Формы текущего и рубежного контролей
Вид контроля | сроки | Вид контроля | Максим. Баллы |
ТК | семестр | Посещаемость лекций | 100% |
ТК | семестр | Проверка конспектов (семинары, СРСП) – 2 раза | 50-100% |
ТК | семестр | Работа на семинарских занятиях | 50-100% |
ТК | семестр | Работа и выполнение СРСП | 50-100% |
ТК | семестр | Подготовка компьютерной презентации | 50-100% |
ТК | семестр | Аннотация монографий | 50-100% |
ТК | семестр | Выступление на семинаре или СРСП | 50-100% |
Всего | 100% |
Итоговый контроль — Комплексное тестирование (максимально – 40 баллов)
№ | Виды контролей | Форма контроля | Неделя | |
1 | Текущий контроль | Оценка ответов на семинарах и СРСП | с 1 по 6 неделю | с 8 по 14 недели |
2 | Рубежный контроль | Контрольная работа, коллоквиум | на 7 неделе | на 15 неделе |
3 | Итоговый | КТ | По расписанию сессии |
Вопросы для рубежного и итогового контроля.
1. Становление и развитие исторического краеведения.
2. Археологические памятники по истории Казахстана с древнейших времен до III в. до н.э.
3. Понятие исторического краеведения.
4. Образовательное и воспитательное значение краеведения.
5 Средневековые города Казахстана (ІХ-Х вв.)
6. Этнографические материалы по историческому краеведению.
7. Истоки исторического краеведения в Казахстане.
8. Средневековые города Казахстана (ХІ-ХУІ вв.)
9. Деятельность Уральского отделения Общества изучения Казахстана.
|
|
10. Устные источники по краеведению.
11. Деятельность РГО на территории Казахстана.
12. Духовная культура казахов как источник по историческому краеведению.
13.Письменные источники по историческому краеведению.
14. Музыкально-эпическое творчество казахов.
15.Развитие исторического краеведения в Казахстане в послеоктябрьский период.
16. Происхождение этнонима «казах».
17. Историческое краеведение в Казахстане во второй половине XIX в.
18. Создание и развитие Семиреченского отделения РГО.
19. Вклад Ш. Валиханова в историческое краеведение Казахстана.
20. Материальная культура казахов как источник по историческому краеведению.
21. Вклад Абая Кунанбаева в развитие исторического краеведения.
22. Архивы и их фонды в Казахстане.
23. Роль Семенова-Тянь-Шанского в развитии исторического краеведения в Казахстане.
24. Развитие музейного дела в Казахстане.
25. Деятельность крупного ученого, этнографа, краеведа А.А. Диваева.
26. Создание и история Семипалатинского окружного музея.
27. Методика краеведческой работы в школе.
28. Основные формы внеклассной историко-краеведческой работы.
29. История создания Центрального историко-краеведческого музея Казахстана.
|
|
30. Становления и развитие исторического краеведения в Казахстане.
31. Знаменитые личности Костанайской области.
32. Костанайская область во время ВОВ.
33. Топонимика Костанайской области.
34. Легенды и мифы костанайского края.
35. Образование и строительство города Новониколаевск – Кустанай- Костанай.
36. Родоплеменной состав казахского народа на территории Костанайской области.
37. История Торгайской области в произведениях А.Бокейханова.
38. Костанайская земля в древнейший период своей истории.
39. Освоение целины и залежных земель в Костанайской области.
40. Географическое районирование Костанайской(Торгайской) области (XVIII-XX вв.).
Терминологический словарь
Аверс – лицевая сторона монеты с изображением герба государства или портрета правителя,лицевая сторона монеты, медали, медальона.
Акинак – скифский меч.
Алтарь –наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделённая от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом.
Алтын – старинная русская денежно-счётная единица. Во второй половине XVII – начале XVIII в. – название монеты.
Ампир – стиль в архитектуре и искусстве 1-й трети XIX в. в рамках позднего классицизма. Ориентирован на образцы античного искусства, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской славы: монумент формы массивных портиков, военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки и т.п.).
|
|
Амулет – обычно небольшой предмет (как правило, подвеска), наделяемый магическими свойствами.
Амфора – тарный глиняный сосуд античной эпохи с двумя ручками, широким туловом, узким горлом.
Анимизм – вера в духов и существование души человека.
Антропоним – (от греч. «антроп» – человек, «онима» – имя) – имя, прозвище, фамилия человека.
Антропонимы – названия объектов, основу которых составляют имена собственные (Ивановка, Сергеевка, Кантемировка и т. п.).
Анфилада – непрерывный ряд пространственных элементов (комнат, дворов), объединённых общей осью.
Арка –в широком смысле это криволинейное перекрытие проёма в стене или в пространстве между опорами. В монументальном искусстве так называется архитектурное сооружение с арочным перекрытием, возведённое в память о ратных успехах и подвигах (триумфальная арка).
Артефакт –любое творение человеческих рук, будь то сооружение, орудие труда, произведение искусства, жилище, сосуд или иной объект.
|
|
Ассигнации – русские бумажные деньги, выпущенные впервые в 1769 г. при Екатерине II достоинством 100, 75, 50 и 25 рублей.
Аттик – стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшаемая рельефными изображениями или надписями.
Балюстрада – сквозное ограждение из равномерно расположенных фигурных столбиков, поддерживающих поручень.
Барельеф – рельефное произведение скульптуры, в котором выпуклое изображение не более чем наполовину выступает над плоскостью фона. Помещается на мемориальных досках и памятниках. Изготавливается из металла или камня.
Барокко – основной стиль в искусстве и архитектуре Европы конца XVI – середины XVIII в., в России – XVIII в., которому свойственна упругость криволинейных форм, сочетающаяся с обилием сочных декоративных деталей, со скульптурной лепкой и резьбой.
Билон – сплав серебра (20–25 %) с медью или другим металлом, низкопробное серебро.
Билонная монета – неполноценная монета, в которой количество благородного металла составляет меньшую часть, а большую – лигатура.
Бореальный период – послеледниковый климатический период (7700–5500 тыс. лет до н. э.).
Бронзовый век – вторая половина III–II тыс. до н. э., открытие и применение бронзы для изготовления орудий труда наряду с камнем.
Бук – кадушка без дна для отбеливания холста золой (бучение золой).
Букрании – V-образные знаки и изображения, символизирующие рога быка.
Буссоль – геодезический прибор для измерения горизонтальных
углов на небольших участках местности.
Вал – земляное, каменно-земляное оборонительное сооружение, иногда с внутренними конструкциями.
Валюта – 1) денежная единица данной страны (рубль, франк, доллар и т. д.); 2) тип денежной системы (золотая, серебряная, бумажная).
Венчик – обломок верхней части сосуда.
Виньетка – выполненный графическим способом узор, используемый на мемориальных досках для украшения, чаще всего для обрамления текста по краям.
Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы от средневековой культуры к культуре нового времени. Ярче всего проявил себя в Италии в XIV–XVI вв. Отличительные черты: светский антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его.
Выброс (выкид) – грунт, вынутый при рытье земляной ямы (могилы, рва, построек и т. п.).
Гагат – поделочный мягкий камень черного цвета, обычно применялся для изготовления бусин, подвесок и т. п.
Гарпун – охотничье и рыболовное орудие из свободно насаженного на древо зазубренного наконечника.
Гидроним (от греч. «гидро» – вода, «онима» – имя) – собственное название реки, озера, ручья, болота, колодца и т. п.
Глазурь – стеклистое покрытие, которое придают керамике, посыпая ее стеклянным порошком с последующим обжигом.
Гончарный круг – круг, вращающийся в горизонтальной плоскости, облегчает формовку глины для сосудов.
Горельеф – рельефное произведение скульптуры, в котором выпуклое изображение более чем наполовину выступает над плоскостью фона (ср. барельеф).
Горн – высокотемпературная камера для плавки руды, обжига керамики и др.
Городище – поселение с системой укреплений (ров, вал, стена).
Горшок – глиняный сосуд.
Готика – художественный стиль, пришедший на смену романскому и завершивший развитие средневекового искусства в странах Европы между ХII и ХVI вв. Ведущим типом здания стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Устремленность вверх подчеркивают сложные ажурные конструкции, стрельчатые арки, развитой декор с широким использованием скульптуры.
Гравировка (гравирование) – метод изготовления надписей и изображений на мемориальных досках и памятниках, заключающийся в вырезании букв и рисунков на поверхности твёрдых материалов резцами и другими инструментами. При этом надписи и изображения могут быть как выпуклыми, так и углублёнными.
Граффити – надписи или изображения, нацарапанные на скалах, камнях, стенах.
Гривенник – серебряная монета достоинством в 10 коп., появилась в обращении при Петре I в 1701 г.
Гривенный – народное название медной монеты достоинством в 3 коп., которое она получила после денежной реформы 40-х гг. XIX в. в России.
Гривна – а) металлическое нашейное украшение в виде обруча; б) слиток серебра (денежная единица Древней Руси).
Гривна – весовая, денежно-весовая и денежно-счётная единица Древней Руси и других славянских земель. Киевская гривна – шестиугольной формы, весом 140–160 г. Новгородская гривна – длинная серебряная палочка весом около 204 г.
Группа – коллекция предметов различных типов, найденных в закрытом комплексе.
Гурт – ребро монеты, которое соответственно оформлялось, чтобы предотвратить злонамеренное обрезывание ценного металла в обращении.
Гурт – ребро монеты.
Двугривенный – название русской серебряной монеты достоинством в 20 коп., введённой в обращение в 1760 году.
Денга – серебряная русская монета XIV–XVIII вв. С конца XVIII в. слово «денга» стали писать как «деньга».
Денежная система – форма организации денежного обращения,
закреплённая в законодательном порядке и предусматривающая приведение различных элементов денежного обращения страны к определённому единству.
Денежное обращение – движение денег в сфере обращения, их функционирование в качестве средства обращения и платежа.
Денежные знаки – знаки стоимости, представляющие в обращении золотые и серебряные деньги. В виде дензнаков выступают также неполноценные монеты (из меди, никеля и т. п.) и бумажные деньги.
Деньги – особый товар, всеобщий эквивалент, форма стоимости всех других товаров.
Деньги бумажные – денежные знаки, номинальные знаки стоимости, заменяющие в обращении действительные деньги – золото и серебро. Имеют принудительный курс, выпускаются государством для покрытия его расходов и обычно неразменны на металл.
Дирхем – старинная арабская монета, чеканка которой началась в 695 г. н. э. Её вес в разные периоды и в разных частях Арабского халифата в среднем составлял 2,7–3,4 г.
Дольмен – наземная каменная гробница, сооруженная из вертикально поставленных плит, перекрытых сверху одной или несколькими плитами.
Древко – деревянный стержень для наконечников копий, стрел, булав, жезлов, штандартов, знамен и т. п.
Дротик – более легкое и меньшее по размерам, чем копье, метательное охотничье и боевое оружие.
Духовная культура – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусств, народного творчества, религиозных верований и представлений, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
Дюна – удлиненное или округлое песчаное всхолмление в пойме реки.
Ефимок – русское название талера, который в значительном количестве импортировался в Россию в XVI – XVII вв. из Европы и использовался не для обращения, а как металл для изготовления русских серебряных монет.
Жернов – круглая каменная плита с центральным отверстием для размола зерна на ручных или механических мельницах.
Жертвенник – примыкающее с севера к основному алтарному объему помещение церкви, в котором совершается начало литургии.
Жилище – термин для обозначения жилой конструкции или ее следов.
Захоронение – а) действие по помещению умершего в могилу; б) синоним «погребение»; в) останки человека в погребении.
Зернотёрка – каменная плита для растирания зерна с углублением по центру.
Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на ювелирные изделия.
Златник – первая золотая монета, чеканившаяся в Киевской Руси в конце X – начале XI в. при Владимире Святославовиче, весом 4,2 г. Со временем стал русской единицей веса под названием «золотник» (4,266 г).
Золотые ремни – нашивки из ткани, расшитой «золотыми» нитками и блестками, на праздничной женской рубахе южнорусского костюма.
Изваяние – статуя, скульптурное изображение.
Империал – золотая монета, чеканившаяся в России в 1755–1899 гг. Содержал 11,61 г чистого золота и по стоимости равнялся 10 руб. В обращении был также полуимпериал (5,85 г), равнявшийся 5 руб.
Инновации – (от греч. «инноватио» – обновление) – новые элементы в материальной или духовной культуре социальных организмов, которые возникают в результате целенаправленной деятельности людей и намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса, становясь традицией.
Инфляция – переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностями товарооборота, массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание по отношению к золоту.
Каннелюры – продольные желобки по поверхности ствола колонны или пилястры.
Карбованец – украинское название рубля, возникшее в XVIII в.,
когда на протяжении нескольких десятилетий выпускались рублевые монеты с косыми насечками на гурте – «карбами».
Кварцит – минерал, широко использовавшийся, наряду с кремнем для изготовления орудий труда в каменном и бронзовом веках.
Кельт – металлическое многофункциональное орудие труда: топор, тесло, мотыга.
Кенотаф – могила, не содержащая захоронения человека.
Кинжал – более крупное, чем нож, но меньших размеров, чем меч, режущее и колющее боевое и охотничье оружие, как правило, с обоюдоострым клинком.
Киот – углублённая или застекленная рама-шкафчик для крупной иконы или нескольких небольших икон.
Клад – набор предметов (монеты, бронзовые изделия, драгоценные металлы), спрятанный в земле или другом недоступном месте.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве и архитектуре XVII – начала XIX в., в России с 60-х гг. XVIII в. по 40-е гг. XIX в. Его основа – творческое заимствование форм искусства античности и итальянского Возрождения. Для архитектуры характерны уравновешенность ясных симметрических композиций, монументальные лаконичные формы.
Колонна – архитектурно обработанная опора для зданий и сооружений. Отдельно стоящая колонна, иногда увенчанная скульптурой, с древнейших времён используется как памятник. Разновидностью является ростральная колонна(от лат. rostrum – нос корабля), ствол которой украшен скульптурными изображениями корабельных носов.
Колоннада – ритмический ряд колонн, несущих общее горизонтальное перекрытие.
Копейка – название государственной русской монеты, введенной в обращение с 1534 года и которая составляла 1/100 рубля. Чеканка серебряной копейки прекратилась в 1718 г. Медная копейка чеканилась с 1704 по 1916 год.
Копье – метательное и колющее охотничье и боевое оружие, состоящее из длинного древка и металлического наконечника.
Косарь – массивное серповидное орудие для выкашивания травы, камыша и мелкого кустарника.
Котел – крупный керамический или металлический сосуд для приготовления пищи.
Кремация – трупоссожжение.
Кремень – минерал, встречающийся в меловых и известковых отложениях. Широко использовался для изготовления орудий труда на протяжении каменного и бронзового веков.
Крица – сыродутное (неплавленное) железо в виде ноздреватой массы, требующее дополнительной проковки для удаления шлаков.
Кромлех – каменная ограда вокруг могильного сооружения.
Кубок – высокогорлый сосуд с выпуклыми боками, часто на поддоне, обычно без ручек.
Кувшин – узкогорлый сосуд с одной ручкой и сливом.
Культ – поклонение, почитание стихий и сил природы (солнце, огонь, вода и т. д.), животных и растений и т. п.
Культура материальная – любая человеческая деятельность, представленная артефактами.
Культурный слой – слой почвы, образовавшийся на поселенческом памятнике в результате человеческой деятельности.
Курган – округлая или продольная (земляная, каменно-земляная) насыпь эпох энеолита – средневековья над одним или несколькими захоронениями.
Курильница – мелкая глиняная миска на ножках, использовавшаяся при отправлении погребальной обрядности.
Лазурит – поделочный и декоративный полудрагоценный камень голубого цвета.
Легенда –надпись на монете.
Лепнина – рельефные украшения архитектурных сооружений, изготовленные из алебастра или бетона.
Лигатура – примесь недрагоценных металлов в монете для придания сплаву большей прочности или для его удешевления.
Лог – широкий овраг с пологими склонами.
Лук – боевое и охотничье оружие для метания стрел, состоящее из изогнутой деревянной пластины с привязанной к её концам тетивой.
Лунница – средневековая подвеска серповидной формы из разных металлов.
Магия – колдовство, знахарство, вера в способность человека сверхъестественным путем влиять на окружающий мир.
Малахит – поделочный материал – медная руда с высоким содержанием меди.
Материальная культура – объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. Это жилища, хозяйственные постройки, орудия труда, одежда, предметы быта, украшения и т. п.
Материк – не потревоженная коренная порода, подстилающая культурный слой на поселениях.
Мезолит – средний каменный век (12–7 тыс. лет до н. э).
Мезонин – верхний этаж над средней частью дома, характерный для классицизма.
Мемориальный комплекс – сооружение, состоящее из большого количества архитектурных и скульптурных элементов, создание в память об отдельных лицах или исторических событиях и предполагающее пространственно-развитое, ансамблевое решение образа.
Меч – колюще-рубящее оружие ближнего боя с обоюдоострым клинком.
Могильник – древнее кладбище с серией близких по времени или разновременных (могильник длительного накопления) захоронений.
Молот – крупное каменное орудие.
Монета – слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит узаконенным средством обращения. Термин «монета» происходит от имени греческой богини Юноны Монеты (Наставницы), при храме которой на Капитолии в Риме находился монетный двор, где чеканились деньги.
Монетная стопа – количество монет, отчеканенных из определенного веса металла.
Монетный двор – государственное предприятие, чеканящее металлические монеты, изготавливающее ордена, медали и другие знаки отличия. В настоящее время в России два Монетных двора – Санкт-Петербургский и Московский.
Монисто – шейное нагрудное украшение из лент и нитей с бисером, блестками, деталь женского южнорусского костюма.
Моногамия – (от греч. «моно» – один, «гамос» – брак) – форма брака, представляющая собой единобрачие.
Монумент – то же, что памятник. Зачастую этим термином обозначают величественный по своим габаритам и обилию скульптурных и архитектурных элементов памятник.
Мотыга – каменное, костяное или металлическое орудие для рыхления земли.
Навершие – каменная, костяная или металлическая, определённым образом оформленная, отдельная или выделенная верхняя часть булавы или жезла.
Надгробие, надгробный памятник – архитектурный (обелиск, пирамида, стела и т. п.) или скульптурный (бюст, статуя) памятник, сооружённый над могилой.
Натуральный памятник – реальный предмет (танк, пушка, паровоз и т. п.), установленный на постамент для увековечения памяти о каком-либо событии.
Некрополь (от греч. «город мёртвых») – архитектурно оформленный комплекс могил с надгробными памятниками.
Неоклассицизм –течение в архитектуре и искусстве конца XIX –
1-й половины ХХ в. Для него характерно обращение к традициям искусства античности, классицизма или Ренессанса. Архитектурные сооружения отличаются парадной представительностью и подчеркнутой монументальностью.
Неолит – новый каменный век (6–5 тыс. лет до н. э.).
Нефрит – прочный полудрагоценный камень зеленоватого или молочно-белого цвета, служивший для изготовления украшений и предметов парадного назначения.
Нивелир – оптический прибор для определения горизонтальных уровней.
Номинал – обозначение достоинства на монетах и банкнотах.
Нуклеус – каменная заготовка для изготовления пластин или отщепов методами отбивки или отщепа.
Нумизматика – наука о монетах (от греч. «номос» – закон, законное платежное средство и «номизма» – монета). Термин применяется со времен средневековья. Объектом изучения нумизматики являются товаро-деньги, бумажные деньги, боны, ордена и медали. Нумизматика помогает решать многие вопросы из различных областей знаний: истории,
археологии, политический экономии, языкознания, искусствоведения и т. д.
Обелиск – архитектурное сооружение в виде гранённого, суживающегося кверху каменного или металлического столба с заострённой
пирамидальной вершиной, использующееся в качестве памятника.
Овраг – глубокая, длинная и часто разветвленная в верхней части промоина на поверхности земли.
Орнамент – узор из периодически повторяющихся элементов геометрического, растительного или другого характера. Иногда используется для украшения мемориальных досок или надписей на памятниках.
Оссуарий – вместилище (сосуд) для человеческих костей, погребальная урна.
Острог – а) древнегреческое деревянное украшение; б) тюрьма, окружённая стеной.
Острога – рыболовное орудие, состоящее из двух зазубренных наконечников, насаженных на рукоять.
Охра – окись железа желтого, коричневого, красного или фиолетового цветов. Применялась для окрашивания предметов, тела человека, нанесения рисунков на стены и полы жилых, хозяйственных и погребальных сооружений.
Очаг – место для разведения открытого огня в жилище, определяется по останкам золы, угля или изменению цвета почвы.
Палеолит - древнекаменный век (2,5 млн – 12 тыс. лет до н. э.).
Памятник – произведение изобразительного искусства или архитектурное сооружение, созданное для увековечения памяти о событиях или людях и устанавливаемое на открытой местности.
Парапет – невысокая ограждающая стенка по краю крышки на зданиях, постамента на памятниках, лестницы и т. п.
Пережиток – явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания. Пережитки довольно часто могут быть остатками древних обрядов и обычаев, игравших некогда важную роль в жизни общества.
Пест – как правило, каменное изделие цилиндрической или конусовидной формы для дробления или растирания зерен, краски, руды и т. п.
Песчаник – осадочная порода, зернистый камень различной прочности и цвета. Применялся для изготовления орудий труда и абразивов.
Пешня – ударное орудие для проделывания лунок во льду. Обычно тяжелый наконечник с долотовидной рабочей частью, насаженный на рукоять.
Пилоны – массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий либо стоящие по сторонам въезда.
Пирамида – архитектурное сооружение, имеющее форму правильной четырёхугольной пирамиды, используемое в древнем мире в качестве грандиозных надгробных памятников правителям. В годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе получили широкое распространение в качестве надгробий погибшим воинам невысокие вытянутые вверх четырёхгранные пирамидки из дерева, бетона или листового металла.
Повязка – древний головной убор в виде обруча или перевязки,
деталь костюма южнорусского крестьянства.
Погребальное сооружение – термин для обозначения разнообразных способов обустройства мест захоронений людей (курган, дольмен, пирамида, катакомба, склеп и т. п.).
Подвеска – широкая категория предметов из различного рода материалов (камень, металл, кость и т. п.), служивших украшениями или амулетами.
Поддон – кольцевое утолщение по краю на днище сосуда.
Подъемный материал – артефакты, костный материал, угли, камни и т. п., собранные на археологических памятниках без проведения раскопок.
Полиандрия (от греч. «поли» – много, «андре» – муж) – форма брака, представляющая собой многомужество. Распространена у народов Тибета.
Полигамия (от греч. «поли» – много, «гамос» – брак) – форма брака, представляющая собой многоженство. Распространена у народов Востока.
Политеизм (от греч. «поли» – много, «теа» – бог) – религиозные верования в форме многобожия.
Полушка – серебряная (ХV в. – 1645 г.) или медная (1700–1810 гг.) монета, которая равнялась ½ московской денги – «полуденга».
Портал – художественное обрамление входа.
Портик – выступающая вперёд часть здания, образуемая колоннами или арками с опирающимся над ним фронтом.
Порча монеты – уменьшение государственной властью веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости с целью получения прибыли.
Поселение – термин для обозначения достаточно длительного и постоянного местообитания людей.
Постамент – архитектурное сооружение, служащее основанием для скульптурного памятника.
Признак – любой элемент материальной или духовной культуры человеческого общества.
Проба – содержание чистого драгоценного металла в сплаве, из которого чеканятся монеты или изготавливаются ювелирные изделия.
Пронизь (пронизка) – украшение в виде короткой трубочки из кости или различного рода металлов, обычно входившей в состав ожерелья.
Проушина – сквозное (в отличие от втулки) отверстие в предмете (топоре, булаве и т. п.) для крепления рукояти.
Пьедестал – то же, что постамент.
Разменная монета – неполноценная монета. От ее чеканки государство получает доход в размере разницы между номинальной стоимостью этих монет и действительной стоимостью содержащегося в них металла.
Разрез – вертикальное обозначение слоёв, выявляющее их стратиграфию.
Раса – группа людей, выделяемая антропологами на основании родства по происхождению, проявляющегося внешне в сходных физических признаках и общности древних и современных территорий. Этнографы большей частью имеют дело с группами людей, чьи физические особенности являются результатами исторических контактов различных рас и их подразделений. Такие группы называются антропологическими типами.
Ребро – грань в месте соединения под углом двух ровных поверхностей (ребро на лезвии клинка, на тулове сосуда и т. п.).
Реверс – оборотная сторона монеты или медали (ср. аверс).
Реверс – оборотная сторона монеты, медали, медальона (ср. аверс).
Резец – орудие труда каменного века с резцовым сколом, обычно на пластине, для обработки кости или дерева.
Ритон – сосуд для питья из рога или в виде рога животного.
Рококо – стиль в европейском искусстве и архитектуре 1-й половины XVIII в. В России появился в середине XVIII в. в отделке дворцовых зданий, преимущественно интерьеров эпохи барокко. Для него характерны потерявшие силу и упругость барочные формы, прихотливо изогнутые; манерно-утончённый, подчеркнуто изящный и усложнённый декор, использование резных и лепных узоров и завитков.
Ротонда – круглое в плане сооружение, обычно завершённое куполом, который опирается на стены или колонны.
Саман – кирпич из необожженной глины, смешанной с навозом, соломой, рубленой травой и т. п.
Селище – неукрепленное поселение эпохи раннего железного века и Средневековья, одновременное городищу.
Семейно-брачные отношения – комплекс обрядов и обычаев, отражающий формы брака и формы семьи.
Семья – форма сожительства брачной пары для самовоспроизводства, в классовом обществе – самостоятельная социально-экономическая ячейка в наиболее распространенной форме (моногамная семья).
Сердолик – полудрагоценный камень красно-бурого цвета, использовался для изготовления украшений.
Серп – жатвенный нож овальной формы.
Скань – тонкие золотые или серебряные проволочки, напаянные на ювелирные украшения.
Скипетр – жезл, символ власти. Представлял собой рукоять с оригинальным навершием.
Скобель – каменный или металлический инструмент для строгания дерева.
Скребок – каменное орудие с выпуклым рабочим краем для мездрения (удаления жирового слоя) шкур животных.
Собор – главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужения с участием епархиального архиерея.
Солярные знаки – крестообразные знаки, окружности, фестоны, треугольники и др., ассоциирующиеся с изображением солнца.
Спираль – орнамент из кривой линии постоянно возрастающего диаметра.
Сплав – соединение металлов, дающее более высокие или заданные характеристики, чем по отдельности.
Сребреники – первые серебряные монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце Х – начале ХI в.
Стела – вертикально поставленная плита или колонна, иногда
антропоморфная (например, каменная баба), иногда покрытая различными изображениями и резьбой.
Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписями или скульптурными элементами, сооружаемая для памятников иного назначения.
Стоянка – недолговременное неукрепленное поселение каменного и бронзового веков.
Стратиграфия – закон напластований, утверждающий, что отложение, размещенное выше другого, должно сформироваться позже, чем нижележащее.
Тамга – иероглифоподобные изображения на предметах, знак собственности у кочевников.
Теодолит – геодезический прибор для измерения вертикальных или горизонтальных углов на поверхности и определения расстояний.
Тёрочник – абразивные инструменты, совокупность песта и зернотерки.
Тигель – керамическая емкость для плавки металла.
Топоним (от греч. «топос» – место, «онима» – имя) – всякое собственное географическое название.
Топор – каменный или металлический тяжелый рубящий инструмент или оружие.
Топор боевой – каменное, бронзовое или железное оружие ближнего боя с отверстием для рукояти, обух выполнен в виде молотка, выпуклости или острия (бойка). Часто церемониального назначения – символ власти.
Тотемизм – представление о родстве группы людей (обычно рода) с каким-либо животным (растением) и почитание этого животного (растения) как мифического предка.
Традиция (от греч. «традитио» – передача) – явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания этноса.
Традиция культурная – последовательность культур, стилей одежды, керамики, орудий труда и т. п., каждая из которых развивается из предыдущей.
Трапезная – а) столовая палата в монастыре; б) пониженная западная часть церковного здания, примыкающая к его главному объекту и нередко включающая в себя храм.
Удила – деталь узды для управления, главным образом лошадью; два подвижно соединенных между собой металлических стержня, вкладывающиеся в рот животного и крепящиеся к уздечке.
Урна – сосуд средних и крупных размеров околоцилиндрической формы, как правило, без ручек. Обычно использовался в качестве оссуариев.
Уровень – а) горизонтальная линия или плоскость, перпендикулярная радиусу земли; б) геодезический инструмент для определения горизонтальной линии или плоскости.
Урочище – местность, выделяющаяся определенным своеобразием в окружающем ландшафте (роща или болотце в степи, крупная западина или одинокий холм в поле и т. п.).
Фасад – наружная сторона здания или сооружения. Различают главный, боковые, дворовый, уличные фасады.
Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Фибула – декоративная застежка (брошь) в виде безопасной английской булавки для верхней одежды. Обычно изготавливалась из бронзы.
Фольклор – устное народное творчество. Основные жанры фольклора – былины, песни (исторические, обрядовые, трудовые, хороводные, игровые, плясовые, колыбельные и т. п.), календарная обрядовая поэзия, заговоры, заклинания.
Фронтон – завершение здания, портика, колоннады, чаще всего треугольное и ограниченное двухскатной крышей.
Халцедон – тертый минерал, использовался для изготовления украшений, изредка орудий труда. Разновидности – агат, сердолик.
Храм-памятник – церковь или собор, посвящённые при строительстве или в последующие годы какому-либо знаменательному историческому событию светского характера.
Цоколь – выступающее подножие здания, по высоте примерно
соответствующее уровню пола в нижнем основном этаже.
Часовня – небольшое по своим размерам культовое религиозное сооружение без алтаря.
Чеканка – а) метод получения рельефных изображений на листовом металле путём ударов молотка по инструменту, называемому чеканом; б) обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры из металла после выхода из формы с целью заглаживания неровностей и швов.
Червонец – название, которое дали в России зарубежным золотым монетам, главным образом голландским дукатам. Оно происходит от цвета высокопробного золота, которое тогда называлось «червонным золотом». В России первый червонец, соответствующий стандарту золотого дуката (3,4 г), был выпущен в 1701 г. и чеканился до Первой мировой войны достоинством в 10 и 5 руб. (см. империал).
Четвертак – народное название русской серебряной монеты достоинством в ¼ рубля. Обозначение на монетах: с 1654 г. – «полуполтина», с 1701 г. – «полуполтинник», с 1825 г. – «25 копеек».
Шаманизм – вера в способность отдельных людей общаться с духами, лечить болезни, быть прорицателями.
Экзогамия (от греч. «экзо» – вне, «гамос» – брак) – буквально «брак вовне», существенный признак рода.
Эндогамия (от греч. «эндо» – внутри, «гамос» – брак) – буквально «брак внутри», Важнейший признак племени не только как первой этнической общности, но и как высшей формы социальной организации доклассовой эпохи.
Энеолит (халколит) – медно-каменный век (IV тыс. – первая половина III тыс. до н. э.).
Этнографическое краеведение – важнейший раздел комплексного изучения микрорайона. Охватывает все стороны культуры, быта и народного творчества местного населения. Изучает поселения, жилища и хозяйственные постройки, хозяйство, общественный и семейный быт, народные знания и приметы, суеверия, обряды и обычаи, народное
художественное творчество, фольклор.
Этнос (дословно от древнегреч. «народ») – группа людей, связанных единством происхождения и общностью культуры, включая язык. В качестве синонима «этноса» часто употребляется понятие «этническая общность», а часть этноса называется «этнической группой».
Юстировка – действия по регулировке оптических средств геодезических измерений (теодолит, нивелир, буссоль и т. п.).
Яма хозяйственная – яма, вырытая на поселении в культурном слое или в материке для хозяйственных нужд.
Янтарь – окаменевшая смола хвойных деревьев желтого, светло-коричневого оттенков, материал для изготовления украшений, начиная с каменного века.
Ярус – каждая из частей сооружения, расположенных друг над другом, имеющая чёткие границы по горизонтали.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!