Глава 1. Психолого-педагогические основы рассмотрения проблемы развития художественного восприятия цвета младших школьников



Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы рассмотрения проблемы развития художественного восприятия цвета младших школьников…………………………………………………………………..11

1.1 Взаимосвязь художественного восприятия цвета и художественного образа в историко-философском аспекте…………………………………11

1.2 Особенности процесса восприятия детей младшего школьного возраста..........................................................................................................16

1.3 Характеристика понятия «художественное восприятие цвета», его основные составляющие………………………………………………......20

1.4 Методы развития художественного восприятия цвета.…………….......25

Выводы по первой главе………………………………………………........33

Глава 2. Ход практической работы над созданием серии живописных работ……………………………………………………………………….….36

2.1 Обоснование выбора тематики творческой работы………………...…..36

2.2 Подбор аналогов творческой работы....………………………………....38

2.3 Этапы выполнения творческой части выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………… 39

Выводы по второй главе………………………………………………........42

Глава 3 Практическая работа по развитию художественного восприятия цвета у первоклассников детской школы искусств….......43

3.1 Диагностика начального уровня развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств..........................................................................................................43

3.2 Анализ занятий по развитию художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств………………….......51

3.3 Итоговая диагностика уровня художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств……………………...57

Выводы по третьей главе…………………………………………………..62

Заключение…………………………………………………………………...63

Список литературы……………………………………………………........66

Голоссарий…………………………………………………………………...71Приложения………………………………………………………………….73

 


 

Введение

Актуальность исследования. В детских школах искусств уделяется большое внимание изучению цветоведения, в рамках которого дети узнают свойства цвета, его характеристики, основные закономерности взаимодействия. Однако гораздо меньшее внимание направлено на цвет, как средство художественной выразительности образа. Это не совсем верно, поскольку цвет, как важное средство выразительности, используется художниками для создания художественного образа, для выражения внутреннего содержания произведений и передачи соответствующего эмоционального настроя зрителю. Начинать эту работу необходимо с детского возраста, ведь развитие художественного восприятия цвета, помимо позитивного влияния на возможность выразить свои эмоции, ощущения или идею в художественно-творческом продукте, сможет позитивно влиять на развитие образного мышления ребенка, эстетического отношения к искусству. Недостаток развития художественного восприятия цвета может ограничивать возможности художественной деятельности ребенка.

Художественное восприятие цвета тесно связано с понятием «художественный образ», воплощение которого может происходить на уроках композиции, так как дисциплина позволяет научить ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, воспринимая цвет как средство выразительности.

Многие ученые в различных науках уделяли внимание развитию художественного восприятия, цветовосприятия и др. Однако понятие «художественное восприятие цвета» в литературе описано недостаточно.

Анализ литературы показал, что большое внимание ученых (Д.В. Елаховский, И. Пфанцгаль, Н.Д. Нюберг) уделяется изучению физических свойств цвета, некоторыми авторами (В. Драгунский, Б.А. Базыма) освещаются вопросы феномена цветопредпочтения, символического значения цвета. Волков Н.Н. рассматривал проблему художественного восприятия, И.В. Гёте, И. Иттен, Б.М. Неменский изучали цветовосприятие и эмоциональное влияние цвета на человека. Методами развития цветовосприятия занимались как художники, так и педагоги – В.В. Кандинский, И. Иттен, методы художественного образования описаны в методиках Б.М. Неменского, В.С. Кузина. Однако, проблема развития художественного восприятия цвета, особенно в рамках преподавания композиции в детской школе искусств освещена недостаточно.

Это обусловлено тем, что в художественном образовании достаточно широко описаны методы развития цветовосприятия, художественного восприятия и недостаточно разработаны и описаны методы развития художественного восприятия цвета у первоклассников в детских школах искусств. Важное средство выразительности в живописи – цвет, именно живопись является основным средством развития художественного восприятия цвета на уроках композиции, так как позволяет научить ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, подкрепляя замысел выбором цветовых отношений.

Таким образом, возникают противоречия между:

- существующими теоретическими положениями и определениями понятий, связанными с художественным восприятием, цветовосприятием и необходимостью уточнения понятия «художественное восприятие цвета»;

- потребностью детских школ искусств в подготовке детей, способных использовать цвет как средство выразительности для создания художественного образа и недостаточной целенаправленной работой в этом направлении на занятиях по композиции;

- существующими методами развития художественного восприятия, цветовосприятия в художественном образовании и недостаточно разработанными методами развития художественного восприятия цвета у первоклассников в детских школах искусств средствами живописи.

Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и апробировании способов развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств средствами живописи.

Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Развитие художественного восприятия цвета средствами живописи».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить методы развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств средствами живописи.

Объект исследования: процесс развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса ДШИ средствами живописи.

Предмет исследования: методы развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса ДШИ средствами живописи.

Гипотеза исследования: развитие художественного восприятия цвета у учащихся первого класса ДШИ будет эффективным если:

- учитывать возрастные особенности восприятия первоклассников;

- обосновать и включить в занятия по композиции методы, расширяющие образно-ассоциативную сферу школьников и способствующие пониманию эмоционально-смыслового значения цвета.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности процесса восприятия детей младшего школьного возраста;

3. Дать характеристику понятия «художественное восприятие цвета» и определить его основные составляющие.

4. Обосновать методы развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса ДШИ.

5. Организовать и провести опытно-поисковую работу по теме исследования, проверить выдвинутую гипотезу.

6. Выполнить творческую работу.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

Теория эмоционального восприятия цвета (И.В. Гёте), система цветовых соотношений (Й. Иттен), теоретическое положение о механизме художественного восприятия (Р. Анхейм, Б.Г. Ананьев), теоретическое положение о сущности художественного восприятия (Е.Г. Плеханова).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ психологической, методической, искусствоведческой и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ учебных программ, методических пособий по обучению изобразительному искусству;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ детей; количественный и качественный анализ диагностики, сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.

Этапы исследования. Напервом этапе изучалась и анализировалась историко-философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая, художественно-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Составлялся план работы.

На втором этапе производилось выявление показателей уровня развития художественного восприятия цвета, проводилась начальная диагностика уровня развития художественного восприятия цвета у младших школьников. Разрабатывались и проводились развивающие занятия.

На третьем этапе проводилась итоговая диагностика уровня развития художественного восприятия цвета у младших школьников. Обобщались полученные результаты, оформлялся текст дипломной работы.

Научная новизна исследования заключается в обосновании и применении методов общего и художественного образования для развития художественного восприятия цвета у первоклассников средствами живописи на занятиях по композиции.

Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «художественное восприятие цвета»; выявлены возрастные особенности художественного восприятия цвета у школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария: критерия и показателей развитости художественного восприятия цвета у первоклассников ДШИ; в разработке содержания занятий по композиции, направленных на развитие художественного восприятия цвета у первоклассников ДШИ средствами живописи.

База исследования: МАО ДО «ДШИ им. В.В. Знаменского».

Апробация основных положений исследования производилась на 69 научно-практической студенческой конференции в форме защиты доклада по теме выпускной квалификационной работы.

Структура работы: дипломная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе нашей работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучена проблема развития художественного восприятия цвета в историко-философском аспекте; рассмотрены особенности восприятия цвета детьми младшего школьного возраста; проведен анализ существующих методов развития цветовосприятия в общем и художественном образовании; рассмотрены основные составляющие понятия «художественное восприятие цвета» и его характеристики.

На основе анализа понятий «цвет», «художественное восприятие», «цветовосприятие», было уточнено понятие «художественное восприятие цвета», которое мы понимаем как способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета, посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять специфику художественного произведения, идею автора; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.

Понятие «художественное восприятие цвета» тесно связано с понятием «художественный образ». Рассматривая художественный образ, мы говорим об образе, содержащим материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному.

Художественное восприятие цвета возможно развивать в процессе использования методов общего и художественного образования, обоснованных и адаптированных к решению рассматриваемой нами проблемы.

Во второй главе дипломной работы обоснован выбор темы творческой работы, проанализированы аналоги, описаны этапы создания художественно-творческого продукта. Творческая часть выпускной квалификационной работы представляет собой диптих на основе принципа абстрагированности форм в пейзаже. Развивая тематику творческой работы, нами был сделан выбор изображения городского пейзажа. Поскольку основной средой обитания человека в современном мире стал город, мы считаем, что данная тема является актуальной и может стать хорошим средством проецирования собственной художественно-творческой идеи.

В основу концепции цветового решения наших работ легли работы таких известных художников-импрессионистов как Г. Кайботт, К. Моне, Ж. Сёра, А. Герасимов, а также современных художников импрессионистов – В. Потехина и Б. Дугаржапова. Мы проанализировали цветовую гамму некоторых работ данных авторов и при создании творческой работы опирались на их цветовое решение. Данное направление было выбрано в связи с тем, что цвет в данном течении играет важную роль и выступает средством создания художественного образа посредством отражения состояния через собственные впечатления. Поэтому мы считаем, что такое течение в изобразительном искусстве как импрессионизм, позволит раскрыть тему художественного восприятия цвета. В основу концепции формирования художественного образа легло создание гармоничной абстрагированной композиции средствами активного цветового решения. Техника исполнения была заимствована у художников-абстракционистов, таких как: А.С. Новик, С.В. Брюханов, Ж. Мурсик.

В третьей главе работы был разработан диагностический инструментарий, проведена опытно-поисковая работа: констатирующий, развивающий и итоговый ее этапы.

Показатели развитого художественного восприятия цвета у первоклассников были определены на основе уточненного нами в теоретической части понятия «художественное восприятие цвета».

На основе выявленных показателей были разработаны три диагностических задания и критерии оценки результатов художественной деятельности ребенка в рамках представленных заданий. На развивающем этапе применены методы, обоснованные в первой главе исследования: игровой, метод личного показа, метод анализа художественных произведений, метод «оживления картин», метод подбора словесных аналогов. Итоговая диагностика показала повышение уровня развития художественного восприятия цвета у школьников, подтвердив обозначенную гипотезу.


Глава 1. Психолого-педагогические основы рассмотрения проблемы развития художественного восприятия цвета младших школьников


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!