Поэтика романов Тургенева. Диспут поколений в романе «Отцы и дети». Типология женских образов.



зеленый Романы Тургенева характеризуют особый тип времени и пространства,в рамках которого заключаются события произведения. Как правило это два три летних месяца, время расцвета природа и чувств человека. Тургенев во всех романах следует принципу проведения параллели жизни человека и природы. В основе сюжета – рассказ об испытаниях героев любовью: способность героев к глубокому чувству-важная черта характеристики персонажа романа. Не случайно ключевые в смысловом отношении эпизоды происходят на открытом воздухе : в саду(Лиза и Лаврецкий), около пруда (Наталья и Рудин), у открытого в сад окна Одинцова и Базаров), в роще (Марианна и Нежданов). Символическая роль отводится и ко времени суток. Как правило это вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент духовного единения или разлада мотивирован более глубоко. В этих сюжетных узлах повествования отчетливо проявляется мысль Тургенева о человеке как части природы и об активной роди в ее формировании духовного начала личности. Особенности хронотопа определяют и композицию образов, способы их психологической характеристики. Тургенева интересует сам процесс переживания, он не наделяет героев склонностью анализировать, предоставляя читателю право судить самому о масштабе чувств которые испытывает герой. Эмоциональная рефлексия таит в себе большее чем анализ произошедшего.

(пример «Одинцова протянула руки вперед, а базаров уперся лбом в стекло» страсть сильная и тяжелая похожая на злобу трепетала в нем).

Тургенев мастер портретной характеристики и предоставляя героя он обязан показать все детали внешне определяющие нам героя. Портрет становится формой выражения авторской позиции. Принципы характеристики вырабатывает Тургенев работая над первым своим романом «Рудин». Особую роль Тургенев отводит женским портретам образов. Они проникнуты мягким лиризмом, в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно девушки и женщины пробуждают к жизни лучшие духовные качества героев. Так происходит с Рудиным, Лаврецким, Базаровым, Неждановым.

Для поэтики романа Тургенева характерно обращение к приему постепенного, концентрического раскрытия характеров. Действительность его проявляется в главе , посвященной описанию визита Базарова и Аркадия к Кукушкиной. Автор ведет читателя по улице губернского города постепенно приближаясь к дому героини. Фиксирует детали проникнутые авторской иронией.

Пейзаж в произведениях Тугенева не просто описание природа. Это ключ к характеристике персонажа. картинность пейзажа. Важным оказывается то что схватывается первым не требующим упорядоченности последовательно названных явлений. Такой пейзаж строится на простых мотивах: света и звука. Пейзаж –средство психологической характеристики героев. Например: функция пейзажа-настроения в Дворянское гнездо.

Организация Тургеневым повествования не во временном (что характеризует классическую фору литературы) а в пространственном измерении, присущем живописи. Особую роль играют в романах – явление синестезии- передача в словесном образе зрительных и слуховых впечатлений. С начала 70х пейзаж Тургенева претерпевает эволюцию приобретая черты импрессионистического. Пейзаж настроение – важнейшая форма выражения чувств в романе Новь.

В основе практически всех романов Тургенева лежит любовная интрига. Испытание любовью определяет развитие действия в них: события характеризуют переживания персонажей.

Другим важным отличием композиционной структуры романов является симметрия в расстановке действующих лиц. Тургенева неоднократно упрекали в том что этот принцип создания образов архаичен, ориентирован на традиции французской классической комедии но именно в этой архаике и проявляется глубинный смысл его приема. Симметрия заключает в себе скрытое сравнение, сопоставление, которое подразумевает активность читательской позиции.(Так в отцах и детях система образов составляет пары: Базаров-Одинцова, Аркадий-Катя, Николай Петрович- Фенечка, Павел Петрович –княгиня Р.)

 

Главный конфликт романа И. С. Тургенева - противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными. Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идилия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

(выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Иван Александрович Гончаров – романист. Духовно-нравственные основы, коллизии, идеалы русской жизни в романе «Обломов». Обломов и Штольц: «задача существования» и «практическая истина». «Социальное и временное», «непреходящее и общечеловеческое» в романе «Обломов».

зеленый В историю отечественной и мировой литературы И. А. Гончаров вошел как один из замечательных мастеров реалистического романа. Автор «Обыкновенной истории» (1847), «Обломова» (1859), «Обрыва» (1869) — крупнейший представитель второго периода или, точнее, фазы в русской эволюции этого жанра.

Творчество И.А.Гончарова Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины Х1Х в., мастеров, создавших классические русские романы, - И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков Фрегат Паллада, несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности.

Как художнику и романисту, Гончарову типологически наиболее близок И. С. Тургенев. С ним в первую очередь он и разделяет в этом жанре славу виднейшего русского писателя 50-х годов. Случалось, однако, так, что Тургенев как бы заслонял — в особенности для западноевропейского читателя — Гончарова-романиста. В числе причин этого были и запоздалые или несовершенные переводы последнего на иностранные языки. В «Необыкновенной истории», написанной им в 1875—1876 и 1878 годах, Гончаров даже предпринял попытку восстановить свой приоритет в области той русской формы «эпоса нового времени» (Белинский), которая пришла на смену «Евгению Онегину» Пушкина, «Герою нашего времени» Лермонтова, «Мертвым душам» Гоголя и предшествовала романам Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Впрочем, художник в значительно большей степени полагался на справедливый суд потомков...

В последние 15—20 лет наблюдается несомненный и быстрый рост интереса к наследию Гончарова — и у него на родине, и за рубежом. В нашей стране по его романам созданы театральные и телевизионные спектакли; экраны многих стран обошел фильм «Несколько дней из жизни Обломова», созданный по роману «Обломов»; рядом новых работ обогатилась научная литература о Гончарове как в нашей стране, так и в США, Англии, ФРГ, Сирии и других странах. Есть все основания говорить об известном ренессансе этого романиста в наши дни.

Когда в старости Гончаров оглядывался назад, в свое писательское прошлое, он всегда говорил о трех своих романах -- «Обыкновенной истории», «Обломове», «Обрыве» -- как о едином романном целом: «...вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею -- перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой -- и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т.д.»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в то время, когда русское государство претерпевало величайшие изменения как в политической, так и экономической сфере. Перед страной стояла острая проблема – отмена крепостного права. Как человек, прекрасно понимающий необходимость реформ, писатель все же задумывался над тем, изменятся ли нравственные ценности людей, их отношение к окружающему миру. Проблемы, вставшие перед Россией из-за такого быстрого изменения сознания, и легли в основу романа Гончарова «Обломов».

Главный герой романа – человек лет тридцати двух, приятной наружности. Его жизнь проходит весьма однообразно. Обломов происходит из дворянского рода. Это умный и образованный человек. Еще в молодые годы он мечтал служить России и стать уважаемым человеком. Однако после того, как герой стал чиновником, он вдруг осознал, что не хочет заниматься службой. Его жизнь теперь ограничивается диваном и широким халатом, в который можно было бы завернуться два раза.

Обломова отличает безволие и лень. Он не стремится к изменениям. Даже если возникают какие-то проблемы, то Илье Ильичу проще отступиться, чем действовать и решать трудности жизни.

Но важно отметить то, что Гончаров не относит Обломова к отрицательным героям, так как Илья Ильич – человек думающий и ценящий прекрасное. Даже Андрей Штольц, его друг, говорит о главном герое следующее: «Это – хрустальная, прозрачная душа».

Я думаю, что эти слова являются ключевыми в характеристике Обломова. Когда Андрей Штольц пытается «разбудить» в главном герое желание жить и трудиться, Обломов отвечает: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет».

Да, был момент, когда жизнь главного героя почти изменилась. Влюбленность в Ольгу Ильинскую должна была воскресить Илью Ильича. Но неумение героя идти во всем до конца, его неумение быть заинтересованным долгое время сделали свое дело. Гораздо больше Обломова привлекла простая любовь Агафьи Пшеницыной.

Я думаю, что эта женщина – исключительная личность, ибо она умеет чувствовать другого человека так, как никто другой. Ее любовь искренна и бескрайна. Думаю, что Агафья Матвеевна умеет «растворяться в любви» и не требовать ничего взамен. Она во всем пытается предугадать Обломова, понять и по достоинству оценить его.

Осуждая бездейственность и равнодушие Ильи Ильича к новой жизни, писатель все же не может принять идею о том, что только деятельные люди заслуживают уважения. Он видит в Штольце идеал нового времени, но не считает этого человека эталоном нравственного и духовного богатства.

В одной из бесед Илья Ильич спрашивает Штольца: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Думаю, в этих словах героя в некоторой степени проявились мысли и самого автора.

Таким образом, мы видим, что Обломов ценит в людях истинное, настоящее, а не то, что находится на поверхности. Нельзя не вспомнить здесь слова Добролюбова, который сказал о главном герое: «Обломов – не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

 Но, по моему мнению, такое отношение к жизни было заложено в главного героя с детских лет. Поскольку жизнь его в отчем доме только и ограничивалась обедами и сном, который охватывал все имение, Обломов становится рабом действительности. Он зависим от людей, которые создают для него материальное благополучие.

Но душевная чистота и человеколюбие делают Илью Ильича исключительным героем. По мнению Обломова, среди людей нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии». Я думаю, что здесь слово «симпатия» имеет немного иное значение и обозначает в некоторой степени «сочувствие», «сопереживание», чего не хватает обществу, которое всецело погрузилось в стремление материальных ценностей.

Я считаю, что для Гончарова очень важна проблема сохранения истинных ценностей, ибо перед ними все люди равны. Любовь, гуманизм, чувство собственного достоинства, любовь к родной стране и желание сделать ее лучше, самопожертвование – вот те основные моральные и духовные качества, которые строят человека, делают его личностью. Вот то основное, что отличает людей от остального мира. Автор призывает людей помнить об этом и стремиться к истинному, настоящему и вечному.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1680; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!