Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности.



Билеты по истории

Сущность, формы и функции исторического знания.

История - наука, изучающая прошлое человечества. Историческое знание можно определить как проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Основной задачей исторической науки является изучение закономерностей исторического процесса, выявление связей между всеми явлениями в истории человечества.

Историческое знание существует в 2-х основных формах:

- обыденной (легенды, сказки, былины, мифы);

- собственно-научной форме.

        Историческое знание в собственно-научной форме подтверждается историческими свидетельствами – летописями, хрониками, статистическими данными, артефактами. Артефакты – предметы, являющиеся продуктом деятельности человека. Историческое знание в обыденной форме чаще всего не отражает реальные исторические события и может не иметь письменных источников (к примеру, устное народное творчество.

Функции исторического знания:

 - воспитательная, которая отвечает за формирование гражданских нравственных ценностей;

 - познавательная, благодаря которой можно выявить закономерности исторического развития;

 - прогностическая, которая дает возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий;

 - идеологическая, поскольку на основе исторического знания возможна выработка научно-обоснованного политического курса

 - и функция социальной памяти, поскольку историческое знание зачастую выступает в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

 

Возникновение и развитие человека и общества.

История Земли делится на несколько эр, самой первой из которых считается докембрий – эру, в которую образовалась Земля. Также докембрий включает в себя и архейскую эру, во время которой зарождаются первые анаэробные формы жизни. Эры, которые с точки зрения истории интересуют нас больше:

 - палеозойская эра;

 - мезозойская;

 - и кайнозойская, которая продолжается в настоящее время.

Каждая из этих эр делится в свою очередь на ряд периодов. В палеозойской эре (эре «древней жизни»), продолжавшейся около 325 млн. лет, появляются рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, а также наземные споровые растения. Мезозойская эра (эра «средней жизни»), продолжавшаяся около 115 млн. лет, явилась временем развития исполинских пресмыкающихся. Кайнозойская эра (эра «новой жизни», время господства млекопитающих) делится на два больших периода: третичный и четвертичный.

В XIX в. в отложениях, относящихся к концу третичного периода, были найдены останки высокоразвитых древних обезьян, названных дриопитеками (от греческих слов «дрио»—дерево и «питекос»—обезьяна, т. е. буквально: «древесная обезьяна»). Дриопитеки были общим предком человека и африканских человекообразных обезьян нашего времени — гориллы и шимпанзе. Обнаруженные в 1902 г. в Австралии три коренных зуба «дарвиновского дриопитека» имеют большое сходство с человеческими.

На территории Южной Африки в 1924 г. были найдены останки нового антропоида—австралопитека (происходит от слов «аустралис» — южный и «питекос» — обезьяна и может быть переведено как «южная обезьяна».). В 1935—1951 гг. были найдены останки по крайней мере 30 особей этой обезьяны. Как оказалось, австралопитек по своему строению стоял ближе к человеку, чем все остальные известные науке, в том числе и ныне живущие антропоидные обезьяны. Таз и бедренные кости австралопитека близки к человеческим; австралопитеки в основном передвигались на двух ногах в вертикальном или почти в вертикальном положении. Однако назвать австралопитека человеком еще нельзя.

Процесс появления человека называется гоменизацией – он примерно датируется периодом 2,5 млн – 1 млн до н.э.

Этапы гоменизации:

- прямохождение (которое еще отсутствует у дриопитеков и появляется у австралопитеков);

 - трансформация кисти руки;

 - развитие интеллекта и увеличение объема головного мозга.

Ранний человек относится к виду Homo Erectus (также называют архантропом). В этом виде выделяют двух древних людей:

 - питекантропов (дословно «обезьяночеловек», ~750-500 тыс. л. назад, развитые кисти рук)

 - и синантропов (~500-350 тыс. лет назад, увеличен объем головного мозга, умеют использовать, но не добывать огонь).

Следующей ступенью развития человека является неандерталец, живший примерно за 150-100 лет до н.э. Неандерталец – ископаемый вид человека, умеющий и использовать, и добывать огонь, строить себе жилище, делать одежду и хоронить соплеменников. Наиболее поздней разновидностью стал кроманьонец, живший за 40-35 тыс. лет до н.э., являющийся, по сути, современным человеком.

У древних людей существовало понятие экзогамии – традиции, запрещающей браки внутри рода. Социальная структура при этом строилась на основе матриархата.

 

Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине 2 тысяч до н.э. Прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н.э. В эпоху Великого переселения народов (3-4 вв н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Западной Европы. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. Славянская цивилизация, которая только складывалась, была вовлечена в это переселение, затем была рассечена мощными потоками цивилизационной экспансии, и в последующем судьба славянских народов сложилась по-разному. Примерно в V веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направлении верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. В то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов.. Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавин и антов, согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием.

Примерные места расселения восточнославянских племен:

Племена Места расселения Города
Поляне Берега Днепра и южнее Киева Киев
Словене ильменские Расселение вокруг будущего Новгорода, Ладоги и Чудского озера Новгород, Ладога
Кривичи Севернее Западной Двины и верховья Волги Полоцк, Смоленск
Полочане Южнее Западной Двины Полоцк
Дреговичи Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять Туров
Древляне Южнее реки Припять Искоростень
Волыняне Южнее древлян, у истоков Вислы  
Белые хорваты Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла  
Тиверцы Территория между Прутом и Днестром  
Уличи Между Днестром и Южным Бугом  
Северяне Территории вдоль реки Десны Чернигов
Радимичи Между Днепром и Десной  
Вятичи Вдоль истоков Оки и Дона  

 

 

В 40-х гг. X в. о восточных славянах писал араб Масуди. Описывая восточные славянские племена, он рассказывает, что некогда одно из них господствовало над прочими, но потом союз племен разрушился, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда племя Масуди называет волынянами. В VI в. образуется большой военный союз под предводительством князя волынян, обусловленный борьбой с Византией. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий, долго боровшийся с этими славянами, пишет, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. Несколько ранее писавший историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются. Объединение племен против Константинополя можно считать первой попыткой создания государственности на Руси.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!