Приём 34. «Я беру тебя с собой»
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
|
|
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
«Я собираюсь в путешествие и беру с собой число 6. Что возьмете вы? (числа кратные 3)»
урок окружающего мира 1 класс.
«Я собираюсь в путешествие и беру с собой камень. Что возьмете вы? (объекты неживой природы)»
Приём 35. Пинг-пон «Имя – Значение»
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.
Формирует: для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; определять значения признаков объекта по заданному имени признака.
Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением.
|
|
Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).
Пример.
У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.
Д (1): Цвет.
У: Уточните, цвет чего?
Д (1): Цвет цветка.
Д (2): Желтый. Способ размножения?
Д (1): Семенами.
Приём 36. «Маша-растеряша»
Описание: универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Формирует: умение определять проблему; умение находить разные пути решения проблемы; умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.
Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
|
|
Пример1.
Ведущий (например, учитель) играет роль Маши-растеряши. Он начинает диалог.
У: Ой!
Д (1): Что с тобой?
У: Потеряла!
Д (1): Что?
У: Мел. Чем я теперь буду писать на доске.
Д (1): Можно писать кусочком кирпича.
У: Принимается. Теперь ты играешь роль Маши-растеряши.
Д (1): Ой!
Д (2): Что с тобой?
Д (1): Потерял.
Д (2): Что?
Д (1): Санки. На чем я теперь буду с горки кататься?
Пример2. – Ой!
– Что с тобой?
– Потеряла!
– Что?!
– Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,…). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.
Приём 37. «Хочу спросить»
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует: умение задавать вопросы; умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
|
|
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Приём 38. «Шесть шляп»
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!