В.22 Понятие программы, команды. Структура команды на языке Turbo Pascal
Программа - алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования.
Команда - описание действий, которые должен выполнить компьютер.
Оператор - команда языка программирования высокого уровня
простая программа:
В.23 Переменные. Типы переменных, правила написания.
Переменная – это объект языка, который указывает на место в памяти, где хранятся значения. Переменная может принимать различные значения и, в процессе работы программы, изменять эти значения. Изменение переменных – это ключевая идея работы любой программы. Переменные используются для работы с числами, текстом, булевыми значениями и любым другим видом данных.
В.24 Операторы ввода и вывода текста и переменных. Диалоговый режим
Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране), существуют процедуры ввода и вывода. Существует две формы процедуры ввода:
read и readln:
read (xl, х2 , хЗ...) ;
Процедура read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введенные значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел». Для окончания ввода (завершения работы одной процедуры read) нажимается клавиша <Enter>. Если же в программе есть несколько подряд идущих процедур read, то данные вводятся потоком, т.е. без нажатия <Enter>:
|
|
read (xl, х2 , хЗ...) ;
Процедура readln аналогична предыдущей, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения процедуры readln курсор на экране монитора переходит на новую строку.
В результате выполнения данной процедуры значения переменных xl, xl, хЗ... будут выведены на экран монитора. Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри процедуры write этот текст записывается в апострофах
Процедура writeln аналогична процедуре write, отличие заключается в том, что ПОСЛЕ выполнения процедуры writeln курсор переходит на одну строку вниз. Процедура writeln может использоваться без каких-либо параметров - в этом случае после выполнения такой процедуры курсор просто перемещается на одну позицию вниз, гак, например, выполнение последовательности команд:
writeln; writeln; writeln; writeln; writeln;
приведет к тому, что курсор опустится на пять строк вниз.
В.25 Полный условный оператор
Условный оператор IF служит для программирования ситуаций выбора (моделирования различных вариантов развития ситуации, с которым мы сталкиваемся в жизни, но теперь уже внутри программы).
Структура условного оператора. Блочность
Условный оператор в общем виде состоит из трёх частей:
|
|
Полная форма -- форма оператора if, в которой присутствуют обе ветки -- и then и else
var a,b: integer;
begin
writeln('vvedite dva celih chisla: ');
readln(a, b);
if (a > b) then // сравниваем
begin
writeln(22);
writeln(555);
end;
readln();
end.
В.26 НЕполный условный оператор
Неполная форма -- форма в которой присутствует только then.
if (a > 5) then
b := 2 // в ветки истинности одно действие
В.27 Сложные составные условия
Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций:
– НЕ (отрицание, инверсия);
AND – И (логическое умножение, конъюнкция, одновременное выполнение условий);
OR – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий);
XOR – исключающее ИЛИ (выполнение только
одного из двух условий, но не обоих).
Простые условия (отношения):
< (меньше);
<= (меньше или равно);
> (больше);
>= (больше или равно);
= (равно);
<> (не равно).
Порядок выполнения (приоритет = старшинство):
выражения в скобках;
not;
and;
Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.
|
|
Пример #1. Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c := 4.
1.not (a > b) - истинно (верно, выполняется);
2.(a < b) and (b < c) - истинно (верно, выполняется);
3.not (a >= b) or (c = d) - истинно (верно, выполняется);
4.(a < c) or (b < c) and (b < a) - истинно (верно, выполняется);
5.(a < b) xor not (b > c) - ложно (не верно, не выполняется).
Пример #2. Для каких значений x истинны условия.
1.(x < 6) and (x < 10) - для всех x < 6;
2.(x < 6) and (x > 10) - нет таких значений;
3.(x > 6) and (x < 10) - для всех х из интервала (6; 10);
4.(x > 6) and (x > 10) - для всех х > 10;
5.(x < 6) or (x < 10) - для всех х < 10;
6.(x < 6) or (x > 10) - для всех x < 6 и для всех x > 10;
7.(x > 6) or (x < 10) - х - любое;
8.(x > 6) or (x > 10) - для всех х > 6.
Задача #1. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).
· program qq;
· var x : integer;
· begin
· writeln ('Введите возраст');
· readln (x);
· if (x >= 25) and (x <= 40) then writeln ('Подходит')
· else writeln ('Не подходит');
· readln;
· end.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!