Общественный строй Древнего Востока



Общая характеристика рабовладельческого права.

Сущность его состоит в том, что это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

Признаки:

1) закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и между группами свободных масс;

2) тесно связано с религией, религиозный грех означал, нередко преступление;

3) правовые нормы носили казуистичный характер;

4) отсутствовало деление права на источники

5) очень низкий уровень юридической техники, за исключением римского права.

На первом этапе истории рабовладельческого общества единственным источником было обычное право, представлявшее собой в значительной своей части приспособление ряда обычаев первобытно-общинного строя к условиям классового общества и к интересам господствующего класса. Нормы обычного права не записывались и передавались устно из поколения в поколение. По мере развития рабовладельческой системы и особенно обострения классовой борьбы, а также с появлением письменности эти нормы обычного права стали записываться и превращаться в законы. Появление таких памятников права, как судебник вавилонского царя Хаммурапи, законы Драконта в Афинах, законы XII таблиц в древнем Риме, является яркой иллюстрацией того, какую важную роль играло обострение классовой борьбы для возникновения законодательства. В ряде случаев записи норм обычного права требовали угнетенные группы свободных людей, чтобы в известной мере оградить себя от произвольного толкования обычаев представителями господствующего класса. Кроме норм обычного права в законах фиксировались также судебные прецеденты. В результате этого и само законодательство носило казуистический характер. В странах древнего Востока законами, как правило, являлись нормативные акты царей.

Античное рабовладельческое общество (Греция и Рим) представляет собой более высокий уровень развития рабовладельческого строя. Источниками права в древнем Риме вначале были нормы обычного права, передававшиеся устно. Первым законодательным памятником, появившимся в разгар обостренной классовой борьбы между патрициями и плебеями, были изданные в 450 г. до н. э. законы XII таблиц. Законами в древней Греции и Риме формально считались решения народных собраний. В этих источниках были выражены нормы квиритского права, которые отражали еще недостаточно развитую систему производственных отношений рабовладельческого общества и сохранившиеся в нем пережитки первобытно-общинного родового строя.

Приблизительно с 3 в. до н. э. в системе источников римского права приобретают заметное место нормативные акты должностных лиц (преторов, осуществлявших руководство правосудием), разрешавших вопросы, не урегулированные в законе, но возникавшие в судебной практике. Эти акты получили название эдиктов. Их роль в истории римского права исключительно велика. В нормах преторского права складывается классическое римское право как наиболее совершенная форма права, покоящаяся на частной собственности, и как первое всемирное право общества, состоящего из товаропроизводителей. Преторское право и общенародное право вытеснили квиритское право.

После падения республики в древнем Риме, вызванного обострением классовой борьбы и установлением военной диктатуры рабовладельцев в виде принципата, законодательную власть осуществляют императоры путем издания конституций – актов, имевших силу закона. При императоре Юстиниане была проведена всеобъемлющая систематизация римского права в законодательном памятнике, за которым в XII в. закрепилось название «Свода гражданского права». Составители свода стремились укрепить потерпевший крушение в Западной римской империи, но еще сохранившийся в Византии рабовладельческий строй путем систематизации и обновления старых норм рабовладельческого права древнего Рима. Однако процесс феодализации начался и в Византии, поэтому в своде Юстиниана встречаются нормы, предвосхищающие институты феодального права.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран, на правовую мысль и правовую историю человечества.

52. Общая характеристика феодального государства.

Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на территории Западной Европы в 5 - 17 в. Феодализм считается универсальной общественно - экономической формацией, через которую прошли все народы, однако в наиболее очищенном классическом виде он проявился в Западной Европе.

Основные черты европейского феодализма:

1. Аграрный тип экономики.

2. Основу общественного строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер.

3. Основными классами являются феодалы - землевладельцы и зависимые крестьяне - производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются зависимыми держателями господской земли, выплачивают земельную ренту.

4. Сословность общества, которая проявляется в делении на благо-родных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан. Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип сословного первенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.

5.Иерархия класса феодалов - вассально - сеньориальная лестница, в которую входило благородное, (служивое) сословие, при этом ниже-стоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Главой вассально - сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

Феодальный строй формировался, как правило, в течение длительного времени, в нем долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя.

Пути формирования феодальных отношений:

1. Синтезный путь: феодальные отношения формируются на базе разложения рабовладельческого уклада (Италия, Южная Франция, Испания). Характерен ускоренный путь формирования феодально-го строя, сохранение рабовладельческого уклада.

2. Бессинтезный (чистый путь): феодальный строй сформировался на основе разложения родовых (общинных) отношений (Северная и Восточная Европа). Характеризуется длительным сохранение общины.

Главные факторы, которые способствовали развитию феодальных отношений:

1. Падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств.

2. Христианизация европейских королевств (5 - 8вв.)

53. Общая характеристика феодального права.

В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.

Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства.

Земельная собственность — это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право.

Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы.

Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами.

54. Общественный строй стран Древнего Востока: общая характеристика.

Общественный строй Древнего Востока

Длительное время существовала община, т. к. нормальное развитие сельского хозяйства в Восточных странах, расположенных в долинах великих рек (Нил, Евфрат, Тигр) в условиях субтропического климата было невозможно без постоянных ирригационных работ получить урожай (каналы, плотины и т. п. ). В этих условиях при низком уровне развития техники требуются усилия многих людей, следовательно, в эпоху становления государственности община утратила свой рядовой характер, но сохранилась соседская община.

Соседская община-организация соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

Рабовладельчество не достигло глубины и масштаба т. к.

а) рабов мало

б) мало участвуют в общественном производстве

в) рабский труд малопроизводителен

Сложная социальная структура

Есть 3 социальные группы:

1) рабы или подневольные рабочие

2) мелкие производители (крестьяне и ремесленники)

3) привилегированные (землевладельческая, придворная, служилая аристократия, командиры армии, жрецы, состоятельная верхушка общин) Она тесно связана с государственным аппаратом.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!