Культурная жизнь в стране в первые десятилетия XX века мировое значение русской культуры «Серебряного века»



Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.Россия, к началу 20 века оставалась страной с крайне низким уровнем грамотности. По данным переписи 1913 года количество грамотных людей не превышало 39%. При этом степень грамотности не была одинакова среди жителей города и села, а так же, различных регионов страны. Российская образовательная система имела 3 ступени. К начальной относились народные и церковноприходские училища. К средней - реальные училища и гимназии. К высшей - институты и университеты.Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16. Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин. Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.

Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.

Культура России в начале 20 века характеризуется господством в литературе реализма. В ту эпоху творили Чехов, Бунин, Горький, Толстой и другие. В истории русской поэзии это время известно под названием «Серебряного века». Мережковский, Сологуб, Брюсов, Мандельштам, Северянин, Блок, Маяковский, Ахматова отразили в своих выдающихся произведениях глубочайший социальный кризис, в котором находилась Россия.

В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.

Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи. Традиции реализма развивали Суриков, Репин, Васнецов. Стоит отметить и работы поздних мастеров – «передвижников» Коровина и Касаткина.

В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Стоит отметить Казанский вокзал (Щусев) и Ярославский вокзал (Шехтель).

В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. “Мир искусства” — это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии — импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых “Русских сезонов”.

Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка “Два века русской живописи и скульптуры”, которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания “Мира искусства”, а также открытия русской живописи XVIII — начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского “Борис Годунов”. Наконец, с 1909 г. в Париже начались “Русские сезоны” балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”, состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем — труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. Можно сказать, что “серебряный век” русской культуры — это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи от иконописи до современности за границей.

Рядом с “мирискусниками” виднейшим направлением рубежа века был символизм — многогранное явление, не вмещающееся в рамки “чистой” доктрины. Краеугольный камень направления — символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним — Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке... Русские же символисты — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. — опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку “мысль изреченная есть ложь”. Русские символисты считали, что “идеальные порывы духа” не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также “крайний материализм”, равнозначный “титаническому мещанству”.

Конец XIX — начало XX в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, “... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире — эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот”. Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!