Напряженный лиризм романтического образа



Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и миражной она ни была. Новеллы об искусстве служат ярким примером этого. Ведь искусство в романтической трактовке - сила могучая, вдохновляющая и преобразующая мир.Только в искусстве, думали романтики, полностью раскрываются творческие способности человека. И потому они проповедовали абсолютную свободу художника, горячо отстаивали его независимость от власти, от невежественного суда презренной толпы. Романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в заранее установленные рамки, не могут быть ничем ограничены, а всякий настоящий художник создает свои собственные правила. Произведение искусства как никакое другое творение человеческих рук одновременно и создает эмоциональное ощущение красоты и в то же время показывает ее неосуществленность в реальной жизни, ставя тем самым цель, к которой нужно стремиться. М. Щеглов считал, что повышенную лиричность повествованию в очень большой степени придает “своеобразие художественной детали, <...> вкрапление в сюжетику персонажей, предметов, имеющих отношение к искусству (стеклянный рояль, стихотворение гениального поэта или легенды о великих артистах) - вообще обилие искусства, культ его.”(Алексанян 1969:133) Аура искусства полна загадки и таинственности, отчего все происходящее вокруг обретает полусказочный характер, создается ощущение столь любимой романтиками близкой дали. Это чувство усиливают давность происходивших событий, необычность ситуации, гиперболичность образов, исключительность героя. В новелле “Старый повар” перед нами убогое жилище умирающего повара. Простая сторожка в саду, в ней простой грубый стол, простая фаянсовая посуда. Все обыкновенно в бедной сторожке. Однако новелла построена на особо подчеркнутом, специально акцентируемом контрастном сочетании простоты и необыкновенности:

 

       Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин -   единственное богатство Марии. (Паустовский 1969:6:535)

 

 Клавесин, символ красоты, придает повествованию атмосферу необычности. Случайный уличный незнакомец заходит в сторожку и садится за клавесин. В столь же простой лесной избушке, сев за рояль, приступает к сочинению музыки для Дагни Педерсен Григ. Подобное совпадение места и характера действий героев глубоко символично. Таким путем в портретной биографии типизируется идеал облагораживающего и очаровывающего воздействия искусства, связанного с простой жизнью, на человеческую душу. Единство земного и духовного, простого и возвышенного. То, что так характерно для легенды. Легендарность проявляется здесь как характерная черта портретной биографии, ее дымка окутывает происходящее в новелле. Простой старый повар, всегда не любивший священников, выражает вдруг желание исповедаться любому прохожему. Как сказочный принц, появляется в сторожке молодой незнакомец в своем изысканном простом костюме. Необычная просьба старика не вызывает у него ни малейшего удивления:

 

       “Хорошо, - сказал человек спокойно, - хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.” (Паустовский 1969:6:536)

 

 Сюжет повествования делает поворот в сторону ассоциативности, обретающей в романтическом произведении черты гиперболы и фантасмогории. Ее природа, однако, в романтической новелле в значительной мере определяется жанровыми особенностями произведения.

В новелле “Равнина под снегом”, построенной на ассоциативном развитии сюжета, возвышенные романтические картины и образы Аллан соотносит с окружающей суровой реальностью. Мерцающий в сумраке огонек свечи наводит его на тягостные размышления о призрачности даже самых незыблемых понятий:

 

       Холодный снег и черные стекла с отражением свечи. Должно быть, эту свечу было видно с океана, где волны мотали тяжелую рыбачью барку. И рыбаки, глядя на слабый огонь, думали о кипящем котелке и сухой постели. Аллан усмехнулся. Вечный самообман, вечная наивность человеческих надежд и мечтаний! Хороши бы они были,эти рыбаки, если бы им удалось пристать к берегу и они прошли бы через равнину к его    дому! Что бы они увидели здесь? Пустую комнату, свечу, солдатскую койку     и холодную золу в камине. И его, Аллана, закутанного в рваный шарф,озябшего и до того печального, что он даже не мог говорить.     (Паустовский 1969:7:375)

 

 Отсюда рассуждения: в чем счастье. Так движется нить размышлений писателя над пролетевшей жизнью, не принесшей ничего, кроме разочарований себе и невзгод близким.

 

Отсутствие трагического по тональности материала решительно меняет характер романтической ассоциативности: увлекая в мир прекрасного, она и сама обретает невиданную доселе возвышенность. В портретной биографии жизнь нежданно для героев обретает сказочный облик, и авторский идеал единения искусства и человечности воплощается здесь со всей полнотой. Глубоко символично, что именно музыкант становится олицетворением чудотворной роли искусства. Музыку, наряду с природой и любовью, романтики считали основными источниками гармонии, а заложенная в этих силах ассоциативность роднила их между собой:

 

        “На старых ветках <...> распускаются белые цветы, По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее,и от нее подымается пар.Это, должно быть,высыхает мох,наполненный расстаявшим     снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. -Нет, сударь,-сказала    Мария незнакомцу, - эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь. - Да,- ответил незнакомец, - это яблони, но у них очень крупные лепестки.” (Паустовский 1969:6:538)

 

 Так благодаря ассоциативности новелла обретает характер волшебной сказки: ведь цветы распустились не как всегда, а за одну только ночь. У них необычайно крупные лепестки.

Мистику происходящего усиливает контраст между окружающей героев реальностью и тем, что они видят в грезах под влиянием музыки: старая сторожка, старый пес, мокрый снег на улице, а герои видят небо,

       “прозрачное, как синее стекло”.(Паустовский 1969:6:537)

 К волшебной сказке отсылает нас и само собой появляющееся вдруг слово “заколдованный”:

 

       незнакомец сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный     собственной музыкой. (Паустовский 1969:6:538)

 

 Глубоко символично и место подобной идиллии. “Сад является воплощением одной из граней романтического идеала. Он привлекает романтических писателей своей способностью откликаться на различные состояния человеческой души.” (Корзина 1994:39) Заброшенный, или наоборот, буйно разросшийся сад, городской парк - любимые образы романтизма. Потому основное действие в “Корзине с еловыми шишками” протекает в городском парке, а местом действия новеллы “Старый повар” становится сторожка в саду на окраине Вены. Оккультивированные сады и парки олицетворяли собой свершившийся синтез природы и искусства. Сад обособлял вместе с тем зону, в которой суровые законы реального мира утрачивали свою силу. Выход Дагни из городского парка символизирует одновременно конец магического чудодейства. Мотивы ностальгии, свойственные атмосфере садов и парков, также призваны были противопоставить их дикой природе. Потому-то детство Дагни проходит в лесах под Бергеном, а возвратившая ее в далекое прошлое музыка Грига звучит в городском парке Христиании. Воспоминания молодости сад навевает и на старика-повара. То, что центром действия становится ветхая сторожка посреди сада, еще более подчеркивает необычайность происходящего. Ведь образ невысокого старого дома в романтизме неизменно носит символический оттенок: “Что значат низкие потолки? Фантазия взлетает ввысь и воздвигает высокие, радостные своды, поднимающиеся до голубых сияющих небес. “(Ванслов 1966:131) Характерно и другое: исполняя желание старика, Моцарт наполняет ночной зимний сад весенним теплом и светом. Сад, самой своей сущностью подчеркивая безграничные возможности человека в деле преобразования природы, способствует подобному повороту сюжета. “Человек романтизма ощущает себя важной частью природы, наделенный такими же творческими возможностями, как и она, он вступает с ней в творческое соревнование.” (Корзина 1994:44)

 

Окончательную завершенность картине придает возникающий вдруг мотив любви. Со всей полнотой проявляется в таких новеллах характерная для романтизма гармония: высокому искусству соответствует сказочная природа и возвышенная любовь. Она простирается до сферы бесконечного, и старик-повар на всю жизнь сохраняет верность этому чувству. Им было продиктовано и его последнее желание, обращенное к ночному посетителю ветхой сторожки:

 

       “ Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в   молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной.”(Паустовский 1969:6:537)

 

 Любовь в романтизме “обладает космическим оттенком, делающим предметом восхищения не столько объект чувствования, сколько само чувство, его поэтическую силу, многогранность и неисчерпаемость.” (Хрулев 1985:32). Музыка Моцарта романтически трансформирует первоначальное желание старика увидеть визуальный образ Марты:

 

        “Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком...”

 

 Так чувственное начало в романтизме побеждает статичность образа.

 

      


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!