое, нравственное и правовое сознание являются теми формами общественного сознания, которые во многом предопределяют его содержание и сущность. Более опосредованно связаны с правосознанием философское и эстетическое сознание.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что эти формы общественного сознания значительно дальше отстоят от материальных отношений, опосредуемых правом. Однако по мере поступательного развития общества, когда уровень культуры общества будет возрастать, можно предположить, что удельный вес философского и эстетического сознания будет возрастать. С развитием философского сознания в значительной степени связана глубина проникновения в реальное бытие, в сущность противоречий, лежащих в основе развития общественных отношений, сознания и поведения людей.

Для философского сознания характерна исключительно высокая степень абстрактности. С философией правовое сознание взаимодействует тогда, когда поднимается на уровень исследования вопросов, касающихся происхождения и назначения права, его оснований и социального статуса, соотношения права, личности и государства, связей права со свободой, справедливостью, логики развития и судеб права»[205].

Регулятивное воздействие философского сознания выражается довольно слабо, оно не предъявляет жестких требований к поведению, не предлагает конкретных средств для их реализации и не осуществляет организованного контроля за их осуществлением.[206] Философия как совокупность наиболее общих представлений о мире в целом воздействует на правосознание своим концептуальным содержанием. В общественном правосознании, в связанном с ним законодательстве, правотворческой деятельности, в процессе правоприменительной деятельности всегда находят отражение соответствующие философские взгляды, мировоззренческие принципы.

От философского сознания в значительной степени зависит мировоззренческий уровень общества. Мировоззренческое содержание правосознания отражается в правовых идеях и взглядах, принципах правосознания, юридических дефинициях, действующем законодательстве, а также в принимаемых на его основе решениях.

Относительно самостоятельной формой общественного сознания, отличающейся особой сложностью и высокой степенью условности отражения окружающей действительности, является эстетическое сознание. На основе таких категорий, как «красивое и безобразное», «возвышенное и низменное», «трагическое и комическое», эстетическое сознание отражает, включает в свой объект и правовые явления в жизни общества.

Клеточку ткани искусства составляет художественный образ, в котором одновременно дается идейное осмысление и эмоциональное отражение общественного бытия. Важно отметить также способность литературы, живописи объемно охватывать и передавать свойственными им средствами социальную и духовную атмосферу своего времени. Нередко в центре их внимания оказывались и государственно-правовые явления, факты грубейшего попрания прав и свобод личности.

В отличие от правового, религиозного, нравственного сознания искусство не содержит четких и императивных велений и требований к действиям человека, нормативно не формулирует ответственности его за свои поступки. Вместе с тем, описывая явления общественной жизни в форме художественных образов, искусство предлагает определенную модель поведения, заключает в своих произведениях общественные требования к личности. Вызывая те или иные эмоциональные состояния у читателей, зрителей, слушателей, произведения искусства способны сформировать соответствующее отношение к ним, побудить их активно участвовать в преобразовании окружающей социальной действительности. Нередко темой для произведений художников слова, живописи, кино, театра становится правовая жизнь общества, оценка справедливости или несправедливости законодательства, практики его применения, борьбы с преступностью, участия в этом работников правоохранительных органов. По выдающимся произведениям мировой литературы и искусства можно проследить не только человеческую историю, но и развитие права как общественного явления.

Наряду с различными формами общественного сознания важную роль в его функционировании играют различные его состояния. Под состояниями общественного сознания принято понимать определенную его настроенность и направленность под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств.

Для успешного решения задач, связанных с повышением эффективности правового регулирования, чрезвычайно важно не допускать такого состояния правосознания, когда в нем преобладало бы нигилистическое, неуважительное отношение к действующей правовой системе, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере – идеологической или социально-психологической они проявляются. И наоборот, состояние общественного сознания, в котором среди доминирующих взглядов важное место принадлежит идее необходимости всестороннего укрепления законности и правопорядка, усиления правового воспитания трудящихся, несомненно, положительно скажется на развитии всей правовой системы.

Важное значение в общественно-политической жизни страны принадлежит общественному мнению–сложному и многообразному социально-психологическому явлению, выступающему как специфическое проявление общественного сознания. Представляя собой своеобразный психологический сплав, общественное мнение выражает убеждения, оценки, волю, чувства членов общества, оказывает большое влияние на формирование жизненной позиции личности. Вместе с тем общественное мнение представляет собой один из способов волеизъявления граждан, важный фактор политических и правовых решений, эффективности реализации правовых норм.

Как показывают результаты проводившихся исследований общественного мнения, оно может действовать в нескольких направлениях по отношению к требованиям права. Активная поддержка общественным мнением проводимых в стране мероприятий по укреплению законности и правопорядка, существенно увеличивают действенность этих мер, способствуют привлечению к их реализации широкой общественности. Вместе с тем не исключены и случаи расхождения общественного мнения и правовых требований, а также юридической практики. Общественное мнение подчас не только не поддерживает правовых установлений, но решительно выступает против тех из них, которые изжили себя, противоречат нормам нравственности и т.д.

Порой же общественное мнение по тем или иным вопросам оказывается на обыденном уровне, недостаточно компетентным в решаемых государством проблемах из-за отсутствия правовых знаний, необходимой информации о работе законодателя и правоприменительных органов. Это создает предпосылки для всевозможных манипуляций общественным мнением, введением его в заблуждение, в целях достижения соответствующих политических целей.

Поэтому необходимо специально позаботиться о формировании объективного мнения общественности о проводимых мероприятиях, направленных на последовательное осуществления правовых реформ, укрепление законности и правопорядка. В современных условиях особенно актуально поднять всю общественность на борьбу с коррупцией и преступностью.

Значительными возможностями здесь располагает профессиональное правосознание, использование мнения  и авторитета известных юристов, ученых и практических работников. Это предполагает также широкое информирование общественности по вопросам, связанным с деятельностью юридических министерств и ведомств, правдивое освещение имеющихся в ней недостатков, широкое обсуждение путей их преодоления.

С учетом сказанного, понятна необходимость постоянного и систематического изучения общественного мнения по вопросам права.

 

Структура правового сознания

Научно-теоретический, практический и обыденный уровни общественного правосознания.

Один из критериев структурирования правового сознания - уровень отражения им окружающей действительности. Уровень сознания – показатель глубины познания природы и общества, меры практической деятельности человека. Он связан со специфическим характером, степенью отражения окружающей действительности, а также с особенностями социальной функции.

В общественной литературе принято различать, как правило, два уровня общественного сознания: обыденный (эмпирический) и научный (теоретический). Результат отражения на первом из них – познание явлений, на втором – познание сущностей.

Специфика научного уровня правосознания заключается в характере отражения, проявляющемся в наиболее глубоком и истинном отражении им правовой реальности, что достигается познанием объективных законов развития правовых явлений.

Под обыденным сознанием понимается такое, которое направлено на круг явлений, не обязательно требующих для своего практического использования научного подхода, и основано на житейско-эмпирических знаниях и навыках, добытых вне научным путем. Характерная черта обыденного сознания состоит в том, что оно конкретно ориентирует личность в окружающем мире, но не может дать глубокого понимания тех или иных явлений, включая правовые. Нормы, которые существуют в обыденном сознании, метафизичны и, не будучи способными стать руководством в теории и профессиональной практике, тем не менее достаточны для ориентировки в повседневной жизни.

Анализ правосознания свидетельствует о том, что целесообразно в его структуре наряду с научным и обыденным выделять еще один, промежуточный уровень – практический.

Выделение практического уровня обусловливается, в конечном счете, самой природой права, отражающего реальную действительность более непосредственно, чем другие субъективные факторы и более прямо ориентированного на свою реализацию в ней. Поэтому правовое сознание принадлежит к одной из наиболее активно действующих разновидностей общественного сознания, ибо в нем социально-практическая сторона как бы преобладает над познавательной и оценочной функциями.

Практическое правосознание связано с опытом непосредственного воздействия на реальное общественное бытие. Как правило, практическое правосознание формируется в процессе взаимодействия личности с государственными органами и общественными организациями. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства.

Вычленение практического уровня особенно оправданно в отношении профессионального правосознания юристов, так как оно наиболее тесно связано с практикой правового строительства, обеспечением регулирующего воздействия права на общественные отношения. Для практического уровня профессионального правосознания юристов характерны высшие формы социально-правовой активности – правотворчество, применение права, правовое воспитание. В процессе этой деятельности формируются такие важные структурные образования профессионального правосознания, как профессиональные навыки, привычки, традиции, предложения по совершенствованию законодательства, юридической практики и т.д.

Профессиональное правосознание имеет своих конкретных носителей – юристов-практиков, повседневно участвующих в правотворческой и правоприменительной деятельности, в разъяснении законодательства.

 Общественное, групповое и индивидуальное правосознание.

Для более полного понимания сущности и роли правосознания необходимо его рассмотрение и с точки зрения социальной структуры общества. При таком подходе конкретными носителями правового сознания выступают общество в целом, классы, нации, профессиональные и иные социальные группы, а также отдельные индивиды.

Место правосознания в системе сознания общества, а также характер их соотношения определяется рядом факторов и главным образом историческим типом, обусловливаемым конкретной общественно-исторической формацией. При рабовладельческом, феодальном и буржуазном строе, как впрочем, и при социализме, нет единого правосознания общества, как и политического, нравственного и других форм общественного сознания.

Значительная роль принадлежит в обществе правовому сознанию классов. Особое значение классовому характеру правосознания придавался в марксистской литературе. В соответствии с марксистским подходом генезис правосознания уходит своими корнями к объективному фактору – возникновению в обществе классов, что является одной из непосредственных социальных предпосылок существования и права и правосознания как общественных явлений. Правосознание господствующего класса, обусловленное материальными условиями его существования, - одна из основных движущих сил развития правовой системы. Поэтому значение правовых явлений, возникающих в обществе, оценивается, прежде всего, с классовых позиций. В марксистской литературе подчеркивается, что когда в обществе имеются классы, классовая структура становится определяющей по отношению к другим структурам общества: профессиональной, этической, демографической, религиозной и т.д.

И уже в этом нельзя не видеть определенной связи классовой структуры с другими структурами общества, а классового правосознания с правосознанием других социальных групп. Отсюда подчеркивается необходимость изучения соотношения общественного правосознания с классовым, а также с правосознанием других слоев и социальных групп.

Развитием производительных сил и разделением труда детерминируется и наличие профессиональных групп людей, занимающихся тем или иным родом деятельности, включая юридическую.

Исторически появление юридической профессии как самостоятельного рода занятий, связанного с регламентацией и обеспечением необходимого порядка в сфере права, было вызвано разделением труда в обществе. Однако указание на разделение труда как на материальную первооснову возникновения различных профессиональных групп не раскрывает еще всех непосредственных социальных причин возникновения профессионального правосознания. Ими явились также объективная потребность в правовом регулировании общественных отношений, возникновение государства и права, относительно развитое законодательство. Юристы как социальная группа достигают наивысшего развития в условиях господства капиталистического способа производства, превращаясь в особо престижный отряд интеллигенции.

Определяя место правового сознания юристов в системе правосознания общества в целом, следует подчеркнуть, что оно выступает его профессиональной формой. Для профессионально-юридического сознания характерна большая глубина, уровень развития, четкость и яркость выражения.

Вопросы правового сознания различных социальных групп сравнительно широко освещаются в юридической литературе. Значительно меньше внимания уделяется проблемам национального правосознания.

Между тем изучение особенностей национального правосознания прежде всего в социально-психологической сфере представляет, с учетом современных условий, значительный интерес. Как известно, в определение нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологического склада нации. Представляется, что особенности объективных условий жизни, интересов, а также ее психологического склада могут существенного сказаться и на особенностях ее правосознания. Однако было бы ошибочным чрезмерно их преувеличивать.

Исключительное значение для формирования правосознания, правового воспитания имеет изучение индивидуального правосознания – одной из «элементарных частиц», диалектическая совокупность которых составляет систему правового сознания общества.

За основу его изучения должно быть взято положение о неразрывном единстве социального и психологического, сознания и деятельности.

Правосознание любого человека формируется, прежде всего, под влиянием сложившихся в обществе социальных условий, общественных отношений, культурной среды. Это обусловливает определенное единство в правосознании каждого члена общества.

Однако условия жизни конкретного человека не сводятся только к общим для всех членов общества, а также социальной группы. Переход от этих общих условий к условиям жизни конкретного индивида выявляет массу своеобразия, что не может не сказаться на сознании и правосознании личности. Все это в совокупности приводит к неповторимости индивидуального правосознания каждого человека. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Как показывает практика, правосознание отдельных граждан может быть даже не только деформированным, но и ущербным с точки зрения их личного отношения к соблюдению требований законности. В качестве примера можно привести правосознание преступника-рецидивиста.

Идеологическая и психологическая сферы правосознания.

Анализ структуры правосознания был бы неполным без характеристики его идеологической и психологической сфер.

Говоря об идеологической стороне правосознания, в литературе обычно исходят обычно из понимания идеологии как системы идей и теорий, ценностей и норм, идеалов, выражающих интересы, цели и задачи определенных общественных групп, прежде всего классов, способствующих закреплению или изменению существующих общественных отношений.

В содержание идеологии наряду с совокупностью политических, нравственных, философских, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенной общественной группы, включаются и идеи, взгляды, теории о государстве и праве. Поэтому можно говорить об относительно самостоятельной форме идеологии – правовой, которая понимается в юридической литературе как систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное отражение потребностей и интересов социальных групп (всего общества) в юридических понятиях и категориях.

Приведенное определение можно, на наш взгляд, характеризовать рядом имеющих существенное значение дополнительных признаков. Идеология связана с отражением прежде всего экономических условий жизни общества, соответствующих форм собственности. Можно также указать, что правовая идеология тесно связана с политикой, концентрированным выражением которой является идеология социальной группы в целом. Нужно отметить также, что правовая идеология вырабатывается идеологами, важное место среди которых наряду с политиками, философами, социологами принадлежит юристам. В качестве содержательной черты правовой идеологии выделяют ее стремление реализовать свои возможности и через другие формы сознания, стать мотивом практической деятельности социальных групп.

В условиях капиталистического общества классическим мировоззрением буржуазии становится юридическое мировоззрение. Это вызывается расширением сферы товарно-денежных отношений, дальнейшим усложнением законодательства, приданием особого значения возможностям права, закона.

В одном ряду с «юридическим мировоззрением» находится «правовой идеализм» или «юридический романтизм». Для них свойственен отрыв от социально-экономических основ права, уровня развития общества, преувеличение возможностей правового регулирования общественных отношений, роли права в установлении в обществе социального согласия.

Крайней формой правового идеализма выступает «правовой фетишизм», когда праву, законодательству приписываются почти чудодейственные возможности, способные снять все трудности и проблемы на пути развития общества. Нередко и сегодня на политическом уровне наличие серьезных социальных, экономических и других проблем объясняется отсутствием тех или иных законов или же их несовершенством. В этой связи вина за состояние стагнации в различных сферах жизни общества необоснованно возлагается на законодателей, слабую работу юридических учреждений, юристов.

В юридической литературе сложилось устойчивое представление о том, что правовое сознание принадлежит к таким разновидностям общественного сознания, в которых идеологическая сфера является высокоразвитой. Это вовсе не означает полного отсутствия или неразвитости у правосознания психологической сферы.

 К общественной психологии принято относить взгляды, настроения, чувства, переживания, устремления, порожденные общественным бытием и характеризующие поведение общественных групп. В тех случаях, когда они связаны с правовыми явлениями в жизни общества, речь идет об общественной правовой психологии.

Это особая форма отражения общественного бытия, особая форма духовной деятельности, которая возникает у определенных социальных групп (больших и малых) на основе общих условий их жизни, окружающей среды и характеризует их стихийно складывающиеся отношения к правовым явлениям общества – праву, законности, судебной деятельности и т.д.

Непосредственно связанная с повседневной жизнью правовая психология выступает в качестве первоначальной сферы правового сознания представляя собой органическое единство сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, прямо и непосредственно отражающего повседневные нужды людей. Это заметно отличает ее от правовой идеологии, которая может быть оторвана от повседневных представлений, опосредованно отражать потребности развития общества, права.

Одна из функций психологической сферы правосознания – познание правовой действительности с помощью взглядов, ценностных ориентаций, убеждений, эмоций, настроений, переживаний и т.д.

 

Правовая культура

Успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно, - и сегодня это становится особенно очевидным, - без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие формировании правового государства, реализации правовой реформы, усилении борьбы с преступностью.

Основные направления и тенденции развития правовой культуры общества, определяются, прежде всего, глубинными закономерностями взаимодействия экономического строя, культуры, и права результатом чего правовая культура и является. Необходимость правовой культуры обусловливается, прежде всего, объективными причинами существования права в обществе. Правовая система тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям.[207] От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития – необходимое условие правильной постановки цели в праве, успеха в правовом регулировании, направленном на ее достижение.

С другой стороны само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества. Многие правовые идеи и принципы являются результатом многовекового развития общества, исторического опыта человечества. Среди них, такие как господство права, верховенство закона, презумпция невиновности, ответственность за вину, неразрывное единство прав и обязанностей, толкование сомнений в пользу обвиняемого и многие другие.

Что же понимается под правовой культурой? В юридической литературе имеются самые различные определения и толкования. Это обусловлено разнообразными познавательными и практическими задачами, научным анализом одного и того же явления под различными углами зрения. Кроме того, правовая культура рассматривается применительно как к обществу в целом, так и отдельным его социальным группам, а также личности. Многообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего, такие как «право» и «культура». Все это находит свое отражение и в учебной юридической литературе, серьезно осложняя освоение этой темы.

Внимательное изучение проблемы позволяет, тем не менее, выделить несколько основных подходов к пониманию правовой культуры общества и личности, сложившиеся в юридической научной и учебной литературе. Так, нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают: право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовое поведение. Правовую культуру рассматривают также как деятельность по производству, распределению, потреблению ценностей правового характера.[208] Правовая культура трактуется нередко через понятие уровня развития ее компонентов: в ней выделяются уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, совершенства юридической практики.[209] В числе показателей уровня правовой культуры называются также развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического образования и воспитания.[210] Существует и другая тенденция – характеристика правовой культуры в качестве идейно-правового состояния общества, ее определение через категории правовая жизнь, правовая организация, правовой прогресс и подобные правовые явления.[211] Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на слишком большой разброс подходов в понимании правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этого явления. В результате некоторые подходы к исследованию правовой культуры оказываются противоречивыми, а подчас, просто несовместимыми. В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов.

Не вызывает сомнения, что приведенное подходы к определению правовой культуры общества в целом верно отражают основное содержание этого понятия. Но, к сожалению, оно чрезвычайно близко примыкает и фактически совпадает с другими. Не спасает положения и предложение некоторых авторов понимать правовую культуру в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Как правильно отмечается самими авторами правовая культура в этом случае отождествляется с правовой системой.[212]* Представляется, что указанную трудности, тем не менее, можно преодолеть путем более точного определения сущности правовой культуры, которая находила бы свое проявление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности. В этой связи, мы предлагаем рассматривать в качестве сущности правовой культуры меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом и их использования различными субъектами в правовой сфере. На наш взгляд, такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой, - отразить общую природу различных проявлений культуры.

Переходя к раскрытию содержания правовой культуры, необходимо сразу же отметить, что было бы неправильным понимать термин «мера» лишь как определенный показатель. «Мера» как философская категория выражает глубинное диалектическое единство качественных и количественных характеристик того или иного явления[213]. В рамках данной меры количественные характеристики объекта могут меняться за счет степени развития, не изменяя при этом его качество. Мера – это своего рода сфера, зона, область, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом сущностные характеристики. В рамках меры объект сохраняет свое качество, в то время как выход за ее пределы влечет за собой наступление нового состояния, в том числе принципиально отличного от прежнего и даже противоположного ему.

Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей имеет и другое преимущество – оно не только не лишает ее иных характеристик, которые даются другими учеными-юристами, но напротив, органично включает их в себя. Прежде всего, предложенное понимание позволяет подходить к проблеме с самых широких позиций. В этой связи правовая культура выступает как разновидность общей культуры. Правовая культура функционирует в органическом взаимодействии с другими ее областями и сферами: экономической, политической, нравственной (этической), религиозной, эстетической и т.д., испытывая на себе их обратное воздействие, которое нередко является определяющим. С учетом избранного нами аспекта, категория правовой культуры может использоваться для характеристики всей правовой системы, всей правовой надстройки[214]. Это наглядно демонстрирует, что правовая культура не только многоплановое, многофункциональное явление общественной жизни, но и многоуровневое образование. Оно включает в себя правовую культуру общества, классов и других социальных групп, а также отдельной личности. Каждая из них может явиться предметом специального научного анализа. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает исследование такой разновидности индивидуальной и групповой правовой культуры какой является профессиональная культура юристов.

Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей без которых она невозможна. Под ценностями в литературе, обычно принято считать предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала.

Важная роль в демократическом обществе отводится правовым ценностям, к которым, прежде всего, принадлежит само право как важнейшее средство регулирования общественных отношений. Невозможно, например, говорить о правовом государстве, если в нем имеет место недооценка роли и значения права, не обеспечивается независимость суда, неэффективна работа правоохранительных органов, ущемляются или хотя бы недостаточно гарантируются права человека. Вместе с тем, правовые ценности - это и система правовых знаний, взглядов, правовые установки и ценностные ориентации.

В правовых ценностях сконцентрирован опыт, предшествующих поколений, который позволяет человечеству выбрать оптимальные пути своего дальнейшего правового развития. На уровне конкретной личности, независимо от того идет ли речь о рядовом гражданине или же профессиональном юристе освоение правовых ценностей позволяет принимать правильные решения, действовать, соизмеряя свои права и обязанности с законными интересами общества, государства, а также других граждан.[215]

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения. Правовая культура является обобщающей, интегрирующей характеристикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права. В этом заключается один из принципиальных моментов, позволяющих качественно отграничить правовую культуру, как относительно самостоятельное явление, от сходных и достаточно близких ему других правовых явлений, предполагающих, вместе с тем, наличие между ними органической связи.

В этой связи необходимо подчеркнуть, прежде всего, тесную взаимосвязь правовой культуры с правовым сознанием. Главное, что объединяет правосознание и правовую культуру заключается в том, что и то и другое связно с познанием сущности правовых явлений. Вместе с тем, правовая культура выражает именно уровень познания правовых явлений, достижения и ценности в сфере права. Чем глубже и полнее проникновение человека в сущность правовых явлений, тем больше предпосылок для последующего эффективного правового регулирования общественных отношений. Здесь наиболее отчетливо проявляется органическая связь и зависимость правовой культуры от правосознания.

В то же время правовая культура включает в себя только ту часть правового сознания, которая представляет достаточно высокий его уровень и связана с освоением правовых ценностей. Поэтому правовое сознание включается в правовую культуру, только в той его части, в какой оно имеет положительное значение и может обозначаться только со знаком плюс.

Правовая культура, включая в себя познавательную функцию правосознания в снятом виде, делает акцент на ее праксеологической направленности. Вот почему правовая культура не ограничивается сферой познания, а выступает одновременно и мерой практического освоения и использования правовых знаний. Отсюда, на наш взгляд, было бы неверным сводить правовую культуру к уровню знания права членами общества и уважительному отношению к праву, высокому престижу права в обществе[216].

Другое принципиальное различие правовой культуры, позволяющее отграничить ее от правового сознания связано с характеристикой первой как мерой использования правовых ценностей. Это предполагает включение в содержание правовой культуры поведения и деятельности в сфере права. Более того, в силу самой сущности правовой культуры она предполагает не просто правомерное, а социально-активное поведение. О социально-правовой активности свидетельствует добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, его уважении, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации обязанностей.

Это свидетельствует также о том, что в качестве важного признака правовой культуры может рассматриваться творческий характер деятельности, особенно когда речь идет об определенных профессиональных сферах и, прежде всего, юридической. Обращая внимания на творческий характер правовой культуры, имеет смысл отметить также, что некоторыми учеными и сама культура понимается как синоним творческой деятельности[217]. Думается, что в современных условиях, когда особенно возрастают требования к работе суда, правоохранительных органов это обстоятельство необходимо подчеркивать особо, разъяснять его общественному мнению, повышать требовательность к уровню постановки работы в юридических учебных заведениях.

Качественная и количественная характеристика деятельности личности, социальных групп позволяет оценить ее уровенькак соответствующий или не соответствующий критериям правовой культуры. На наш взгляд, совершенно неправильно относить к элементам правовой культуры противоправное поведение, противоправную деятельность. Между тем, с совершенно иным подходом можно встретиться в юридической, в том числе учебной литературе. Так, по мнению Л.И.Спиридонова, «институционализируются, а следовательно, и нормируются самые разные виды человеческой деятельности, превращаясь в часть культуры независимо от того, положительную или отрицательную роль они играют в обществе»[218]* В учебнике по теории государства и права под редакцией М.М.Рассолова,О.В.Лучина, Б.С.Эбзеева выделяется так называемая «негативная правовая культура»[219]. Хотя, на наш взгляд, здесь должна вестись речь о правовом бескультурье.

На наш же взгляд, в параметры, задаваемые требованиями правовой культуры, не укладывается не только противоправное, но и девиантное, маргинальное, конформистское поведение. В противном случае, это противоречило бы и общепризнанному положению о том, что правовая культура содержит совокупность правовых требований, хранит и обогащает образцы и идеалы должного поведения, авторитета закона и уважения к нему. По существу, правовая культура имеет место тогда, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения, ставшей общим правилом. Следовательно, отклонение в деятельности и поведении от требований правовых норм не может быть содержанием правовой культуры.

Понимание правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей тесно связано с содержательной характеристикой качественного состояния правовой жизни общества, составляющих его социальных групп и индивидов[220]. Оно определяется, прежде всего, социально-экономическим и общественно-политическим уровнем развития общества, наличием или же отсутствием в нем реальной демократии. Его практическим выражением выступает уровень правовой деятельности и связанные с ним ее результаты. Вряд ли можно высоко оценить качество правовой жизни общества при неэффективной работе законодательных, исполнительных и судебных органов, отсутствии четкой системы правового информирования, принижении роли общественного мнения. Особенно важным показателем этого состояния является степень гарантированной государством свободы поведения личности, связанной с реализацией ее прав в единстве с ответственностью перед обществом.

Поэтому весьма трудно согласиться с встречающимся в юридической литературе определением правовой культуры в качестве правового режима. Хотя бы и обеспечивающего надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности[221]. На наш взгляд, отнесение правовой культуры к правовому режиму обедняет ее содержание, сводя в основном к соблюдению и исполнению субъектами правовой жизни установленных предписаний.

Правовая культура, в предлагаемом понимании ее сущности, рассматривается и как способ деятельности общества, личности, в правовой сфере. Это такой способ деятельности граждан или же служащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д., когда наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям. Предполагается согласованность их поведения с правовыми нормами, включая соблюдение, исполнение, использование и применение предписаний правовых норм. В результате, происходит постоянное обогащение системы правовых ценностей и дальнейшее правовое развитие как самих граждан, так и общества в целом. Применительно к гражданам и особенно должностным лицам, юристам можно утверждать, что способ их участия в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности как раз во многом и характеризует меру освоения и использования ими ценностей правовой культуры.

Противоположностью правовой культуры выступает правовой нигилизм. Он характеризуется неуважительным отношением к действующей правовой системе, законодательству, практике его применения независимо от того, в какой сфере – идеологической или социально-психологической они проявляются. Правовой нигилизм может быть рассмотрен, прежде всего, как одно из состояний правосознания. Под состояниями общественного сознания принято понимать определенную его настроенность и направленность под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств[222]. К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что в российском обществе нигилистические настроения получили весьма широкое распространение. Это проявляется в девальвации правовых ценностей, умышленном игнорировании требований законности, их подмене целесообразностью, конфронтации законодательной и исполнительной, федеральной и региональных властей, нарушении прав и свобод человека[223].

Поэтому для успешного решения задач, связанных с повышением эффективности правового регулирования, чрезвычайно важно не допускать такого состояния общества, когда в нем преобладали бы нигилистические тенденции. И наоборот, состояние общества, в котором среди доминирующих взглядов важное место принадлежит идее исключительной ценности права, необходимости всестороннего укрепления законности и правопорядка, усиления правового воспитания граждан, несомненно, положительно скажется на развитии российской правовой системы.

Понимание правовой культуры требует выделения и такой ее содержательной черты как преемственность. Преемственность выражает момент связи старого с новым в процессе развития[224]. Реализуется преемственность в акте усвоения и овладения накопленным опытом, который в концентрированном виде заключен в правовых ценностях.

И сегодня, движение России к правовому государству вызывает потребность вновь обратиться к достижениям мировой юридической культуры. Важно насытить наше законодательство результатами цивилизации, глубокими общечеловеческими началами, обогатить деятельность государственного аппарата, правоохранительных органов достижениями науки управления, демократическими процедурами.

Однако этот процесс только начинается. И тем большую тревогу вызывает то обстоятельство, что достижениями мировой правовой культуры нередко пренебрегают. В том числе и многие политические деятели, государственные руководители, работники аппарата, часть из которых все еще обременена юридическим нигилизмом, проповедуют «философию» вседозволенности во имя надуманных идеалов и догматических моделей очередного «светлого будущего», а на деле далеких и от прошлых достижений страны и от современных интересов и жизненных потребностей граждан. Поэтому освоение правовых ценностей, достижений мировой культуры является необходимым условием формирования правовой культуры как у общества в целом, так и у отдельных граждан. Разумеется, недопустимой является и другая крайность, проявляющаяся в бездумном преклонении перед зарубежными государственными и правовым институтами, связанное с необоснованным принижением роли и значения достижений российской науки и практики.

Разумеется, освоение тех или иных культурных ценностей, принадлежащих к другим правовым системам должно носить глубоко осмысленный характер. Особенно в тех случаях, когда речь идет о рецепции права, заимствовании тех или иных правовых институтов, приемов используемых в юридической практике стран, где функционируют другие правовые системы. Представляется, что подобным нововведениям должно предшествовать тщательное обсуждение с широким участием представителей юридической науки, а также опытных практикующих юристов. Думается также, что более активно должен использоваться в подобных случаях и такой метод как правовой эксперимент.

Будучи воплощением достижений человечества в сфере права, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда то исключительное значение, которое принадлежит правовому воспитанию в деле формирования и развития правовой культуры.

Правовая культура во многом обусловливается и уровнем развития правовой науки, состоянием научных юридических учреждений, уровнем проводимых ими исследований, в том числе и тех, предметом которых является правовая культура общества, отдельных социальных групп, личности. Результаты проведенных исследований, нередко ложатся в основу разрабатываемых учеными-юристами конкретных предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной и правоохранительной практики, укреплению законности и правопорядка. В то же время налицо необходимость существенной активизации конкретно-социологических исследований, в том числе специально посвященных проблемам правового сознания, правовой культуры, постановке правового воспитания и юридического образования.

С учетом сказанного, правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Приведенное, достаточно общее определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, качественное состояние правовой жизни, а также правовое воспитание и юридическое образование.                             

 

Правовое воспитание

Как отмечалось выше, правовая культура предполагает передачу правовых ценностей другим поколениям, общностям и индивидам. Отсюда становится понятным роль и значение правового воспитания как процесса воздействия на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально правовой активности.

Правовое воспитание следует отграничивать от близких, но, тем не менее, нетождественных ему понятий, таких как «правовая социализация» и «правовое обучение».

Правовая социализация в отличие от правового воспитания представляет во многом процесс стихийного восприятия личностью окружающей его правовой среды, самостоятельного освоения содержания правил поведения в правовой сфере жизни общества. Другие лица, участвующие в процессе правового общения, деятельность государственных и общественных органов оказывающих в той ли иной форме и степени воздействие на правовое сознание личности не ставят перед собой специальной воспитательной цели. Вот почему результатом социализации может быть не только развитие правовой культуры, но и ее антипод – нигилизм. Поэтому трудно согласиться с утверждением о том, что правовая социализация – наиболее предпочтительный вариант формирования и развития правовой культуры[225].

Более тесно связано правовое воспитание с правовым обучением. Это обусловлено уже тем, что воспитание в современных условиях немыслимо без обучения и наоборот. Вместе с тем воспитание, с точки зрения сферы воздействия влияет главным образом на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сферы сознания. В то время как сферой воздействия обучения, носящего информационно-познавательный характер, является главным образом когнитивно-рациональная сфера правового сознания[226].

Отсюда необходимость вооружения членов общества знаниями о праве, его принципах, конкретных нормах, способах реализации своих прав и обязанностей в объеме, определяющем правовое положение личности. Практика работы юридических органов и учреждений показывает, что граждане обычно знакомы с правовыми принципами, хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в культуру, в привычку повседневного поведения. Вместе с тем уровень знания гражданами конкретных правовых норм недостаточно высок. Значительная часть граждан обнаруживает слабое знание демократических основ функционирования государственных органов, важных институтов трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства.

Это требует дальнейшего усиления правового информирования населения, хотя в этом направлении сделано в последние годы немало. Вместе с тем сегодня обострилась проблема доступности правовой информации в связи с удорожанием юридической литературы: кодексов, комментариев, учебной и научно-популярной юридической литературы. Практика же участия юристов в разъяснении действующего законодательства все больше строится на коммерческой основе.

В дальнейшем развитии нуждается в процессе правового воспитания и эмоционально-образный блок правового сознания граждан, связанный с оценками права и практикой его применения, а также с оценками противоправного или правомерного поведения, как окружающих, так и своего собственного. Как правило, большинство граждан соблюдают требования закона в силу понимания необходимости такого поведения. Вместе с тем в процессе правового воспитания важно преодолевать бытующие в общественном, групповом и индивидуальном правосознании неверные представления и оценки функционирующей правовой системы. Так, в обыденном правосознании довольно распространено представление о законе как о «карающем мече», о том, что право связано главным образом с принуждением и наказанием. Имеют место и повышенные карательные притязания (ригоризм) значительной части населения, стремление решить проблемы укрепления общественного порядка прежде всего путем ужесточения наказания. Значительная часть населения высказывается за усиление принуждения в целях соблюдения закона. Показательно, в этом смысле, что многие граждане не согласны с временным, до повсеместного введения суда присяжных, приостановлением вынесения судами приговоров, предусматривающих наказание в виде смертной казни, а также приведение в исполнение ранее вынесенных приговоров, предусматривающих смертную казнь. Между тем эта гуманная мера осуществлена в связи с присоединением Российской Федерации к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Следует отметить также, что ригоризму подвержены прежде всего сами юристы, а также учителя, играющие активную роль в правовом воспитании граждан, в том числе молодых.

Особое значение в правовом воспитании имеет, разумеется, формирование соответствующих установок, ориентаций и позиций личности, проявляющихся в правовой культуре, социально-правовой активности, т.е. деятельности, связанной с поиском наиболее эффективных путей реализации своих правомочий и гражданских обязанностей.

Сегодня особенно важно позаботиться о всемерном повышении социально-правовой активности граждан, совершенствовании форм ее проявления с учетом того, что правовые установки и ориентации значительной части граждане совпадают с требованиями законов, а возникающие в этой связи противоречия далеко не всегда находят желательную социально активную форму разрешения.

В работе по повышению уровня правовой культуры членов общества существует немало проблем, связанных с ее организацией, методическим руководством. Следует отметить, что в Советском Союзе в период с 1970 по 1990 гг. проводилась довольно активная работа по правовому воспитанию граждан. В результате успешного осуществления целого ряда крупных мер по повышению правовой культуры граждан в стране удалось сформировать определенную систему правового воспитания, которую пытались развить до уровня правового всеобуча.

Вместе с тем работа по повышению уровня правового сознания граждан осуществлялась во многом в отрыве от жизни, других направлений воспитательной деятельности. В застойные годы мероприятия по пропаганде правовых знаний приобрели формальный, а подчас и демагогический характер, находясь часто в явном противоречии с реальной действительностью. Следует отметить также недостаточно высокую эффективность проводившихся мероприятий по повышению уровня правовой культуры населения, который продолжал оставаться низким.

И тем не менее определенный опыт правового воспитания, накопленный в те годы может быть использован и в современных условиях, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности. Особенно если учесть, что Российская Федерация в Конституции РФ 1993 года объявлена правовым и демократическим государством, а высшими официальными лицами подчеркивается необходимость установления «диктатуры закона».

В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь единой комплексной общегосударственной программы по повышению правовой культуры населения. Чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения. В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих, правовое просвещение учащейся молодежи, правильная постановка правовоспитательной работы в коллективах и т.д. Только успешное решение этих проблем позволит создать в стране систему правового воспитания, которая бы соответствовала принципам и требованиям, предъявляемым к правовому государству.

Самым неразрывным образом с рассматриваемой проблемой связано юридическое образование. Вопросы постановки юридического образования всегда привлекали к себе повышенное внимание. В значительной мере это обусловлено социальным предназначением и той ролью, которую играют в обществе и государстве юристы как социально-профессиональная группа. Не являются исключением в этом смысле и годы, связанные с реформированием в России. Более того, многие из проблем юридического образования встали по-новому, нетрадиционно, и требуют иных, чем прежде, подходов к их разрешению. В советские времена особое внимание уделялось не только качеству юридического образования, но и его способности удовлетворить все возраставшую потребность в юридических кадрах. В последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. Резко возросшие масштабы подготовки кадров, связанные с развитием не только государственной, но и негосударственной сфер юридического образования угрожают усилением безработицы среди юристов. Одновременно резко ухудшилось качество юридического образования, связанное со снижением уровня обучения в юридических учебных заведениях. Вполне понятно, что все это требует самого пристального внимания юридической общественности, ученых- юристов и преподавателей к проблемам, накопившимся в сфере юридического образования в целях их успешного разрешения.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику правового сознания как формы общественного сознания.

2. Каковы критерии структурирования правового сознания?

3. Как соотносятся правовая идеология и правовая психология?

4. В чем различие между правовым сознанием и правовой культурой?

5. Причины правового нигилизма в современном обществе?

6. Оцените состояние правового воспитания в современной России.

Литература:

1. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2006. 192 с.

2. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.

3. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М.: ЭКСМОАлгоритм, 2004. 416 с.

4. Матузов Н.М. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» //Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16.

5. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. 320 с.

6. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52-58.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 958; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!