ПОЛЕМИКА КАУТСКОГО С ПАННЕКУКОМ



Паннекук выступил против Каутского, как один из представителей того «леворади­кального» течения, которое числило в своих рядах Розу Люксембург, Карла Радека и других и которое, отстаивая революционную тактику, объединялось убеждением, что Каутский переходит на позицию «центра», беспринципно колеблющегося между мар­ксизмом и оппортунизмом. Правильность этого взгляда вполне доказала война, когда течение «центра» (неправильно называемого марксистским) или «каутскианства» впол­не показало себя во всем своем отвратительном убожестве.

В затронувшей вопрос о государстве статье: «Массовые действия и революция» («Neue Zeit», 1912, XXX, 2) Паннекук охарактеризовал позицию Каутского, как пози­цию «пассивного радикализма», «теорию бездеятельного ожидания». «Каутский не хо­чет видеть процесса революции» (стр. 616). Ставя вопрос таким образом, Паннекук по­дошел к интересующей нас теме о


112__________________________ В. И. ЛЕНИН

задачах пролетарской революции по отношению к государству.

«Борьба пролетариата, — писал он, — есть не просто борьба против буржуазии из-за государствен­ной власти, а борьба против государственной власти... Содержание пролетарской революции есть унич­тожение орудий силы государства и вытеснение их (буквально: распущение, Auflösung) орудиями силы пролетариата... Борьба прекращается лишь тогда, когда, как конечный результат ее, наступает полное разрушение государственной организации. Организация большинства доказывает свое превосходство тем, что уничтожает организацию господствующего меньшинства» (стр. 548).

Формулировка, в которую облек свои мысли Паннекук, страдает очень большими недостатками. Но мысль все же ясна, и интересно, как опровергал ее Каутский.

«До сих пор, — писал он, — противоположность между социал-демократами и анархистами состояла в том, что первые хотели завоевать государственную власть, вторые — ее разрушить. Паннекук хочет и того и другого» (стр. 724).

Если у Паннекука изложение страдает неотчетливостью и недостатком конкретности (не говоря здесь о других недостатках его статьи, не относящихся к разбираемой теме), то Каутский взял именно намеченную Паннекуком принципиальную суть дела, и по ко­ренному принципиальному вопросу Каутский целиком покинул позицию марксизма, пе­решел вполне к оппортунизму. Различие между социал-демократами и анархистами оп­ределено у него совершенно неверно, марксизм искажен и опошлен окончательно.

Различие между марксистами и анархистами состоит в том, что (1) первые, ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства; вторые хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничто­жения. (2) Первые признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой, со­стоящей из организации вооруженных рабочих,


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 113

по типу Коммуны; вторые, отстаивая разрушение государственной машины, представ­ляют себе совершенно неясно, чем ее пролетариат заменит и как он будет пользоваться революционной властью; анархисты даже отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру. (3) Первые требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного го­сударства; анархисты это отрицают.

Против Каутского марксизм представлен именно Паннекуком, в данном споре, ибо как раз Маркс учил тому, что пролетариат не может просто завоевать государственную власть в смысле перехода в новые руки старого государственного аппарата, а должен разбить, сломать этот аппарат, заменить его новым.

Каутский уходит от марксизма к оппортунистам, ибо у него совершенно исчезает именно это разрушение государственной машины, совершенно неприемлемое для оп­портунистов, и остается лазейка для них в смысле истолкования «завоевания» как про­стого приобретения большинства.

Чтобы прикрыть свое извращение марксизма, Каутский поступает, как начетчик: он двигает «цитату» из самого Маркса. В 1850 году Маркс писал о необходимости «реши-

"                                                                                                                                                           "                          ПО гт т/-                  "

тельной централизации силы в руках государственной власти» . И Каутский спраши­вает с торжеством: не хочет ли Паннекук разрушить «централизм»?

Это уже просто фокус, похожий на бернштейновское отождествление марксизма и прудонизма во взглядах на федерацию вместо централизма.

«Цитата» взята Каутским ни к селу, ни к городу. Централизм возможен и со старой и с новой государственной машиной. Если рабочие добровольно объединят свои воору­женные силы, это будет централизм, но он будет покоиться на «полном разрушении» государственного централистического аппарата, постоянной армии, полиции, бюрокра­тии. Каутский поступает совершенно мошеннически, обходя прекрасно известные рас­суждения Маркса и Энгельса о Коммуне и вытаскивая цитату, не относящуюся к во­просу.


114_______________________________ В. И. ЛЕНИН

«... Может быть, Паннекук хочет уничтожить государственные функции чиновников? — продолжает Каутский. — Но мы не обходимся без чиновников и в партийной и в профессиональной организации, не говоря уже о государственном управлении. Наша программа требует не уничтожения государственных чиновников, а выбора чиновников народом... Речь идет у нас теперь не о том, какой вид примет аппарат управления в «будущем государстве», а о том, уничтожает ли (буквально: распускает, auflöst) наша по­литическая борьба государственную власть, прежде чем мы ее завоевали (курсив Каутского). Какое ми­нистерство с его чиновниками могло бы быть уничтожено?» Перечисляются министерства просвещения, юстиции, финансов, военное. «Нет, ни одно из теперешних министерств не будет устранено нашей поли­тической борьбой против правительства... Я повторяю, чтобы избежать недоразумений: речь идет не о том, какую форму придаст «государству будущего» победоносная социал-демократия, а о том, как изме­няет теперешнее государство наша оппозиция» (стр. 725).

Это явная передержка. Паннекук ставил вопрос именно о революции. Это и в загла­вии его статьи и в цитированных местах сказано ясно. Перескакивая на вопрос об «оп­позиции», Каутский как раз и подменяет революционную точку зрения оппортунисти­ческой. У него выходит так: теперь оппозиция, а после завоевания власти поговорим особо. Революция исчезает! Это как раз то, что и требовалось оппортунистам.

Речь идет не об оппозиции и не о политической борьбе вообще, а именно о револю­ции. Революция состоит в том, что пролетариат/'аз/'^'шаеда «аппарат управления» и весь государственный аппарат, заменяя его новым, состоящим из вооруженных рабо­чих. Каутский обнаруживает «суеверное почтение» к «министерствам», но почему они не могут быть заменены, скажем, комиссиями специалистов при полновластных и все­властных Советах рабочих и солдатских депутатов?

Суть дела совсем не в том, останутся ли «министерства», будут ли «комиссии спе­циалистов» или иные какие учреждения, это совершенно неважно. Суть дела в том, со­храняется ли старая государственная машина (связанная тысячами нитей с буржуазией и насквозь пропитанная рутиной и косностью) или она разрушается и заменяется но­ вой. Революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ_________________________ 115

разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины, — эту основ­ную мысль марксизма Каутский смазывает или он совсем не понял ее.

Его вопрос насчет чиновников показывает наглядно, что он не понял уроков Комму­ны и учения Маркса. «Мы не обходимся без чиновников и в партийной и в профессио­нальной организации...»

Мы не обходимся без чиновников при капитализме, при господстве буржуазии. Пролетариат угнетен, трудящиеся массы порабощены капитализмом. При капитализме демократизм сужен, сжат, урезан, изуродован всей обстановкой наемного рабства, ну­жды и нищеты масс. Поэтому, и только поэтому, в наших политических и профессио­нальных организациях должностные лица развращаются (или имеют тенденцию быть развращаемыми, говоря точнее) обстановкой капитализма и проявляют тенденцию к превращению в бюрократов, т. е. в оторванных от масс, в стоящих над массами, приви­легированных лиц.

В этом суть бюрократизма, и пока не экспроприированы капиталисты, пока не свергнута буржуазия, до тех пор неизбежна известная «бюрократизация» даже проле­тарских должностных лиц.

У Каутского выходит так: раз останутся выборные должностные лица, значит, оста­нутся и чиновники при социализме, останется бюрократия! Именно это-то и неверно. Именно на примере Коммуны Маркс показал, что при социализме должностные лица перестают быть «бюрократами», быть «чиновниками», перестают по мере введения, кроме выборности, еще сменяемости в любое время, да еще сведения платы к среднему рабочему уровню, да еще замены парламентарных учреждений «работающими, т. е. из­дающими законы и проводящими их в жизнь»

В сущности, вся аргументация Каутского против Паннекука и особенно великолеп­ный довод Каутского, что мы и в профессиональных и в партийных организациях не обходимся без чиновников, показывают повторение Каутским старых «доводов» Берн­штейна против марксизма вообще. В своей ренегатской книге «Пред-


116__________________________ В. И. ЛЕНИН

посылки социализма» Бернштейн воюет против идей «примитивной» демократии, про­тив того, что он называет «доктринерским демократизмом» — императивные мандаты, не получающие вознаграждения должностные лица, бессильное центральное предста­вительство и т. д. В доказательство несостоятельности этого «примитивного» демокра­тизма Бернштейн ссылается на опыт английских тред-юнионов в истолковании его супругами Вебб112. За семьдесят, дескать, лет своего развития тред-юнионы, развивав­шиеся будто бы «в полной свободе» (стр. 137 нем. изд.), убедились именно в непригод­ности примитивного демократизма и заменили его обычным: парламентаризм, соеди­ненный с бюрократизмом.

На деле тред-юнионы развивались не «в полной свободе», а в полном капиталисти­ческом рабстве, при котором, разумеется, «не обойтись» без ряда уступок царящему злу, насилию, неправде, исключению бедноты из дел «высшего» управления. При со­циализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в ис­тории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При со­циализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял.

Маркс с его гениальным критически-аналитическим умом увидел в практических мерах Коммуны тот перелом, которого боятся и не хотят признавать оппортунисты из трусости, из-за нежелания бесповоротно порвать с буржуазией, и которого не хотят ви­деть анархисты либо из торопливости, либо из непонимания условий массовых соци­альных превращений вообще. «Не надо и думать о разрушении старой государственной машины, где же нам обойтись без министерств и без чиновников», — рассуждает оп­портунист, насквозь пропитанный филистерством и, в сущности, не только не верящий в революцию, в творчество революции, но смертельно боящийся ее (как боятся ее наши меньшевики и эсеры).

«Надо думать только о разрушении старой государственной машины, нечего вни­кать в конкретные уроки прежних пролетарских революций и анализировать,


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 117

чем и как заменять разрушаемое», — рассуждает анархист (лучший из анархистов, ко­нечно, а не такой, который, вслед за гг. Кропоткиными и К , плетется за буржуазией); и у анархиста выходит поэтому тактика отчаяния, а не беспощадно-смелой и в то же время считающейся с практическими условиями движения масс революционной рабо­ты над конкретными задачами.

Маркс учит нас избегать обеих ошибок, учит беззаветной смелости в разрушении всей старой государственной машины и в то же время учит ставить вопрос конкретно: Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую, пролетарскую, государст­венную машину вот так-то, проводя указанные меры к большему демократизму и к ис­коренению бюрократизма. Будем учиться у коммунаров революционной смелости, бу­дем видеть в их практических мерах намечание практически-насущных и немедленно-возможных мер и тогда, идя таким путем, мы придем к полному разрушению бюро­кратизма.

Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, по­зволяющие всем без изъятия выполнять «государственные функции», а это приводит к полному отмиранию всякого государства вообще.

«... Задача массовой стачки, — продолжает Каутский, — никогда не может состоять в том, чтобы раз­рушить государственную власть, а только в том, чтобы привести правительство к уступчивости в каком-либо определенном вопросе или заменить правительство, враждебное пролетариату, правительством, идущим ему навстречу (entgegenkommende)... Но никогда и ни при каких условиях это» (т. е. победа про­летариата над враждебным правительством) «не может вести к разрушению государственной власти, а только к известной передвижке (Verschiebung) отношений сил внутри государственной власти... И це­лью нашей политической борьбы остается при этом, как и до сих пор, завоевание государственной вла­сти посредством приобретения большинства в парламенте и превращение парламента в господина над правительством» (стр. 726, 727, 732).

Это уже чистейший и пошлейший оппортунизм, отречение от революции на деле при признании ее на словах. Мысль Каутского не идет дальше «правительства,


118__________________________ В. И. ЛЕНИН

идущего навстречу пролетариату», — шаг назад к филистерству по сравнению с 1847 годом, когда «Коммунистический Манифест» провозгласил «организацию пролетариа-

„        113

та в господствующий класс» .

Каутскому придется осуществлять излюбленное им «единство» с Шейдеманами, Плехановыми, Вандервельдами, которые все согласны бороться за правительство, «идущее навстречу пролетариату».

А мы пойдем на раскол с этими изменниками социализму и будем бороться за раз­рушение всей старой государственной машины, так чтобы сам вооруженный пролета­риат был правительством. Это — «две большие разницы».

Каутскому придется быть в приятной компании Легинов и Давидов, Плехановых, Потресовых, Церетели, Черновых, которые вполне согласны бороться за «передвижку отношений силы внутри государственной власти», за «приобретение большинства в парламенте и за всевластие парламента над правительством», — благороднейшая цель, в которой все приемлемо для оппортунистов, все остается в рамках буржуазной парла­ментарной республики.

А мы пойдем на раскол с оппортунистами; и весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе не за «передвижку отношений силы», а за свержение буржуазии, за. раз­ рушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику типа Комму­ны или республику Советов рабочих и солдатских депутатов, за революционную дик­татуру пролетариата.

*   * *

Правее Каутского в международном социализме стоят такие течения, как «Социали-


114

стический Ежемесячник» в Германии (Легин, Давид, Кольб и многие другие, вклю-


115

чая скандинавов Стаунинга и Брантинга), жоресисты и Вандервельд во Франции и

116

Бельгии, Турати, Тревес и другие представители правого крыла итальянской партии фабианцы и «независимцы» («независимая рабочая партия», на деле всегда бывшая в зависимости от либералов) в Англии и тому подобное. Все


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ___________________________ 119

эти господа, играя громадную, очень часто преобладающую роль в парламентарной ра­боте и в публицистике партии, прямо отрицают диктатуру пролетариата, проводят не­прикрытый оппортунизм. Для этих господ «диктатура» пролетариата «противоречит» демократии!! Они, в сущности, ничем серьезно не отличаются от мелкобуржуазных де­мократов.

Принимая во внимание это обстоятельство, мы вправе сделать вывод, что второй Интернационал в подавляющем большинстве его официальных представителей вполне скатился к оппортунизму. Опыт Коммуны был не только забыт, но извращен. Рабочим массам не только не внушалось, что близится время, когда они должны будут высту­пить и разбить старую государственную машину, заменяя ее новой и превращая таким образом свое политическое господство в базу социалистического переустройства обще­ства, — массам внушалось обратное, и «завоевание власти» представлялось так, что оставались тысячи лазеек оппортунизму.

Извращение и замалчивание вопроса об отношении пролетарской революции к госу­дарству не могло не сыграть громадной роли тогда, когда государства, с усиленным, вследствие империалистского соревнования, военным аппаратом, превратились в воен­ные чудовища, истребляющие миллионы людей ради того, чтобы решить спор, Англии или Германии, тому или другому финансовому капиталу господствовать над миром .

* В рукописи далее следует:

«ГЛАВА VII ОПЫТ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ 1905 И 1917 ГОДОВ

Тема, указанная в названии этой главы, так необъятно велика, что об ней можно и должно писать томы. В на­стоящей брошюре придется ограничиться, разумеется, только самыми главными уроками опыта, касающимися не­посредственно задач пролетариата в революции по отношению к государственной власти». (На этом рукопись обры­вается.) Ред.


120

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Настоящая брошюра написана в августе и сентябре 1917 года. Мною был уже со­ставлен план следующей, седьмой, главы: «Опыт русских революций 1905 и 1917 го­дов». Но, кроме заглавия, я не успел написать из этой главы ни строчки: «помешал» политический кризис, канун октябрьской революции 1917 года. Такой «помехе» можно только радоваться. Но второй выпуск брошюры (посвященный «Опыту русских рево­люций 1905 и 1917 годов»), пожалуй, придется отложить надолго; приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нем писать.

Автор Петроград. 30 ноября 1917 года.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К КНИГЕ «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ»


121



a^ysß^-


 


Обложка тетради В. И. Ленина «Марксизм о государстве» Январь — февраль 1917 г.

Уменьшено


123

I


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


118


Стран иц ы119:


Предисловие 1872 г. к «Коммунистическому

Манифесту»....................................................................

Из «Гражданской войны во Франции»............................

Письмо Маркса 12ЯУ. 1871 г.

(Значение того, что «французские рабочие научились вла­
деть оружием»)...............................................................

Из «18 брюмера» ................................................................

Письмо Маркса к Варлену и Франкелю 13. V. 1871 ......

Энгельс. Критика программы 1891 г................................

В Англии федеративная республика была бы прогрессом:
«4 нации» (NB)...............................................................

Ответ Энгельса молодым 13. IX. 1890 ............................


1 [126]

— 1 [126—128]

— 7—2 [128—130]

2 (сбоку) [132] 2 — ¥[134—138] стр. 4 [138—140]

5—5 [140—152] (и 10) [156]

С. 7 [146] Стр. 9 сбоку [154—156]


В рукописи имеется повторная запись этого же пункта в таком виде: «Ответ Энгельса молодым:

стр. 9 сбо к у». Ред.


124__________________________ В. И. ЛЕНИН

Страницы:

Энгельс о трестах и Planlosigkeit (NB).................................................... с. 10 [156]

7 7 (и 12) [160— 162 и 164—

Письмо Энгельса 1895 г. (и др.)............................................

166]

Маркс о Парижской Коммуне (дополнение) ............................... 12 [130—132]

Письмо Энгельса к Бебелю (28. III. 1875) ............................................ 13 [166—172]

Указание литературы M Beer об империализме....................................... с. 13 [172]

Маркс. «Критика Готской программы»..................................... 15—19 [172—186]

Письмо Энгельса (28/ΠΙ. 1875)......................................................... —20—21 [186—192]

«Elend der Philosophie» und «Kommunistische

Manifest»" ........................................................................................... 22— 23 [192—198]

Энгельс о государстве (1887 г.)................................................................ —23 [200]

Энгельс о всемирной войне (1887 г.)......................................................... —23 [200]

«Zur Wohnungsfrage»"* (1872 и 1887)............................................... 23—26 [200—208]

Француз начнет, немец доделает (1887):............................................... стр. 24 [204]

«Bürgerkrieg in Frankreich»""............................................................... 27—31 [210—230]

Предисловие Энгельса к «Bürgerkrieg» (1891).................................. 32—35 [232—246]

Объявление религии частным делом «по отношению к го­
сударству»: (NB):....................................................................................... с. 32 [234]

«Ursprung des Staats etc.»*""............................................................... 33—37 [248—256]

— отсутствии планомерности. Ред.

— «Нищета философии» и «Коммунистический Манифест». Ред. — «К жилищному вопросу». Ред. — «Гражданская война во Франции». Ред. — «Происхождение государства и т. д.». Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 125

Страницы:

«Eroberungskonkurrenz» im heutigen Europa .................................................................. —36 [250—252]

«Anti-Dühring» ....................................................................................................................... 38—39 [256—260]

Энгельс о демократии (1894)...................................................................... —39 [260]

Engels. «Dell'Autorità»" (1873)............................................................... 39—41 [260—266]

Маркс о политическом индифферентизме (1873)............................... 41—42 [266—270]

— «Конкуренция завоеваний» в теперешней Европе. Ред. — Энгельс. «Об авторитете». Ред.


126

МАРКСИЗМ И ГОСУДАРСТВО




точнее: Задачи пролетарской революции в отношении к государству.


Маркс и Энгельс о государстве и задачах революции в по­ литической области {в ее отношении к государству).

Sic!!!

Одно место в «Гражданской войне» заслуживает особого внимания. Это место процитировано, между прочим, в последнем предисловии к «Коммунистическому Манифесту», подписанном обоими авторами. Это предисловие датировано Лондон 24. VI. 1872 (Karl Marx и Friedrich Engels). Оно говорит, что программа «Коммунистического Манифе­ста» «ist heute stellenweise veraltet» («Das Kommunistische Manifest», 7. Ausgabe, Berlin, 190(5, S. 17; с предисловием Каутского — пошлым ! — и авторов, обоих, 24. VI. 1872 г., Энгельса 28. VI. 1883 и 1. V. 1890 с ци­татой из предисловия крусскому переводу, о русской общине, Лондон 21. I. 1882, heute «bildet Rußland die Vorhut der revolutionären Bewegung Europas», S. 20).

В чем же «устарела» программа? Авторы отвечают: (((см. ниже, стр. 27)))


127

МАРКСИЗМ И ГОСУДАРСТВО



точнее: Задачи пролетарской революции в отношении к государству.

Маркс и Энгельс о государстве и задачах революции в поли­ тической области {в ее отношении к государству).


Одно место в «Гражданской войне» заслуживает особого внимания. Это место процитировано, между прочим, в последнем предисловии к «Коммунистическому Манифесту», подписанном обоими авторами. Это предисловие датировано Лондон 24. VI. 1872 (Карл Маркс и Фридрих Энгельс). Оно говорит, что программа «Коммунистиче­ского Манифеста» «теперь местами устарела» («Коммунистический Манифест», 7 издание, Берлин, 190(5, с. 17120; с предисловием Каут­ского — пошл ым ! — и авторов, обоих, 24. VI. 1872 г., Энгельса 28. VI. 1883 и 1. V. 1890 с цитатой из предисловия крусскому перево­ду, о русской общине, Лондон 21. I. 1882, теперь «Россия представля­ет собой передовой отряд революционного движения в Европе», с.

20121).

В чем же «устарела» программа? Авторы отвечают: (((см. ниже, стр. 27*)))


Так!!!


См. настоящий том, стр. 211. Ред .


128


В . И . ЛЕНИН


«Namentlich hat die Kommune den Beweis geliefert, daß «die

Arbeiterklasse nicht die fertige Staatsmaschine в издании 1876:|

Staatsmaschinerie

einfach in Besitz nehmen und sie в издании 1876 г .: diese|

für ihre eigenen Zwecke in Bewegung setzen kann»» («Der Bürgerkrieg in Frankreich», S. 19). (Изд. 1876 г., S. 23, начало главы III.)

Это место, отдельно взятое, неясно; оно оставляет как бы лазейку для оппортунизма, давая, на 1-ый взгляд, возможность истолковать его в том смысле, что-де «просто» взять «в руки» (in Besitz) «готовую» «государ­ственную машину» нельзя — значит... не надо революций, поосто­рожнее с ними, побольше внимания к идее н е захвата власти, а медлен-ΒΛ ного развития, врастания и т.п. и т.д. |См. Bernstein. J «Voraussetzungen». Stuttgart, 1899, S. VI (und S. 18, S. 134), где это место ставится рядом с предисловием Энгельса 1895 г. и толкуется как отказ от революции!!! Бернштейн три раза в одной книге своей цитует это местоЩ*

Такое толкование (оно, кажись, где-то мне попадалось, не помню только, где) архи-ложно. На деле, Маркс имеет в виду совсем обратное: революция пролетариата не может «просто» взять в руки «готовую» государственную машину, революция должна разбить ее, эту готовую машину, и заменить новой. Вот особенно наглядное и решаю­щее место:

ПИСЬМА МАРКСА К КУГЕЛЬМАНУ



пикантно ср.

с Бакуниным

( X . 1870, S. 113,


12 апреля 1871 г. Маркс пишет Кугельману {«Neue Zeit», XX, 1, 1901—1902, S. 709; в этом томе только


Текст, заключенный в квадратные скобки, написан В. И. Лениным между строк рукописи. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 129

«В особенности Коммуна доказала, что «рабочий класс не может про­сто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей»» («Гражданская война во Франции», с. 19). (Изд. 1876 г., с. 23, начало главы III.)122

Это место, отдельно взятое, неясно; оно оставляет как бы лазейку для оппортунизма, давая, на 1 -ый взгляд, возможность истолковать его в том смысле, что-де «просто» взять «в руки» (in Besitz) «готовую» «государ­ственную машину» нельзя — значит... не надо революций, поосто­рожнее с ними, побольше внимания к идее н е захвата власти, а медлен­ного развития, врастания и т. п. и т. д. |См. Бернштейн. «Предпосыл- ( В ки». Штутгарт, 1899, с. VI (и с. 18, с. 134), где это место ставится рядом с предисловием Энгельса 1895 г. и толкуется как отказ от революции! ! ! Бернштейн m ρ и раза в одной книге своей цитует это место! !|

Такое толкование (оно, кажись, где-то мне попадалось, не помню только, где) архи-ложно. На деле, Маркс имеет в виду совсем обратное: революция пролетариата не может «просто» взять в руки «готовую» государственную машину, революция должна разбить ее, эту готовую машину, и заменить новой. Вот особенно наглядное и решаю­щее место:

ПИСЬМА МАРКСА К КУГЕЛЬМАНУ

12 апреля 1871 г. Маркс пишетКугельману {«Neue Zeih), XX, пикантно ср.

ι mm ιπλο -7лп                                                                                                                           С Бакуниным

1,1901—1902, с. 709; в этом томе только                                             /v

(Χ. Ιο /О, С. 11J,

См. настоящий том, стр. 37. Ред.


130


В. И. ЛЕНИН


 




bei Steklow):

«... es ist für mich

augenscheinlich, daß

nach der faktischen

Zerstörung der

administrativen und

Regierungsmaschineri

e nur die unmittelbare

revolutionäre Aktion

des Volkes Frankreich

Две ошибки Коммуны:

NB


retten kann...»


два письма о Коммуне; остальные письма к Кугельману в томе XX, 2. NB):

«Wenn du das letzte Kapitel meines «Achtzehnten Brumaire» nachsiehst, wirst du finden, daß ich als nächsten Versuch der französischen Revolution ausspreche, nicht mehr wie bisher die bureaukratisch-militärische Maschinerie aus einer Hand in die andere zu übertragen, sondern sie zu zerbrechen (курсив Маркса), und dies ist die Vorbedingung jeder wirklichen Volksrevolution auf dem Kontinent. Dies ist auch der Versuch unserer heroischen Pariser Parteigenossen».

обе ошибки состоят в недостатке оффензивы, в не­достатке сознания и решимости разбить бюрократиче­ски-военную машину государства



Очень важно суждение Map к с а (12. IV. 1871) о при­чинах возможного поражения Коммуны: «Wenn sie» (парижские рабочие) «unterliegen, so ist nichts daran schuld, als ihre «Gutmütigkeit». Es galt gleich nach Versailles zu marschieren... Der richtige Moment wurde versäumt aus Gewissensskrupel. Man wollte den Bürgerkrieg nicht eröffnen als ob... Thiers den Bürgerkrieg ... nicht bereits eröffnet gehabt hätte. Zweiter Fehler: Das Zentralkomitee gab seine Macht zu früh auf, um der Kommune Platz zu machen. Wieder aus zu «ehrenhafter» Skrupulosität» (S. 709).


NB


Этот текст написан В. И. Лениным вверху страницы рукописи. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


131


 


NB


два письма о Коммуне; остальные письма к Кугель-ману в томе XX, 2. NB)124:

«Если ты заглянешь в последнюю главу моего «Восемнадцатого брюмера», ты увидишь, что сле­дующей попыткой французской революции я объяв­ляю: не передать из одних рук в другие бюрократи­чески-военную машину, как бывало до сих пор, а сломать ее (курсив Маркса), и именно таково пред­варительное условие всякой действительной народ­ной революции на континенте. Как раз в этом и со­стоит попытка наших геройских парижских товари­щей» .

Очень важно суждение Map к с а (12. IV. 1871) о причинах возможного поражения Коммуны: «Если они» (парижские рабочие) «окажутся побежденны­ми, виной будет не что иное, как их «великодушие». Надо было сейчас же идти на Версаль... Момент был упущен из-за совестливости. Не хотели начинать гражданской войны, как будто бы... Тьер... не начал ее уже. Вторая ошибка: Центральный комитет слиш­ком рано сложил свои полномочия, чтобы уступить место Коммуне. Опять-таки благодаря «честности», доведенной до мнительности» (с. 709)

обе ошибки состоят в недостатке оффензивы , в недостатке сознания и решимости разбить бюро­кратически-военную машину государства


у Стеклова): «... для меня очевидно, что после фактическо­го разрушения адми­нистративной и прави­тельственной машины только непосредствен­ные революционные действия народа могут спасти Францию...»125.


NB


Две ошибки Коммуны:


См. настоящий том, стр. 37. Ред. — наступательных действий. Ред.


132


В. И. ЛЕНИН


 




Nota bene:

NB


 

и власть буржуазии. И чем восторгается Маркс в Парижской Коммуне? Elastizität, historische Ini­tiative, Aufopferungsfähigkeit in diesen Parisern (ibidem). «Himmelsstürmer von Paris».

NB


Маркс к Кугельману 3. III. 1869 («Neue Zeit», XX, 2, 1901—1902, S. 412): «In Frankreich geht sehr interessante Bewegung vor. Die Pariser studieren förmlich ihre jüngste revolutionäre Vergangenheit wieder ein, um sich für das bevorstehende neue Revolutionsgeschäft vorzubereiten...». Дюжины книг всех партий, либералы, республиканцы-демократы, прудонисты, бланкисты... «Wann wird's bei uns soweit sein!» (413). также Маркс к Кугельману 13. XII. 1870: «... wie aber der Krieg immer ende, er hat das französische Proletariat in den Waffen geübt, und das ist die beste Garantie der Zukunft» (S. 544, «Neue Zeit», XX, 2, 1901—1902)*.


a 18. VI. 1871 {«Neue Zeit», XX, 2, S. 797) Маркс пишет Кугельману, что «Адрес» (Генерального Совета, т. е. «Гражданская война во Франции») он, Кугельман, уже вер­но получил и что этот «Адрес» вызывает бешеный шум и возмущение прессы.

Ясно, что апрельское (12. IV. 1871) письмо Маркса дает ту же самую мысль, ко­торая вошла в написанный в конце мая «Адрес» Генерального Совета Интернационала (датированный 30. V. 1871).

Этот абзац написан В. И. Лениным сбоку, на полях рукописи. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


133


 





и власть буржуазии. И чем восторгается Маркс в Парижской Коммуне? Гибкость, историческая инициатива, способность самопо­ жертвования у этих парижан (там же). «Штурмующие небо парижане».

Маркс к Кугельману 3. III. 1869 («Neue Zeit», XX, 2, 1901—1902, с. 412): «Во Франции происхо­дит очень интересное движение. Парижане снова начинают прямо-таки штудировать свое недавнее революционное прошлое, чтобы подготовиться к предстоящей новой революционной борьбе...». Дюжины книг всех партий, либералы, республи­канцы-демократы, прудонисты, бланкисты... «Ко­гда-то^ нас дойдет до этого!» (413)127.

NB

также Маркс к Кугельману 13. XII. 1870: «... но как бы ни окончилась война, она обучила французский пролетариат владеть оружием, а это является лучшей гарантией будущего» (с. 544, «Neue Zeit»,

XX, 2, 1901—1902)128.


Nota bene:

NB


a 18. VI. 1871 («Neue Zeit», XX, 2, с. 797) Маркс пишет Кугельману, что «Адрес» (Генерального Совета, т. е. «Гражданская война во Франции») он, Кугельман, уже вер-

Q

но получил и что этот «Адрес» вызывает бешеный шум и возмущение прессы

Ясно, что апрельское (12. IV. 1871) письмо Маркса дает ту лее самую мысль, ко­торая вошла в написанный в конце мая «Адрес» Генерального Совета Интернационала (датированный 30. V. 1871).


134__________________________ В. И. ЛЕНИН

То, что в «Гражданской войне» названо «готовой государственной машиной», — в письме 12. IV. 1871 названо «бюрократически-военной машиной»; то, что в «Граждан­ской войне» выражено словами «просто взять во владение», в письме 12. IV. 1871 фор­мулировано опять-таки точнее, яснее, лучше: «перенести из одних рук в другие». И до­бавление, коего нет в «Гражданской войне», особенно наглядно: не перенести готовое в другие руки, а разбить. Это Коммуна и начала делать, но не доделала, к сожалению.

Это и есть «предварительное условие всякой настоящей народной (NB: глубокое вы­ражение!) революции на континенте» (почему на континенте? потому что в Англии не было тогда ни бюрократии, ни милитаризма).

«18 БРЮМЕРА»

Маркс ссылается в письме 12. IV. 1871 на последнюю главу «18 брюмера». В этой последней (VII) главе «18 брюмера» на стр. 98 и 99 (изд. 4, Hamburg, 1907) говорится:


NB

NB

NB #


«Aber die Revolution ist gründlich. Sie ist noch auf der Reise durch das Fegefeuer begriffen. Sie vollbringt ihr Geschäft mit Methode. Bis zum 2. XII. 1851 hatte sie die eine Hälfte ihrer Vorbereitung absolviert, sie absolviert jetzt die andere. Sie vollendete erst die parlamentarische Gewalt, um sie stürzen zu können. Jetzt, wo sie dies erreicht, vollendet sie die Exekutivgewalt, reduziert sie auf ihren reinsten Ausdruck, isoliert sie, stellt sie sich als einzigen I Vorwurf gegenüber, um alle ihre Kräfte der Zerstörung gegen sie zu konzentrieren (S. 98). Und wenn sie diese zweite Hälfte ihrer Vorarbeit vollbracht hat, wird Europa von seinem Sitze aufspringen und jubeln: Brav gewühlt, alter Maulwurf!


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 135

То, что в «Гражданской войне» названо «готовой государственной машиной», — в письме 12. IV. 1871 названо «бюрократически-военной машиной»; то, что в «Граждан­ской войне» выражено словами «просто взять во владение», в письме 12. IV. 1871 фор­мулировано опять-таки точнее, яснее, лучше: «перенести из одних рук в другие». И до­бавление, коего нет в «Гражданской войне», особенно наглядно: не перенести готовое в другие руки, а разбить. Это Коммуна и начала делать, но не доделала, к сожалению.

Это и есть «предварительное условие всякой настоящей народной (NB: глубокое вы­ражение!) революции на континенте» (почему на континенте? потому что в Англии не было тогда ни бюрократии, ни милитаризма).

«18 БРЮМЕРА»

Маркс ссылается в письме 12. IV. 1871 на последнюю главу «18 брюмера». В этой последней (VII) главе «18 брюмера» на стр. 98 и 99 (изд. 4, Гамбург, 1907) говорится:

«Но революция основательна. Она еще находится в путешествии че-


рез чистилище. Она выполняет свое дело методически. До 2. XII. 1851 она закончила половину своей подготовительной работы, теперь она заканчивает другую половину. Сначала она доводит до совершенства парламентарную власть, чтобы иметь возможность ниспровергнуть ее. Теперь, когда она этого достигла, она доводит до совершенства испол­нительную власть, сводит ее к ее самому чистому выражению, изоли­рует ее, противопоставляет ее себе, как единственный объект, чтобы сконцентрировать против нее все свои силы разрушения (с. 98). И когда революция закончит эту вторую половину своей предварительной работы, тогда Европа поднимется со своего места и скажет, торжествуя: ты хорошо роешь, старый крот!


NB

NB

# NB


136


В. И. ЛЕНИН


 


Nota bene


Diese Exekutivgewalt mit ihrer Ungeheuern bureaukratisehen und militärischen Organisation, mit ihrer weitschichtigen und künstlichen Staatsmaschinerie, ein Beamtenheer von einer halben Million neben einer Armee von einer andern halben Million, dieser fürchterliche Parasitenkörper, der sich wie eine Netzhaut um den Leib der französischen Gesellschaft schlingt und ihr alle Poren verstopft, entstand in der Zeit der absoluten Monarchie, beim Verfall des Feudalwesens, den er beschleunigen half» (98). И дальше: 1-ая французская революция «развила» (entwickelte) (99) централизацию, «aber zugleich den Umfang, die Attribute und die Handlanger der Regierungsgewalt. Napoleon vollendete diese Staatsmaschinerie». Легитимная монархия и Июльская монархия «fügten nichts hinzu, als eine größere Teilung der Arbeit...».


«Die parlamentarische Republik endlich sah sich in ihrem Kampfe wider die Revolution gezwungen, mit den Repressivmaßregeln die Mittel und die Zentralisation der Regierungsgewalt zu verstärken. Alle Umwälzungen vervollkommneten diese Maschine, statt sie zu brechen. Die Parteien, die abwechselnd um die Herrschaft rangen, betrachteten die Besitznahme dieses ungeheueren Staatsgebäudes als die Hauptbeute des Sieges» (99). Вот эти замечательные места! Французская история, как говорит Энгельс в предисловии к 3 изданию «18 брюмера» (Vorrede zur dritten Auflage), имеет особое зна­чение, именно:

«Frankreich ist das Land, wo die geschichtlichen Klassenkämpfe mehr als andersw о jedesmal bis zur Entscheidung durchgefochten wurden, wo also auch die wechselnden politischen Formen, innerhalb deren sie sich bewegen und in denen ihre


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


137


Nota bene

Эта исполнительная власть, с ее громадной бюрократической и во­енной организацией, с ее многосложной и искусственной государст­венной машиной, с этим войском чиновников в полмиллиона человек рядом с армией еще в полмиллиона, этот ужасный организм-паразит, обвивающий точно сетью все тело французского общества и заты­кающий все его поры, возник в эпоху самодержавной монархии, при упадке феодализма, упадке, который этот организм помогал уско­рять» (98). И дальше: 1-ая французская революция «развила» (entwickelte) (99) централизацию, «но вместе с тем расширила объем, атрибуты и число пособников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину». Легитимная монархия и Июльская монархия «не прибавили ничего нового, кроме большего разделения труда...».

«Наконец, парламентарная республика оказалась в своей борьбе против революции вынужденной усилить, вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все переворо­ ты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассмат­ривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе»* (99)131.

Вот эти замечательные места! Французская история, как говорит Энгельс в предисловии к 3 изданию «18 брюмера» (Vorrede zur dritten Auflage), имеет особое зна­чение, именно:

«Франция есть страна, в которой историческая борьба классов больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного кон и а. Во Фран­ции в наиболее резких очертаниях выковывались те меняющиеся политические формы,

* См. настоящий том, стр. 27—28. Ред.


138__________________________ В . И . ЛЕНИН


Resultate sich zusammenfassen, in den schärfsten Umrissen ausgeprägt (S. 3) sind (S. 4). Mittelpunkt des Feudalismus im Mittelalter, Musterland der einheitlichen ständischen Monarchie seit der Renaissance, hat Frankreich in der großen Revolution den Feudalismus zertrümmert und die reine Herrschaft der Bourgeoisie begründet in einer Klassizität wie kein anderes europäisches Land. Und auch der Kampf des aufstrebenden Proletariats gegen die herrschende Bourgeoisie tritt hier in einer, andersw о unbekannten, akuten Form auf» (S. 4). ((Это предисловие помечено в четвертом издании просто F. E. без да­ты. Найти 3-ье издание, чтобы определить дату!! Между прочим, Энгельс называет здесь «18 брюмера» — «in der Tat war es eine geniale Arbeit».))

«Государственная машина» есть бюрократически-военная машина в большинстве капиталистических государств (теперь, 1917, можно сказать, во всех). Во Франции с «особенной» «классической» ясностью обрисовался всеобщий капиталистиче­ский процесс — с одной стороны, создания этой машины (средние века, — монархия абсолютная, — монархия конституционная, — парламентарная монархия или рес­публика), с другой стороны, ее «сведения к ее самому чистому выражению» (1917 повсюду!!) и тем самым приближения борьбы за ее «Zerstörung». И именно во­прос об этом «Zerstörung», о «brechen», «zerbrechen» и замалчивают системати­чески и оппортунисты и каутскианцы! ! ! Маркс говорит 18 52: «brechen», «Zerstörung». Маркс говорит 18 71: «zerbrechen».

Энгельс 1872 («Zur Wohnungsfrage», 2. Auflage, 1887, S. 55 in finem) о «диктатуре пролетариата». Маркс idem в 1875 г. («Критика Готской программы»).

Письмо Маркса к членам Коммуны, Франкелю и Варлену, см. в «Ne ие Zeit», 29, 1, S. 796 (10. III.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 139


внутри которых двигалась эта классовая борьба и в которых находили свое выражение ее результаты (с. 3—4). Средоточие феодализма в средние века, образцовая страна еди­нообразной сословной монархии со времени Ренессанса, Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна. И борьба под­нимающего голову пролетариата против господствующей буржуазии выступает здесь в такой острой форме, которая другим странам неизвестна» (с. 4) . ((Это пре­дисловие помечено в четвертом издании просто Ф. Э. без даты. Найти 3-ье издание, чтобы определить дату!! Между прочим, Энгельс называет здесь «18 брюмера» — «действительно, это был гениальный труд» .))

«Государственная машина» есть бюрократически-военная машина в большинстве капиталистических государств (теперь, 1917, можно сказать, во всех). Во Франции с «особенной» «классической» ясностью обрисовался всеобщий капиталистиче­ский процесс — с одной стороны, создания этой машины (средние века, — монархия абсолютная, — монархия конституционная, — парламентарная монархия или рес­публика), с другой стороны, ее «сведения к ее самому чистому выражению» (1917 повсюду!!) и тем самым приближения борьбы за ее «разрушение». И именно во­прос об этом «разрушении», о «ломке», «разбитии» и замалчивают системати­чески и оппортунисты и каутскианцы! ! !

Маркс говорит 18 52: «ломать», «разрушение»133.

Маркс говорит 18 71: «сломать»134.

Энгельс 1872 («К жилищному вопросу», 2 издание, 1887, с. 55 в конце) о «диктатуре пролетариата»135. Маркс то же в 1875 г. («Критика Готской программы»)136.




Письмо Маркса к членам Коммуны, Франкелю и Варлену, см. в «Ne ие Zeit», 29, 1, с. 796(10. III.

См. настоящий том, стр. 32. Ред.


140__________________________ В. И. ЛЕНИН





1911). Письмо это от 13. V. 1871. Полный сочувствия к Коммуне Маркс говорит, что по делам Коммуны он написал несколько сот писем. О провинциях он пишет: «leider ist ihre (провинций) Aktion eine lokal beschränkte und «friedliche» (pacifique)» ... «Die Kommune verschwendet, wie mir scheint, zu viel Zeit mit Kleinigkeiten und persönlichen Streitereien» (796)*.


«ZUR KRITIK DES SOZIALDEMOKRATISCHEN PROGRAMMENTWURFES 1891»

Энгельс в 1891 году говорит («Zur Kritik des sozialdemokratischen Programmentwurfes 1891», «Neue Zeit», XX, 1, 1901—1902, Seite 5 ff. Письмо Энгель­са к Каутскому о посылке этой критики датировано 29. VI. 1891).

NB

«Die politischen Forderungen des Entwurfes haben einen großen Fehler. Das, was eigentlich gesagt werden sollte, steht nicht drin» (курсив Энгельса) (S. 9). И Энгельс поясняет, что конституция германская есть «Abklatsch» конституции 1850 г., что рейхстаг есть (как сказал Либкнехт) «das Feigenblatt des Absolutismus» (S. 10).

«... Auf Grundlage dieser Verfassung und der von ihr sanktionierten Kleinstaaterei, auf Grundlage eines Bundes zwischen Preußen, Reuß Greiz Schleiz Lobenstein, wovon das eine soviel Quadratmeilen hat als das andre Quadratzoll, auf solcher Grundlage die «Umwandlung aller Arbeitsmittel in Gemeineigentum» durchführen zu wollen, ist augenscheinlich sinnlos.

Daran zu tasten, ist aber gefährlich. Und dennoch muß so oder so die Sache angegriffen werden. Wie nötig das ist, beweist gerade jetzt der in einem großen Teile der sozialdemokratischen Presse einreißende Opportunismus. Aus Furcht vor einer

Текст, заключенный в рамку, написан В. И. Лениным сбоку, на полях рукописи. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 141

1911). Письмо это от 13. V. 1871. Полный сочувствия к Коммуне Маркс говорит, что по делам Коммуны он написал несколько сот писем. О провинциях он пишет: «К не­счастью, их (провинций) движение носит слишком местный и «мирный» характер»... «Коммуна тратит, по-моему, слишком много времени на мелочи и личные счеты» (796)137.

«К КРИТИКЕ ПРОЕКТА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ 1891 ГОДА»

Энгельс в 1891 году говорит («К критике проекта социал-демократической


программы 1891 года», «Neue Zeit», XX, 1, 1901—1902, страница 5 и следующие138. Письмо Энгельса к Каутскому о посылке этой критики датировано 29. VI. 1891 ).

«Политические требования проекта страдают большим недостатком. В нем \\

NB

нет того (курсив Энгельса), что собственно следовало сказать» (с.9) .             ||

И Энгельс поясняет, что конституция германская есть «слепок» конституции 1850 г., что рейхстаг есть (как сказал Либкнехт) «фиговый листок абсолютизма» (с. 10).

«... На основе этой конституции и узаконенного ею деления на мелкие государства, на основе союза между Пруссией и Рейс-Грейц-Шлейц-Лобенштейном, когда один из союзников имеет столько же квадратных миль, сколько другой — квадратных дюймов, — на такой основе хотеть осуществить «превращение всех орудий труда в общую соб­ственность» — очевидная бессмыслица.

Касаться этой темы опасно. Но дело, тем не менее, так или иначе должно быть двинуто. До какой степени это необходимо, показыва­ет именно теперь распространяющийся (einreißende) в большой час­ти социал-демократической печати оппортунизм. Из боязни

См. настоящий том, стр. 68. Ред.


142


В. И. ЛЕНИН


Erneuerung des Sozialistengesetzes, aus der Erinnerung an allerlei unter der Herrschaft jenes Gesetzes gefallenen voreiligen Äußerungen soll jetzt auf einmal der gegenwärtige gesetzliche Zustand in Deutschland der Partei genügen können, alle ihre Forderungen auf friedlichem Wege durchzuführen».

NB:

довод и

«воля

народа...»

Энгельс говорит дальше, что о «мирном» «врастании» мож­но еще говорить («man kann sich vorstellen» — это слабее и осторожнее: лишь представить себе) в таких странах, как демократические республики, Франция, Америка, в таких монархиях, как Англия, «wo die bevorstehende Abkaufung der Dynastie tagtäglich in der Presse besprochen wird und wo diese Dynastie gegen den Volkswillen ohnmächtig ist...» «Aber in Deutschland, wo die Regierung fast allmächtig und der Reichstag und alle anderen Vertretungskörper ohne wirkliche Macht, in Deutschland so etwas proklamieren und noch dazu ohne Not, heißt das Feigenblatt dem Absolutismus abnehmen und sich selbst vor die Blöße binden.

(( Абстрактно    Eine solche Politik kann nur die eigene Partei auf die Dauer

e на 1- ый irreführen. Man schickt allgemeine, abstrakte politische Fragen in

план , кон - den Vordergrund und verdeckt dadurch die nächsten konkreten

кретное за - Fragen, die Fragen, die bei den ersten großen Ereignissen, bei der

тушевать !!)) ersten politischen Krise sich selbst auf die Tagesordnung setzen.

Nota bene! Was kann dabei herauskommen, als daß die Partei plötzlich im

NB           entscheidenden Moment ratlos ist, daß über die entscheidendsten

P   ' . Punkte Unklarheit und главное взято!


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


143


возобновления закона против социалистов или вспоминая не­которые сделанные при господстве этого закона преждевре­менные заявления, хотят теперь, чтобы партия признала тепе­решний законный порядок в Германии достаточным для мир­ного осуществления всех ее требований» .

NB:

довод и «воля наро­да...»

Энгельс говорит дальше, что о «мирном» «врастании» можно еще говорить («можно себе представить» — это слабее и осторожнее: лишь представить себе) в таких странах, как демократические республики, Франция, Америка, в таких мо­нархиях, как Англия, «где предстоящее отречение династии за денежное вознаграждение ежедневно обсуждается в печати

и где эта династия бессильна против воли народа...»

«Но в Германии где правительство почти всесильно, а рейхстаг и все другие представительные учреждения не имеют действительной власти, — в Германии провозглашать нечто подобное, и притом без всякой надобности, значит снимать фиговый листок с абсолютизма и самому становиться для прикрытия наготы.

план, кон-

вают ближайшие конкретные вопросы, которые сами собою становятся в порядок дня при первых же крупных событиях, при первом политическом кризисе. Что может выйти из этого, кроме того, что партия внезапно в решающий момент окажет­ся беспомощной, что по решающим вопросам в ней господ­ствует неясность


кретное за­ тушевать !!)) Nota be ne!

NB

прелесть! главное взято!


Подобная политика может лишь, в конце концов, привести ((Абстракт-партию на ложный путь. На первый план выдвигают общие, ное на 1-ый абстрактные политические вопросы и таким образом прикры-

См. настоящий том, стр. 69. Ред.


144


В. И. ЛЕНИН


 




NB


«честный» оппорту­низм всех опаснее


Uneinigkeit herrscht, weil diese Punkte nie diskutiert worden sind...»(S. 10).

«Dies (S. 11) Vergessen der großen Hauptgesichtspunkte über den augenblicklichen Interessen des Tages, dies Ringen und Trachten nach dem Augenblickserfolg ohne Rücksicht auf die späteren Folgen, dies Preisgeben der Zukunft der Bewegung um der Gegenwart der Bewegung willen mag «ehrlich» gemeint sein, aber Opportunismus ist und bleibt es, und der «ehrliche» Opportunismus ist vielleicht der gefährlichste von allen. Welches sind nun diese kitzlichen, aber sehr wesentlichen Punkte?»

«Erstens. Wenn etwas feststeht, so ist es dies, daß unsere Partei und die Arbeiterklasse nur zur Herrschaft kommen kann unter der Form der demokratischen Republik. Diese ist sogar die spezifische Form für die Diktatur des Proletariats, wie schon die große französische Revolution gezeigt hat...»


 


NB


«... Nun scheint es gesetzlich nicht anzugehen, daß man die Forderung der Republik direkt ins Programm setzt, obwohl das sogar unter Louis Philippe in Frankreich ebenso zulässig war wie jetzt in Italien. Aber das Faktum, daß man nicht einmal ein offen republikanisches Parteiprogramm in Deutschland aufstellen darf, beweist, wie kolossal die Illusion ist, als könne man dort auf gemütlich


Текст, заключенный в рамку, написан В. И. Лениным цветным карандашом. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


145


 




ΝΒ


и отсутствие единства, потому что эти вопросы никогда не обсуждались...» (с. 10).

«Это забвение (с. 11) великих, коренных соображений из-за ми­нутных интересов дня, эта погоня за минутными успехами и борь­ба из-за них без учета дальнейших последствий, это принесение будущего движения в жертву настоящему, может быть, происхо­дит и из-за «честных» мотивов. Но это есть оппортунизм и остается оппортунизмом, а «честный» оппортунизм, по­ жалуй, опаснее всех дру г и χ . Каковы же эти щекотливые, но весьма существенные пункты?»


«честный» оппортунизм всех опаснее


 




«Во-первых. Если что не подлежит никакому сомнению, так это то, что наша партия и рабочий класс могут прийти к господству только при такой политической форме, как демократическая рес­публика. Эта последняя является даже специфической формой для диктатуры пролетариата, как показала уже великая французская революция...»"

«... Как будто не разрешается прямо включить в программу тре­бование республики, хотя во Франции это было возможно даже при Луи-Филиппе, а в Италии допустимо и сейчас. Но тот факт, что в Германии нельзя даже выступить с открыто республикан­ской партийной программой, доказывает, насколько сильна иллю­зия, будто в этой стране можно идиллически-


ΝΒ


* См. настоящий том, стр. 69—70. Ред. " Там же, стр. 70. Ред.


146


В. И. ЛЕНИН


 




«пока» «если»

NB

паки!!

NB*

«4 нации» в Англии


friedlichem Wege die Republik einrichten und nicht nur Republik, sondern die kommunistische Gesellschaft.

Indes kann man an der Republik sich allenfalls vorbeidrücken. Was aber nach meiner Ansicht hinein sollte und hinein kann, das ist die Forderung der Konzentration aller politischen Macht in den Händen der Volksvertretung. Und das würde einstweilen genügen, wenn man nicht weitergehen kann».

«Zweitens. Die Rekonstitution Deutschlands...» Именно (а) унич­тожение Kleinstaaterei, (b) «Preußen muß aufhören zu existieren, muß in selbstverwaltende Provinzen aufgelöst werden, damit das spezifische Preußentum aufhört, auf Deutschland zu lasten».

«... Was soll an die Stelle treten? Nach meiner Ansicht kann das Proletariat nur die Form der einen und unteilbaren Republik gebrauchen. Die Föderativrepublik ist auf dem Riesengebiet der Vereinigten Staaten jetzt noch im Ganzen eine Notwendigkeit, obgleich sie im Osten bereits ein Hindernis wird. Sie wäre ein Fortschritt in England, wo vier Nationen auf den beiden Inseln wohnen und trotz eines Parlaments schon jetzt dreierlei Gesetzsysteme nebeneinander bestehen. Sie ist in der kleinen Schweiz schon längst ein Hindernis geworden,


 




* NB


Это особенно NB: В Англии (1891) 4 нации, и потому федеративная республика была бы прогрессом! !


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


147


 


мирным путем установить республику, и не только республику, но и коммунистическое общество.

Впрочем, вопрос о республике можно, в крайнем случае, обойти. Но что на мой взгляд следует и можно включить в программу, это — требование сосредоточения всей политической власти в руках народного представительства. И этого пока было бы достаточно, если уж нельзя идти дальше».

«Во-вторых. Преобразование государственного строя Герма­нии...» Именно (а) уничтожение деления на мелкие государства, (б) «должна прекратить свое существование Пруссия, она должна рас­пасться на самоуправляющиеся провинции, чтобы над Германией перестало тяготеть специфическое пруссачество».

«... Что должно встать на ее место? По-моему, пролетариат может употреблять лишь форму единой и неделимой республи­ки. Федеративная республика является еще и теперь, в общем и целом, необходимостью на гигантской территории Соединен­ных Штатов, хотя на востоке их она уже становится помехой. Она была бы шагом вперед в Англии, где на двух островах живет четыре нации и, несмотря на единство парламента, су­ществуют и сейчас друг подле друга три системы законодатель­ства. Она давно уже сделалась помехой в маленькой Швейца­рии, и если там можно еще терпеть федеративную


«пока» «если»

NB

паки!!

NB*

«4 нации» в Англии


 






* NB


Это особенно NB : В Англии (1891) 4 нации, и η о тому федеративная республика была бы прогрессом! !


148


В. И. ЛЕНИН


 


NB


erträglich nur, weil die Schweiz sich damit begnügt, ein rein passives Glied des europäischen Staatensystems zu sein. Für Deutschland wäre die föderalistische Verschweizerung ein enormer Rückschritt. Zwei Punkte unterscheiden den Bundesstaat vom Einheitsstaat, daß jeder verbündete Einzelstaat, jeder Kanton, seine eigene Zivil-und Kriminalgesetzgebung und Gerichtsverfassung hat, und dann, daß neben dem Volkshaus ein Staatenhaus besteht, worin jeder Kanton, groß oder klein, als solcher stimmt» (S. 11). Наш Bundesstaat = пере­ход к Einheitsstaat. И «революцию сверху» (S. 11) 1866 и 1870 гг. нам надо не поворачивать назад («rückgängig machen»), а «допол­нить» «движением снизу».


 


NB


«Also einheitliche Republik. Aber nicht im Sinne der heutigen französischen, die weiter nichts ist, als das 1798 begründete Kaiserreich ohne den Kaiser (S. 12). Von 1792 bis 1798 besaß jedes französische Departement, jede Gemeinde vollständige Selbstverwaltung nach amerikanischem Muster, und das müssen wir auch haben. Wie die Selbstverwaltung einzurichten ist und wie man ohne Bureaukratie fertig werden kann, das bewies uns Amerika und die erste französische Republik und noch heute Australien, Kanada und die anderen englischen


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


149


 




республику, то только потому, что Швейцария довольствуется ролью чисто пассивного члена европейской государственной системы. Для Германии федералистическое ошвейцарение ее было бы огромным шагом назад. Два пункта отличают союзное государство от вполне единого государства, именно: что каждое отдельное государство, входящее в союз, каждый кантон, имеет свое особое гражданское и уголовное законодательство, свое особое судоустройство, а затем то, что рядом с народной палатой существует палата представителей от государств, и в ней каждый кантон голосует, как таковой, независимо от того, велик он или мал» (с. 11). Наше союзное государство = переход к единому го­сударству. И «революцию сверху» (с. 11) 1866 и 1870 гг. нам надо

не поворачивать назад («rückgängig machen»), а «дополнить»

* «движением снизу» .

«Итак, единая республика. Но не в смысле теперешней фран­цузской республики, которая представляет из себя не больше, чем основанную в 1798 году империю без императора (с. 12). С 1792 по 1798 год каждый французский департамент, каждая об­щина (Gemeinde) пользовались полным самоуправлением по американскому образцу, и это должны иметь и мы. Как следует организовать самоуправление и как можно обойтись без бюро­кратии, это показала и доказала нам Америка и первая француз­ская республика, а теперь еще показывают Австралия, Канада и другие английские


NB

NB


См. настоящий том, стр. 71 — 72. Ред.


150_______________________________ В. И. ЛЕНИН



Kolonien. Und eine solche provinzielle und gemeindliche Selbstverwaltung ist weit freier als zum Beispiel der Schweizer Föderalismus, wo der Kanton zwar sehr unabhängig ist gegenüber dem Bund, aber auch gegenüber dem Bezirk und der Gemeinde. Die Kantonalregierungen ernennen Bezirksstatthalter und Präfekten, wovon man in den Ländern englischer Zunge nichts weiß und die wir uns ebenso höflichst in Zukunft verbeten haben wollen wie die preußischen Landräte und Regierungsräte».

«Von allen diesen Sachen wird nicht viel ins Programm kommen dürfen. Ich erwähne sie auch hauptsächlich, um die Zustände in Deutschland zu kennzeichnen, wo so etwas zu sagen nicht angeht, und damit gleichzeitig die Selbsttäuschung, die solche Zustände auf gesetzlichem Wege in die kommunistische Gesellschaft überführen will. Und ferner, um dem Parteivorstand in Erinnerung zu bringen, daß es noch andere politische Fragen von Wichtigkeit gibt als die direkte Gesetzgebung durch das Volk und die unentgeltliche Rechtspflege, ohne die wir am Ende auch vorankommen. Bei der allgemeinen Unsicherheit können diese Fragen von heute auf morgen brennend werden, und was dann, wenn wir sie nicht diskutiert, uns nicht darüber verständigt haben?»


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


151



колонии. И такое провинциальное (областное) и общин­ное самоуправление — гораздо более свободные учреж­дения, чем, например, швейцарский федерализм, где, правда, кантон очень независим по отношению к бунду, но независим также и по отношению к уезду (бецирку) и по отношению к общине. Кантональные правительства назначают уездных исправников (штатгальтеров) и пре­фектов, чего совершенно нет в странах английского языка и что мы у себя в будущем так же решительно должны устранить, как и прусских ландратов и регирунгсратов» .

«Из всего этого в программу следует включить лишь немногое. Я упоминаю об этом также главным образом для того, чтобы охарактеризовать порядки в Германии, где о подобных вещах нельзя говорить открыто, и тем са­мым одновременно подчеркнуть самообман тех, кто жела­ет легальным путем преобразовать подобные порядки в коммунистическое общество. Я хочу, далее, напомнить Правлению партии, что имеются еще и другие важные по­литические вопросы, кроме прямого участия народа в за­конодательстве и бесплатного правосудия, без которых мы в конце концов обойдемся. При общем неустойчивом положении эти вопросы не сегодня-завтра могут стать животрепещущими, и что будет, если мы их заранее не обсудим и не договоримся на этот счет между собой?»

См. настоящий том, стр. 73. Ред.


152


В. И. ЛЕНИН


 


«намек»


NB


«Was aber ins Programm kommen kann und was wenigstens indirekt als Andeutung des nicht Sagbaren dienen kann, ist die Forderung:

Vollständige Selbstverwaltung in Provinz, Kreis und Gemeinde durch nach allgemeinem Stimmrecht gewählte Beamte; Abschaffung aller von Staatswegen ernannten Lokal- und Provinzial-behörden».


«Ob es sonst noch möglich ist, in Bezug auf die soeben diskutierten Punkte Programmforderungen zu formulieren, kann ich hier nicht so gut beurteilen als Ihr dort. Aber wünschenswert wäre es, daß diese Fragen innerhalb der Partei debattiert würden, ehe es zu spät ist» (S. 12).

NB

См. стр. 32, внизу, здесь же.

+ ibidem Энгельс просто пишет: «5. Vollständige Trennung von Kirche und Staat. Alle religiösen Gemeinschaften ohne Ausnahme werden vom Staate als Privatgenossenschaften behandelt. Sie verlieren jede Unterstützung aus öffentlichen Mitteln und jeden Einfluß auf die öffentlichen Schulen». И только!! NB: вместо «объявления религии частным делом»?? |См. стр. 32, внизу, здесь же.|

Итак, Энгельс в 1891 г. (29. VI. 1891), рассуждая о политической программе социал-демократии:

(1) прямо борется с оппортунизмом, говоря о его росте в партии, определяя его
как «забвение крупных, великих, главных (соотношений) «точек зрения»»

(2) повторяет определение «диктатура пролетариата»

(3) настаивает на республике (как «специфической форме для диктатуры пролета­
риата»)

(4) настаивает на отмене всех назначаемых государством чиновников в местном са­
моуправлении

(5) против иллюзии только мирного, только законного пути.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


153


«намек»

«Что, однако, можно включить в программу и что хотя бы косвенно

может послужить намеком на то, о чем нельзя говорить прямо, — так это следующее требование:

NB

Полное самоуправление в провинции, уезде и общине чрез чинов­ников, избранных всеобщим избирательным правом; отмена всех ме-

*

стных и провинциальных властей, назначаемых государством» .

«Можно ли сформулировать еще какие-нибудь программные требования в связи с рассмотренными выше пунктами, мне здесь судить труднее, чем вам там на месте. Но было бы желательно, чтобы эти вопросы были обсуждены внутри партии, пока еще не поздно» (с. 12).

NB

+ там же Энгельс просто пишет: «5. Полное отделение церкви от государст­ва. Ко всем религиозным обществам без исключения государство относится как к частным объединениям. Они лишаются всякой поддержки из государст­венных средств и всякого влияния на государственные школы»140. И только!! NB : вместо «объявления религии частным делом»?? 141| См. стр. 32, внизу, здесь же"""!

Итак, Энгельс в 1891 г. (29. VI. 1891), рассуждая о политической программе социал-демократии:

(1) прямо борется с оппортунизмом, говоря о его росте в партии, определяя его
как «забвение крупных, великих, главных (соотношений) «точек зрения»»

(2) повторяет определение «диктатура пролетариата»

(3) настаивает на республике (как «специфической форме для диктатуры пролета­
риата»)

(4) настаивает на отмене всех назначаемых государством чиновников в местном са­
моуправлении

(5) против иллюзии только мирного, только законного пути.

См. настоящий том, стр. 74. Ред. "Там же, стр. 2Ъ5.Ред.


154


В. И. ЛЕНИН


Картина ясная!

Теоретически особенно NB соединение диктатуры пролетариата с полнейшим ме­стным самоуправлением. Буржуазия переняла от феодальной + абсолютной монархии «чиновнически-военную» государственную машину и развила ее. Оппортунисты (осо­бенно 1914—1917) вросли в нее (империализм, как эпоха в передовых странах, вообще громадно усилил ее). Задача пролетарской революции: «Zerbrechen», сломать эту ма­шину, заменить ее полнейшим самоуправлением внизу, на местах, и прямой властью вооруженного пролетариата, его диктатурой, наверху.

Чем объединить, связать общины? Ничем, говорят анархисты (а). Бюрократией и военной кастой, говорит (и делает) буржуазия (β). Союзом, организацией вооружен­ных рабочих («Советамирабочих депутатов»!), говорит марксизм (γ).

Итог: etwa:

/f (α) = «отмена» государства; (β) — увековечение (точнее: отстаивание) государства; (γ) = революционное использование государства (диктатура пролетариата; разбить старую машину; подавить сопротивление буржуа­зии; объединить и связать вполне демократические общины вооружен­ным, централизованным пролетариатом) для перехода к отмене классов, к коммунизму, ведущему к отмиранию государства.

Ad (α) — аполитицизм; ad (γ) — участие в политической борьбе для подготовки к революционному использованию государства.

Бернштейн в своих «Voraussetzungen», S. 24, особенно подчеркивает ответ Эн­гельса «молодым» от 13. IX. 1890 (в «Социал-Демократе»), передавая этот ответ следующим образом: «Engels erklärte die Bewegung der Jungen für eine bloße «Literaten-und Studentenrevolte», warf ihr «krampfhaft verzerrten Marxismus» vor und erklärte, was von dieser Seite der Fraktion vorgeworfen werde, laufe


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


155



Картина ясная!

Теоретически особенно NB соединение диктатуры пролетариата с полнейшим ме­стным самоуправлением. Буржуазия переняла от феодальной + абсолютной монархии «чиновнически-военную» государственную машину и развила ее. Оппортунисты (особенно 1914—1917) вросли в нее (империализм, как эпоха в передовых странах, вообще громадно усилил ее). Задача пролетарской революции: «разбить», сломать эту машину, заменить ее полнейшим самоуправлением внизу, на местах, и прямой властью вооруженного пролетариата, его диктатурой, наверху.

Чем объединить, связать общины? Ничем, говорят анархисты (а). Бюрократией и военной кастой, говорит (и делает) буржуазия (β). Союзом, организацией вооружен­ных рабочих («Советамирабочих депутатов»!), говорит марксизм (γ).

Итог: пример­но:

(α) = «отмена» государства; (β) = увековечение (точнее: отстаивание) государства; (γ) = революционное использование государства (диктатура пролетариата; разбить старую машину; подавить сопротивление буржуа­зии; объединить и связать вполне демократические общины вооружен­ным, централизованным пролетариатом) для перехода к отмене классов, к коммунизму, ведущему к отмиранию государства.

Ad (α) — аполитицизм; ad (γ) — участие в политической борьбе для подготовки к революционному использованию государства.

Бернштейн в своих «Предпосылках», с. 24, особенно подчеркивает ответ Энгель­са «молодым» от 13. IX. 1890 (в «Социал-Демократе» ), передавая этот ответ следующим образом: «Энгельс назвал движение молодых просто «литераторско-студенческим бунтом», обвиняя их в том, что у них «до неузнаваемости искажен­ный марксизм», и заявил, что их упреки и обвинения по адресу фракции сводятся

— к пункту (α). Ред.


156


В. И. ЛЕНИН


im besten Falle auf Lappalien hinaus; möge die «Sächsische Arbeiter-Zeitung» auf eine Überwindung der erfolgssüchtigen parlamentarischen Richtung in der Sozialdemokratie durch den gesunden Sinn der deutschen Arbeiter hoffen, solange sie wolle, er, Engels, hoffe nicht mit, ihm sei von einer solchen Mehrheit in der Partei nichts bekannt». (Так из­лагает Бернштейн, сопоставляя с замечаниями Энгельса 1887 г. в предисловии к «Zur Wohnungsfrage» NB.)

отметить, между прочим, что в критике проекта Эрфуртской программы Энгельс пи­сал еще по вопросу о паритетных камерах:

Sic! («ловушка»)

заме­ча­тельно !

«... wäre zu bemerken, daß wir mit Arbeitskammern von Halb-Arbeiternund Halb-Unternehmern geleimt wären. Auf Jahre hinaus werden da die Majoritäten stets auf Seiten der Unternehmer sein, wozu ein schwarzes Schaf unter den Arbeitern genügt. Wird nicht ausgemacht, daß in Streitfällen beide Hälften separat (курсив Энгельса) Meinung abgeben, wäre es viel besser, eine Unternehmerkammer und daneben eine unabhängige Arbeiterkammer zu haben» (S. 13). (Курсив Энгель­са.)





NB:

Энгельс о тре­стах:


В той же критике проекта Эрфуртской программы Энгельс по поводу слова «Planlosigkeit» писал: «Und wenn wir von den Aktiengesellschaften übergehen zu den Trusts, die ganze Industriezweige beherrschen und monopolisieren, so hört da nicht nur die Privatproduktion auf, sondern auch die Planlosigkeit» (S. 8).


Текст, заключенный в рамку, написан В. И. Лениным на полях рукописи. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ


157


в лучшем случае к сущим пустякам; пусть «Sächsische Arbeiter-Zeitung» надеется, что здравый смысл немецких рабочих преодолеет падкое до дешевых успехов парла­ментское направление в социал-демократии; он, Энгельс, не может разделять ее на­дежд, так как о подобном большинстве в партии ему ничего неизвестно». (Так изла­гает Бернштейн, сопоставляя с замечаниями Энгельса 1887 г. в предисловии «К жи­лищному вопросу»144 NB . )

отметить, между прочим, что в критике проекта Эрфуртской программы Энгельс пи­сал еще по вопросу о паритетных камерах:

Так! («ловушка»)

заме­ча­тельно!

145

«... следовало бы заметить, что с палатами труда, составленными наполовину из рабочих и наполовину из предпринимателей, мы оказались бы в дураках. В течение долгих лет большинство оказы­валось бы при таком положении постоянно на стороне предприни­мателей, для чего достаточно одной паршивой овцы среди рабочих. Если не будет оговорено, что в спорных случаях обе половины от­дельно подают свое заключение (курсив Энгельса), было бы гораздо лучше иметь палату предпринимателей и рядом с ней независимую

палату рабочих» (с. 13). (Курсив Энгельса.)

NB:

Энгельс о трестах:


В той же критике проекта Эрфуртской программы Энгельс по поводу слова «отсутствие планомерности» писал: «Если мы от акционерных обществ переходим к трестам, которые подчиняют себе и монополизируют целые отрасли промышленности, то тут прекращается не только частное производство, но и отсутствие планомерности» (с. 8) .

См. настоящий том, стр. 67. Ред.


158__________________________ В. И. ЛЕНИН

ΣΣ: Маркс в 1852 г. — задача: «разбить» бюрократически-военную машину. —

Маркс в 1871 г. — значение Парижской Коммуны: попытка ρ а з б и m ь бюро­кратически-военную машину. —

Энгельс (+ Маркс) в 1875 г. самое сильное «против» государства (здесь, стр. 13).

Маркс и Энгельс с 1872 по 1891 г. — «диктатура пролетариата». —








Найти и справиться, говорили ли Маркс и Энгельс до 1871 г. о «диктату-


ре пролетариата»? Кажется, нет!


 



В «Коммунистическом Манифесте» (1847) только «пролетарская революция», «коммунистическая революция», «насильственный Umsturz aller bisherigen Gesellschaftsordnung...» «die Erhebung des Proletariats zur herrschenden Klasse, die Erkämpfung der Demokratie» (конец главы П) — erster Schritt (= пер­вая формулировка!!) .


Энгельс в 1891 г. — диктатура пролетариата + отмена государственных чинов­ников в местном самоуправлении. —

~ " ~ в том же году предисловие к «Гражданской войне» с специальным указа­нием на опасность царящей в Германии «суеверной веры в государство» (см. здесь, стр. 3 4—35).

* Этот абзац написан В. И. Лениным с левой стороны страницы рукописи, против двух предыдущих абзацев. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 159

Общий итог: Маркс в 1852 г. —задача: «разбить» бюрократически-военную

машину146. —

Маркс в 1871 г. — значение Парижской Коммуны: попытка ρ а з б и m ь бюро-

кратически-военную машину147. —

148

Энгельс (+ Маркс) в 1875 г. самое сильное «против» государства   (здесь,

стр. 13*). Маркс и Энгельс с 1872 по 1891 г. — «диктатура пролетариата». —


     
 


Найти и справиться, говорили ли Маркс и Энгельс до 1871 г. о «диктату­
ре пролетариата»? Кажется, нет!                                                                 _____



В «Коммунистическом Манифесте» (1847) только «пролетарская революция», «коммунистическая революция», «насильственное ниспроверже­ние всего существующего общественного строя...» «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии» (конец главы II) = первый шаг (= первая формулировка! !)149.

Энгельс в 1891 г. — диктатура пролетариата + отмена государственных чинов-

ников в местном самоуправлении . —

~ „ ~ в том же году предисловие к «Гражданской войне» с специальным указа-

„ „                             „                                151 ,

нием на опасность царящей в Германии «суеверной веры в государство» (см. здесь, стр. 3 4—35 ).

* См. настоящий том, стр. 167 —169. Ред. " Там же, стр. 33—34. Ред. *** Там же, стр. 243—245. Ред.


160_______________________________ В . И . ЛЕНИН

BRIEFE VON F. ENGELS ÜBER DIE FRANZÖSISCHE ARBEITERPARTEI

В «Neue Zeit», XIX, 1 (1901, 2. I, № 14, S. 423—427) опубликованы «Briefe von F. Engels über die französische Arbeiterpartei».

(((Bernstein опубликовал в «Mouvement Socialiste» (№ 45) (явно 1900 г.) письма Энгельса против гедистов, относящиеся к 1881, 1882 и 1883 гг. Перепечатаны в оригинале в «Vorwärts», № 277 и 278, 28 и 29. XI. 1900. Эти письма, в коих Эн­гельс как бы защищает Клемансо, были использованы оппортунистами. Тогда Лафарг опубликовал в «Socialiste» (№ 115 от 24. XI. 1900) письма 1886—1895 гг., кои и напечатаны в названном № «Neue Zeit».))) Теоретически важного в этих письмах нет. Отметить лишь 6. III. 1894:

«Aber wir haben die Republik in Frankreich, werden uns die Exradikalen sagen; bei Euch ist es etwas anderes. Wir können bei uns die Regierung für sozialistische Maßregeln ausnützen! — Dem Proletariat gegenüber unterscheidet sich die Republik von der Monarchie nur dadurch, daß sie dive fertige, geeignete politische Form für die künftige Herrschaft des Proletariats ist. Ihr habt vor uns den Vorteil voraus, sie schon zu haben. Wir anderen müssen 24 Stunden verlieren, um sie zu schaffen (S. 425) (курсив Энгельса). Aber wie jede andere Regierungsform, so wird auch die Republik durch das bestimmt, was ihren Inhalt ausmacht. Solange sie die Form der bürgerlichen Demokratie ist, ist sie uns ebenso feindlich als irgend eine Monarchie (abgesehen von den Formen dieser Feindseligkeit). Es ist deshalb eine ganz unverzeihliche Illusion, sie ihrem Wesen nach für eine sozialistische Form zu halten. Wir können ihr Konzessionen entreißen, aber sie niemals mit der Ausführung unserer eigenen Aufgaben betrauen, selbst wenn wir sie durch eine Minorität kontrollieren könnten, die stark genug ist, daß sie sich von heute auf morgen in die Majorität verwandeln kann».


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 161


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!