Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?



 

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» завершил линию в собственном творчестве, связанную с духом романтизма. В произведении затрагиваются важные темы, в число которых вошла и тема свободы. Центральной фигурой повествования стал образ юноши, которого в возрасте шести лет взял в плен русский генерал. Один монах, встретившийся на пути следования мальчика из Тифлиса, «призрел» его, выходил и вырастил. Мцыри всё равно не испытывает чувства благодарности по отношению к церковнику. По каким причинам герою произведения его приют в «святой обители» не приглянулся? Существует непосредственная связь между ответом на этот вопрос и ключевой темой поэмы. Для Мцыри нет иной жизни, как свобода на просторах Родины. Больше всего, герою не хотелось, бы жить на чужой земле, или умереть «рабом и сиротой». Жизнь в монастыре подразумевает физическое рабство и духовный плен, так как Мцыри не обладал правом на выбор во время пребывания в стенах обители. Герой «во свете лет» должен был «изречь монашеский обет». Персонаж в душе ощущал себя ребенком, хотя он «судьбой монах». Из-за духовного заточения герой лишается прелестей «разгульной юности», следовательно, он не имеет возможности полноценно жить. Мцыри упрекает Монаха в том, что тот свою жизнь прожил на собственное усмотрение: Тебе есть …что забыть, …я также мог бы жить! Стремление покинуть плен безволия становится толчком к совершению Мцыри отчаянного поступка: побега. Он хотел попасть к людям, которые «вольны, как орлы». В поэме, как и подобает романтическому произведению, мечта о свободе разбивается о реалии жизни. Герой вынуждено возвращается в обитель, хотя не испытывает сожаления по поводу своего побега. Он уверенно утверждает, что его жизнь без этих дней, когда он сумел ощутить вкус свободы, была бы печальной и мрачной.

 

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

 

Мечта и действительность оказались слишком противоречивыми понятиями для персонажа с трагической судьбой - семнадцатилетнего юноши по имени Мцыри. Его рассматривают в качестве символа свободы в произведениях русской литературы. О нём В. Белинский написал такие строки: »огненная душа… могучий дух...!». В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества ('Я …не мог сказать …слов 'отец' … 'мать'), но в голове его всё время роились мысли, связанные с родиной, где он рос. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа. В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Не дожидаясь события своего посвящения в монахи, парень принимает решение о побеге из стен монастыря с целью воплощения собственных грёз в жизнь. Композиционно поэма выстроена таким образом, что небольшому промежутку времени, на протяжении которого Мцыри пребывает в бегах (3 дня), отведено всё содержание произведения. Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку. Хотя настоящая его мечта, связанная с возвращением на родину, не сбылась: ведь всё в природе намного сложнее. В реальности персонаж становится участником конфликта с действительностью: во время схватки с барсом Мцыри получает ранение, но одерживает победу над ним. Покинув лес, он видит монастырь - свою тюрьму, из которой сбежал. Парню ничего не остается делать, и он обессиленный остаётся лежать под жгучим солнцем. У Мцыри душа романтика, поэтому ему свойственно идеализировать жизнь на воле. Возможно герою удалось смириться с собственным роком. Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.

 

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

 

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» стремился идеализировать стойкость, решительность человека, обладающего способностью к ведению борьбы за свою свободу. Жестокой реальностью герой был обречен на страдание из-за тоски по родной земле. В его жизни отсутствовал всякий смысл, так как герой произведения находился далеко от отчего дома, к тому же, ещё и в неволе. Монастырь, в котором жил Мцыри, превратился тюрьму для него. Только мечтая, он мог радоваться и надеяться на светлое будущее. Грёзы помогали преодолевать парню чувство невыносимой горести по родному краю, которая жгла его «пламенную грудь». Обладая невероятной смелостью, желанием вести борьбу за свободу и воцарение гармонии в душе, юноша решается на побег из стен монастыря. Мятежная натура Мцыри не могла смириться с унылым монастырским существованием. Его не пугает устрашающий, могучий пейзаж грозы, или буря, - только бы оказаться на воле. Страшнее всего для героя оставаться пленником этих четырех монастырских стен: «Обняться с бурей …рад». Свобода ему подарила три чудесных дня, которые он провёл наедине с природой. Именно она стала источником обретения собственного «Я» для Мцыри, которое он мечтал отыскать. Стремление его жизни и причина бегства заключались в том, чтобы «Прийти в родную страну». Фантазии парня были воплощены в реальность столкновением мечты с действительностью. Мцыри ждала схватка с барсом. Герой выжил, и понял, что наделен такой силой, которой обладали его предки. Это стало доказательством того, что душа персонажа живет на родине, а тело пребывает от неё вдали. Событие стимулировало героя к продолжению пути к заветной цели – воплощению мечты в жизнь. И не важно, что ожидает парня впереди - голод, жажда или смертельные раны. Мцыри пришлось вернуться назад – в тюрьму, отнявшую у него когда-то свободу. Там он умирает, и жалеет лишь об одном, что похоронят его не на территории родной земли. По мнению Лермонтова, нужно вести борьбу за духовную свободу.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1027; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!