Кемалистская модернизация Турции 1920-30-е гг.



29 октября 1923 года Кемаль провозгласил Турецкую Республику, он стал в ней первым президентом. В ноябре 1924 года приняли конституцию на трех основных принципах:

1. Республиканская форма государственного устройства

2. Нация едина – все население Турции считается турками, этнические различия не имеют значения

3. Единство властей – законодательная и исполнительная власть сосредотачиваются в руках великого национального собрания, рамки независимости судебной власти определяются парламентом

Исполнительные функции парламент делегировал правительству во главе с президентом. Последний имел право вводить чрезвычайное положение, изменять конституцию и быть главнокомандующим. Парламент передал ему исключительные полномочия, для простого народа президент воспринимался как султан. Правящая партия занимает господствующее положение в парламенте.

После подавления восстания Кемаль ускоренными темпами проводит политику светскости и европеизации. Запрещены секты, запрещено ношение традиционной одежды. Введен новый календарь. В 1928 г. из конституции изъято положение об исламе, как о государственной религии. Большая часть мечетей закрыто, духовенство лишили жалования. На все попытки протестов Кемаль отвечал жесткими репрессиями. С 1934 г. введены фамилии. Мустафа Кемаль стал Ататюрком, что означало «Отец турок».

Политическая система, которую закладывает Ататюрк, окончательно оформляется к началу 30-х годов. Она опиралась на единственную идеологию, принципом которой являлись 6 стрел Ататюрка или «турецкий национализм»:

1. Республиканизм

2. Народничество (отрицало наличие классов в стране)

3. Национализм (единая нация турков)

4. Лаицизм (светскость, отрицание ислама)

5. Этатизм (особая форма экономики, протекционизм)

6. Революционность (метод осуществления преобразований)

В 1931 году на 3 съезде НРА 6 стрел Ататюрка были положены в основу идеологии Турции. Политический режим выражался также в форме слияния партийных и государственных органов, что очень похоже на советский союз. В частности все губернаторы провинций одновременно являлись главами местных партийных

организаций. Такая система просуществует в Турции без каких то изменений до 1945 года.

Турецкая экономика после окончания революции была в плачевном состоянии. Основу экономики составляло сельское хозяйство, отсталое и изрядно потрепанное войной. Промышленность в стране существовала в зачаточном виде, лишь в нескольких крупных городах. Инфраструктура была развита слабо. Единственным национальным банком был сельско-хозяйственный банк. Буржуазии практически не осталось, так как до распада ОИ она была представлена в основном греками, армянами и евреями, оказавшимися за пределами молодой Турецкой Республики.

К концу революции оказались 2 возможных пути развития экономики: путь либерализации (открытие пространства страны, взаимодействие с иностранным капиталом) и путь автаркии(протекционизм и замкнутое существование). Либеральный путь был опасен повторением истории Османской империи, которая попала в зависимость от иностранных капиталов, выбран был путь автаркии.

Чтобы ослабить иностранное влияние, государство выкупает у иностранцев почти все промышленные предприятия и железные дороги, национализируется крупнейшее монопольное предприятие – табачная монополия Режи. Создается центральный банк, который должен был замкнуть на себе основные финансовые операции страны. Турция почти отказывается от иностранных кредитов и вводит высокие таможенные пошлины.

Все эти преобразования способствовали восстановлению экономики, но какого-то сильного импульса для развития экономическая сфера не получила. После провозглашения принципа этатизма в экономике усиливается государственное влияние. В 30-е годы в действие был введен ряд пятилетних планов, направленных на развитие промышленных предприятий, горнодобывающей промышленности и морской инфраструктуры. Для финансирования этих крупномасштабных проектов создаются специализированные государственные банки: Сумэр-банк (1933) и Этибанк (1935).

Увеличение промышленного сектора и рост количества рабочих потребовали введения новых социальных законов. В1936 году был принят закон о труде. Был введен 8-часовой рабочий день, регламентирован женский и детский труд, был введен отпуск и еще ряд социальных гарантий. Одновременно с этим под угрозой тюремного заключения запретили забастовки.

В 30-е годы преобразования коснулось и деревни. В 1929 году вводится закон о кооперации на уровне кредитования и сбыта. Для того чтобы способствовать развитию этого процесса, государство в 1931 году ввело систему налоговых льгот. В 1936 году

правительство принимает решение о выкупе части помещичьих земель крупных собственников и распределении ее между безземельными крестьянами. Такой процесс начался, но не очень активно.

Если говорить в целом о развитии экономики в 20-30 годы, несомненно турецкая республика смогла сделать экономический рывок. Заметно была улучшена инфраструктура, расширился промышленный сектор, была создана разветвленная банковская структура. Но планы Кемаля полностью реализованы не были, показателем этого было то, что турки экспортировали в основном сельскохозяйственную продукцию, промышленная за рубеж почти не поступала.

Остро стоял перед новым государством и национальный вопрос. Кемализм не учитывал никаких национальных различий, однако на территории Турции проживало множество разных этносов. Ряд турецких групп боролись за автономию. Особенно активными были курды. На протяжении 20-30 годов несколько раз происходили крупные курдские восстания. Проблему решали силовым методом, диалогов не вели. Борьба за национальное самосознание противоречила политике 6 стрел Ататюрка и фактически являлась предательством национальных интересов. Турки назначали инспекторов на курдские территории, пытались разбить их и переселить малыми группами, но Курдский вопрос решен так и не был.

Реформы Мустафы Кемаля имели большое значение для Турецкой республики. При нем были расширены гражданские права, государство стало светским, изменилось законодательство. Экономика получила хороший толчок к развитию. Ему удалось за два десятилетия совершить модернизацию Турции по европейскому образцу. После его смерти фамилию Ататюрк запретили брать другим людям, вокруг него сложился определенный культ личности. Его деятельность высоко оценил Адольф Гитлер. По сей день в Турции к Кемалю очень хорошее отношение, его считают талантливым военачальником и великим реформатором.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 3475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!