Особенности любовной лирики А.А. Ахматовой



o Лирическая героиня А.Ахматовой сдержанна, её манеры величественны, аристократичны. Она полна человеческого достоинства, не позволяет унижаться, тем более вымаливать любовь.

o Она немногословна, внешне не проявляет силу чувств, хотя в груди её и горит огонь любви.

o Чаще всего А.Ахматова показывает любовь несбывшуюся , безнадёжную. Поэтому её любовь трагична. Изображается момент расставания, ссоры, приведшей к разрыву.

 

 

Тема: «Родина»

 

Тема родины
1.М.Ю.Лермонтов «Родина» «Странной» называет свою любовь к России поэт. Он разделяет понятия родина и государство. Поэт любит красоту природы своей страны, её безграничные просторы. Именно это, а не «слава, купленная кровью», составляет его гордость. Но поэт понимает, как бесправен в России народ, поэтому деревни – «печальные», дома, «покрытые соломой». Поэту дорога народная Русь, с её традициями, праздниками, культурой, с её трудолюбивым народом, а не страна, в которой столько несправедливости.
2.А.А.Блок «Россия» Поэт любил Россию, верил, что это великая держава. Он не покинул её после революции, постарался принять новый режим.Поэт не приукрашивал действительность, описывая Россию. Он видел и покосившиеся избы крестьян, и нищету простого народа.Однако поэт верил, что Россия не пропадёт, не сгинет, что станет могущественнее и краше. Он верил в будущее Родины, надеялся, что «невозможнее возможно». Это глубоко патриотическое стихотворение, полное огромной любви к России.
3.М.Симонов «Родина» Гордость за огромную, великую страну, касающуюся трёх океанов, передаёт поэт в стихотворении. Её ширь, величие, непобедимость составляют гордость каждого россиянина. Однако автор отмечает, что огромна любовь и к малой родне. В час, когда человек будет защищать страну, он вспомнит тот уголок земли, где он родился. Большая и малая Родина — вот что даёт силы человеку в годы испытаний.
Общее. Для поэтов характерна огромная любовь к России, гордость за её народ, вера в будущее страны. Несмотря на все испытания, Россия выстоит — этот мотив звучит в стихах поэтов о России.

Пример:

В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?

Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике. Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.


Примерный образец сочинения

Вступление: «Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России. Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина. Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае». Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия. Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления. В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина». В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится. Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое). (Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам». Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию. Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».

 

Произведения, в которых природные явления выступают как знамения грядущих событий
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Образ бурана символизирует начало пугачёвского бунта.
А.Н.Островский «Гроза» Гроза как символ небесной кары для Катерины, наказания Господне
А.А.Блок «Двенадцать» Метель символизирует революцию в стране.
М.А.Шолохов «Тихий дон» Чёрное небо и чёрное солнце являлись символом глубины горя героя(Григория), который со смертью Аксиньи утрачивает волю к жизни, предвещают его гибель.

 

Тема дуэли
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин. Дуэль произошла между Ленским и Онегиным. В результате Ленский был убит.   « Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил...» (Глава VI - Строфа XXIX, XXX, XXXI)
«Капитанская дочка» А.С.Пушкин. Дуэль произошла между Швабриным и Гринёвым. В результате Гринев был ранен.   «Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке....... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.» (Глава IV. Поединок)
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Дуэль между Грушницким и Печориным. В результате Грушницкий убит. «Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб… Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. — Не могу, — сказал он глухим голосом. — Трус! — отвечал капитан. Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края. … — Стреляйте! — отвечал он(Грушницкий), — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.» («Княжна Мери» , 16-го июня)
«Отцы и дети» И.С.Тургенев. Дуэль Базарова и Кирсанова. В результате П.П. Кирсанов ранен. «Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, -- подумал Базаров, -- и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", -- успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам. Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.» (XXIV глава)
«Война и мир». Дуэль произошла между Долоховым и Пьером Безуховым. В результате Долохов ранен. «При слове три Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет…» (Том 2. Часть 1. Глава V)

 

 

Тема быстротечности жизни человека
1.Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…» Автор пишет о быстротечности времён, о том, что ничего не останется от деятельности человека, со временем исчезнут цари, царства, народы. И даже если что-то на время уцелеет, то и это «вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы» Пессимистический настрой у лирического героя, нет ничего вечного, всё исчезнет, считает он.
2.С.А.Есенин « Не жалею, не зову, не плачу…» Человек смертен, всегда приходит конец жизни, такой быстротечной. Но поэт находит слова восхищения ею, благословляет её. Конечно, жаль прошлого, ушедшей молодости, и сердце уже бьётся не так сильно, и желанья стали скупее. Жизнь промчалась, «словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», она словно приснилась человеку. Но жизнь была и ещё есть, пусть и немного мгновений её осталось. Благодарность за жизнь звучит в этом стихотворении, за то, что человек получил такую возможность – жить на земле.
3.Р.Рождественский «Мгновения» Жизнь – это череда мгновений. Одни проходят бесследно, другие становятся судьбоносными в жизни человека и целого народа. Необходимо помнить, что человек в ответе за каждое мгновенье прожитой жизни, не нужно забывать о своём долге перед близкими, народом, страной. Автор не пишет о том, останется или нет в памяти потомков жизнь того или иного человека, но он уверен, что прожить каждому нужно достойно «от первого мгновенья до последнего».
Общее Тема быстротечности жизни звучит в стихах многих поэтов. Именно эта тема сближает все эти стихи. Желание понять, как прожита жизнь, всё ли сделал человек свойственно людям. Однако ответы на эти философские вопросы поэты дают по-разному. Одни пишут о том, что всё исчезнет и никакой памяти не останется не только о человеке, но и о целых государствах и народах. Другие верят, что ничего не проходит бесследно. Но всех объединяет одно — желание понять, что такое жизнь, это мгновенье на земле.

 

 

Вольнолюбивая лирика
1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву» «К Чаадаеву» — это одно из лучших стихотворений вольнолюбивой лирики поэта. Автор верил в будущее страны и народа, что «Россия вспрянет ото сна», что не напрасны жертвы тех, кто отдал жизнь или лучшие годы борьбе за свободу. Об этих людях будет помнить Россия ,«… И на обломках самовластья Напишут наши имена!». Поэт призывал своих соотечественников, обращаясь к ним, как к друзьям, все силы отдать борьбе за свободу народа, за справедливость. «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»
2.М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия…» С осуждением пишет о российской действительности, о николаевской России в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов. называя страну «немытой» , страной «рабов» и «господ». Примитивная, без лоска и изящества, страна с её «мундирами голубыми»- полицией, пресекающей любое свободомыслие, — такую Россию поэту не жаль оставить , он прощается с нею, скрывается «за стенами Кавказа». Боль у поэта вызывает и «преданный народ», не стремящийся к лучшей жизни, к свободе. Не такой хотел видеть поэт Россию, а свободной. Сквозь картину такой неприглядной родины виден образ глубоко любящего её человека, страдающего , что так несправедлив порядок в стране.
3.А.А.Ахматова «Жить — так на воле…» Жить — так на воле, Умирать — так дома. Волково поле, Желтая солома. Очень короткое стихотворение, но полное такого желания жить на воле, не подчиняться никому, кто решит лишить воли человека или целую страну. Написано стихотворение в первый день объявления войны в 1939 году. Впереди — миллионы жертв, несчастья, ужасы войны. Но не сломить народы, не лишить их свободы никогда. Это -основной мотив свободолюбивой лирики А.Ахматовой.
Общее Стихотворения поэтов объединяет общая мысль: человеку свойственно желание быть свободным, стремление к воле. Любые попытки лишить свободы отдельного человека, народ, страну вызывают резкий протест. Будь то несвобода в своей стране, либо это борьба с захватчиками, напавшими на родную землю. Мечты о лучшем будущем России, когда не будет оков, звучат в данных произведениях. Авторы верят, что лишить свободы людей уже невозможно.
Тема города
1. В.В.Маяковский . «Адище города» Само название стихотворения свидетельствует о том, что город для многих, в том числе и для поэта, стал враждебным миром. Многое пугает в нём человека, приехавшего из тихой сельской местности: масса народа, суета, движение автомобилей — этих «рыжих дьяволов», шум, неразбериха. Будучи футуристом, В.Маяковский создал авторские неологизмы, имеющих грубоватый оттенок: «ночь излюбилась», «адище города». Они подчёркивают гротескность происходящего. Автор использует массу метафор: « у раннего солнца вытекал глаз», «дыры небосклона». Технический прогресс стал просто опасен для людей, они боятся его, не принимают. Читая стихотворение, ощущаешь неуютность, даже какой — страха за своё будущее. Именно так воспринимались эти стихи современниками
2.О.Мандельштам. «Ленинград» После долгой разлуки автор возвращается в свой родной город, где прошла его юность. Советский Ленинград настолько преобразился, что многое в городе он не узнавал, что ярко подчёркивают метафоры: «Рыбий жир ленинградских речных фонарей», денек, «где к зловещему дегтю подмешан желток». В прошлом остались барышни в шикарных платьях, экипажи, но поэт продолжает любить город, ведь в нём живут ещё люди, чьи адреса сохранились в его памяти. И пусть неуютно в его новой квартире, в которой «вырванный с мясом звонок»,он продолжает ждать дорогих ему гостей. И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных…
3. А.Блок. «Как тяжко мертвецу среди людей…» А.Блок создал цикл стихотворений «Страшный мир», в котором , наряду со многими проблемами, он высказывает своё отношение к городу, как символу перемен, происходивших в России. Во многих стихотворениях цикла он передал страх людей, проживших всю жизнь в сельской местности, от встречи с городом с его пугающей суетой, шумом, неизвестностью. В нём людьми одолевают страсти, пагубные привычки. Бездуховность — одно из проявлений времени, считал автор. Так, в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей …» автор показывает одного из миллионов городских жителей. Существование его безрадостное. Вся жизнь идёт по привычке: работа, которая не приносит удовлетворения, развлечения, давно уже не радующие. Суетность, холодность жизни, бездуховность, безразличие окружающих. Всё делается не от души, а потому что так надо: Он крепко жмёт приятельские руки — Живым, живым казаться должен он! Душа человека в городе словно омертвела, нет искренних человеческих отношений.
Общее. В начале 20 века активизировался процесс урбанизации — увеличения городского населения, повышения роли городов. В литературе как отдельная выделилась тема города. Трудно привыкали люди к быстрым изменениям, происходящим в городах. Многие воспринимали их как что-то враждебное, как «страшный мир». Сами люди менялись в таких огромных городах: появлялась жестокость, безразличие, равнодушие. Этим все данные стихотворения похожи , основная мысль в них- негативное воздействие горда на душу человека. Однако в душе каждый надеялся, что всё должно измениться, хранил в памяти те прекрасные моменты далёкого прошлого, когда всё было иным.

 

Крестьянская тема
1.И.С.Никитин. «Зимняя ночь в деревне» Тяжёлую крестьянскую долю описывает автор в данном стихотворении. Умирает крестьянка, переживая за судьбу своих двоих малолетних детей. Что-то их ждёт без родителей? Горькая судьба впереди: скитание по тяжёлым дворам, возможно, неправильная дорога, по которой поведут их злые люди. Крестьянка просит Бога, помочь детям, сохранить их: Господи, помилуй Горемык-сирот! Дай им разум-силу, Будь ты им в оплот!.. Резко контрастной показана скучная, тяжёлая и тоскливая жизнь крестьян природе, светлой, радостной: Весело сияет Месяц над селом; Белый снег сверкает Синим огоньком. Стихотворение наполнено грустью, сочувствием судьбам крестьян, жизнь которых так тяжела.
2.Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса» Н.А.Некрасов много стихотворений посвятил крестьянской теме. В данном произведении показана тяжёлая участь крестьянина, который , изнурённый тяжёлым трудом, заболел и не может собрать прекрасно уродившийся урожай пшеницы. Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети. Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал… Что ждёт его впереди? Только смерть. Грустная картина, поэт с сочувствием описывает труженика, который сумел вырастить такой урожай пшеницы , но не в состоянии собрать его, нет у него «моченьки». Даже природа словно удивляется, почему эта полоса не сжата: Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.. Это одно из ранних стихотворений поэта, но уже в нём он пытается показать картину народной жизни и пытается понять, почему так безрадостна и тяжела она.
3.С.А.Есенин. «В хате» С.Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Много стихотворений он посвятил деревенской жизни, выражая в них свою любовь к малой родине, а также переживания за её дальнейшую судьбу. В данном стихотворении он с любовью описывает дорогой ему с детства деревенский быт. Казалось бы, что он показал самую обычную картину: «пахнет рыхлыми драченами», «мать с ухватками не сладится», «квохчут куры беспокойные», запевают свою песню петухи,- но именно в этой повседневности радость жизни, ведь всё поэту так дорого, каждая деталь описана с нежностью. Детали помогают поэту передать особенности жизни простой крестьянской семьи, трудолюбивой, знающей, как тяжело достаётся хлеб.
Общее Крестьянская тема долго была в поэзии одной из ведущих, особенно в 19-начале 20 века. Поэты сначала изображали крепостническую Россию, затем жизнь народа после отмены крепостного права, подчёркивая, что она оставалась такой же тяжёлой и бесправной. В стихотворениях Н.Некрасова и И.Никитина показана горькая доля крестьян, передана боль за такое тяжёлое их положение. С.Есенин воспевает простую, полную труда и забот, крестьянскую жизнь, дорогую его сердцу. Во всех стихотворениях звучит любовь к простому народу, крестьянину — труженику, уважение к нему, желание видеть народ счастливым.
Тема дороги
1.А.С.Пушкин .«Зимняя дорога» Дорога в стихотворении А.Пушкина – символ жизненного пути. Не всё складывалось на его пути удачно, поэтому и дорога « скучная», и колокольчик звенит «уныло».Однообразный пейзаж усиливает настроение грусти, неуютности, одиночества. Но всё же в жизни есть и светлые моменты. Так и герой стихотворения мечтает о встрече с возлюбленной. Её милый образ вносит с душу радость и спокойствие: Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Как бы ни скучна дорога, всегда в душе есть надежда на лучшие перемены в жизни. На это надеялся и поэт, поэтому вторая часть стихотворения звучит более оптимистично.
2. М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу». Стихотворение было написано всего за несколько месяцев до гибели поэта. В нём он изобразил себя странником, бредущим по дороге жизни. Одиноко, грустно ему, многое не смог и не успел сделать в жизни. Но самое печальное в том , что он не знает, куда и зачем идёт, не имеет чёткой цели. Герой не может радоваться жизни, ничего от неё уже не ждёт: «Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть» Тревожное состояние лирическое героя помогает предать контрастное изображение природы — прекрасной, спокойной, величественной. Он ищет покоя, но в тоже время не хочет умирать, хочет продолжать жить, чувствовать, страдать. Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
3.Н.А.Некрасов. «Тройка» Дорога как символ мечты, надежды на лучшие изменения в будущем. В центре стихотворения — образ молодой крестьянки, которая, глядя вслед уходящему экипажу, мечтает, что и в её жизни появится возлюбленный, который умчал бы её по этой дороге. Поэтому «так жадно» и глядит она на дорогу. Тяжела была доля крестьянки на Руси. Тяжёлая работа, побои мужа, гнёт свекрови — всё это делало жизнь безрадостной: От работы и чёрной и трудной Отцветёшь, не успевши расцвесть… Поэт, предвидя эту долю, словно просит смириться девушку со своей участью, предостерегает от разочарования: «Не гляди ж ты с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши»
Общее Образ дороги — один из основных в творчестве русских поэтов. Он очень многогранен. Дорога — это и символ жизненного пути, воплощение мечты о будущем; дорога может символизировать пройденный путь, подведение итогов. В одних стихотворениях это надежда на лучшее, мечты, что где-то там впереди всё будет хорошо. В других же, наоборот, дорога ассоциируется с крахом надежд, ведь её однообразие и унылость не несёт человеку ничего хорошего. Данные стихотворения объединяет философский смысл, изображение дороги как символа человеческого пути с его трудностями, мечтами и разочарованиями. Человеку свойственно идти вперёд, каком бы ни был впереди путь, желание изменить жизнь, мечта о лучшем будущем. Кто знает, что там, впереди, куда приведёт эта дорога!

 

Безусловно, здесь собраны не все темы и произведения по тематикам. Для полноценного кругозора для этого задания необходимо как можно подробнее прорабатывать стихотворения, анализировать их с точки зрения разных тематик, тогда ваш кругозор в этом направлении станет обширным, а значит и высший балл за это задание вам обеспечен. Успехов!


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!