ГЛАВА 3. Средства эмоциональной фонетики в ее устной реализации.



 

       §.1. Собственно эмоциональные средства.

       п.1.Удлинение гласных.

       Как уже было сказано выше, первостепенную роль в апеллятивной фонетике играют долготы. Одно и то же средство используется для выражения различных эмоций.

       Например:

       "[ ]осподи, какой кошмар!

       [у]жас, Лиза!" (негодование)

       "А у вас на лице написано, что вы филологи - [э] "(злорадство)

       "Н[у]?!" (у переходящее в о), (нетерпение - во время просмотра футбольного матча, в напряженный момент ).

       "[ои], Лизка, "Свит Хармони" здесь есть, на последнем месте!"( радость) "[ои], что это?" (удивление).

        "Да, н[у], контрольная - списать лекцию и в[с'о]!" (ирония)

       "Ты, [ч'о], рис[у]ешь там, что ли?" (возмущение)

       "Да отвал[и] ты" (недовольство)

       "Ч[о?], страдаешь?"(проявление доверительности + снисходительное отношение)

       "Т[а]к, а у меня целенький!" (злорадство)

    "Он назвал меня алкоголиком!"

        "[хто]?" (очень огубленное [о] - возмущение)

       "Смотри глазки потупила! О-о-о!" (умиление)

       "Лиза, такими перцами кормили богов на Олимпе"

       "О-о-о!" (всеобщий возглас восхищения).

       Как видим удлиняются только ударные звуки. Неударные же звуки сокращаются в длительности, происходит ослабление интенсивности заударных гласных. Возможно полное выпадение отдельных слогов (об этом смотри ниже). Однако, утверждение о сокращении длительности неударных звуков требует экспериментальной проверки, при помощи специальных приборов, поскольку это явление было обнаружено при аудитивном анализе, а инструментальных исследований не проводилось.

       С.И.Бернштейн, исследователь творчества А.Блока, предполагает, что растяжения ударных гласных в декламации Блока, представляя собою несомненные уклонения от норм практической речи, коренятся с одной стороны в тех речевых тенденциях, которые заложены в природе стиха, с другой- в эмоциональном стиле произнесения. Далее, С.И.Бернштейн пишет:"... эмоциональная речь в устах русских произносителей вообще склонна к нарушению установленных практической речью норм длительности."[15]

 

       п2. Удлинение согласных.

       Довольно часто в эмоциональной речи встречается удлинение согласных, хотя и несколько реже, чем гласных.

       "- А Таня еще вот так плечами делает...

       - [фу] " (презрение)

       "[ч']орт, так горло болит" (досада)

       "[ш'ъс]..." (недоверие, презрение к собеседнику, аллегровые остатки от "сейчас")

       "к[л]асс, а!" (восторг)

       "[с]коты, а?!" (недовольство)

       "я [з]аболел, как [с]винья " (злость, досада)

       "к[аз]ел!" (злость, досада)

       "Дурак!" (начальный [д]- долгий, долгота которого заключается в выдержке затвора перед взрывом (чем более резко, тем передает большую эмоциональную окраску))

       "[Н]ет, пожалуй не стоит" (сомнение)

       "[н]у, [м]ожно... не знаю" (размышление)

       "[л]учше, наверное, в парк пойти".

       Удлиняются чаще всего начальные согласные. Чаще всего удлиняются щелевые, как перед гласными, так и перед другими согласными. В удлинении щелевых согласных нет ничего противоестественного. При образовании щелевых согласных активный орган лишь приближается к пассивному, образуя узкую щель. Шум при образовании щелевых получается в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки щели. Так как шум образуется при этих звуках через щель, а это прохождение может длиться больше или меньше, то щелевые согласные называют также длительными, их можно тянуть в пении.

       Удлиняются и сонорные согласные, что объясняется, очевидно их артикуляционной близостью гласным, и, отсюда, легкостью их удлинения. Удлинение согласных позволяет, как пишет Иванова Е.И., "фонетическими, то есть более компактными, средствами передать максимум вложенных в них душевных сил и эмоций."[16]

 

       п3. Нарушение единоударности слов                                   (Скандирование).

       Несколько реже, чем отражено в "Повести о Сонечке", используется в живой речи скандирование. И это можно понять. Ведь речь Сонечки- это речь актрисы, несколько более манерной, несколько более импульсивной, нервной, несколько более играющей на публику, чем мы с вами. Поэтому в ее речи чаще используются средства эмоциональной фонетики.

       Суть скандирования - особенно отчетливое произношение слов для выражения значимости этих слов для говорящего и, соответственно привлечение к ним внимания слушающего.

       Традиция подразумевает под скандированием:

       а). нарушение единоударности слов

       б). напряжение при произнесении.

       - Я не же-ла-ю с тобой разговаривать!

       - [Ни-чи-во] себе! Мне Паша тут такие прибамбасы показал (удивление) - Мы на "Мертвой петле" катались [Каш-мар]!

       - Нет, ты не понимаешь. Давай я тебе [мед-лен-на] и три раза объясню (раздражение).

       Обратимся к работам Л.В.Щербы "О разных стилях произношения..."[17] и “Фонетика французского языка.”[18] Л.В.Щерба предлагал "различать для простоты всего два стиля: один - свойственный спокойной беседе людей, другой, который мы употребляем, когда хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова; первый мы будем называть разговорным стилем, второй - полным. "Я-зы-ка-вы-е а-со-бе-нна-сти" полного стиля превращаются в " з кавы " асоб нн сти "разговорного".[19]

       Полный стиль представляет собой отчетливое, тщательное, возможно даже нарочито тщательное, произношение. Полный стиль используется при чтении важных официальных сообщений, при обращениях к большой аудитории, используется при диктовке, при обучении правильному произношению и т.д. "Когда хотим привлечь внимание на то или другое слово или даже часть его, когда тянем слова в недоумении или удивлении". [20]

       Для полного стиля характерна установка на стопроцентное восприятие и понимание речи. Говорение полным стилем оказывает определенное эмоциональное воздействие на слушателя. Говорение полным стилем - это своего рода искусство, которому можно и нужно учиться. В фонетическом плане артикуляция полного стиля характеризуется напряженностью произносительного аппарата, что обуславливает четкость, отчетливость произношения. Это затрагивает в первую очередь безударные гласные. Л.В.Щерба замечает в работе “О разных стилях произношения”, что “полные формы в сущности в обычной речи никогда не употребляются”.

       Таким образом, в нашем случае мы сталкиваемся с использованием явлений полного, или иначе “высокого” стиля, в качестве эмоционально-экспрессивного средства (об использовании явлений “сниженного” стиля смотри ниже. § 3 Использование элементов просторечия в качестве эмоционального средства).

 

       п.4. ВЫПАДЕНИЕ ЗВУКОВ.

       Явление, противоположное скандированию, - деформация и выпадение одного или нескольких звуков - может также являться средством эмоциональной фонетики.

       - “Стри (=смотри), как грунт вылетел! (сильное возбуждение при просмотре гонок “Формула-1”).

       - [сматри], какой у меня,

        [смари], какой у меня (=смотри) (о воздушном шарике, восхищение).  

       -... вы [тр]щила глаза (недовольство).

       “- Девицы, вы [ч’о], совсем, что ли?

       - [паш‘и штъ]! (радостно).(почти что)

       Итак, это может быть сильная редукция безударных гласных вплоть до нулизации; упрощение групп согласных. Все это элементы разговорной речи, однако здесь они несут еще и эмоционально-экспрессивную нагрузку.

 

       п.5. ПРИДЫХАНИЕ.

       В нормальной речи “наибольшим придыханием характеризуются звуки, стоящие в абсолютном конце слова, наименьшим в начале слова”.[21] В эмоциональной речи же придыхание может появляться в начале слова. “Одним из важных условий, способствовавших увеличению длительности придыхания, является большая воздушность и меньшая напряженность произношения. Поскольку начальные слоги слова обычно по своему положению напряжены больше, чем последние, особенно конечные, постольку согласные неначальных слогов характеризуются меньшим моментом придыхания”.[22] Итак, придыхая в начале слова, мы затрачиваем больше напряжения. Так как это противоречит норме, то, естественно, привлекает к себе внимание, чего и добивается человек в эмоциональной речи.

       [каз‘ол]! (злость, раздражение) придыхание перед заднеязычным [к], который из смычных характеризуется наибольшим придыханием).

       Да [к]ак ты смеешь так говорить?! (ярость) придыхание перед [к].

       [пашол] ты! (недовольство) придыхание перед [п].

       Иногда придыхание может появляться перед гласными (при произношении некоторых междометий).

       “- На самом деле я хочу, чтобы ты что-нибудь сказала.

       - [hа]!.. (понимающе)”. Придыхание перед [а].

       Звук получается более сдавленный. Выдыхательный тон, необходимый для произношения звука, проходит сначала через открытую голосовую щель, которая лишь потом сужается для голосовых вибраций.[23]      

       Иногда перед некоторыми междометиями может появляться не придыхание, а скорее твердый приступ как в немецком языке.

       [ъх] ты, гад!

       Твердый приступ перед [ъ]. Само слово произносится очень коротко с большим напряжением. Твердый приступ передает большую эмоциальную окраску.

 

       п.6. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ФОНЕМ.

       а). Сверхнапряженное [и].

       Иногда в речи для выражения особенно сильных эмоций используется так называемое сверхнапряженное [и].

       “Куда идем мы с П[и]тачком!” (бурная радость, “телячий” восторг).

       “В[и]-зёт! Нашла чему завидовать!” (сильное возмущение).

       Интересно заметить, что в обоих случаях происходит перес ударения на первый слог. Видимо потому, что произносить такой [и] значительно труднее, чем обыкновенный, все напряжение и ударение переносится на него. Ну и, конечно, же для того чтобы подчеркнуть, выделить этот не совсем обычный звук. Также этот звук характеризуется еще и долготой.

       С.С.Высотский говорил: “У нас есть понятие вульгарного (условно говоря) иканья - это резко напряженное иканье - в[и]сна, п[и]ры, п[и]рог. Это [и] режет слух, это иканье мы транскрибируем как не просто напряженное, а сверхнапряженное, и оно дает характерные призвуки”.[24]        

       Далее Высотский связывает иканье и эканье со стилем: “если что-нибудь такое серьезное - еканье; если что-то бытовое, небрежное - иканье.”[25] 

       б). Глухой “йот”.

       Иногда в эмоциональной речи появляется щелевой срединный согласный [с] (или глухой “йот”). В таких, например, словах:

       Сто[c]! Отда[c]! и т.д.

       Впервые этот звук в русской речи открыт А.А.Реформатским в 1948 г.

 

       п.7. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

       Хотелось бы упомянуть еще о некоторых явлениях, характерных для устных высказываний в состоянии эмоционального напряжения. Характерно колебание уровня громкости (наблюдаются резкие пики вверх, число которых возрастает по сравнению с речью в нормальном состоянии); высказывания могут прерываться смехом, и часть слов произносится во время смеха; могут наблюдаться оговорки; семантически нерелевантный повтор слов, слогов; возникновение своеобразных заиканий.

       Такие своеобразные заиканья могут возникать, когда произносится достаточно длинный эмоциональный монолог, причем говорящий особенно сильно переживает какие-то эмоции. Например:

       д/дня через два,

       шла кр/кровь,

       п/представляешь, какой ужас.

       Это явление вероятно отражает нечто большее, чем затруднения, связанные с организацией планирования высказывания в состоянии эмоционального напряжения. Хотя вероятно, что вследствие неспокойного состояния, человек вынужден повторить начатое слово или звук, чтобы получить время для подготовки содержания высказывания.

       Также может наблюдаться сильное выпячивание губ при произношении гласных и согласных.

       Средством выражения эмоционального состояния являются также и интонационные конструкции, однако это уже не предмет данного исследования.

            § 2. ФОНЕТИКА МЕЖДОМЕТИЙ.

       Особое место необходимо выделить для фонетики междометий, поскольку много особенностей эмоциональной речи обнаружено именно в фонетике междометий.

       Междометия противопоставлены основному лексическому составу языка по своему лексическому значению. Это само по себе эмоциональная лексика.

       Междометия являются особой фонетической подсистемой. М.В.Панов в своей книге “Русская фонетика”, рассматривая подсистему заимствованных слов говорит: “Другую, тоже периферийную подсистему, реализуют междометия”.[26]              

 

       п.1. МЕЖДОМЕТИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ[27]

       Междометие - неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. По своей внешней форме междометия чаще всего являются короткими выкриками или звукоподражаниями. Междометия не являются ни знаменательной, ни служебной частью речи.

       От знаменательных слов они отличаются отсутствием номинативного значения (выражая чувства и ощущения, междометия не называют их), в отличие от служебных частей речи междометиям не свойственна связующая функция.

       Междометия являются характерной принадлежностью устной речи, поэтому их значение часто становится понятным лишь в сочетании с определенной интонацией, а иногда в сопровождении тех или других жестов и мимики.

       По своему значению междометия распадаются на две большие группы:

       а) .междометия, выражающие чувства и

       б).междометия, выражающие волеизъявлеяния.

       Междометия первой группы выражают различные эмоции говорящего, его отношение к окружающему, к речи и действиям собеседника. Здесь выделяются следующие виды междометий:

       1. Междометия, выражающие различные эмоции говорящего.

       2. Междометия, выражающие эмоциональную характеристику, оценку обстановки или состояния говорящего.

       3. Междометия, выражающие отношение к речи своей или собеседника, ее общую эмоциональную оценку.

       К этой же группе примыкают бранные междометия, являющиеся реакцией на слова собеседника или на какое-нибудь явление.

       Вторую группу составляют междометия, выражающие волеизъявление, призыв или побуждение к действию.

       (Это хорошо вписывается в известную нам концепцию Н.Трубецкого (см. выше)).

       Итак, мы видим, междометие - это совершенно особая часть речи, которая уже в себе самой несет заряд эмоциональности, выражая эмоции или побуждение к действию.

 

 

п.2. МЕЖДОМЕТИЕ - ЯВЛЕНИЕ “НЕКАНОНИЧНОЙ” ФОНЕТИКИ.

       К данной работе хотелось бы привлечечь статью А.А.Реформатского “Неканоничная фонетика”. А.А.Реформатский говорит, что название “неканоничная фонетика” - условное. Н.В.Юшманов называл эту лингвистическую область “экстранормальная фонетика”.

       А.А.Реформатский пишет, Эти явления не укладываются в канон, т.е. в обычные фонетические нормы данного языка либо потому, что среди них встречаются такие “звуки”, которые нельзя соотнести с нормальными фонетическими реализациями “законных фонем” языка, либо такие, которые встречаются в необычных сочетаниях или в необычных позиционных условиях.[28]            

       “Возможность вовлекать в круг неканоничной фонетики те или иные факты контролируется следующими признаками:

       1. имеет ли данный факт знаковое качество,

       2. выступает ли он в коммуникативной, номинативной, семасиологической, апеллятивной или экспрессивной функции и

       3. обладает ли он фонетическими свойствами, т.е. производится ли он звукообразующими органами человека и доступен ли он слуховому восприятию”.[29] 

       Междометия отвечают всем трем признакам. они имеют знаковое качество, выступают в апеллятивной или экспрессивной функции и обладают фонетическими свойствами.

 

п.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ МЕЖДОМЕТИЙ НА ВДОХЕ

       Следует оговориться, что для междометий характерно также удлинение гласных, удлинение согласных, придыхание. Однако об этом уже много говорилось выше. Обратимся теперь к характерным особенностям именно междометий.

       Ряд междометий может произноситься на вдохе. Такое произношение характерно для особых речевых ситуаций - выражение сильной радости, удивления или испуга.

       В дипломной работе студентки Бакулиной Н.С. “Эмоционально-фонетические подсистемы языка: фонетика скороговорок, фонетика междометий” такие ситуации названы ситуациями выражения гипертрофированных эмоций.[30]

       Примеры:

       О-h-оо (на вдохе)! Смотрите, что у него! (возмущение).

       “А- -а-а (на вдохе)! Что это?! (радостное удивление).

       “О-оо (на вдохе), завтра итальянский. А я ничего не сделала” (жалоба).

       “А-а-ах (на вдохе)! Ма-ма! Бат’шки” (удивление).

       Наша артикуляция настроена на произношение на выдохе, поэтому произношение на вдохе является яркой отличительной чертой междометий.

 

п.4. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ В АБСОЛЮТНО СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

       В зависимости от характера выражаемых эмоций гласные междометия “а”, “э”, “о”, “у” могут иметь две наиболее характерные реализации: основную и закрытую.

       “Эти реализации обнаруживают достаточно последовательную зависимость от характера выражаемых эмоций.

       Основная реализация типична для передачи спокойных, несильных эмоций.

       При усилении выражаемых чувств наблюдается появление закрытой реализации, что можно объяснить усилением мышечной напряженности в органах речи”.[31]

       Так, например, при выражении эмоции испуга междометие “а” произносится как очень закрытый звук, коротко и на вдохе, даже похоже на икание - звук ”неканоничной фонетики”, следуя термину А.А.Реформатского.

       Другой пример - также выражение испуга. Записано в следующей ситуации: информант, пытаясь удержать падающие с полки книги, восклицает:

       “[а]п, тип, тюп, тюп!” закрытая реализация.

       “Особенности фонетических реализаций гласных междометий противоречат учению МФШ о позициях, вариантах и вариациях.

       Все гласные междометия находятся в речи в абсолютно сильной позиции: перцептивно сильный - так как, находясь в условиях изолированного произношения, гласные междометия не испытывают на себе влияния других звуков; и сигнификативно-сильной - так как в самостоятельном слове, состоящим из одного гласного, только этот гласный и будет ударным.

       Согласно учению МФШ, в абсолютно сильной позиции гласная фонема должна быть представлена своим основным аллофоном, т.е.

       <а> ® [а]

       <э> ® [э]

       <о> ® [о]

       <у> ® [у]

       В гласных междометиях мы имеем следующие реализации гласных фонем в абсолютно сильной позиции:

        

           [а]                                          [o]  

<а>                                           <о>                

              [а]                                          [o]     

             [ э]                                        [у]

<э>                                       <у>  

                   [э]                                                [у]   

Таким образом, в абсолютно сильной позиции гласная фонема оказывается представлена как своим основным аллофоном, так своей вариацией, что противоречит теории МФШ.”[32]

       Итак, можно говорить об особом фонемном составе гласных междометий, в который войдут в качестве самостоятельных фонем закрытые реализации.

 

       п.5. ОТСУТСТВИЕ РЕДУКЦИИ

       Очень интересным явлением, наблюдаемым при изучении междометий является отсутствие качественной редукции гласных в сигнификативно слабой позиции:

       [o o o], [o o o’и], [ajaja’и] и т.д.

 

       п.6. НАЛИЧИЕ В ФОНЕТИКЕ МЕЖДОМЕТИЙ ОСОБЫХ ФОНЕМ,

       В междометиях русского языка представлено большое количество “неканоничных” звуков, т.е. звуков не соответствующих кодифицированной системе.

       Н.В.Юшманов в своей работе “Экстранормальная фонетика” (1946. Рукопись. Архив АН СССР, ф.77, оп.5, №251) включает в факты экстранормальной фонетики:

       I. Звуки, входящие в междометия, но не входящие в другие части речи.

       II. Звуки, встречающиеся только в одном слове данного языка.

       III. Звукосочетания, не встречающиеся в основной части словаря данного языка.

       IV. Звуки и сочетания, встречающиеся только в чужеязычном фонде данного языка и компенсируемые массой говорящих посредством приблизительно подходящего материала из нормальной фонетики родного языка.

       V. Особенности произношения данного языка в устах разных групп общества.[33]

       Итак, какие же “неканоничные” звуки удалось выявить?

       1) Появление гортанно-носовой фонемы.

       Часто в междометиях встречается согласный, образующийся в гортани. А.Б.Пеньковский определяет этот звук как гортанную смычку-[?]. Полость рта при этом закрыта, а выдыхаемая воздушная струя проходит через носовую полость. При удлиненном произношении носовой оттенок становится заметнее.[34]

       Этот появляющийся призвук по своей природе идентичен губному имплозивному спиранту [м], произносимому с закрытым ртом.

       Примеры:

       “А-м-м... А мне конфет.”

    “У-у-м-м, я вчера обалденную кассету купил!”

       Такой же звук встречается в междометиях “гм” и “мда”, или “нда”:

       “Г[м],[ч’о] ж делать то ?”

       “- Все хорошо, что хорошо кончается. 

        - [ндэ].”           

       Н.В.Юшманов называет такие слогофонемы “гортанно-носовыми”.

       2) Реализация согласного звука в междометиях типа “ага” различна. Наиболее часто встречается произношение [a a’] и [aha’]: с фрикативным [ ] и гортанным [h] Оба звука не входят в систему КЛЯ: употребление [ ] рассматривается как факт просторечия, такой звук встречается только в некоторых словах русского языка ( в слове бо[ ], бла[ ]о и некоторых других); а звука [h] в русском языке вообще нет.

       Почему же звук [ ] появляется у людей, владеющих орфоэпической нормой? Можно предположить, что дело здесь в экспрессивном эффекте, производимом употреблением фрикативного [ ] на фоне обычной, т.е. не “ акающей” речи. Этот эффект достигается вкраплением любого произносительного иноязычия- звука другой речевой системы на фоне нормальной фонетики данного языка.

       3) “Неканоничные” аффрикаты.

       а) Интересно отметить появление в междометиях долгих аффрикат [ц] и [ч], употребляемых для призыва к тишине.

       Удлинение звуков происходит, по-видимому, за счет увеличения времени смычки.

       По классификации Н.В.Юшманова это сибилянтные свистяще-шипящие слогофонемы.

       б) Еще одна “неканоничная” для русского языка аффриката [пф] (“пфу”). Также может появляться зубно-губной или межзубно-губной [тпу] (“тьфу”).

       Используется исключительно для выражения эмоций презрения или недовольства .

       в) Для некоторых междометий характерно появление особых щелкающих, или “сосательных ” звуков. Их артикуляцию описывал Л.Р.Зиндер. Он считает, что по характеру шумообразующей преграды эти согласные- смычные. При раскрытии передней смычки язык после “сосущего” движения, произносимого всей его массой, постепенно отделяется от неба, причем несколько скользит назад. Так получается аффриката.[35]

       Такие междометия используются преимущественно для выражения эмоций недоверия или удивления.

       4) Появление билабиального [в].

       Для выражения радости или радостного удивления студентами используется междометие [w]ау с билабиальным [в].

       Например:

       “[w]ау, какая штука смешная получилась!” (радость+ удивление).

       “[w]ау! Кто пришел. ” (радость)

       Или просто короткий радостный возглас: [w]ау!

       В русском языке отсутствует билабиальный [в], поэтому этот звук также принадлежит “неканоничной ” фонетике.

       Почему появляется такой звук?

       Можно предположить, что он взят из английского языка. Автору приходилось слышать это междометие только от студентов-филологов, как известно, активно изучающих иностранные языки. Студенты-нефилологи такого междометия не употребляют.

       Может быть здесь есть элемент какой-то бравады, желание вкрапливать в свою речь элементы иноязычной фонетики. Т.е. опять та же экспрессивная функция, о которой говорилось в п 9.2.

       Необходимо ответить, что “неканоничные” звуки междометий не являются произвольными или случайными. Так или иначе они являются фактами системы. За ними закреплено выражение определенных эмоциональных смыслов, и всеми носителями данного языкового коллектива они воспринимаются как значимые звуковые единицы. Т.е. можно говорить о том, что “неканоничные” звуки междометий определенным образом фонологизировались в нашем языковом сознании.

       “Не следует думать, - пишет А.А.Реформатский,- что факты неканоничной фонетики-ничейные... Если они лингвистически фонетичны, то они всегда соотносимы с каноничными фактами того или иного языкового идиома.”[36]

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!