Будто он был одним из вождей революции, или классиком марксизма.



    Ленин пытался продолжить борьбу, но на него был уже ноль внимания, фунт презрения. Дескать, Владимир Ильич, занимайтесь своим НЭПом, а мы Вам уже не доверяем. Мы тоже хотим быть в доле.

Логика Ленина подсказала, что объединить вокруг себя сообщников он может одним способом – поднять их на новый массовый разбой.

 

***

Голод 1921 года охватил районы с населением до двадцати миллионов человек. Нависла угроза голодной смерти. Правительство Кремля, никакой помощи населению не оказывало, ссылаясь на безденежье.

– У нас денег нет – не уставал повторять Ленин с трибуны и в частных беседах с американскими бизнесменами и трибуном революции А.М. Горьким. Вот и решили бизнесмены с Алексеем Максимовичем создать АРА (American Relief Administration).[42]

Старый друг Ленина – Владимир Бонч-Бруевич, так и не усвоивший «ленинской науки», пытался убедить кремлёвских сидельцев пожертвовать какой либо частью добычи в пользу народа.

- Что с него взять: сын царского сановника, брат царского генерала.

Ему терпеливо разъясняли, что у государства денег нет, а те ценности, что он имеет в виду, является «золотом партии», принадлежит партии и только партии и есть не что иное, как стратегическое оружие предстоящей борьбы труда и капитала.

- Нет, не понимал.

АРА тоже преподнесла сюрприз Герберт Кларк Гувер (тридцать первый президент США: 1929-1933) собрал сорок пять миллионов долларов, закупил на них хлеб, но заявил, что распределять помощь будут сами американцы. Он отлично понимал, что весь хлеб возможно и разгрузится в русском порту, но тут же вновь будет продан на Запад и осядет в каком-нибудь Швейцарском банке. Поэтому поставил условия: «Распределением хлебопродуктов займутся американцы». На следующий день организацию АРА признали контрреволюционной комиссией шпионов, а Гувер и Браун – наглые лгуны. Хорошо, что Максим Горький был в Италии.

Видя полное бездействие правительства, патриарх Тихон направил Ленину письмо, где предложил продать часть церковных ценностей для закупки хлеба голодающим. Ленин ошалел от злости, бескорыстную помощь, он принял как возмутительный вызов. Спешно собрав Политбюро, господин Ульянов заявил, что пора покончить с церковниками. Пока патриарх Тихон ждал ответ, Ленин двадцать третьего февраля 1922 года подписал декрет об изъятии церковных ценностей.

Декрет был принят после направления в Политбюро письма Ленина. В этом письме речь шла не о том, чтобы собранные ценности обратить в эшелоны с хлебом, а о том, чтобы ограбить церкви и монастыри, присвоить богатства, накопленные Россией за многие века. Письмо это к счастью сохранилось, заглянем в него.

      «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной (не бешеная ли собака это писала?) и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением, какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым способом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)... Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны, во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется, безусловно, и полностью на нашей стороне... ».

  Этот шаг восхитил всех ленинских подручных, уж было разочаровавшихся в Ильиче. Работа предстояла «адова». По стране насчитывалось восемьдесят тысяч церквей, главным образом православных.

С беспощадной решимостью и в самый короткий срок, церкви были разграблены. Священнослужители пытавшиеся каким-то образом противостоять дикому разгулу бандитизма были уничтожены. Сорок тысяч священников были расстреляны менее чем за полгода. Следом расстреляли сто тысяч монахов, монахинь и верующих, входивших в общины. Чистая прибыль составила два с половиной миллиарда рублей золотом. Патриарх Тихон был арестован, тридцать два митрополита и архиепископ были расстреляны после пыток и издевательств.

Киевский и Галицкий митрополит Владимир /Богоявленский/ – изуродован, оскоплён и застрелен.

Митрополит Петербургский Вениамин – превращён в ледяной столб.

Епископ Тобольский Гермоген – живой привязан к лопастям парохода и измочален.

Епископ Ревельский Платон – превращён в ледяной столб.

Епископ Амвросий в Свияжжске – по приказу Троцкого, был привязан к хвосту бешеной лошади.

Протоирей Костромской Алексий Андронников – в постели заколот штыком.

Епископ Исидор в Самарской области – посажен на кол.

Епископ Никодин в Белгороде – насмерть забит железным прутом и брошен в сорную яму.

Протоирей Петербургский Алексий – убит как заложник за Моисея Соломоновича Урицкого.

Протоирей города Елабуги Павел Дернов – расчленён на пять частей (дети расстреляны).

    Архиепископ Пермский Алексий Андронник /Никольский/ – после ослепления и отрезания частей лица был живым закопан в землю.

Архиепископ Черниговский Василий – распят на кресте и сожжён.

Зверски убиты преосвященные:

Лаврентий – епископ Балахнинский;

Иоанн Кочуров – протоирей;

Пимен – епископ Верненский;

Мефодий – епископ Павлодарский;

Герман – епископ Камышинский;

Варсонофий – епископ Кирилловский;

Ефрем – епископ Селенгинский;

Мефодий – епископ Акмолинский;

  священник Ставропольской епархии Волоцкий;

священник Елизаветинской губернии Казанский;

настоятель Казанского собора Чуков;

настоятель Исаакиевского собора Чельцов;

протоирей (профессор военно-юридической академии) Елагин.

архимандрит Сергий.

Умерщвлены в собственных домах:

архиепископ Иоаким в Крыму;

епископ Симон в Уфе;

Страшные зверства творили с монахами. Часто расстреливали тех, кто отказывался покинуть монастырь. Не щадили и монахинь. В городе Богодухове всех монахинь, не пожелавших уйти из монастыря, привели на кладбище к раскрытой могиле, отрезали им сосцы и живых побросали в глубокую яму, а сверху кинули еще дышавшего старого монаха и, засыпая всех землей, кричали, что справляется монашеская свадьба.

Были расстреляны крестные ходы народа в Петрограде, Туле, Харькове, Солигаличе. Списки можно продолжать до бесконечности. Подверглись надругательству мощи святого Митрофана Воронежского, преподобного Макария Калязинского, преподобного Ефимия Суздальского, святителя Питирима Тамбовского, преподобного Нила Столбенского, святого Иасафа Белгородского, преподобного Серафима Саровского. Большевистские комиссары вскрыли раку с мощами Александра Свирского, Игумена Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.

Комиссары и их подручные без всякого стеснения, с полным надругательством над религиозными чувствами русского народа, отбирали всё, что можно: ризы священнослужителей; бельё у монашествующих; священные раки; оклады с икон и книг; золотые, позолоченные и серебреные кресты; кубки; хлеб, чай, сахар. В шапках входили в алтарь, надругались над Святыми Дарами. Святотатство, кощунство и глумление над святынями русского народа приобрело планомерный характер.

Зато мировые биржи запада трясла лихорадка, связанная с поступлением большой партии золота из России. Недаром английская газета «The Guardian» (Страж) назвала партию большевиков партией «Жёлтого дьявола».

- Люди гибли за металл.

Сам Ленин пал жертвой этого металла. В декабре 1922 года, случилась мало приятная для Ленина неожиданность. Швейцарский банк объявил ленинскому поручителю Ротштейну, что деньги основного капитала представляемой им фирмы (а представлял он партию большевиков) по указанию владельцев (или уполномоченных им лиц), знавших сложную комбинацию девизов и шифров, переведены на отдельные счета с новыми девизами и шифрами. Деньги на счетах остались нетронутыми. Это старик Парвус снова продемонстрировал Ленину, что никакое дело не терпит дилетантизма.

  - Вождя хватил удар.

Второй кризис произошёл в марте. 1923 года, но к маю, вождь поправился и переехал в Горки – загородный дворец под Москвой, бывшего князя Сергея Александровича (1857 - 1905г.г.), где ему вновь стало хуже.

 

***

Улучшения в состоянии здоровья Владимира Ильича не наблюдалось. Он стал раздражителен, часто гневался. Капризы больного посыпались на близких как горох из ведра. Этому было объяснение. Ильич чувствовал, что мало кому нужен. Одна Надежда Константиновна да ещё Мария Ильинична могли успокаивать и смирять детские выкрутасы больного, зато приставленные «нянечки» из ЧК лишая вождя газет и книг беззлобно издевались над Ильичём.

Доктор Залманов напротив, в силу своей интеллигентной беззлобности заводил с Лениным длительные разговоры, но понимая, что его расстрел после смерти вождя так же неизбежен как смерть больного частенько шёл в разрез со своими принципами и становился циничным.

От постоянных жалоб пациента он отмахивался.

– С точки зрения метафизики, смерть является фактом не доказанным. Скажу вам по секрету, у вас отнимается правая сторона, а у меня левая, хоть криком кричи.

– Ну и что же мы с вами будем делать? – Спросил Ленин лёжа в постели и упершись взглядом в потолок.

  Чтобы морально поддержать больного доктор ответил с давно забытым энтузиазмом.

– Будем жить вопреки здравому смыслу.

– Здравому смыслу… Ну да… К чему все мучения, коли нет надежды.

– Надежда есть всегда.

– Даже диагноз поставить не можете, а говорите о какой-то надежде.

  Абрам Соломонович кисло усмехнулся.

– Почему? У вас моторно-сенсорная афазия третьего типа. Вот и всё.

  Ленин с любопытством хотел приподняться, но так и не смог.

– Что такое афазия?

– Если по медицине, то это системное нарушение сформировавшейся речи.

  – Допустим, – Ленин приумолк, но вдруг спросил.

– У меня афазия, а у вас что?

– У меня другое, – mala valetudo animi. Одним словом тоска.

  – Да… valetudo animi… А мне один крестьянин ещё в девятнадцатом предсказал «Помрёшь ты – говорит, – от кондрашки, потому как шея короткая. Тяжело наверно помирать от кондрашки?

  Доктор моя руки после осмотра больного сказал как-то безразлично.

– Не знаю, не пробовал.

  – Интересно, а будет ли мысль когда наступит полная анемия.

  – Отчего же, мысль будет, об этом не волнуйтесь. Другое дело, был у нас в практике случай. Явился один крестьянин, с жалобой на головную боль, а в голове оказался гвоздь.

   Такие разговоры Ленин любил, чтобы лучше слышать, он повернулся лицом к доктору.

  – Так, так, а что дальше.

– Дальше… А что дальше? Пришлось оперировать.

  – Ну и долго он после этого прожил?

– Сразу, сразу помер.

Ленин тут же оживился.

– Как это по-русски. Жить с гвоздём в голове.

  – Это вы правы, с гвоздём в голове можно существовать, более того, можно существовать вообще без мозгов. Редко, но у некоторых в черепной коробке вообще нет мозгов, одна слизь обнаруживается при вскрытии, а люди живут, или вот с гвоздём, тоже жил, а без гвоздя, увы. Владимир Ильич, а вы как думаете, можно их назвать людьми?

  Подобные разговоры с врачом продолжались не долго, постепенно они сошли на нет, \потому как словесный словарь вождя стал ограничиваться отдельными фразами: «вот, …дите, вези». Иногда звучали иностранные слова: «гутен морген, яволь». В распоряжении оставалась мимика, потом слёзы. Это была стандартная картина тяжёлой болезни.

Лев Борисович Каменев (Резенфельд) поспешил привезти в Горки художника Юрия Аненкова, чтобы тот написал портрет Ленина для потомков. Аненков приехал, осмотрел вождя, сказал несколько шаблонных фраз и извинившись покинул старое имение. Писать портрет отказался: Ильич мог служить иллюстрацией его страшной болезни. Между тем, всё тот же Залманов рассказывал, что ленинская живучесть представляет, в истории этой болезни, феноменальное явление.

  Девятнадцатого октября 1923 года, Ленин, который каким-то чудом пошёл на поправку и не только мог двигаться, но и прогрессировал в овладении речью, неожиданно пришёл в гараж и потребовал отвести его на «Сельскохозяйственную выставку» в парке «Культуры и отдыха», о посещении которой давно мечтал, затем в Кремль. В Кремле он долго находился в своём кабинете, копаясь в бумагах, но так и не найдя какого-то документа пришёл в ненормальное возбуждение: захрипел, начались конвульсии. Его отвезли в Горки, где состояние здоровья вновь стало резко ухудшаться. Украденный документ, (насколько мы можем догадываться) характеризующий, Свердлова с некоторых сторон, так и не был найден, а Крупская, по словам Марии Ильиничны, сделала всё возможное замять этот инцидент. У неё была полная уверенность, что Троцкий к власти не придёт. Значит наиболее реальной фигурой должен быть – грубиян Сталин. Это было понято, и отмечено генеральным секретарём. Надежда Константиновна, вскоре была введена в ЦК.

- Улучшения в состоянии здоровья Ленина больше не наблюдалось.

Перед лицом смерти Ленин решительно отказался от того, чему следовал всю жизнь. Он отказался от марксизма, сказав: «Социализм не нуждается в экономических предпосылках. Сначала захват власти, всё во имя власти, а уж потом можно строить экономические предпосылки». Что это было? Следствие болезни, или изворотливость ленинизма, который как показала практика был воинствующим приспособленцем.

- Трудно ответить на этот вопрос, время, отпущенное вождю мирового пролетариата, кончилось.

И вот, в морозную Рождественскую ночь 1923 года, охранники дворца услышали вой. Щёлкнув затворами карабинов, они пошли на звук. Но волков не было. На застеклённой веранде первого этажа, в кресле-каталке сидел Ленин, одетый в телогрейку и валенки. Подняв измождённое лицо к луне, он протяжно и дико выл. Злой дух взывал к своим собратьям в космосе, просясь на волю. Двадцать первого января 1924 года дух покинул тело.

При вскрытии Ленина, врачи, к великому своему ужасу, обнаружили, что одно полушарие ленинского мозга не работало с рождения. Второе полушарие было покрыто известковыми образованьями в такой степени, что было совершенно не понятно как вождь мирового пролетариата жил не только последние годы, но и вообще, поскольку должен был умереть ещё в детстве. Врачи считали, что с таким мозгом человек жить никак не может.

- Залманов оказался прав. Был ли это вообще человек?

 

***

В трескучие морозы января 1924 года рабочие заступами и ломами копали котлован под временный мавзолей. Ломом была пробита канализационная труба, но пробоина схваченная морозом не была замечена. В первую же оттепель труба лопнула, залив своим содержимым мавзолей. Узнав об этом, патриарх Тихон скорбно заметил: «По мощам и елей».

В декабре этого же года, в Берлине, умер Александр Лазаревич Парвус (Гельфанд), оставив после себя огромное состояние и детей от четырёх браков. Но как в Берлине, так и в Москве, да собственно во всём мире, имя человека, который привёл к власти Ленина, было предано забвению.

– Вождь – ставший легендой, должен быть один.

 

 

 

 

           Отец Ленина

  Илья Николаевич Ульянов

 

 

          Мать Ленина

Мария Александровна Бланк

 

 

 

 

           Володя Ульянов

 

 

 

Володя и Ольга Ульяновы

 

 

 

 

        Александр Ульянов

 

 

 

     Владимир Ульянов

 

 

 

 

   Крупская и Ульянов 

 

 

 

Член ЦК кадетской партии

Тыркова Ариадна Владимировна

 

 

 

 

Руководитель партии Эсеров

Виктор Михайлович Чернов

 

 

 

Отец русской демократии

Георгий Валентинович Плеханов

 

 

 

 

  Руководитель СДРП

Юлий Осипович Мартов

 

 

Гений русской философии

Николай Александрович Бердяев

 

 

 

Фердинандт II король Арагона

  Сицилии и Неаполя

 

 

 

Изабелла I королева Кастильская

 

 

 

 

Купец русской революции

Израиль Лазаревич Гельфанд

(Парвус)

 

 

 

               Л.Б. Красин

 

 

 

Держатели еврейского общака

 

Лев Давидович Троцкий (Бронштейн)         

 

 

 

Моисей Соломонович Урицкий

 

 

 

 

Феликс Дзержинский

 

 

 

          Фаина Каплан

 

 

Инесса Арманд

 

 

Яков Свердлов (Янкель)

 

 

              Джугашвили (Сталин) Иосиф

              Виссарионович

              Генеральный секретарь

              ЦК КПСС (1922-1953)

              Родился 21 декабря 1879 года  

              Умер 5 марта 1953 года.

               Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, родился двадцать первого декабря 1879 года. Эту дату мы найдём во всех энциклопедиях. Но, некоторые досужие историки–«следопыты», в Центральном партархиве встречали странную фотокопию выписки из метрической книги Горийского Успенского собора о рождении Иосифа Джугашвили.

  «1878 год. Родился 6 декабря[43], крестился 17-го, родители – жители города Гори крестьянин Виссарион Иванович Джугашвили законная жена его Екатерина Георгиевна. Крёстный отец – житель Гори крестьянин Цихитатришвили. Совершил таинство протоирей Хахалов с причетником Квиникидзе».

Итак, он родился на целый год и три дня раньше официальной даты своего рождения, которую столько лет торжественно праздновала вся страна. Сколько лет отмечали ложную дату?! Но это не ошибка. В этом же архиве находится свидетельство об окончании маленьким Иосифом Джугашвили Горийского духовного училища. И тоже: «родился в шестой день месяца декабря 1878 года». Впрочем, сохранилась анкета, которую он сам заполнял в 1920 году и там он собственноручно написал – 1878 год!

Выходит, официальная дата рождения вымышлена! Но когда? Зачем? На первый вопрос ответить просто: вымышленная дата рождения появилась сразу после послужного возвышения Сталина.

В апреле 1922 года Пленум прошедший после XI Съезда партии назначил Сталина на должность генерального секретаря, то есть главой партии (далеко ни кто не не загадывал). И уже в декабре секретарь Сталина Товстуха заполнил за него анкету, где поставил изменённый год рождения – 1879-й. И новое число двадцать первое декабря. С тех пор наш герой стал избегать процесса заполнения анкет. За него с этим делом стали справляться секретари. С их лёгкой руки ложная дата рождения стала официальной.

Но опять зачем? Возможно, он хотел забыть свои прожитые сорок с небольшим лет, или основательно запутать биографов желавших соваться в его жизнь.[44]

Но что же такого было в жизни Сосо или Кобы? Что внушало опасения Сталину?

 

***

Жизненный путь И.В. Сталина (Джугашвили) от безвестного функционера маленькой партии до хозяина огромной Советской империи интересен, людям двух профессий – историкам и диктаторам. Поскольку первые любят морализировать, а вторые действовать. Ну, а у нас уже появился некоторый накатанный путь и своя инерция любопытства. Так что хочешь, не хочешь, а читать надо.

- И так начнём с родителей Иосифа.

Будущий отец «вождя всех народов» в Гори был не коренным жителем. Семья его жила в деревушке Диди-Лило, где Бесо (Виссарион) и родился, а предки жили в горном селении – в Лиахвийском ущелье. Джугашвили, как и Геладзе числились крепостными крестьянами и принадлежали воинственным феодалам князьям Асатиани.

Заза Джугашвили – прадед Сосо, участвовал в кровавом крестьянском бунте, был схвачен, порот и брошен в тюрьму. Бежал, опять бунтовал, опять был схвачен и вновь бежал. Тогда-то он и поселился в деревне Диди-Лило, близ Тифлиса, там женился и наконец, обрёл покой.

Вано, сын старого бунтовщика, в бунтах не участвовал, тихо-смирно прожил свою жизнь. Зато, вроде как в назидание оставил после себя двух сыновей Бесо и Георгия. Дух деда ожил во внуках. Буйного Георгия как-то зарезали в пьяной драке. Бесо же, как и его брат, тоже преуспевший в драках и пьянстве, покинул тихое село и переехал в Тифлис. Там полуграмотный драчун и стал сапожником. Работал он на большом кожевенном заводе Адельханова, завод поставлял сапоги для войск на Кавказе. Возможно, по этой причине Сталин всю жизнь носил сапоги.

Как-то Бесо заехал в Гори к друзьям-сапожникам. Девяносто два сапожника жили в городке – самый могущественный ремесленный цех. Там он и увидел шестнадцатилетнюю Кэкэ. В Грузии девушки созревают рано – в шестнадцать лет, они считаются взрослыми женщинами… Полюбила ли она Бесо? У нищих людей, борющихся за существование, здравый смысл часто называется любовью. Она бесприданница, он – сапожник, имеет верный кусок хлеба. Это был удачный брак…

Бесо Джугашвили стал жителем города Гори. Грузинскую свадьбу, празднуют долго – по нескольку дней пьют гости, играют музыканты. Так что уже во время свадьбы Кэкэ смогла многое понять в своём избраннике. В Грузии пьют весело, с бесконечными тостами, много танцуют. Бесо пил тоже много, но как-то мрачно и страшно. Быстро пьянел а вместо грузинского славословья тут же лез в драку. Гнев сжигал этого человека. Чёрный, среднего роста, худощавый, низколобый, он носил усы и бороду. Очень на него будет похож Коба…

Кэкэ – миловидна, со светлой кожей, покрытой веснушками. Волосы у неё были густыми и рыжими, а это среди грузинских женщин имело особый шарм. Она знала грамоту и была религиозна. Как видим, супруги были несхожи.

Первые годы после замужества, Екатерина исправно рожала детей, но они умирали. В 1876 году умер Михаил, а затем Георгий. Природа будто противилась рождению ребёнка у мрачного сапожника.

– Мистика! – скажут многие.

Так, что с того в жизни, и она имеет место. А давайте-ка, не стесняясь, заглянем в эту тёмную спутницу бытия. В Гори возле развалин старого замка лежал старый камень – огромный и шарообразный. Народная легенда связывала его с гигантом Амирамом, который играл этим камнем как мячом. Амирам – герой кавказской легенды о Прометее. Но он был злым Прометеем, демоном разрушения и боги приковали его цепями к горам Кавказа. В Гори был древний обычай: в одну из ночей, все кузнецы стучали по наковальням, чтобы не ушёл со скалы этот злой и могучий дух.

Но тщетно стучали кузнецы шестого декабря 1878 года. У Кэкэ родился третий мальчик. Как молила она Бога даровать ему жизнь. Говорят, что обещала вырастить его и отдать на службу Богу! И свершилось: младенец остался жить.

- Этот мальчик будет играть земным шаром, как Амирам мячом.

Мальчик подрастал, он не был силачом, его нельзя даже было назвать крепышом. Рос Сосо маленьким и с виду хилым. Кроме того, в раннем детстве он перенёс два удара судьбы, печально отозвавшимися на его дальнейшей жизни. В 1885 году попал под лошадь, а через год перенёс тяжелейшее заболевание оспы. В результате чего остался на всю жизнь рябым и сухоруким.

Квартал, где находился домик Бесо, называли «русским»: неподалеку были казармы, где стояли русские солдаты. И дети часто звали Сосо «русским» – человек из русского квартала.

Это осталось в его подсознании. Мало вероятно, но вполне возможно из-за данного эпизода в нём никогда не просыпалось чувство грузинского национализма. Один первый, полудетский революционный псевдоним был связан с Грузией. Став профессиональным революционером, он жил в подполье под русскими именами. И о своей родине как-то высказался полунасмешливо:

– Маленькая территория России, именующая себя Грузией.

В те годы антисемитизм не был присущ Кавказу. Это была некоторая Вавилонская башня, здесь издревле жили бок о бок бесчисленные народы. Князь А. Сумбатов писал: «Грузия никогда не знала гонения на евреев. Недаром на грузинском нет оскорбительного слова «жид», есть «урия» – еврей.

Евреи в Грузии были мелкими торговцами, портными, ростовщиками и сапожниками. Они прекрасно тачали грузинские сапоги на любой вкус. И за то, что они были состоятельными, за то, что в совершенстве знали своё ремесло, их ненавидел пьяный неудачник Бесо. С раннего детства отец прививал Сосо начатки злобы к этому народу.

Бесо жил и работал тогда в Гори, по заказу Тифлиской фабрики Адельханова – тачал сапоги. И пил. А пил Бесо «по-чёрному», но главное, его сознание лишалось тормозов, и он становился неуправляемым. Несчастная Кэкэ, во время подобных пьяных ужасов, схватив перепуганного ребенка, убегала к соседям. Но она взрослела, тяжёлый труд закалял её, отпор молодой женщины с каждым днём становился сильнее, а пьяница Бесо слабел. Теперь Екатерина безбоязненно вступала в рукопашные схватки с мужем. Бесо стало неуютно в доме, он больше не чувствовал себя властелином, а без этого невозможно жить мрачному азиату. Потому видимо, он уехал в Тифлис.

С отъездом мужа Кэкэ продолжала исполнять обет: маленький Сосо должен стать священником. Но на учение нужны были деньги, и молодая женщина стала браться за любой труд: помогала убираться, шила, стирала. Она видела, у мальчика необыкновенную память, он способен к наукам и музыкален, а это так необходимо для церковной службы.

Но у сына, ради которого мать столько терпела, стало появляться чувство обиды. Именно тогда поползли тёмные сплетни о матери, которая ходит по домам богатых евреев. Так стал формироваться у Сосо несвойственный для Кавказа антисимитизм.

Его друг Давришеви вспоминал, как бабушка читала им Евангелие, историю предательского поцелуя Иуды. Маленький Сосо негодуя спросил:

– Почему Иисус не вынул саблю?

– Этого не надо было делать – ответила бабушка. – Надо было, чтобы он пожертвовал собою ради нашего спасения.

Но маленький Сосо не мог понять. И он решил сделать самое главное. Если евреи не приняли Христа, то пусть они примут свинью! Он уже тогда умел организовывать дела, оставаясь в стороне, страшась тяжёлой руки матери. План Сосо осуществили его маленькие друзья. Они впустили свинью в синагогу.

– Их разоблачили, но Сосо никто не выдал.

В 1888 году мечта Екатерины исполнилась: сын поступил в городское духовное училище. Попытаемся и мы увидеть нашего маленького героя глазами его сверстников: «На Сосо было новое синее пальто, красный шарф и войлочная шляпа». Одновременно произошла некоторая перемена и в жизни его матери. Кэкэ поменяла клиентуру: теперь она наводила порядок в домах его учителей.

Любимой игрой Сосо был «криви» (коллективный ребячий бокс). В Гори было две команды боксёров. Те, кто жил в верхнем городе, и представители нижнего. Они лупили друг друга беспощадно. Маленький Сосо был один из самых ловких драчунов. Он умел неожиданно оказаться сзади сильного противника и поддать тому. Но упитанные дети из нижнего города были сильнее.

Однажды, Церадзе, самый сильный боксёр города, предложил ему:

– Переходи к нам, наша команда сильнее.

Но Иосиф отказался, ведь в той команде он считался заводилой! И не Миша Церадзе, а он Сосо Джугашвили перетянул соперника в свою команду. Теперь их стало четверо, самых ловких и сильных. Петя Капанадзе, тот же Церадзе, Гриша Глурджидзе и он Сосо Джугашвили. Ребята безоговорочно выполняли все приказания своего д' Артаньяна – Сосо.

Став Сталиным и уничтожив почти всех сподвижников революционера Кобы, он сохранил в себе странную сентиментальную привязанность к друзьям маленького Сосо. В голодные годы войны, он исправно посылал Пете, Мише и Грише немалые по тем временам деньги. «Прими от меня небольшой подарок. Твой Сосо», – нежно писал шестидесятивосьмилетний Сталин в очередной записке семидесятилетнему Капанадзе.

Все четыре года в духовном училище Сосо был первым учеником. Он везде и всегда старался превзойти окружающих себя и стать лучшем среди других.

Но мы забыли про Бесо. Екатерина была венчана с Виссарионом, а церковь даёт развод по одной и единственной причине – неверность одного из супругов. В данном случае этого не наблюдалось, так что хочешь, не хочешь, живи. В крайнем случае, супруги могли разъехаться, что и происходило. Но Бесо возвращался к Кэкэ и устраивал погромы. Своеволие жены приводило его в ярость. Она мечтает о сыне священнике, этому не бывать, и он орал:

– Ты хочешь, чтобы твой сын стал митрополитом? Ты никогда не доживёшь до этого! Я сапожник и он будет сапожником.

Однажды, когда её не было дома, он тайком увёз мальчика в Тифлис и определил на фабрику Адельханова. Маленький Сосо помогал рабочим, прислуживал старикам, но, в конце концов, ему надоело смотреть на вечно пьяного отца, и он бежал к матери, а Бесо почему-то больше не возвращался в Гори.

Многие историки писали: «Погиб в пьяной драке», или «зарезан в пьяной драке». Но до нас дошли документальные свидетельства таинственного исчезновения отца. В 1909 году, когда Коба был арестован за революционную деятельность и отправлен в Вологду, сохранились «сведения о поднадзорном» из дела № 136 Вологодского жандармского управления. «Иосиф Джугашвили, грузин из крестьян. Имеет отца Виссариона Иванова[45] пятьдесят пять лет и мать Екатерину. Проживают: мать в Гори, отец имеет бродячую жизнь».

Тридцатого июня 1909 года вновь записано: «Отец Виссарион… ведёт бродячую жизнь». И вот в 1912 году в жандармских бумагах появились другие показания сына: «Отец умер. Мать живёт в Гори».

Что это? Страсть запутать жандармов? Или отец действительно был жив и где-то бродяжничал? И однажды попросту исчез? В пьяной драке когда-то погиб его брат Георгий. Не пытались ли подобным образом объяснить исчезновение самого Бесо?

 

***

В июне 1894 года пятнадцатилетний Джугашвили получил диплом с отличаем и рекомендацию в Тифлискую семинарию от руководства училища. Для ребёнка из простой семьи, о пьянстве и бродяжничестве отца которого, без сомнения знали священники, рекомендация была отметкой веры в способности и надежда на будущую жизнь мальчика.

Тифлиская духовная семинария, в которую Екатерина отдала своего сына, была не просто школой подготовки служителей культа. Поскольку царские власти не пожелали открыть в Закавказье университет, она стала единственным местом, где люди из малоимущих слоёв общества, могли получить некое подобие высшего образования. Наряду с теологическими дисциплинами в семинарии преподавали: латынь, древнегреческий и церковнославянский языки, а так же русскую историю и литературу. Отсутствие в этом плане, каких либо научных дисциплин и современных иностранных языков, пагубным образом сказалось на развитие передовой личности грядущего века.

Семинаристы жили по жёсткому расписанию и постоянно находились под контролем начальства, поддерживающего догматические мировоззрения. Как правило, такой диктат приводил к противоположным результатам, и списки ослушников постепенно стали превращаться в перечень лидеров революционного мышления.

   Незадолго до поступления Джугашвили в семинарию произошёл случай. В 1886 году один семинарист едва не зарезал ректора за то, что он отозвался о грузинском языке, как о языке для собак. (Этот ректор был зарезан немного позже в 1893 году). Тогда же после столь грозного скандала семинарию едва не закрыли, отчислив восемьдесят семь студентов, двадцати трём из которых запрещалось дальнейшее проживание в Тифлисе.

А Тифлис… Ах, Тифлис! Весёлый, пьяный, залитый солнцем город. Новый мир для нашего провинциала… Эта буйная тифлиская толпа в черкесках, говорливые ремесленники сидящие в своих мастерских, музыканты-зурначи, удалые кинто – уличные торговцы, которые всегда навеселе. Всё это пело, бурлило, смеялось и звало к радостям жизни.

Но об воспитанниках семинарии духовники-преподаватели успели позаботиться. Учащиеся жили в большом здании и были полностью отделены высокими стенами от соблазна южного города. Суровый аскетический дух служения Господу царил в семинарии. Ранним утром, когда особенно хочется спать, следует подниматься на молитву. Торопливое чаепитие, долгие классы, и опять молитва, затем скудный обед, короткая прогулка по городу, опять занятия и вот уже закрываются ворота обители учеников Господа. В девять вечера, когда город начинает свою жизнь, учащиеся должны отходить ко сну после вечерней молитвы.

Многие русские революционеры, которым было запрещено жить в столице, выбрали для жительства благодатный Тифлис. С ними, ради любопытства, встречались семинаристские мальчики. Познакомился с ссыльными и Сосо. Разговоры, как правило, заканчивались вручением нелегальной литературы. Так наш герой заимел «катехизис революционера». После отбоя, при свете огарка читал он совершенно иные заповеди.

«Катехизис революционера», написанный Сергеем Нечаевым (1869) – создателем тайного общества с характерным названием «Народная расправа»[46]. В наше время (пусть и смутное по определению вечных смутьянов) данную писанину отнесли бы в какой либо раздел порнографии (pornё – плохо, graphő – пишу). Катехизис предписывал порвать с законами цивилизованного мира:

«Наше дело – страшное, повсеместное разрушение…

Быть беспощадным, но не ждать пощады к себе и быть готовым умереть.

Для дела разрушения строя проникнуть во все круги общества, включая полицию…

Эксплуатировать богатых и влиятельных людей, подчиняя их себе.

Усугублять всеми средствами беды и страдания народа, чтобы исчерпав его терпение толкнуть на восстание…

Соединиться с диким разбойным миром, этим единственным революционером России…

У каждого «посвящённого» должно быть под рукой несколько революционеров «второго и третьего разрядов», то есть не совсем посвящённых. На них он должен смотреть как на часть общего капитала, отданного в его полное распоряжение».

  Эти пункты были особенно привлекательными, они вызывали испуг и сладкую дрожь семинаристов.

Марксизм быстро завоевал Тифлисскую духовную семинарию. Семинаристам легко было усваивать марксистские идеи: жертвенное служение нищим и угнетённое презрение к неправедному богатству, обещание царства справедливости с воцарением новой мессии – Всемирного пролетариата – всё это отчасти совпадало с тем, что было посеяно религиозным воспитанием. Отменялся один Бог. Но взамен они получали возможность жить в миру и наслаждаться его утехами. В данном катехизисе они уловили суть: отменялся постулат мало понятный их возрасту «добром отвечать на зло», зато вместо этого, юным дикарям, сынам воинствующего народа, даровалось право быть беспощадным к врагам их новой мессии. Враг тоже был конкретно определён.

Вопрос маленького Сосо: «Почему Иисус не вынул саблю?» – был решён. И главное: униженное положение большинства из них, находившихся внизу социальной лестницы, объявлялось неправомерным. Они сами могли его изменить.

Так Сосо стал постоянным слушателем всех марксистских диспутов. И всё заманчивее стало звучать для горного нищего мальчика великое обещание революции: «Кто был никем, тот станет всем». Почти как в Евангелие: «…И первые станут последними, а последние – первыми».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!